Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-05-07 | 151 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ББК 74.100
С32
Рецензенты:
канд. пед. наук, доц. ТГУим. Г. Р. Державина И. А. Шаршов;
канд. пед. наук, доц. кафедры социальной и семейной педагогики ТГУ
им. Г. Р. Державина И. В. Неретин.
Сертакова Н. М.
С32 Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: метод, пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 80 с.
ISBN 978-5-89814-898-0
В пособии раскрываются проблемы взаимодействия родителей с ДОУ, предлагаются инновационные формы работы воспитателей с родителями, приводятся примеры бесед, родительских собраний, консультаций.
Книга предназначена для воспитателей, педагогов, методистов, старших воспитателей ДОУ, а также студентов педагогических учебных заведений.
© Сертакова Н. М, 2012
© Оформление. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
ISBN 978-5-89814-898-0
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................ 5
Современные подходы к организации взаимодействия семьи
и ДОУ..................................................................................... 6
|
Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей.... 27
Заключение.......................................................................... 33
Приложение 1. Структурно-функциональная модель
взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам развития
ребенка................................................................................. 35
Приложение 2. Пример практического применения
нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей
(старшая группа)................................................................. 37
Приложение 3. Родительское собрание на тему «Игрушки
для наших детей»................................................................ 43
Приложение 4. Родительское собрание на тему «Традиции
семьи».................................................................................. 49
Приложение 5. Конспект дискуссии «Супружеские
отношения и их влияние на воспитательную атмосферу
семьи».................................................................................. 51
Приложение 6. Консультация для родителей на тему
«Ребенок и книга. С. Маршак»............................................ 53
Приложение 7. Практикум для родителей «Развитие образной
речи ребенка»...................................................................... 56
Приложение 8. Библиотечный конкурс «Мама, папа, я —
читающая семья»................................................................. 59
Приложение 9. Совместный с родителями досуг «В гости
к бабушке и дедушке» (по мотивам сказки «Колобок»)
(во второй младшей группе) …………………………………63
Приложение 10. Консультация для воспитателей на тему
«ДОУ и семья в подготовке ребенка к школе».......................... 68
Приложение 11. Беседа за круглым столом «Здоровый образ
жизни — залог успешного воспитания ребенка»...................... 71
Приложение 12. Беседа за круглым столом «Счастливая
семья — счастливый ребенок»................................................ 74
Приложение 13. Примерный план взаимодействия ДОУ
с родителями в течение учебного года..................................... 79
ВВЕДЕНИЕ
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения — два различных по воспитательным функциям института социализации детей, взаимодействующих друг с другом. В дошкольном учреждении ребенок получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к ДОУ. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
|
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Неоспоримо, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Степень семейного воспитания в процессе развития ребенка определяет степень взаимодействия семьи и ДОУ, на которое влияет ряд факторов, и прежде всего то, что родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. В последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, которые предполагают вовлечение родителей в активное участие в педагогический процесс ДОУ. Однако чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья и ДОУ связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.
|
В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.
Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и др.).
Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и др.).
Практические работники ищут новые, инновационные формы сотрудничества с родителями; идет перестройка системы дошкольного воспитания. Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей совместно с традиционными способствует повышению эффективности работы с родителями.
Приложение 1
Первое направление:
ü просвещение родителей;
ü передача им необходимой информации по тому или иному вопросу лекции;
ü индивидуальное и подгрупповое консультирование;
ü информационные листы, газеты, листы-памятки;
ü библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и др.
Второе направление — это организация продуктивного общения всех участников образовательного процесса. С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно ориентированного общения на основе общего дела (рисунка, поделки, роли в спектакле, книге, игре, подготовке к празднику, походу, разработке общего проекта и др.).
|
Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия:
ü игротеки;
ü выставки выходного дня;
ü театральная пятница;
ü встреча с интересным человеком;
ü праздники;
ü издание семейных газет, журналов;
ü защита семейных проектов;
ü ведение домашних читательских дневников. (И др.)
II. Практический блок содержит информацию, направленную на решение конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.
III. Контрольно-оценочный блок — это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся с апреля по май специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов. Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и др. могут быть использованы для отслеживания результата.
Приложение 2
Пример практического применения нетрадиционных
форм взаимодействия ДОУ с семьей (старшая группа)
Анкетирование родителей.
Анкета
1. Какие вопросы воспитания остаются для вас мене изученными?
