Городские проблемы: болезни, бедность и преступность — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Городские проблемы: болезни, бедность и преступность

2020-05-10 169
Городские проблемы: болезни, бедность и преступность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Один из модных интеллектуалов современности Юваль Ной Харари начинает свою книгу о вызовах будущего с утверждения, что человечество на заре нового тысячелетия решило те три проблемы, которые стояли перед ним на протяжении всей предыдущей истории: голод, мор, война.[74] Разумеется речь не идет о том, что на планете не осталось бедных, голодных, актов насилия и эпидемий, Всего лишь подчеркивается, что 300 лет назад с 1692 по 1694 гг. во Франции голод унес 2,8 миллионов человек, что составляло 15 % населения, и голод последнего столетия не существует по естественным причинам (неурожай и засуха), только по политическим (Сомали, Сирия, Судан). В 2010 г. от голода и плохого питания умерло миллион жителей планеты, от ожирения – три миллиона. Чума в Афинах 430 г. убила каждого третьего афинянина, «Черная смерть» 1330 года унесла четверть населения Евразии (75-200 миллионов человек), оспа, грипп, корь, принесенная конкистадорами в Мексику, в течении пятидесяти лет сократила ее коренное население от 22 миллионов до 2 миллионов. «Испанка», штамм гриппа, пронесшийся по миру в годы Первой мировой войны, в течение года унес до 100 миллионов человек (боевые потери 20 миллионов). Хотя каждый год появляются новые угрозы, есть надежда что в забеге медицина – инфекции доктора бегут быстрее, и в будущем эпидемии будут представлять угрозу, становясь элементами какой-либо сволочной идеологической доктрины. Война тоже сходит на нет, если рассматривать ее в исторической перспективе, как способ решения территориальных проблем, в древности военные столкновения уносили жизни 15% населения, сейчас 1%. Ядерное оружие превратило войну между сверхдержавами в акт безумия, экономика знаний делает невыгодным и бесперспективным захват чужой территории. Разумеется, нет гарантий, что мир будет долгое время миролюбивым, и не появятся новые типы оружия и новые типы угроз, тем не менее, наличие возможностей войны совершенно не означает наличия намерения начинать войну, вооруженный конфликт – вина конкретных политиков, а не неизбежная участь, диктуемая Законом Джунглей.

Как уже было сказано, города первыми в силу концентрации населения и ресурсов сталкивались с конфликтами, порождаемыми скученностью, бедностью одних и богатством других и преступностью. Как решались эти проблемы, и какой опыт может быть здесь полезен?

Общественные мероприятия, в основе которых систематическая целенаправленная работа по локализации инфекций до Джона Сноу, лондонского хирурга ограничились карантином. Город просто закрывали, предоставив решение проблемы времени и судьбе, уготованной Господом. В 1854 г. Джон Сноу во время вспышки холеры стал картографировать очаги появления болезни. В эпицентре вспышки оказался один насосный колодец, из которого и пили воду заболевшие, за исключением пьяниц, сохранявших здоровье, так как алкоголь способен убивать распространяющиеся с водой бактерии. Колодец загрязнялся через расположенную рядом выгребную яму, содержавшую фекалии. Разумеется, он был заблокирован, эпидемия отступила, и было сделано потрясающее открытие, что в основе здравоохранения города должно быть снабжение чистой водой. Сегодня это кажется очевидным, но Эдвард Глейзер приводит этот пример, как пример самозащитой городской инновации, способности города порождать информацию для решения собственных проблем.[75]

Проблемы снабжения городов чистой водой решались двумя путями в США в начале XIX века. Путем создания общественной (Филадельфия) и частной (Нью-Йорк) системы водоснабжения. В течение некоторого времени выяснилось, что «свободный рынок» не тот путь, по которому следует идти в этом случае. Бедняки, пьющие дешёвую плохую воду, заболевали, а далее эпидемия косила всех, не особо разбираясь в кредитоспособности заболевшего и своевременной уплаты им взносов в систему водоснабжения. Нью Йорк терял население, пока не перешел на общественную систему, и уровень смертности начал снижаться. К 1896 г. США создали 1700 систем водоснабжения, заметим, очень дорогих для городского бюджета, санитарный опыт начинает активно транслироваться. В частности, барон Осман при перестройке Парижа создает первую мощную канализационную систему.

