Социология власти в городских сообществах — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Социология власти в городских сообществах

2020-05-10 176
Социология власти в городских сообществах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

для студентов очной формы обучения

по направлению подготовки

42.03.01 Реклама и связи с общественностью

 

 

Новосибирск

2018


 

Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ — филиала РАНХиГС

 

Рецензенты:

 

Н. С Розов профессор, доктор философских наук, Заведующий кафедрой социальной философии и политологии НГУ

Д. В. Березняков доцент кафедры политических наук и технологий, кандидат политических наук, Заведующий кафедрой государственного и муниципального управления.

 

 

 

Пустовойт, Ю. А.

       Социология власти в городских сообществах/ Ю. А. Пустовойт. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2018. – объем __с.

 

Курс лекций «Социология власти в городских сообществах» посвящён актуальному и глобальному процессу роста числа и степени влияния городов, усилению их конкуренции за культурный, социальный и экономический капитал. В центре внимания – взаимодействие акторов и институтов власти, действующих на городской территории с горожанами, объединенными в различные периоды в территориальные, этнические, религиозные и профессиональные сообщества.

Автор показывает, как властные отношения находили и находят свое отражение в пространственных характеристиках городских поселений, облике зданий и сооружений, организации коллективных действий, формальных и неформальных нормах элитарных групп и городских объединений. Отдельная глава посвящена российским и сибирским городам. Курс лекций предназначен для изучения одноименной дисциплины студентами очной формы обучения направления «Реклама и связи с общественностью» и рекомендуется всем, кто связан с данной проблематикой.

 

© СИУ — филиал РАНХиГС, 2018

Предисловие 4
Введение 6
Глава 1. Введение в феноменологию города. Власть в городе территориальном и архитектурном измерении   8
1.1. Величайшее изобретение человечества: Hard, Soft и Power современных городов.   8
1.2. Городское пространство. Как обживалась земля? 17
1.3. Архитектура как проекция власти. 30
Глава 2. Кто в городе живет? Социальное измерение власти 41
2.1. Как становятся горожанином? Социологи, антропологи и культурологи о городском образе жизни.   41
2.2. Городские проблемы: болезни, бедность и преступность. 50
2.3. Городские племена: взлеты и падения субкультур. 60
Глава 3. Методы и результаты исследования власти в городских сообществах: классические и современные кейсы.   66
3.1. Город и демократия: право на город. 66
3.2. Как измерить власть? Элитизм VS плюрализм 74
Глава 4. Эмпирические исследования власти в российских городах и регионах   83
4.1 Власть в российском городе. Исторический и институциональный дизайн.   83
4.2. Картография власти в городах Сибири. Городские режимы и протесты в городах Сибирского федерального округа   91
Заключение 112
Литература 114

Предисловие [1]

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», и является основным при изучении дисциплины по выбору «Социология власти в городских сообществах» (вариативной части цикла профессиональных дисциплин).

Освоение дисциплины опирается на необходимый объем теоретических знаний в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин, полученных в ходе изучения дисциплин: «Политология», «Социология», «Политический менеджмент», «Политическая конфликтология», «Современные медиа», «Современные политические коммуникации в России», и позволит студенту более детально узнать особенности возникновения и развития властных групп на городском уровне.

Задачей учебного пособия, как и всей дисциплины в целом, является формирование компетенции, обозначенной как «способность участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации». Это возможно через понимание сущности города и городского образа жизни. В свою очередь, это требует от студента научиться видеть и выделять особенности, проживающих на его территории локальных, профессиональных, этнических, религиозных и других объединений. Они (объединения, точнее, люди в них входящие) обладают собственными, специфическими интересами и ценностями, что находит свое отражение в пространственном расположении зданий, их внешнем виде, образе жизни, степени включенности в решение общегородских проблем, социальной активности и участии в принятии ключевых решений. Без понимания актуальных приоритетов различных социальных групп, действующих в них систем социального контроля (формальных и неформальных норм), точной оценки мотивации и ресурсных возможностей построение адекватной и эффективной коммуникации невозможно.