ü Взаимоотношения между детьми.
ü Взаимоотношения между детьми и родителями.
ü Организация здорового образа жизни ребенка.
ü Приобщение к культурным ценностям.
ü Другие (укажите).
II. Практическая часть.
1. Анкетирование родителей. Перед проведением анкетирования воспитатель проводит разъяснительную работу о необходимости постоянного контакта воспитателя с родителями.
2. Анализ ответов на вопросы анкеты.
3. Проведение заседания «Семейный досуг». В предварительной работе дети выполняют рисунки на тему «Вечер в моей семье».
Рисунки детей похожи: мама на кухне, папа на диване, а ребенок где-то в стороне, один с игрушками.
Родители делают вывод, что они мало общаются со своим ребенком.
Далее с детьми обсуждается вопрос: «Что вам не разрешают делать родители?» Ответы детей: «Нельзя зажигать газ, открывать постороннему дверь, разжигать костер» и др. «Я не знаю, что мне можно, а что нельзя. Мне все можно».
Обсуждение ответов детей с родителями.
4. Анализ результатов анкет, рисунков детей, разбор различных ситуаций общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Составление совместно с родителями ряда правил общения со своим ребенком.
|
5. Создание клуба «Счастливая семья» под девизом «Моя семья — моя радость». Цели работы клуба: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.
Заседания клуба проводятся по согласованию с родителями.
Праздник «Деревенские посиделки». Русские народные песни в исполнении бабушек, драматизация народных сказок мамами; разгадывание загадок, демонстрация старинных вещей (ухват, коромысло, прялка и др., хранящиеся в семье).
Марафон «Моя дружная семья». В стихах, песнях и игровой форме дети выражают свое отношение к членам семьи.
Беседа с детьми на тему «Что такое мир семьи?»
Высказывания детей:
—Родной дом, уют, тепло.
—Взаимопонимание, любовь, уважение.
—Праздники, традиции.
Объяснение взрослыми детям, чтобы в семье царили мир и дружба, нужно запомнить три правила:
ü уважай старших и люби их;
ü заботься о младших;
ü помни, что в семье ты помощник.
Ответы детей и взрослых на вопросы:
Какие качества надо воспитывать в себе?
С каким настроением надо выполнять домашние обязанности?
Как должны относиться друг к другу члены семьи, чтобы все были счастливы?
Составление генеалогического дерева. Практическая работа по сбору материалов о родословной семьи. Дети знакомятся с происхождением имен и фамилий, составляют рассказы о себе, своих родителях, братьях и сестрах, выясняют звания и титулы своих любимых бабушек и дедушек. Затем каждый ребенок вместе с родителями составляют генеалогическое дерево своей семьи.
Фамильный герб. После составления родословной, изображения генеалогического дерева дети вместе с родителями придумывают фамильные гербы и девизы. Воспитатель при необходимости разъясняет, что такое фамильный герб и девиз (на примере пословиц и поговорок).
Создание альбома «Календарь дней рождений и семейных праздников».
Семейный праздник «Тепло родного очага» под девизом
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие.
О. Фокина
Рассказы детей о своих далеких предках, которые были замечательными землепашцами, кузнецами, ткачами, пекарями и др. Рассказы родителей о своих фамилиях, именах, которые пришли из далекой старины. Выставка семейных реликвий: старинные деньги, вазы, подсвечники, рушники и др.
Прослушивание патефона. Рассматривание семейных символов, приносящих удачу (шляпа рыболова, которая всегда приносит владельцу большой улов).
Работа клуба «Счастливая семья» помогла детям понять: чтобы бережно относиться к близким людям, надо во всем помогать и делать добрые дела.
Беседы за «круглым столом». Родители свободно высказывают свое мнение по проблемам воспитания, делятся опытом семейного воспитания.
6. Родительское собрание на тему «Воспитание культуры поведения старших дошкольников». Цель: помочь родителям увидеть недостатки в процессе воспитания детей и найти пути их устранения. Эпиграфом к собранию могут быть слова А. С. Макаренко: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Итогом осмысления родителями материалов собрания должен стать вывод, что воспитание именно в семье — это основа основ, что личный пример родителей — это основное условие воспитания ребенка.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.
Родители пример ему. Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб, пусть помнит,
Что с лихвой получит от них все то, чему их учит...
