Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2020-05-07 | 195 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В этой части мы обсудим некоторые проблемные ситуации, которые могут возникать в процессе групповой работы. Эти ситуации предоставляют уникальную возможность узнать что-то новое о межличностных отношениях и о том, что можно сделать для их улучшения. Данные проблемы аналогичны тем, которые возникают в групповой работе со взрослыми. Однако дети в меньшей степени освоили социальные навыки и поэтому ведут себя более непосредственно. Конечно, проблемная ситуация потому и называется
проблемной, что вызывает сложности в работе, но квалифицированный ведущий всегда может использовать ее как источник нового и интересного опыта.
Основным источником проблем в групповой работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста являются агрессия, монополизация, привлечение внимания (позерство), сопротивление и недоверчивость. В работе с подростками часто встречаются случаи нарушения конфиденциальности, образование группировок, склоки и драки. Наконец, независимо от возраста, все дети плачут.
Агрессия
Многие дети, приходящие в группу, обладают высоким уровнем скрытой агрессии. Иногда она может быть открытой и проявляться в самых разнообразных поступках. Обычно вы встречаетесь с детьми, которые явно выражают свою агрессию в ругани, грубости, угрозах, дерзости в отношениях с руководителем и т.д. Все это служит для них источником неприятностей и осложняет отношения с окружающими. Некоторые дети подавляют собственную агрессивность, что может вызывать появление у них соматических расстройств или психических нарушений. В то же время встречаются дети, которые используют свою агрессию в качестве мотивирующей силы для достижения успехов в учебе или спорте. Как же вести себя с агрессивным ребенком? Это зависит от того, пришел ли ребенок в группу с уже высоким уровнем агрессии и его агрессивность лишь проявилась в группе, или же ребенок стал агрессивным в процессе групповой работы в результате какого-то события, имеющего отношение к теме занятий. В первом случае вы можете заранее, еще на этапе отбора, определить, сможет ли ребенок с таким уровнем агрессивности эффективно работать в группе и не станет ли он источником постоянных конфликтов и угрозой для остальных детей. Если во время набора группы вы видите, что ребенок выражает свою агрессию неподобающим образом, вам стоит задуматься о возможных последствиях, поскольку такое поведение рано или по-
|
6 Р. Смид
82 Групповая работа с детьми и подростками
здно проявится и в группе. Сможете ли вы справиться с его агрессией так, чтобы не обделить вниманием других детей и не нарушить их право чувствовать себя в безопасности? Если группа является добровольной, а вы не обладаете достаточным опытом работы с сильным сопротивлением и агрессией, вам лучше воздержаться от включения такого ребенка в группу.
Этот совет не означает, что из числа участников надо исключать тех детей, чья агрессия является следствием переживания негативного опыта (например, стресс в результате развода родителей, алкоголизм родителей, физическое или сексуальное насилие). Такие дети вполне могут успешно работать в группе.
Как работать с проявлениями агрессивности в группе? Во-первых, вы должны дать понять участникам группы, что разделяете их опасения физического насилия со стороны агрессивного ребенка. Попробуйте определить, является ли угроза агрессии внутренним побуждением ребенка, или она вызвана внешними воздействиями, например, вашей реакцией на его поведение. Очень часто возникает желание немедленно подавить агрессию, возникающую в группе. Но в результате агрессивность может проявиться косвенным образом — например, в виде употребления ненормативной лексики или пассивного агрессивного поведения. Необходимо помнить, что агрессивная лексика не обязательно означает непосредственную угрозу физического насилия. Но если угроза возникает в результате вспыхнувшей перепалки между членами группы, необходимо немедленно вмешаться, вместе с детьми рассмотреть данную ситуацию как пример проявления различных точек зрения и предложить способ разрешения конфликта.
|
Во-вторых, если вы замечаете в поведении ребенка скрытую агрессивность или явные проявления гнева, вы можете предложить ему физические упражнения, чтобы научить его выражать свою агрессию более подходящим способом, например, наносить удары по боксерской груше, швырять мяч в корзину, передать свой гнев в рисунке или пластилиновой композиции. Подобная активность поможет ребенку осознать собственную агрессивность, особенно она полезна для детей, подавляющих свои агрессивные чувства.
Часть 1: Подготовка и организация груп повой работы 83
Не препятствуйте проявлению агрессии. Дайте каждому ребенку возможность выразить свои эмоции. Попросите детей по кругу завершить предложение: «Сегодня я был сердит, потому что...», это поможет детям понять, что ярость — нормальная человеческая эмоция. Не подавляйте естественные проявления гнева. Позвольте детям выразить свои чувства, даже если они вам неприятны. Вспомните, наши родители редко разрешали нам свободно выражать свои чувства. В результате нам пришлось пережить много неприятных моментов, чтобы научиться делать это.
Будьте более реалистичными в отношениях с детьми. Попробуйте понять, что мир детей сильно отличается от нашего — слишком много вокруг взрослых, которые пытаются их контролировать. Многие дети приходят в группу скептически настроенными, подозрительными и уверенными, что все взрослые «против них». В некоторых случаях вам придется работать с детьми, которые пришли просто слушать, а не делиться своими переживаниями и работать над собой. Некоторые дети проявляют свою агрессию снова и снова. Такие дети нуждаются в заботе и любви, в постепенном включении в работу. Служите им примером, принимая их такими, какие они есть, со всей их агрессией, негативными чувствами и поведением. Помогите им увидеть, что причиной этого является их страх и обида. Объясните им, что они имеют право быть агрессивными, но должны научиться управлять своими чувствами и поведением. Плохо, когда они обижают других только из-за того, что кто-то обидел их.
|
Если агрессия ребенка вызвана чем-то, что произошло в группе, извлеките из этой ситуации пользу для всей группы. Предложите ребенку исследовать свои негативные чувства и попытаться понять, что вызвало его гнев. Возможно, дети не сошлись во мнениях и один из них пытался силой навязать другому свою точку зрения. Может быть, агрессия была вызвана унижением или насмешками со стороны других детей. Вы можете спросить, например: «Что такого сказал Марк, что тебя так взбесило?» или попросить: «Скажи Марку, что ты чувствуешь, когда он смеется над тобой». Попросите других детей подумать, как они бы почувствовали себя в этой ситуации. Многие дети приходят из семей, где агрессия подавляется или выражается неподобающим образом, и
б*
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!