Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ

2020-05-07 151
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ББК 74.100

      С32

Рецензенты:

канд. пед. наук, доц. ТГУим. Г. Р. Державина И. А. Шаршов;

канд. пед. наук, доц. кафедры социальной и семейной педагогики ТГУ

им. Г. Р. Державина И. В. Неретин.

Сертакова Н. М.

С32   Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: метод, пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 80 с.

ISBN 978-5-89814-898-0

В пособии раскрываются проблемы взаимодействия родителей с ДОУ, предлагаются инновационные формы работы воспитателей с родителями, при­водятся примеры бесед, родительских собраний, консультаций.

Книга предназначена для воспитателей, педагогов, методистов, старших воспитателей ДОУ, а также студентов педагогических учебных заведений.

 

 

© Сертакова Н. М, 2012

                                                                                                                                                                                                                                                       © Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

ISBN 978-5-89814-898-0     

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................ 5

Современные подходы к организации взаимодействия семьи
и ДОУ..................................................................................... 6

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей.... 27

Заключение.......................................................................... 33

Приложение 1. Структурно-функциональная модель

взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам развития

ребенка................................................................................. 35

Приложение 2. Пример практического применения
нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей
(старшая группа)................................................................. 37

Приложение 3. Родительское собрание на тему «Игрушки
для наших детей»................................................................ 43

Приложение 4. Родительское собрание на тему «Традиции
семьи».................................................................................. 49

Приложение 5. Конспект дискуссии «Супружеские
отношения и их влияние на воспитательную атмосферу
семьи».................................................................................. 51

Приложение 6. Консультация для родителей на тему

«Ребенок и книга. С. Маршак»............................................ 53

Приложение 7. Практикум для родителей «Развитие образной
речи ребенка»...................................................................... 56

Приложение 8. Библиотечный конкурс «Мама, папа, я —
читающая семья»................................................................. 59

Приложение 9. Совместный с родителями досуг «В гости

к бабушке и дедушке» (по мотивам сказки «Колобок»)

(во второй младшей группе)       …………………………………63

Приложение 10. Консультация для воспитателей на тему
«ДОУ и семья в подготовке ребенка к школе».......................... 68

Приложение 11. Беседа за круглым столом «Здоровый образ
жизни — залог успешного воспитания ребенка»...................... 71

Приложение 12. Беседа за круглым столом «Счастливая
семья — счастливый ребенок»................................................ 74

Приложение 13. Примерный план взаимодействия ДОУ

с родителями в течение учебного года..................................... 79

 

ВВЕДЕНИЕ

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и об­щественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими воз­можностями в формировании личности ребенка. Семья и до­школьные учреждения — два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействую­щих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок по­лучает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собствен­ную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок бу­дет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ. Гармоничное развитие дошкольника без активного учас­тия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Главной особенностью семейного воспитания признает­ся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример ро­дителей, их личные качества во многом определяют результа­тивность воспитательной функции семьи. Степень семейного воспитания в процессе развития ребенка определяет степень взаимодействия семьи и ДОУ, на которое влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, которые предполагают вовлечение родителей в активное участие в педагогический процесс ДОУ. Однако чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при ко­торой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности се­мейного воспитания не используются в полной мере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья и ДОУ связаны преемственностью, что обеспечи­вает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь ва­жен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникно­вения двух социальных институтов.

Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не мо­гут заменить друг друга. Важным условием преемствен­ности является установление доверительного делово­го контакта между семьей и детским садом, в ходе кото­рого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или фор­мального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

В настоящее время необходимость общественного до­школьного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляют­ся повышенные требования.

Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей долж­ны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение роди­телей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музы­кальными, спортивными школами, библиотеками и др.).

Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствова­нию практических воспитательных навыков родителей (бесе­ды и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и др.).

Практические работники ищут новые, инновационные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания. Использование нетра­диционных форм взаимодействия ДОУ с семьей совместно с традиционными способствует повышению эффективности работы с родителями.