Разумеется, вопрос о здоровье горожан невозможно оторвать от вопросов, связанных с городскими больницами. Местом, традиционно отделявшим своих и чужих. Григорий Ревзин в своих заметках утверждает, что именно больница выступает как одно из высочайших достижений цивилизации, показывающих отношение к чужакам[76]. Учреждение, которое демонстрирует Вам, что Вы отличаетесь от других, и Ваше пребывание с другими неуместно. В общем, врач сказал в морг, значит в морг. И на это у врача с 18 века были все институциональные полномочия, о чем во всех деталях нам поведал в своих трудах Мишель Фуко. «Hostis» в переводе с латинского «враг, чужой», и если в первом производном от этого слова «гостиница» внимание стало сосредотачиваться на уходе и содержании пришельцев, то во втором, «госпитале» – на изоляции и приведении в «нормальное» состояние. «Это странная эволюция – от постоялого двора для пилигримов к монастырю, от монастыря – к казарме, от казармы – к фабрике по ремонту людей. Но, заметьте, во всех случаях это место для содержания чужих. Свои не болеют. Свои – это здоровые». Современность вносит свои коррективы. Можно наблюдать, как больницы становятся частью общественного пространства. Стандарты современных госпиталей и клиник Сингапура, Швейцарии, Израиля, Германии, туда, куда едут лечиться богатые пациенты, подразумевают нахождение на их территории ресторанов, садов и бассейнов. В общем госпиталь выглядит так, как относятся в городе к чужим.

Богатые города притягивают сельскую нищету. Именно привлекают, а не производят, бедняки стремятся в города не потому, что сошли с ума, бросив некоторую бедную, но относительно сытую стабильность дома, а потому что интуитивно понимают, что возможности и шансы на успех – выше в круговороте городской жизни. «Города же – это динамичные водовороты, постоянно меняющиеся, приносящие одним состояния, а другим – страдания. Город может оказаться смертельно опасным, но он же дает шанс более богатой, здоровой и яркой жизни, которая складывается, благодаря связям со всей планетой,» – так формулирует перспективы движения вверх горожанина Э.Глейзер.[77] Его книга о городах содержит несколько достаточно нетривиальных примеров и подходов к оценке бедности в городах, взлетам и падениям американского гетто, бунтам и коррупции. Например, то что города следует оценивать не по уровню бедности, а по его способности, привлекая новые и новые волны мигрантов, способствовать их успеху, отпускать их и привлекать на их место новых. В этом случае, если город становится «домом бедных», то он не выполняет своих функций.

Послевоенная чернокожая и еврейская Америка боролась с сегрегацией, добивалась справедливости в решении жилищных вопросов и запрета на дискриминацию на базе религиозных или расовых разграничений и добилась принятия закона в 1968 г. Но именно эта история хорошо иллюстрирует закон Роберта Мертона о непредвиденных последствиях благих начинаний и о побочных эффектах социальных инициатив. Сегодня сегрегированные города превратились из мест вертикальной мобильности в места вечной нищеты. Стоимость жилья в них ниже, преуспевающие афроамериканцы из них уезжают и не становятся лидерами местных сообществ, в местных школах падает уровень образования, среди семей увеличивается число матерей-одиночек. Опыт возникновения и подавления бунтов в Детройте, во время которых 43 человека убито, 1400 зданий сожжены, разграблено 1700 магазинов показал, что, если бунт возник, единственным эффективным способом его  ограничения выступают карающие полицейские мероприятия. «Репрессии работают», но парадоксальность ситуации состоит в том, что городские бунты, являясь проклятием города, лежат в основе Нидерландской революции и независимости США. Попытки выровнять социальное неравенство в городах и обеспечить равноправие производились неоднократно, но, судя по всему, эта проблема не решается на городском уровне. Обычным вариантом решения вопросов хронической бедности выступает переезд в другое место, принося туда свои проблемы, страхи и преступность.

