Простите за беспокойство Ваше Высокопреосвященство — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Простите за беспокойство Ваше Высокопреосвященство

2020-10-20 157
Простите за беспокойство Ваше Высокопреосвященство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     Т аким образом, то, что Христо Зафиров был «попом с большой бляхой» мне было известно давно, но это обстоятельство долгое время не имело для меня никакого значения, и я даже стал о нем забывать.

     Но вот я вознамерился начать поиск информации о маминых корнях.  Дед к этому моменту уже давно умер, да и вряд ли он смог бы мне чем-либо помочь, что- либо добавить к тому, что уже рассказал. Таким образом, когда я в исследовании маминых корней добрался до Христо, мое представление о нем не содержало ничего, кроме пресловутого «попа с бляхой».

     И, для начала, я сделал первое, что приходит в голову любому современному человеку, когда ему нужно найти какую-либо информацию - воспользовался Интернетом! Не мудрствуя лукаво, я набрал в яндексовском поисковике «Христо Зафиров» и нажал «Найти».

     При этом, откровенно говоря, я практически не надеялся что-либо получить. Во - первых, интересующая меня информация касалась личности человека, жившего очень давно. Если судить по году рождения его сына (1880-й), Христо должен был родиться не позднее конца 50-х годов 19-го века (больше всего подходило начало 50-х). Во-вторых, хотя фамилия Зафиров и встречается в Греции, Болгарии, Македонии и Сербии, но является довольно редкой, поскольку имя Зафир, от которого она произошла, звучит не как славянское или греческое. Похоже, что имя это - вынужденный «туркизм», возникший в этих странах во времена османского владычества. А сочетание этой фамилии с именем Христо вообще представлялось мне тогда крайне необычным.

     Поэтому для меня было совершеннейшей неожиданностью, когда на мой запрос Интернет выдал информацию про болгарского епископа Григория (в миру Христо Зафирова), родившегося в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году! И никаких других Христо Зафировых!

     Биографическая справка об этом человеке сопровождалась портретом православного попа... с «большой бляхой» на груди!

     Как говорят в таких случаях: «я не поверил своим глазам»! Случайно таких совпадений не бывает!

     И я понял, что вот так просто и неожиданно встретил своего прапрадеда! Тогда эта находка действительно произвела на меня сильное впечатление.

     Полученная информация была предельно сжатой с указанием основных этапов жизни и деятельности Христо Зафирова. Но тогда я был рад и этому. И скажу сразу, с тех пор узнать что - либо еще о владыке Григории удалось мало. Слишком много «воды утекло» с тех давних пор, слишком многое «кануло в Лету».

     Единственно, сотрудница болгарского этнографического музея в Старой Загоре Ваня Ценкова, отвечая на мой запрос о Христо, любезно снабдила меня его фотографией в молодые годы, газетной вырезкой 1906-го года с сообщением о смерти «дядо Григория», и короткими, на пару страниц, записями о нем какого-то ее знакомого старозагорского краеведа-энтузиаста. А через российских поисковиков я получил небольшое (на шесть страниц) архивное дело студента Московской Духовной Академии Григория Зафирова.

     А мне, конечно же, хотелось, чтобы мое описание жизни предка было достаточно полным, чтобы образ его получился живыми и естественными, близким и понятным нам, его потомкам.

     И, чтобы приблизиться к желаемой цели, я предпринял попытку «реконструировать» жизнь «дядо», дополнив имеющиеся у меня факты контекстом на основе информации общего характера, собранной мной во время поездок по городам Болгарии и Македонии, почерпнутой из различных литературных источников, статей и дневников современников Христо.

     И это нужно было сделать. Если мы хотим измерить личность, оценить характер человека, его душевные качества, то нам в первую очередь нужно хорошо представлять себе тот путь, который был уготован его душе, те обстоятельства, при которых человек принимал свои решения.

     Конечно, я предпринимал разные попытки добыть дополнительную информацию о Христо-Григории. Делал запросы о нем в Великотырновское Архиерейство, в архивы Старой Загоры и Габрово, протоирею Атанасу Лажовскому-настоятелю церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в которой митрополит Григорий похоронен.

     Но из архивов мне вежливо отвечали отказом, ссылаясь на отсутствие информации «в открытом доступе», а церковники чаще всего просто игнорировали мои письма.

     Как мне сейчас представляется, игнорировали они их потому, что запросы эти, с их точки зрения, были некорректными, так как касались личной информации духовного лица, которая неизвестно как будет использована.