 

Приложение 1

Первое направление:

ü просвещение родителей;

ü передача им необходимой информации по тому или иному вопросу лекции;

ü индивидуальное и подгрупповое консультирование;

ü информационные листы, газеты, листы-памятки;

ü библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др.

Второе направление — это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.

Основной задачей педагогического коллектива является со­здание условий для ситуативно-делового, личностно ориенти­рованного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книге, игре, подготовке к празднику, походу, разработке общего проекта и др.).

Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия:

ü игротеки;

ü выставки выходного дня;

ü театральная пятница;

ü встреча с интересным человеком;

ü праздники;

ü издание семейных газет, журналов;

ü защита семейных проектов;

ü ведение домашних читательских дневников. (И др.)

II. Практический блок содержит информацию, направ­ленную на решение конкретных задач, которые связаны со здо­ровьем детей и их развитием.

Формы и методы работы, которые будут использовать­ся медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, полученной при ана­лизе ситуации в рамках первого блока.

III. Контрольно-оценочный блок — это анализ эффек­тивности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся с апреля по май специалистами детского сада.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, кни­ги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педаго­гов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблю­дения, учет активности родителей и др. могут быть использо­ваны для отслеживания результата.

 

Приложение 2

Пример практического применения нетрадиционных

форм взаимодействия ДОУ с семьей (старшая группа)

Анкетирование родителей.

Анкета

1. Какие вопросы воспитания остаются для вас мене изученными?

ü Взаимоотношения между детьми.

ü Взаимоотношения между детьми и родителями.

ü Организация здорового образа жизни ребенка.

ü Приобщение к культурным ценностям.

ü Другие (укажите).

II. Практическая часть.

1.   Анкетирование родителей. Перед проведением анкети­рования воспитатель проводит разъяснительную работу о не­обходимости постоянного контакта воспитателя с родителями.

2.   Анализ ответов на вопросы анкеты.

3.   Проведение заседания «Семейный досуг». В предвари­тельной работе дети выполняют рисунки на тему «Вечер в моей семье».

Рисунки детей похожи: мама на кухне, папа на диване, а ре­бенок где-то в стороне, один с игрушками.

Родители делают вывод, что они мало общаются со своим ребенком.

Далее с детьми обсуждается вопрос: «Что вам не разрешают делать родители?» Ответы детей: «Нельзя зажигать газ, откры­вать постороннему дверь, разжигать костер» и др. «Я не знаю, что мне можно, а что нельзя. Мне все можно».

Обсуждение ответов детей с родителями.

4. Анализ результатов анкет, рисунков детей, разбор различ­ных ситуаций общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Составление совместно с родителями ряда правил общения со своим ребенком.

5. Создание клуба «Счастливая семья» под девизом «Моя семья — моя радость». Цели работы клуба: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сест­ренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.

Заседания клуба проводятся по согласованию с родителями.

Праздник «Деревенские посиделки». Русские народные песни в исполнении бабушек, драматизация народных сказок мамами; разгадывание загадок, демонстрация старинных вещей (ухват, коромысло, прялка и др., хранящиеся в семье).

Марафон «Моя дружная семья». В стихах, песнях и игро­вой форме дети выражают свое отношение к членам семьи.

Беседа с детьми на тему «Что такое мир семьи?»

Высказывания детей:

—Родной дом, уют, тепло.

—Взаимопонимание, любовь, уважение.

—Праздники, традиции.

Объяснение взрослыми детям, чтобы в семье царили мир и дружба, нужно запомнить три правила:

ü уважай старших и люби их;

ü заботься о младших;

ü помни, что в семье ты помощник.

Ответы детей и взрослых на вопросы:

Какие качества надо воспитывать в себе?

С каким настроением надо выполнять домашние обязан­ности?

Как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы?

Составление генеалогического дерева. Практическая рабо­та по сбору материалов о родословной семьи. Дети знакомятся с происхождением имен и фамилий, составляют рассказы о себе, своих родителях, братьях и сестрах, выясняют звания и титулы своих любимых бабушек и дедушек. Затем каждый ребенок вмес­те с родителями составляют генеалогическое дерево своей семьи.