Преступность в городах, конечно, намного выше, чем в сельской местности. Причем бичом города является уличная преступность, когда бедные грабят бедных. Неудивительно, что полиция, появившаяся в 17 веке в самом густонаселенном городе Европы – Париже, одним из первых мероприятий сделала освещение улиц, превратив его в «город света». Сконцентрированное в городах население дает преступникам больше шансов на успех, например, у карманника в переполненном транспорте больше потенциальных жертв и меньше возможность попасть в руки правоохранителей. Уровень преступности точно коррелирует с размерами города, но в одних городах местное сообщество способно самоорганизовываться и следить за порядком, в других – нет. Например, Рио и Мубай, бедные и густонаселенные районы, но в трущобах Рио – агрессивные банды, а в трущобах Мумбаи относительно безопасно.[78]

Волны преступности так же сложно понять, как волны технических инноваций и креатива. Конечно, лучшим примером здесь является Нью-Йорк, с которым связана ситуация 70-х годов, когда город контролировался уличными бандами, и прогулка по нему в вечернее время была равна опасному путешествию. Но в период с 1975 по 2005 гг. число насильственных смертей (тенденция повторяется по другим преступлениям) упало в нем с 22 до 6 на 100 тысяч жителей. Причины падения преступности объясняются по-разному. Одни исследователи связывают с целенаправленной деятельностью мэра Рудольфа Джулиане, итальянца, республиканца, по происхождению из бедной и неблагополучной семьи. Взяв за основу «теорию разбитого окна», в основе которой идея, о том, что мелкие преступления, за которые человек не несет, наказание провоцируют крупные Джулиани стал двигаться в двух направлениях. Во-первых, все вагоны одного из опаснейших мест того Нью-Йорка – метро ежедневно чистили, мыли и закрашивали нарисованные диковатыми пассажирами граффити, во-вторых, в метро пускали только по билетам, обыскивая всех и арестовывая тех, при ком находили оружие или наркотики. Щедро выписывали штрафы всем, в первую очередь, нарушителям дорожного движения, мелким хулиганам и попрошайкам, находя любые формальные поводы. Картографировали территорию, локализовали очаги и рост преступности в каких-либо районах сразу означал повышенное внимание всех уровней власти. Преступникам стало неуютно и неудобно, кто-то сел в тюрьму, кто-то умер, кто-то стал обывателем с определенным бэкграундом, а город Нью-Йорк превратился в инвестиционно привлекательный и безопасный мегаполис… Красивая белая легенда. Есть, правда, более прагматичное и подтвержденное данными объяснение, предложенное Стивом Левиттом, что снижение уровня преступности связано с падением рождаемости как результатом легализации абортов. Потенциальные преступники просто не появились на свет, так как их матери, выходцы из неблагополучных семей избавились в больницах от отягчающего их личную и бурную жизнь потомства[79].

Нельзя отрицать, что действия властей и полиции имеют значение. В работах Гэри Бэккера утверждается, что преступник действует вполне осознано и рационально, и преступность начинает падать тогда, когда увеличивается количество арестов и число обвинительных приговоров. Риск быть пойманным оценивается выше при росте числа полицейских, и, соответственно, эти затраты ложатся на горожан, но, возможно, что это и является платой за безопасность. Увеличение полиции на 10 % дает падение преступности на 5% показывает в своих исследованиях Стивен Левитт. Другой путь – изоляция преступников в местах лишения свободы, то есть борьба с преступлениями, сводится к тому, чтобы убрать преступников с улиц. Большая часть из отбывающих тюремный срок находится там за незначительные преступления, связанные с наркотиками, и сторонники такого «устрашающего» подхода утверждают, что в случае освобождения примерно 10% заключенных уровень преступности в ближайших районах вырастет на 4%.[80]