С. Бранд
За то время, что работает «Счастливая семья», было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за «круглым столом». Эту форму сотрудничества воспитателя, родителей и детей я считаю очень эффективной. Во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности.
Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребенка. Родители на глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена добра и нравственности.
7. Работа с родителями по развитию рефлексии собственных воспитательных приемов.
ü Обсуждение разных точек зрения по вопросу «В чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка — в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»
ü Решение проблемных задач семейного воспитания. Обсуждение следующих проблемных ситуаций.
ü Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему так?
ü Ваша трехлетняя дочь в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на ваши действия можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
ü Ролевое проигрывание семейных ситуаций. Родителям дается задание проиграть, как он будет устанавливать контакт с плачущим ребенком. (И др.)
ü Тренинговые игровые упражнения и задания. Родителям предлагается выбирать более удачные формы обращения к ребенку, заменить нежелательные выражения конструктивными (вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки? — «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина»). Предлагается определить, почему неконструктивны обращенные к ребенку выражения: «Стыдно!», «Меня не устраивают твои „хочу", мало ли что ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал(а)?», «Как ты можешь поступать так со мной!» и др. Задания могут выполняться в форме, когда воспитатель начинает фразу, а родитель заканчивает. Например: «Хорошо учиться в школе — это значит...», «Для меня диалог с ребенком — это...»
ü Анализ родителями поведения ребенка.
ü Обращение к опыту родителей. Родителям предлагается назвать метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью. Затем педагог выясняет, был ли подобный случай в практике родителей, и просит рассказать о нем. Далее проводится разговор о реакции, которую вызывают у ребенка поощрения, наказания. (И др.) S Игровое взаимодействие родителей и детей.
III. Контрольная часть.
1. Анкетирование родителей (см. I).
2. Анализ ответов родителей на вопросы анкет. Выводы:
ü Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.
ü На вопрос № 2 100 % родителей ответили положительно (из них 40 % — читают регулярно).
ü На вопрос № 3 100 % родителей ответили положительно (из них 60 % — читают регулярно).
ü На вопрос № 4 положительно ответили 80 %.
ü На вопрос № 5 40 % родителей ответили: «В игровой форме», 30 % — «На родительских конференциях».
ü На вопрос № 6 80 % родителей ответили положительно.
Родитель в игре моделирует собственное поведение, и его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Приложение 3
Родительское собрание
Предварительная работа
1. Провести исследование игровых интересов детей с помощью анкетирования родителей.
Вопросы анкеты:
Любит ли ваш ребенок играть?
В какие игры вы играете с детьми дома?
Чему могут научить ребенка эти игры?
Любимая игра ребенка дома.
В какие игры ребенок любит играть с папой?
В какие игры ребенок любит играть с мамой?
Какие игрушки вы покупаете ребенку?
Нужно ли играть с ребенком и почему?
Какие герои мультфильмов являются любимыми персонажами вашего ребенка?
2. Подбор музыки.
3. Оформление выставки игрушек (от традиционных до современных).
План собрания
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Основная часть.
3. Дискуссия на тему «Вред и польза современных игрушек».
4. Определение критериев выбора игрушек.
5. Консультация на тему «Игрушки-чудовища».
6. Подведение итогов.
Ход собрания
Основная часть.
Воспитатель. Что же такое игрушка? Игрушка — это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Чтобы вообразить себя мамой, надо иметь в руках куклу-дочку, которую можно укладывать спать, кормить, одевать. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный подбор игрушек — серьезное дело.
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Это сюжетные или образные игрушки: куклы, игрушечные животные, мебель, посуда, предметы домашнего обихода {демонстрация игрушек и их изображений).
Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу: разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляет о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам относятся и те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулку.
К техническим игрушкам, которые все больше входят в жизнь, относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Игрушки-забавы, смешные фигурки зверей, животных, человечков (игрушка-зайчик, играющий на барабане, игрушка-повар, готовящий яичницу) вызывают у детей смех, сопереживание, радость, воспитывают чувство юмора.
Маскарадно-елочные игрушки, предназначенные для празднования Нового года, всегда схематичны. Однако этого достаточно ребенку, чтобы создать в своем воображении образ.
Спортивно-моторные игрушки способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся Петрушка, куклы би-ба-бо (простейшая кукла, состоящая из головы и платья, в виде перчатки; голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний пальцы служат для жестикуляции руками куклы).