Структурно учебное состоит из четырех глав.

Первая глава носит условное и технологичное название «Hard» и, соответственно, посвящена материальному облику города. Она знакомит нас с общей феноменологией города, историей их возникновения и объясняет, почему социологи воспринимают город не как все «нормальные люди». Дается краткий обзор истории возникновения городов, их роли на определенных исторических этапах и в различных цивилизациях. Показывается, как различные представления людей о феномене власти способны менять городское пространство, облик его зданий и сооружений.

Вторая глава (условно названная «Soft») погружает нас в мир повседневных практик городского населения и способы решения ими ежедневных проблем. «Зоопарк» или «Джунгли» – две устойчивые урбанистические метафоры, отражающие потенциальные диаметрально-противоположные возможности, предоставляемых городом. Он может быть рассмотрен как пространство доброжелательного сотрудничества непохожих индивидуальностей или как «машина смерти», убивающая и изгоняющая тех, кто не смог выжить в условиях беспощадной социальной конкуренции.

Третья глава («Power») посвящена проблемам городской власти и научным теориям, описывающим и объясняющим те или иные властные феномены. Акцент в этой части сделан на проблемах демократии, что вполне понятно, так как именно город является родиной политики и именно в городе человек учится формулировать свои интересы, взаимодействовать с другими, находить разумные компромиссы с теми, с кем он не согласен, и теми, чьи взгляды на жизнь он не разделяет.

Четвертая – рассматривает историю становления, развития и результаты современных исследований российских городов. Материал этой части, скорее, «информация к размышлению», чем окончательные выводы. Это понятно, так как большинство российских городов при рассмотрении их в социальной и культурной, а не в административной перспективе – очень молодые образования.

Каждая глава разбита на два -три параграфа, в конце каждого из которых даны контрольные вопросы и творческие задания. Как и все социокультурные феномены, «город» невозможно выучить, его можно только понять, а понимание, в свою очередь, возможно только через творческий акт и самостоятельное действие. Резюме содержания и основная литература находятся в конце главы. Это книги и учебники, где рассматриваются современные проблемы города в различных аспектах. Дополнительная – в конце книги. Здесь отобраны те материалы, которые использовались в предложенном курсе, отдельно приведены нормативные документы и ссылки на интернет ресурсы. Курс лекций заканчивается заключением.

 В тексте приведены различные точки зрения и концепции, имеющие, иногда прямо противоположные научные и идеологические значения. Например, знаменитая дискуссия в американской науке о моделях городской власти в 60-е годы между Ф. Хантером и Робертом Далем. При отборе мы руководствовались наиболее сильными и актуальными современными работами, и, конечно, перечень исследуемых проблем и рассмотренных текстов не является окончательным и исчерпывающим и требует дальнейшего самостоятельного изучения.


Введение

Зачем нам нужно что-то знать? Прежде, чем перейти к трем основным проблемам, рассматриваемым в нашем учебном пособии: «общество», «город» и «власть», необходимо рассмотреть эти феномены в более широком контексте. Стакан наполовину полон или наполовину пуст? Обычно, мы и наши знакомые, рассуждая о прошлом, настоящем и будущем, рассматривают происходящее в одной из двух перспектив: оптимистичной или пессимистичной. В наиболее концентрированном и научно-публицистическом виде полемика между историческими оптимистами и пророками грядущего апокалипсиса обычно приводится как «Великий спор», заочная дискуссия между Стивеном Пинкером и Нассимом Тлебом[2]

Первый, Стивен Пинкер[3], финалист Пулцеровской премии, выдающийся специалист в области когнитивной психологии на основе работ Норберта Элиса пришел к выводу о изменении в ходе развития цивилизации психологии людей и необходимости им приспосабливаться друг к другу, что, в конечном итоге, снижает уровень агрессивности и способствует установлению долгого мира. Анализируя историю насилия и жертв войн, он приходит к выводу о том, что вероятность быть убитым в Европе сегодня в 10-20 раз меньше, чем лет 500 назад. Среди факторов, обеспечивающих такую тенденцию, в первую очередь, образование централизованного государства, монополизирующего насилие; развитие капитализма, а точнее торгового обмена, делающего смерть оппонента невыгодной, глобализация, дающая возможность непосредственного общения с представителями других культур; феминизация, рост влияния женщин в современном мире и признание их ценностей и интересов; рационализация, рост науки, грамотности и светского образования.