Фамильный герб. После составления родословной, изобра­жения генеалогического дерева дети вместе с родителями при­думывают фамильные гербы и девизы. Воспитатель при необ­ходимости разъясняет, что такое фамильный герб и девиз (на примере пословиц и поговорок).

Создание альбома «Календарь дней рождений и семейных праздников».

Семейный праздник «Тепло родного очага» под девизом

 

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

                               О. Фокина

 

Рассказы детей о своих далеких предках, которые были за­мечательными землепашцами, кузнецами, ткачами, пекарями и др. Рассказы родителей о своих фамилиях, именах, которые пришли из далекой старины. Выставка семейных реликвий: старинные деньги, вазы, подсвечники, рушники и др.

Прослушивание патефона. Рассматривание семейных сим­волов, приносящих удачу (шляпа рыболова, которая всегда при­носит владельцу большой улов).

Работа клуба «Счастливая семья» помогла детям понять: чтобы бережно относиться к близким людям, надо во всем по­могать и делать добрые дела.

Беседы за «круглым столом». Родители свободно высказы­вают свое мнение по проблемам воспитания, делятся опытом семейного воспитания.

6.        Родительское собрание на тему «Воспитание культу­ры поведения старших дошкольников». Цель: помочь родите­лям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения. Эпиграфом к собранию могут быть слова А. С. Макаренко: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспита­ние — это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Итогом осмысления ро­дителями материалов собрания должен стать вывод, что воспи­тание именно в семье — это основа основ, что личный пример родителей — это основное условие воспитания ребенка.

 

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Родители пример ему. Кто при жене и детях груб,

 Кому язык распутства люб, пусть помнит,

Что с лихвой получит от них все то, чему их учит...

         С. Бранд

За то время, что работает «Счастливая семья», было про­ведено много праздников, родительских собраний, встреч за «круглым столом». Эту форму сотрудничества воспитателя, родителей и детей я считаю очень эффективной. Во время под­готовки к различным мероприятиям возникает много возмож­ностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности.

Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, поло­жительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.

7.       Работа с родителями по развитию рефлексии собствен­ных воспитательных приемов.

ü Обсуждение разных точек зрения по вопросу «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ре­бенка — в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»

ü Решение проблемных задач семейного воспитания. Обсуж­дение следующих проблемных ситуаций.

ü  Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не вино­ват. Как вы поступите и почему так?

ü Ваша трехлетняя дочь в кафетерии, куда вы ненадолго за­шли, смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на ваши действия можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребе­нок в данной ситуации?

ü Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Родителям да­ется задание проиграть, как он будет устанавливать контакт с плачущим ребенком. (И др.)

ü Тренинговые игровые упражнения и задания. Родителям предлагается выбирать более удачные формы обращения к ре­бенку, заменить нежелательные выражения конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки? — «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»). Предлагается определить, почему неконструктивны обращен­ные к ребенку выражения: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои „хочу", мало ли что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. За­дания могут выполняться в форме, когда воспитатель начина­ет фразу, а родитель заканчивает. Например: «Хорошо учиться в школе — это значит...», «Для меня диалог с ребенком — это...»

ü Анализ родителями поведения ребенка.

ü Обращение к опыту родителей. Родителям предлагается на­звать метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью. Затем педагог выясняет, был ли подобный случай в практике родителей, и про­сит рассказать о нем. Далее проводится разговор о реакции, ко­торую вызывают у ребенка поощрения, наказания. (И др.) S Игровое взаимодействие родителей и детей.

III. Контрольная часть.

1. Анкетирование родителей (см. I).

2. Анализ ответов родителей на вопросы анкет. Выводы:

ü Большинство родителей начали целенаправленно занимать­ся проблемами воспитания дошкольников.

ü На вопрос № 2 100 % родителей ответили положительно (из них 40 % — читают регулярно).

ü На вопрос № 3 100 % родителей ответили положительно (из них 60 % — читают регулярно).

ü На вопрос № 4 положительно ответили 80 %.

ü На вопрос № 5 40 % родителей ответили: «В игровой фор­ме», 30 % — «На родительских конференциях».

ü На вопрос № 6 80 % родителей ответили положительно.