Музыкальные игрушки — это погремушки, колокольчики, трещотки, дудочки, бубенцы, игрушечные флейты, балалайки и другие музыкальные инструменты.
Дидактические игрушки — это игрушки, с помощью которых детей знакомят с различными понятиями: формой, цветом, величиной и др. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, игрушки-головоломки, пазлы, лото. Они воспитывают у детей необходимые качества — сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторики пальцев рук.
Строительные игрушки состоят из геометрических фигур. К игрушкам относятся самокаты, детские педальные автомобили, тракторы, мотоциклы, квадроциклы.
3. Дискуссия на тему «Вред и польза современных игру шек».
Воспитатель. Игра и игрушка — специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Средства массовой информации построены на принципах игры (например, современные газеты с кроссвордами, головоломками — это тоже игрушка; игры телевизионные). Игрушка является носителем информации для ребенка, поскольку это не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Хотелось бы узнать ваше мнение: таковы ли современные игрушки?
Родителям предлагаются различные игрушки (матрешка, кукла Барби, набор игрушечных животных, кукла Телепузик, пирамидка, конструктор и др.), которые необходимо рассмотреть и выделить плюсы и минусы любой игрушки по выбору. Затем коллегиально выясняется полезность, бесполезность или вред данной игрушки.
4. Родителям предлагается совместно с психологом раз работать критерии выбора игрушки.
Например, следующие.
ü Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают. Взрослого могут привлекать внешняя красота, стоимость, сложность деталей, развивающее значение, а ребенка — похожесть игрушки на любимого сказочного героя или наличие такой же у друга.)
ü Возможность совершать какие-либо действия с игрушкой — это главное достоинство игрушки (разбирать, собирать, передвигать, извлекать звуки).
ü Разнообразие форм активности ребенка: чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, кубики, пирамидки).
ü Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки).
ü Эстетический аспект. (Игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию.)
Предварительная работа
Оформление приглашения на собрание; разучивание с детьми стихотворений о семье; подбор музыки; оформление памяток для родителей; подготовить столы для проведения собрания.
План собрания
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Дискуссия родителей за «круглым столом».
3. Игра «Ромашка» (вопрос — ответ).
4. Выступления детей.
5. Инсценировка сказки «Репка на новый лад» (показ родителей).
6. Подведение итогов.
Ход собрания
Семья — это громкое слово, Семья — это звонкое слово, Семья — это слово важное,
Об этом вам скажет каждый. А. Сидорова
Ход дискуссии
1. Начать дискуссию с обсуждения следующих вопросов.
— Что вы понимаете под супружескими отношениями?
— Влияют ли на воспитание ребенка отношения между его родителями? Если да, то каким образом?
—Что, на ваш взгляд, составляет фундамент гармоничных супружеских отношений?
2. Обсудить с родителями характеристики, определяющие гармоничность супружеских отношений: любовь супругов, доверительность (открытость), конструктивный и рефлексивный характер их общения, умение реагировать на эмоциональное состояние друг друга (эмпатия), супружеская совместимость (гармоничное сочетание различных личностных качеств супругов и сходства). Родителям предлагается «сконструировать» из названных характеристик «дом счастливого супружества».
3. Вопросы для обсуждения:
— Что может составить фундамент благополучного супружества? Современные исследователи семьи утверждают, что сильная любовь делает брак менее стабильным, так как провоцирует завышенные взаимные требования супругов, чрезмерные ожидания, боязнь потерять любовь. Согласны ли вы с этим?
— Что может быть гарантом супружеской гармоничности?
—Часто ли вы ловите себя на мысли: это он (она) специально делает?
4. Предложить родителям высказать свое согласие (несогласие) с мнением психолога А. Варги о том, что сценарий будущей семейной жизни наших детей начинает закладываться в родительской семье характером супружеских отношений между родителями. Попросите высказаться всех желающих родителей.
5. Познакомить присутствующих с результатами тестирования детей психологом с целью изучения особенностей восприятия ими отношений между родителями (тест «Грустная мама»).
6. Предложить родителям найти оптимальный способ поведения в следующих ситуациях.
ü Муж уже много раз обещал сделать что-нибудь по дому, но ничего не сделал.
ü Муж давно просил вас зашить ему брюки. Сегодня он хотел одеть их, но они оказались незашитыми. Он высказывает свое недовольство. Вы...
ü Позвонил приятель мужа и попросил кое-что передать ему. У вас было много дел, и вы вспомнили об этом поздно вечером. Муж был очень недоволен. Вы...