Второй, Нассим Талеб, математик и удачливый трейдер, автор идей о влиянии случайных непредсказуемых событий и бессмысленности изучения прошлого для понимания будущего[4] Индейка думала, что ее предназначение наращивать вес, а долг хозяина ее кормить. Так продолжалось долго. До рождества. Он разработал математический аппарат, показывающий уязвимость идей Пинкера. Надо отметить, что пессимистов всегда намного больше. Они всегда кажутся более рациональными и аргументированными еще видимо потому, что все мы точно знаем, что рано или поздно умрем, что обычно не вызывает душевного подъема.

М. Манн, один из выдающихся современных историков, заметил, что между двумя вероятностными сценариями окончания человеческой истории: «экологической катастрофой», вызванной капиталистической экономикой и ее влиянием на изменение климата и окружающей среды, и гибелью в результате войны с использованием средств массового поражения есть шанс обуздания деструктивных тенденций. Нет ничего, чтобы предопределяло будущее, и необходим поиск путей к нахождению баланса между группами, обладающими экономической, политической, военной и идеологической властью[5]. Проблема в том, что и власть изменила свою природу.

В своей книге «Конец власти» Мойзес Наим[6], влиятельный политический эксперт, бывший министр экономического развития еще демократической Венесуэлы, утверждает, что власть в современном мире еще трудно получить, но уже очень легко потерять. Времена, когда власть была уделом немногих, как правило, глав крупных политических, экономических и религиозных организаций, обладающих ее в полной мере, ушли в прошлое. Власть сегодня под воздействием трех факторов революции множества (всего, людей, товаров. услуг, технологий, стало больше), революции мобильности (роста числа перемещений, где наиболее сильным трендом выступает урбанизация) и революции ментальности (персональное ставится выше общественного). Процесс упадка власти увеличивает риски «хаоса», как снижения порядка и предсказуемости, деквалификации и утраты знания, отказа от централизованных институтов накопления опыта, банализации общественной активности, нарушения концентрации и отчуждением. Словом, на смену централизованной и упорядоченной бюрократии приходит множество акторов, которые пользуясь настроениями масс, разочарованием, отчаянием и надеждами, способны решать собственные краткосрочные задачи. Все это связано с изменением большинством населения в ХХ веке среды обитания – переездом и концентрацией людей в больших городах.

В настоящий момент происходит стремительное перемещение людей в крупные города. Появление в Китае первого гигаполиса с населением более 100 миллионов человек, концентрация в Лондоне трети британской экономики, стремительное расширение Москвы – все это говорит о том, что, судя по этой достаточно устойчивой тенденции, города в будущем придут на смену национальным государствам. Уже сейчас быть жителем конкретного города в культурном и социальном плане важнее, чем идентифицировать себя с конкретной нацией, религий или гражданством. Стиль жизни, круг общения, возможности трудоустройства и получения образования жителя крупного города серьезно отличается от перспектив жителя поселка. Города конкурируют между собой за высококвалифицированную рабочую силу, таланты, капиталы и отстаивают право быть центрами внимания, проводя на своей территории различные эмоционально насыщенные мероприятия – фестивали, чемпионаты и олимпиады. С другой стороны, города притягивают бедных и обездоленных, становясь ареной классовых, этнических и религиозных конфликтов. И, конечно, встает вопрос: «Кто, как и для чего этим всем многообразием может управлять?»



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.