Родитель в игре моделирует собственное поведение, и его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.

 

Приложение 3

Родительское собрание

Предварительная работа

1. Провести исследование игровых интересов детей с помо­щью анкетирования родителей.

Вопросы анкеты:

Любит ли ваш ребенок играть?

В какие игры вы играете с детьми дома?

Чему могут научить ребенка эти игры?

Любимая игра ребенка дома.

В какие игры ребенок любит играть с папой?

В какие игры ребенок любит играть с мамой?

Какие игрушки вы покупаете ребенку?

Нужно ли играть с ребенком и почему?

Какие герои мультфильмов являются любимыми персона­жами вашего ребенка?

2. Подбор музыки.

3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).

План собрания

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Основная часть.

3. Дискуссия на тему «Вред и польза современных игру­шек».

4. Определение критериев выбора игрушек.

5. Консультация на тему «Игрушки-чудовища».

6. Подведение итогов.

Ход собрания

Основная часть.

Воспитатель. Что же такое игрушка? Игрушка — это специально предназначенный предмет для детских игр, она по­могает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках куклу-дочку, которую можно укладывать спать, кормить, одевать. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней ак­тивно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек — серьезное дело.

Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Это сюжетные или образные игрушки: куклы, игру­шечные животные, мебель, посуда, предметы домашнего оби­хода {демонстрация игрушек и их изображений).

Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу: разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляет о ней заботу. К этой группе игру­шек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам относятся и те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.

К техническим игрушкам, которые все больше входят в жизнь, относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные тех­нические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую мо­торику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.

Игрушки-забавы, смешные фигурки зверей, животных, че­ловечков (игрушка-зайчик, играющий на барабане, игрушка-повар, готовящий яичницу) вызывают у детей смех, сопережи­вание, радость, воспитывают чувство юмора.

Маскарадно-елочные игрушки, предназначенные для празд­нования Нового года, всегда схематичны. Однако этого доста­точно ребенку, чтобы создать в своем воображении образ.

Спортивно-моторные игрушки способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движе­ний, ориентировки в пространстве.

Театральные игрушки по содержанию являются образны­ми, но имеют особое назначение — служат целям эстетическо­го воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся Петрушка, куклы би-ба-бо (простейшая кукла, состоящая из го­ловы и платья, в виде перчатки; голова имеет специальное от­верстие под указательный палец, а большой и средний пальцы служат для жестикуляции руками куклы).

Музыкальные игрушки — это погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы, игрушечные флейты, балалайки и другие музыкальные инструменты.

Дидактические игрушки — это игрушки, с помощью которых детей знакомят с различными понятиями: формой, цветом, ве­личиной и др. К ним относятся разноцветные вкладыши, матреш­ки, мозаики, игрушки-головоломки, пазлы, лото. Они воспитыва­ют у детей необходимые качества — сосредоточенность, настой­чивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.

Строительные игрушки состоят из геометрических фигур. К игрушкам относятся самокаты, детские педальные автомоби­ли, тракторы, мотоциклы, квадроциклы.

3. Дискуссия на тему «Вред и польза современных игру­ шек».

Воспитатель. Игра и игрушка — специфическое средст­во массовой информации, поскольку в них зафиксированы основ­ные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Средства массовой инфор­мации построены на принципах игры (например, современные газеты с кроссвордами, головоломками — это тоже игрушка; игры телевизионные). Игрушка является носителем информации для ребенка, поскольку это не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Хотелось бы узнать ваше мнение: таковы ли современные игрушки?

Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, кукла Барби, набор игрушечных животных, кукла Телепузик, пирамидка, конструктор и др.), которые необходимо рассмот­реть и выделить плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки.

4. Родителям предлагается совместно с психологом раз­ работать критерии выбора игрушки.

Например, следующие.

ü Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интере­сы взрослого и ребенка очень часто не совпадают. Взрослого могут привлекать внешняя красота, стоимость, сложность де­талей, развивающее значение, а ребенка — похожесть игрушки на любимого сказочного героя или наличие такой же у друга.)

