Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-05-07 | 142 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Воспитатель. О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию — так велик его вклад в детскую литературу. Его стихи расширяют кругозор ребенка, воспитывают вкус к поэтической речи, помогают ощутить богатство родного языка, выразительного слова.
Дети с удовольствие слушают стихотворную речь: она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения.
В произведении «Усатый-полосатый» проза так ритмична, что органически переходит в стих, и наоборот — стихотворная речь переходит в прозу. Это произведение создает своего рода мост между стихом и прозой, подготавливая ребенка к тому, что не только в стихах, но и в художественной прозе, и в обычной речи есть ритм, выразительная интонация, фонетическая характеристика образа.
Поэт виртуозно владеет различными формами поэтической речи. «Усатый-полосатый» начинается певучим сказочным зачином: «Жила-была девочка...» И сразу же плавный ритм зачина перебивается простым, прозаическим вопросом, как бы исходя от ребенка: «А как ее звали?» И в ответ дразнилка: «Кто звал, тот и знал! А вы не знаете». Контраст между зачином и звонкой, задорной дразнилкой привлекает внимание ребенка. С первой же минуты он слушает завороженный, заинтересованный. Фразеология этого рассказа так проста, что многие слова и целые выражения дети подсказывают.
Удачно обращение автора к слушателям, активизирующее внимание юной аудитории: «Разве так спят? Вот какой глупый котенок!» Малыши становятся участниками действия, происходящего в рассказе, чувствуют себя большими и умными: ведь они-то знают, что котята не спят в постелях, не едят редиски, не могут научиться говорить.
|
Обращаясь к детям, Маршак делает их собеседниками. Создаются внутренняя связь между писателем и ребенком, взаимное понимание. Вместе с ним дети слегка иронизируют не над котенком, нет, — над девочкой, которая заставляет его совершать действия, не свойственные котятам: разговаривать, умываться. И хотя писатель говорит: «Вот какой глупый котенок», дети отлично понимают, что это относится вовсе не к котенку. Именно поэтому удовлетворение у них вызывает конец стихотворения: «А девочка тоже выросла, стала еще умнее...»
Прием общения к читателю, использованный в «Усатом-полосатом», не нов в детской литературе. Но до Маршака никто так удачно его не применял. Он оставался только риторическим приемом, читатель был пассивным. Маршак же сделал детей участниками своего рассказа, превратив его в игру. И дети отзываются на это всем сердцем.
Вместе со своими читателями автор идет по ступенькам возраста. Поэт начинает с самых простых понятий и постепенно расширяет их круг. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей: считалки, загадки, песенки, рассказы, сказки.
С детьми среднего возраста он говорит более серьезно, стремится показать многообразие жизни, заставляет их видеть дальше, шире, глубже. Бесконечно разнообразны выразительные средства, которыми пользуется Маршак.
Рассеянность «человека рассеянного», его отрешенность от повседневной жизни подчеркивается приемом преувеличения.
Характеристика героя лаконична и в то же время убедительна, ибо рассеянность героя доведена до крайнего предела, до нелепости. Ребенок воочию видит, что только очень рассеянный человек может на ходу надеть сковороду вместо шапки, натянуть себе на пятки перчатки вместо валенок. Юмор, присущий этому стихотворению, усиливается повтором:
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
|
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко...
Рифмы в стихотворениях Маршака большей частью точные. Это обусловлено тем, что дошкольник воспринимает стихи на слух. Поэт избегает пышных определений, сложных сравнений. Конечно, в его поэтической речи есть сравнения и метафоры, но они просты и близки ребенку.
Пламя ежится и злится,
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака. Чтобы помочь ребенку глубже проникнуть в смысл повествования, разбудить его любознательность, автор пользуется загадкой, намеком, оставляя место детской сообразительности, активному использованию ребенком своих жизненных наблюдений, знаний. Ненавязчивый намек производит более сильное впечатление, чем любое описание, даже образное.
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...
Поэт дает возможность ребенку почувствовать слово, обогащает его словарь, вводит новые понятия, показывает ритмичность словосочетаний. Игра словом у Маршака всегда связана с образом, которому подчинено стихотворение.
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
В стихотворении «Багаж» неоднократно повторяются названия предметов, встречающихся детям в жизни:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.
Запомнить их детям легко и весело: они повторяются как считалочки.
Удачно использование несообразностей, неожиданных комических оборотов:
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
Эти перевертыши близки детскому речевому творчеству. Кажется, что поэт их подслушал у каких-нибудь малышей.
В произведениях для детей многое навеяно фольклором: то это задорная дразнилка, то считалка, то песня, то сказка. Простота и емкость содержания, точная рифма, фонетическая ясность помогают быстро запомнить стихотворение.
Наверное, поэтому поэзия Маршака, услышанная в раннем детстве, запоминается на всю жизнь. Познакомьте детей с его творчеством.
Приложение 7
Практикум для родителей
«Развитие у ребенка образной речи»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании и развитии детей.
Задачи:
ü активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;
ü обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
|
ü продолжать формировать умение осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
ü расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Ход практикума
Воспитатель. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляют важнейшие условия качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.
Игра «Увеличение — уменьшение».
Воспитатель. Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?
Ответы родителей.
Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (ответы детей). Усложним эту игру дополнительными вопросами: «Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?»
Ответы родителей.
Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (от веты детей). Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра «Оживи предмет» предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ: двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
Воспитатель. В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? О чем думает ваша обувь?
Ответы родителей.
Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (ответы детей).
Игра «Подарок». Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом, просят передать ее соседу, сопровождая добрыми словами. Например: «Я дарю вам зайчонка», «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус, не уколитесь».
|
Игра «Измени характер персонажа». Сочинение сказки с невероятным сюжетом. Например: лисицу в лесу все звери обманывают.
Игра «Зоопарк». Участники игры получают картинку с изображением животного. Не показывая картинку другим, каждый должен описать изображенное животное по плану: внешний вид, где живет, чем питается.
Игра «Разными глазами». Описание аквариума с точки зрения его владельца, а потом — с точки зрения рыбки, которая там плавает, затем — хозяйского кота.
Игра «Опиши ситуацию». Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными, к примеру с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.
Игра «Придумай продолжение». Воспитатель читает начало сказки и просит придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.
Игра «Как мне повезло». Требуется придумать, что могли бы считать везением знакомые вам предметы: подсолнух, картошка, береза и др.
Игра «Подбери метафору». Объяснить смысл метафоры: мягкий характер; щеки горят; утонул в двойках; держать в ежовых рукавицах; позеленел от злости; надоедливый как муха и трудолюбивый как пчела.
Игра «Автобиография».
Воспитатель. Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путем наводящих вопросов выясните, о ком или, о чем идет речь.
«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе...» (Лампочка.)
Игра «Веселые рифмы». Подбор рифмы к словам.
Слова: свечка, трубы, ракетка, сапоги и др.
Приложение 8
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!