В последнее время выросло значение мероприятий, связанных с развитием новых технологий контроля: картографирование, видеонаблюдения и привлечения местных сообществ. Места концентрации преступлений хорошо известны, системы видеонаблюдения позволяют фиксировать все перемещения в районе (обычный лондонец 300 раз в день может быть запечатлён какой-либо камерой), местные жители в определенных условиях идут на контакт с полицией. Последнее оказывается самым трудным, так как обычно банды на своей территории не столько стремятся терроризировать население, сколько обеспечивать ему защиту от преступников с других территорий, покровительствовать мелким бизнесменам и решать сложные споры. Тем на менее, сейчас накоплен некоторый опыт обеспечения безопасности, он не гарантирует спасения от высокой профессиональной преступности, но уменьшает возможность проявления и расширения криминальных действий в своем районе. Преступления происходят близко к месту жительства, совершаются преимущественно в районах новостроек, чаще всего рядом с домами в состоянии алкогольного опьянения, и главным фактором роста здесь выступает анонимность. Следовательно, чем больше вы знаете соседей по подъезду и решаете с ними вполне посильные проблемы по освещенности подъезда, визуальном контроле и установке камер видеонаблюдения, наведения порядка во дворе, вывоза мусора и закрытию чердаков и подвалов, тем больше уровень общественной безопасности.

Что касается состояния здоровья, бедности и уровня преступности в современной России, то обратившись к данным статистики, условимся считать среднюю продолжительность жизни показателем здоровья, объем бюджета источники его формирования – показателем экономического благополучия и число совершаемых преступлений на 100 тысяч – показателем уровня преступности. В фокусе внимания у нас Сибирские города, точнее столицы регионов Сибирского федерального округа. Методика расчета приведенных данных достаточно объемна, и желающие могут ознакомиться с ней самостоятельно (впрочем, это касается всех приведенных данных), средняя продолжительность жизни равна средней ожидаемой продолжительности и не равна среднему возрасту смертей.

Начнем с того, что продолжительность жизни существенно возросла с начала века и не особенно с 60-х гг. Так в имперской России средняя продолжительность жизни горожан была 29,77 г. (мужчины – 27,62, женщины–32,24); сельское население – среднее 30,6 (мужчины – 29,66, женщины – 31,66). К 1980 гг. мы видим рост продолжительности жизни городского населения относительно сельского. В городе средняя – 68,09 (62,39 – у мужчин и 73,18 – у женщин), когда на селе средняя 66.02 (мужчины 59.3      , женщины 72,47). Рост (по РСФСР) начинается с 60-х гг., средние показатели особенно не меняются (в пределах 68), но увеличивается разрыв между мужчинами и женщинами). В 90-е показатели падают (в 1995 г. средняя продолжительность – 64 г., однако тенденции сохраняются, городское население живет дольше, чем сельское, мужчины меньше, чем женщины. В 2009 г. показатели возвращаются к дореформенному уровню: среднее городское 69,38 (мужчины – 63,5, женщины – 75,13), сельское население – 66,72 (мужчины – 60,87, женщины – 73,38).[81] Среди сибирских регионов можно выделить (2015 г.) Новосибирскую область (70,86), Алтайский край (70,44), Омскую область (70, 41), Красноярский край (69,69), республику Бурятию (69,15), республику Хакассия (68,68), республику Алтай (68, 44), Кемеровскую область (68,31), Иркутскую область (67,37), Забайкальский край (67,34), республику Тыва (63,13). Отметим, что все сибирские регионы не дотягивают до средней продолжительности жизни в России (71,29), и далеки от столицы (76,77), что разница между мужчинами и женщинами в среднем 11 – 10 лет, для сравнения, в Москве – 7.[82]

Эксперты консалтингового бюро «Стрелка» составили рейтинг самых бедных и самых богатых городов России, разделив их на четыре группы – богатые и зависимые, богатые и независимые, бедные и независимые, бедные и зависимые. Понятие богатства вычисляли, исходя из доходов на душу населения, а независимости – по доле безвозмездных поступлений в бюджете, динамике этих поступлений и сбалансированности собственных доходов, пишет РБК. Москва и Санкт-Петербург в рейтинге не учитывались.

м.[83]

Уровень преступности измерялся самыми разными способами, и все они небезукоризненные. Тем не менее, обычно в тенденциях совпадают и данные опросов, и милицейская статистика. Например, предлагается оценить верность высказывания «Я живу в безопасном районе и не боюсь идти домой в темное время суток» по десятибалльной шкале, где оценка 1 означала полное несогласие с этим утверждением, а оценка 10 - наоборот.