ü Возможность совершать какие-либо действия с игруш­кой — это главное достоинство игрушки (разбирать, собирать, передвигать, извлекать звуки).

ü Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).

ü Игровые действия должны быть самостоятельными (иг­рушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подска­зывают способ действия: матрешки, пирамидки).

ü Эстетический аспект. (Игрушка должна вызывать гуман­ные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стиму­лирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жесто­кость, агрессию.)

Предварительная работа

Оформление приглашения на собрание; разучивание с деть­ми стихотворений о семье; подбор музыки; оформление памя­ток для родителей; подготовить столы для проведения собрания.

 

План собрания

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Дискуссия родителей за «круглым столом».

3. Игра «Ромашка» (вопрос — ответ).

4. Выступления детей.

5. Инсценировка сказки «Репка на новый лад» (показ роди­телей).

6. Подведение итогов.

Ход собрания

Семья — это громкое слово, Семья — это звонкое слово, Семья — это слово важное,

Об этом вам скажет каждый. А. Сидорова

Ход дискуссии

1. Начать дискуссию с обсуждения следующих вопросов.

— Что вы понимаете под супружескими отношениями?

— Влияют ли на воспитание ребенка отношения между его родителями? Если да, то каким образом?

—Что, на ваш взгляд, составляет фундамент гармоничных супружеских отношений?

2. Обсудить с родителями характеристики, определяющие гармоничность супружеских отношений: любовь супругов, до­верительность (открытость), конструктивный и рефлексивный характер их общения, умение реагировать на эмоциональное состояние друг друга (эмпатия), супружеская совместимость (гармоничное сочетание различных личностных качеств супру­гов и сходства). Родителям предлагается «сконструировать» из названных характеристик «дом счастливого супружества».

3. Вопросы для обсуждения:

— Что может составить фундамент благополучного супру­жества? Современные исследователи семьи утверждают, что сильная любовь делает брак менее стабильным, так как прово­цирует завышенные взаимные требования супругов, чрезмер­ные ожидания, боязнь потерять любовь. Согласны ли вы с этим?

— Что может быть гарантом супружеской гармоничности?

—Часто ли вы ловите себя на мысли: это он (она) специ­ально делает?

4. Предложить родителям высказать свое согласие (несогла­сие) с мнением психолога А. Варги о том, что сценарий будущей семейной жизни наших детей начинает закладываться в роди­тельской семье характером супружеских отношений между ро­дителями. Попросите высказаться всех желающих родителей.

5. Познакомить присутствующих с результатами тестиро­вания детей психологом с целью изучения особенностей вос­приятия ими отношений между родителями (тест «Грустная мама»).

6. Предложить родителям найти оптимальный способ пове­дения в следующих ситуациях.

ü Муж уже много раз обещал сделать что-нибудь по дому, но ничего не сделал.

ü Муж давно просил вас зашить ему брюки. Сегодня он хотел одеть их, но они оказались незашитыми. Он высказывает свое недовольство. Вы...

ü Позвонил приятель мужа и попросил кое-что передать ему. У вас было много дел, и вы вспомнили об этом поздно вечером. Муж был очень недоволен. Вы...

7. В завершение дискуссии представить родителям рисунок их ребенка на тему «Моя семья и „я"». Объяснить, как следует интерпретировать нарисованное.

Приложение 6

Практикум для родителей

«Развитие у ребенка образной речи»

Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании и развитии детей.

Задачи:

ü активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;

ü обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;

ü продолжать формировать умение осознанной, адекватной и результативной помощи детям;

ü расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Ход практикума

Воспитатель. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многооб­разием языковых средств.

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, вооб­ражения и способности к литературному творчеству составляют важнейшие условия качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формиро­вание умения использовать средства художественной вырази­тельности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.

Игра «Увеличениеуменьшение».

Воспитатель. Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хо­тели увеличить, а что уменьшить?

Ответы родителей.

Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (ответы детей). Усложним эту игру дополнительными вопросами: «Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите уве­личивать или уменьшать?»

Ответы родителей.

Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (от­ веты детей). Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, за­дайте ему вспомогательные вопросы.

Игра «Оживи предмет» предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ: дви­гаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размно­жаться, шутить, улыбаться.

