Консультация для родителей на тему «Ребенок и книга. С. Я. Маршак» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Консультация для родителей на тему «Ребенок и книга. С. Я. Маршак»

2020-05-07 142
Консультация для родителей на тему «Ребенок и книга. С. Я. Маршак» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитатель. О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию — так велик его вклад в детскую литературу. Его стихи расширяют кругозор ребенка, воспитыва­ют вкус к поэтической речи, помогают ощутить богатство род­ного языка, выразительного слова.

Дети с удовольствие слушают стихотворную речь: она лег­ко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимо­связь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения.

В произведении «Усатый-полосатый» проза так ритмична, что органически переходит в стих, и наоборот — стихотворная речь переходит в прозу. Это произведение создает своего рода мост между стихом и прозой, подготавливая ребенка к тому, что не только в стихах, но и в художественной прозе, и в обычной речи есть ритм, выразительная интонация, фонетическая харак­теристика образа.

Поэт виртуозно владеет различными формами поэтической речи. «Усатый-полосатый» начинается певучим сказочным за­чином: «Жила-была девочка...» И сразу же плавный ритм за­чина перебивается простым, прозаическим вопросом, как бы исходя от ребенка: «А как ее звали?» И в ответ дразнилка: «Кто звал, тот и знал! А вы не знаете». Контраст между зачином и звонкой, задорной дразнилкой привлекает внимание ребенка. С первой же минуты он слушает завороженный, заинтересован­ный. Фразеология этого рассказа так проста, что многие слова и целые выражения дети подсказывают.

Удачно обращение автора к слушателям, активизирующее внимание юной аудитории: «Разве так спят? Вот какой глупый котенок!» Малыши становятся участниками действия, происхо­дящего в рассказе, чувствуют себя большими и умными: ведь они-то знают, что котята не спят в постелях, не едят редиски, не могут научиться говорить.

Обращаясь к детям, Маршак делает их собеседниками. Создаются внутренняя связь между писателем и ребенком, взаимное понимание. Вместе с ним дети слегка иронизиру­ют не над котенком, нет, — над девочкой, которая заставляет его совершать действия, не свойственные котятам: разговари­вать, умываться. И хотя писатель говорит: «Вот какой глупый котенок», дети отлично понимают, что это относится вовсе не к котенку. Именно поэтому удовлетворение у них вызыва­ет конец стихотворения: «А девочка тоже выросла, стала еще умнее...»

Прием общения к читателю, использованный в «Усатом-полосатом», не нов в детской литературе. Но до Маршака никто так удачно его не применял. Он оставался только риторическим приемом, читатель был пассивным. Маршак же сделал детей участниками своего рассказа, превратив его в игру. И дети от­зываются на это всем сердцем.

Вместе со своими читателями автор идет по ступенькам возраста. Поэт начинает с самых простых понятий и постепен­но расширяет их круг. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей: счи­талки, загадки, песенки, рассказы, сказки.

С детьми среднего возраста он говорит более серьезно, стремится показать многообразие жизни, заставляет их видеть дальше, шире, глубже. Бесконечно разнообразны выразитель­ные средства, которыми пользуется Маршак.

Рассеянность «человека рассеянного», его отрешенность от повседневной жизни подчеркивается приемом преувеличения.

Характеристика героя лаконична и в то же время убедительна, ибо рассеянность героя доведена до крайнего предела, до неле­пости. Ребенок воочию видит, что только очень рассеянный че­ловек может на ходу надеть сковороду вместо шапки, натянуть себе на пятки перчатки вместо валенок. Юмор, присущий этому стихотворению, усиливается повтором:

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко...

Рифмы в стихотворениях Маршака большей частью точные. Это обусловлено тем, что дошкольник воспринимает стихи на слух. Поэт избегает пышных определений, сложных сравнений. Конечно, в его поэтической речи есть сравнения и метафоры, но они просты и близки ребенку.

Пламя ежится и злится,

Убегает, как лисица.

А струя издалека

Гонит зверя с чердака. Чтобы помочь ребенку глубже проникнуть в смысл повест­вования, разбудить его любознательность, автор пользуется за­гадкой, намеком, оставляя место детской сообразительности, активному использованию ребенком своих жизненных наблю­дений, знаний. Ненавязчивый намек производит более сильное впечатление, чем любое описание, даже образное.

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

Поэт дает возможность ребенку почувствовать слово, обо­гащает его словарь, вводит новые понятия, показывает ритмич­ность словосочетаний. Игра словом у Маршака всегда связана с образом, которому подчинено стихотворение.

 

Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

В стихотворении «Багаж» неоднократно повторяются на­звания предметов, встречающихся детям в жизни:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Запомнить их детям легко и весело: они повторяются как считалочки.

Удачно использование несообразностей, неожиданных ко­мических оборотов:

 

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

Эти перевертыши близки детскому речевому творчеству. Кажется, что поэт их подслушал у каких-нибудь малышей.

В произведениях для детей многое навеяно фольклором: то это задорная дразнилка, то считалка, то песня, то сказка. Простота и емкость содержания, точная рифма, фонетическая ясность помогают быстро запомнить стихотворение.

Наверное, поэтому поэзия Маршака, услышанная в раннем детстве, запоминается на всю жизнь. Познакомьте детей с его творчеством.

Приложение 7

Практикум для родителей

«Развитие у ребенка образной речи»

Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании и развитии детей.

Задачи:

ü активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;

ü обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;

ü продолжать формировать умение осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

ü расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Ход практикума

Воспитатель. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многооб­разием языковых средств.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, вооб­ражения и способности к литературному творчеству составляют важнейшие условия качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формиро­вание умения использовать средства художественной вырази­тельности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «Увеличениеуменьшение».

Воспитатель. Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хо­тели увеличить, а что уменьшить?

Ответы родителей.

Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (ответы детей). Усложним эту игру дополнительными вопросами: «Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите уве­личивать или уменьшать?»

Ответы родителей.

Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (от­ веты детей). Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, за­дайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет» предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ: дви­гаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размно­жаться, шутить, улыбаться.

Воспитатель. В какое живое существо вы бы преврати­ли воздушный шарик? О чем думает ваша обувь?

Ответы родителей.

Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (ответы детей).

Игра «Подарок». Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом, просят передать ее соседу, сопро­вождая добрыми словами. Например: «Я дарю вам зайчон­ка», «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус, не уко­литесь».

Игра «Измени характер персонажа». Сочинение сказки с невероятным сюжетом. Например: лисицу в лесу все звери обманывают.

Игра «Зоопарк». Участники игры получают картинку с изображением животного. Не показывая картинку другим, каждый должен описать изображенное животное по плану: вне­шний вид, где живет, чем питается.

Игра «Разными глазами». Описание аквариума с точки зрения его владельца, а потом — с точки зрения рыбки, которая там плавает, затем — хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию». Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать си­туацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными, к примеру с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение». Воспитатель читает нача­ло сказки и просит придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло». Требуется придумать, что мог­ли бы считать везением знакомые вам предметы: подсолнух, картошка, береза и др.

Игра «Подбери метафору». Объяснить смысл метафоры: мягкий характер; щеки горят; утонул в двойках; держать в ежо­вых рукавицах; позеленел от злости; надоедливый как муха и трудолюбивый как пчела.

Игра «Автобиография».

Воспитатель. Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путем наводящих вопросов выясните, о ком или, о чем идет речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе...» (Лампочка.)

Игра «Веселые рифмы». Подбор рифмы к словам.

Слова: свечка, трубы, ракетка, сапоги и др.

Приложение 8


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.