На основе этих оценок и был составлен рейтинг самых опасных и самых безопасных российских городов, по ощущениям их жителей. Итоги получились такими: самым «страшным» для вечерних прогулок городом России оказался Волгоград с оценкой 5,7 баллов. Чуть лучше обстоят дела с безопасностью в городе Шахты Ростовской области, где безопасность оценили в 5,8 балла. При этом самым безопасным городом России был признан Грозный – его жители поставили своему городу среднюю оценку 9,1. А средний балл по России получился 6,8. Ровно на столько же оценили свою безопасность жители Москвы. В середнячках оказался и Санкт-Петербург с оценкой в 6,7 балла. Самые опасные города России: Волгоград - 5,72; Шахты (Ростовская обл.) - 5,83; Астрахань - 6,04; Новокузнецк - 6,05; Омск - 6,16; Чита - 6,17; Саратов - 6,18; Нижний Тагил (Свердловская обл.) - 6,19; Балашиха (Московская обл.) - 6,1; Пермь - 6,2.[84] Ни один из городов Сибирского ФО не вошел в список самых безопасных. По другим данным сюда можно смело добавлять Кызыл и Кемерово. Реже встречаются Новосибирск и Красноярск.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Как видели городские проблемы классики чикагской школы социологии?

2. Где и когда была впервые решена проблема очистки питьевой воды в крупном городе?

3. Расскажите о возникновении и эволюции школ, больниц и полицейских участков как элементах городской инфраструктуры.

4. Особенности возникновения и развития гетто в Европе и США. Можно ли сегодня окраинные застройки многих городов современной России обозначить этим понятием?

5. Что вам известно об организованной, молодежной и этнической преступности в современном мире?

Задания

1. Посмотрите фильм «Город Бога» (2002, Франция, Бразилия, реж. Фернанду Мейреллиш, Катя Лунд). Какие из показанных в картине урбанистических проблем характерны для современной России? Есть ли фильм, в котором российские проблемы получили более отчетливое выражение?

2. Прочитайте отрывок из исследования молодежной преступности (Казанских группировок) Светланы Стивенсон (Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/6614). Как Вы считаете, эти принципы и кодекс поведения носят универсальный характер?

 

 «Без понимания основополагающих принципов невозможно понять роль отдельных предписаний в мировоззрении членов группы. Например, в числе понятий назывались такие предписания, как запрет для пацана работать кондуктором на транспорте, продавать собственные старые вещи и обязанность драться, если его назовут торговцем (барыгой). На что указывают эти максимы? Может быть, они связаны с тем, что пацан не может признать материальную нужду, соглашаясь на низкооплачиваемую работу кондуктора или продавая старые вещи? А почему группировщик должен драться, если его назовут барыгой? Связано ли это с культурным наследием воровских норм, по которым торговля считалась недостойным занятием? А на что указывают требования к пацанам быть физически сильными, не увлекаться алкоголем и не употреблять наркотики? Является ли это отражением потребностей их силового бизнеса, необходимостью физически защищать свою часть рынка нелегальных услуг?

Из разговоров с членами группировок, из описаний ими понятий и ситуаций, в которых они применялись, стали понятны другие принципы их мировоззрения, лежащие в основе этих конкретных моральных максим. Запрет работать кондуктором, продавать старые вещи и необходимость драться, если тебя назовут барыгой связан, как представляется, с действием фундаментального принципа поведения в качестве представителя аристократической группы и неотождествляемости с доминируемым населением. Статус члена элитного сословия воинов (к которому относят себя пацаны) запрещает продавать старые вещи и работать в сфере обслуживания. Необходимость быть физически сильным и избегать употребления алкоголя и наркотиков соответствуют фундаментальному принципу контроля над телом и речью этого воинского клана.

Итак, вот моя собственная реконструкция фундаментальных принципов группировки и ряда соответствующих им понятий.

Поведение в качестве представителя аристократической группы, неотождествляемость с доминируемым населением. При встрече с пацанами из других группировок пацан всегда должен назвать себя и свою группировку. Если его спросят, с какой он улицы, он не может сказать: «Я не с улицы». Пацан не может потерять лицо, убежать от тех, кто на него нападает, он не может подвести свою улицу. Пацаны не могут драться с группой непацанов, извиняться перед ними, даже если сами не правы. Пацан всегда прав. Он должен уметь «правильно говорить» и подкреплять свои высказывания ссылками на понятия.