Воспитатель. В какое живое существо вы бы преврати­ли воздушный шарик? О чем думает ваша обувь?

Ответы родителей.

Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (ответы детей).

Игра «Подарок». Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом, просят передать ее соседу, сопро­вождая добрыми словами. Например: «Я дарю вам зайчон­ка», «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус, не уко­литесь».

Игра «Измени характер персонажа». Сочинение сказки с невероятным сюжетом. Например: лисицу в лесу все звери обманывают.

Игра «Зоопарк». Участники игры получают картинку с изображением животного. Не показывая картинку другим, каждый должен описать изображенное животное по плану: вне­шний вид, где живет, чем питается.

Игра «Разными глазами». Описание аквариума с точки зрения его владельца, а потом — с точки зрения рыбки, которая там плавает, затем — хозяйского кота.

Игра «Опиши ситуацию». Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать си­туацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными, к примеру с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.

Игра «Придумай продолжение». Воспитатель читает нача­ло сказки и просит придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло». Требуется придумать, что мог­ли бы считать везением знакомые вам предметы: подсолнух, картошка, береза и др.

Игра «Подбери метафору». Объяснить смысл метафоры: мягкий характер; щеки горят; утонул в двойках; держать в ежо­вых рукавицах; позеленел от злости; надоедливый как муха и трудолюбивый как пчела.

Игра «Автобиография».

Воспитатель. Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путем наводящих вопросов выясните, о ком или, о чем идет речь.

«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе...» (Лампочка.)

Игра «Веселые рифмы». Подбор рифмы к словам.

Слова: свечка, трубы, ракетка, сапоги и др.

Приложение 8

Задачи:

ü изучение читательской ситуации в семьях, круга детского чтения;

ü расширение социального партнерства, привлечение детей и родителей к чтению;

ü развитие творческих способностей детей; S оказание семье информационной помощи;

ü выявление самой читающей семьи.

Материалы: иллюстрации к литературным произведени­ям; карточки с фамилиями художников; изображения портретов писателей; презентация к конкурсу «Угадай сказку»; карточки с заданиями; авторучки; пластилин; пластинки; стеки; досочки; подарки.

Ход конкурса

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встре­чу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каж­дого человека.

Ребенок.

Когда мне книжечку читает мама,

Совсем не то, что сам себе читаю.

Хотя я буквы все прекрасно знаю

И «Айболита» сам уже прочел.

Но если мама с книжкой сядет рядом,

Как эту книжку слушать интересно!

Как будто в рубке капитан отважный,

Который не боится злых пиратов,

Как раз и есть я сам!

Или хожу в дозор я на границе,

Или в ракете направляюсь к Солнцу,

И космонавт бесстрашный — тоже я.

Прошу тебя, ты почитай мне, мама.

Сегодня я как будто стану птицей

И бедную Дюймовочку спасу!

                                    И. Токмакова

Воспитатель. Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще Максим Горький писал: «Я, ве­роятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неве­домый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему». А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участ­ницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».

Семьи представляют свою семью, рассказывают о книгах, которые читают всей семьей, о домашней библиотеке.

Воспитатель. Спасибо за ваши выступления. Сейчас проведем конкурсы.

Конкурс «Пословицы о книге и чтении». Вспомнить и на­звать как можно больше пословиц.

Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.

Золото добывают из земли, а знания — из книги.

Книгу читаешь — на крыльях летаешь.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Испокон века книга растит человека.

Прочел новую книгу — встретился с другом.

Ум без книги как птица без крыльев.

Хлеб питает тело, а книга — разум.

Конкурс «Писатели и поэты». Назвать имена и фамилии писателей и поэтов, изображения которых представлены на

портретах.

(С. Маршак, С. Михалков, Ш. Перро, А. Пушкин, Н. Носов, К. Чуковский, И. Крылов, X. К. Андерсен.)

Конкурс «Отгадай художника». Назвать автора иллюстра­ции к художественному произведению.

(М. Врубель, В. Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич.)

Конкурс «Литературная викторина для детей и родите­лей».

Вопросы для детей (родители


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.