 

О монашеском обете и «стяжании благодати»

     В связи с этим хочу сказать об одном моменте, который меня беспокоит. Я побывал на могиле Христо в Македонии. Владыко Григорий похоронен в пределах храма, его захоронение богато украшено, то есть, понятно, что он и после смерти оставался человеком высокопочитаемым, духовный подвиг которого многие годы служил и продолжает служить примером благочестия и абсолютной преданности Всевышнему. Такой пример поддерживает и укрепляет Веру.

     Но, как следует из его биографических данных, представленных в интернетовской статье, монашеский постриг он принял в 1874 году. А Константин Христович, согласно его «Послужному Списку», родился в 1880-ом. И получается, что если указанная в статье дата его пострига соответствует действительности, то монах Григорий в свое время нарушил обет безбрачия. И даже, если он в дальнейшем пожертвовал ради Высокого Служения семьей, прекратил общение с матерью своего ребенка, получил прощение от духовника и архиерея (стандартная процедура в таких «случаях»), ребенка определил на государственное обеспечение (Константин Христович рос в Аракчеевском кадетском корпусе на казенный кошт), то все равно факт нарушения монашеского обета - пятно на репутации. И болгарскими верующими подобная информация (если она, паче чаяния, каким-то образом дойдет до их ушей) может быть истолкована как злонамеренное покушение на святость их церковного иерарха, как попытка ослабить их Веру. Или, в лучшем случае, сочтут автора, то есть меня, просто опасным невеждой, который «несет невесть что».

     Возможно в этом, в опасении навредить светлой памяти духовного лица, как мне сейчас представляется, и кроятся истоки того налета секретности, который почувствовал юный Константин Константинович, когда ему сообщили про деда-попа. По этой же причине не отвечают и церковники.

      Конечно же, никакого злонамерения у меня не было и нет. В моем понимании святость – «чистота сердечная, стяжание благодати» владыки Григория остается нерушимой, поскольку заключается она не в формальном исполнении суровых монашеских обетов, данных в очень молодом возрасте, а в его многолетнем бескорыстном и самоотверженном служении Господу и своей пастве в тяжелейший период истории болгарского народа. В его абсолютной приверженности христианским идеалам добра, любви и терпимости, проповедь которых была крайне необходима его пасомым в те кровавые времена.

      Кроме того, возможно, что нарушения обета вовсе и не было! Интернетовская информация часто страдает неточностями. Имеющиеся у меня сведения из архивного дела студента Московской Духовной Академии Григория (Христо) Зафирова имеют некоторые существенные расхождения с данными из интернетовской статьи, из чего следует, что последние нуждаются в серьезной корректировке. Например, священнический чин, согласно архивным документам (свидетельство, выданное болгарским митрополитом Доростольским и Червенским, заверенное его подписью и печатью) Григорий получил в августе тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года, что на несколько лет позднее даты из Интернета. Имеются и другие, еще более серьезные «нестыковки». А тогда можно предположить, что и монашеский постриг Христо принял не в тысяча восемьсот семьдесят четвертом, как указано в Интернете, а значительно позднее.

И сказал Господь Авраму: пойди от родства твоего...

       Я не знаю, когда и при каких обстоятельствах произошла встреча Христо с будущей матерью Константина. Не знаю, как произошло их расставание. Не знаю, а гадать не буду. И в этой книге вы не найдете об этом ни слова. Но познакомившись с другими обстоятельствами жизни предка, и получив некоторое представление о его характере, могу предположить, что решение Христо-Григория расстаться с семьей и с сыном было для него непростым и болезненным. Но необходимым, поскольку он собирался полностью посвятить себя Богу. Это был его Выбор. И сделав его и при этом фактически пожертвов семьей и сыном, он, таким образом, воспоследовал библейскому эталону человеческой любви к Господу и преданности человека Божьей воле - Авраамовой жертве. Подобная жертвенность выше обычного человеческого понимания, но величие ее, безусловно. Говорят, что известный своей мудростью царь Соломон, осознавая великую духовную силу этого идеала, именно на месте Авраамого жертвенника воздвиг свой знаменитый Храм. 

 

 


Шуми Марица окървавена

(из болгарской истории)

  (Сноска: Марица - река, одна из самых протяженных на Балканах. Исток ее находится в Болгарии. Шуми Марица окървавена (Шумит Марица, окровавленная) - начальные слова гимна Болгарского княжества во времена Христо.)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.