Пацан не может совершить ничего, что бы приравняло его к представителям доминируемых категорий, сверстникам непацанам (лохам) или торговцам и бизнесменам (барыгам, комерсам). Он не может показать, что он боится драки, не может быть жертвой вымогательства; если он испытал унижение, он должен отомстить. Если кто-то назовет его лохом, барыгой или комерсом, он должен ответить на это насилием.

Контроль над телом и речью. Пацан не может употреблять наркотики или неумеренно употреблять алкоголь. Молодежь не должна курить. Пацан должен следить за своим внешним видом, иметь опрятную и практичную одежду. В некоторых группировках наказываются молодые пацаны, не чистящие свою обувь.

Пацан должен отвечать за свои слова, «следить за базаром». Он не должен бросаться словами. Все намерения, утверждения, угрозы и обещания должны незамедлительно осуществляться. Достав оружие, пацан должен быть готов его применить. Если пацану задают вопрос, он должен отвечать на него прямо, не задумываясь и не отвечать вопросом на вопрос.

Верность группировке. Пацан должен всегда поддерживать других членов группировки, помогать попавшим в беду товарищам. Он никогда не должен подвергать своих друзей опасности и доносить на них в полицию. Он должен стремиться предотвратить любой личный конфликт в группе, помогать разрешать споры между товарищами и не вступать в драку с ними (за исключение игровых, несерьезных драк). Он не может врать или красть у своих. Он должен делиться своими доходами с нуждающимися товарищами, даже с теми, кто отошел от повседневной жизни группировки.

Подчиненное положение женщин. Девушки и женщины не могут быть членами группировки. На территории, контролируемой группировкой, не должно быть женских преступных групп. Подруги пацанов не могут присутствовать на сходках. Дела группировки всегда имеют приоритет над личной жизнью. Пацаны не могут вступать в конфликт с другими пацанами из-за женщин (за исключением защиты близких родственников, таких, как мать, сестра или жена). Если пацан заигрывает с девушкой другого пацана, тот может только попросить его этого не делать, но не может вступать с ним из-за этого в драку. Пацану нельзя заниматься оральным сексом со своей женщиной: если его товарищи узнают об этом, то могут исключить из группы.

Помимо представлений о содержательных сторонах морали и справедливости, пацаны называли процедурные нормы группировки. Об этих нормах тоже говорилось как о понятиях, имеющих статус совместно выработанных моральных правил, поэтому я так же отношу их к фундаментальным принципам.

Внутригрупповая демократия и справедливость. Пацаны должны уважать старших пацанов и подчиняться смотрящим и авторитетам. Спорные ситуации должны разрешаться демократически: всеми членами группировки на сходняке или авторитетами. Решения должны приниматься на основе понятий. Запрещено унижать или наказывать младшего «по произволу и беспределу». Нельзя наказывать пацана за одно правонарушение больше одного раза. Старшие члены не могут использовать общак младших возрастов.

Социальная и этническая инклюзивность группировки. Группировка должна принимать всех молодых людей, которые хотят в нее войти, если они готовы жить по понятиям и не имеют в прошлом правонарушений – зихеров (как, например, трусость в драке или несопротивление вымогательству). Нельзя отказывать в приеме по любым другим основаниям, включая этническое или семейное происхождение. Любой человек, включая молодых людей из семей полицейских, может войти в группировку. (Отмечу, что прием в группировку не сопровождается особыми ритуалами, клятвами или целованием кольца, а производится на основе местной уличной репутации.)

Автономия вне организации. Пацан может и должен иметь широкие социальные связи вне группировки и использовать их во благо группировки. У него есть право на частную жизнь, он может иметь семью, собственность и проводить свое свободное время так, как хочет. Он может работать там, где хочет (за исключением правоохранительных органов, торговли и сферы обслуживания) и общаться, с кем хочет, за пределами группировки, включая членов других группировок – если те не враждебны его группировке. Он может вступать в политические партии и движения. Пацан может также зарабатывать на жизнь любой преступной деятельностью, не связанной с бизнесом группировки.»

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.