7. В завершение дискуссии представить родителям рисунок их ребенка на тему «Моя семья и „я"». Объяснить, как следует интерпретировать нарисованное.
Приложение 6
Практикум для родителей
«Развитие у ребенка образной речи»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании и развитии детей.
Задачи:
ü активизировать знания родителей о значимости развития связной речи;
ü обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества;
ü продолжать формировать умение осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
ü расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Ход практикума
Воспитатель. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает многообразием языковых средств.
Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляют важнейшие условия качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работы являются: развитие образной речи, воспитание интереса к художественному слову, формирование умения использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании. Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений, рассмотрим некоторые из них.
Игра «Увеличение — уменьшение».
Воспитатель. Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите. Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить?
Ответы родителей.
Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (ответы детей). Усложним эту игру дополнительными вопросами: «Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать?»
Ответы родителей.
Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (от веты детей). Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.
Игра «Оживи предмет» предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ: двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
Воспитатель. В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? О чем думает ваша обувь?
Ответы родителей.
Воспитатель. А вот как отвечали ваши дети... (ответы детей).
Игра «Подарок». Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом, просят передать ее соседу, сопровождая добрыми словами. Например: «Я дарю вам зайчонка», «Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли», «Я дарю вам большую конфету», «В коробке кактус, не уколитесь».
Игра «Измени характер персонажа». Сочинение сказки с невероятным сюжетом. Например: лисицу в лесу все звери обманывают.
Игра «Зоопарк». Участники игры получают картинку с изображением животного. Не показывая картинку другим, каждый должен описать изображенное животное по плану: внешний вид, где живет, чем питается.
Игра «Разными глазами». Описание аквариума с точки зрения его владельца, а потом — с точки зрения рыбки, которая там плавает, затем — хозяйского кота.
Игра «Опиши ситуацию». Участникам игры выдаются одинаковые сюжетные картинки. Им предлагается описать ситуацию с точки зрения разных ее участников, интересы которых могут быть и противоположными, к примеру с точки зрения лисы и зайца, медведя и пчел.
Игра «Придумай продолжение». Воспитатель читает начало сказки и просит придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.
Игра «Как мне повезло». Требуется придумать, что могли бы считать везением знакомые вам предметы: подсолнух, картошка, береза и др.
Игра «Подбери метафору». Объяснить смысл метафоры: мягкий характер; щеки горят; утонул в двойках; держать в ежовых рукавицах; позеленел от злости; надоедливый как муха и трудолюбивый как пчела.
Игра «Автобиография».
Воспитатель. Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путем наводящих вопросов выясните, о ком или, о чем идет речь.
«Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе...» (Лампочка.)
Игра «Веселые рифмы». Подбор рифмы к словам.
Слова: свечка, трубы, ракетка, сапоги и др.
Приложение 8
Задачи:
ü изучение читательской ситуации в семьях, круга детского чтения;
ü расширение социального партнерства, привлечение детей и родителей к чтению;
ü развитие творческих способностей детей; S оказание семье информационной помощи;
ü выявление самой читающей семьи.
Материалы: иллюстрации к литературным произведениям; карточки с фамилиями художников; изображения портретов писателей; презентация к конкурсу «Угадай сказку»; карточки с заданиями; авторучки; пластилин; пластинки; стеки; досочки; подарки.
Ход конкурса
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека.
Ребенок.
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный — тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама.
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
И. Токмакова
Воспитатель. Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще Максим Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему». А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».
Семьи представляют свою семью, рассказывают о книгах, которые читают всей семьей, о домашней библиотеке.
Воспитатель. Спасибо за ваши выступления. Сейчас проведем конкурсы.
Конкурс «Пословицы о книге и чтении». Вспомнить и назвать как можно больше пословиц.
Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.
Золото добывают из земли, а знания — из книги.
Книгу читаешь — на крыльях летаешь.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Испокон века книга растит человека.
Прочел новую книгу — встретился с другом.
Ум без книги как птица без крыльев.
Хлеб питает тело, а книга — разум.
Конкурс «Писатели и поэты». Назвать имена и фамилии писателей и поэтов, изображения которых представлены на
портретах.
(С. Маршак, С. Михалков, Ш. Перро, А. Пушкин, Н. Носов, К. Чуковский, И. Крылов, X. К. Андерсен.)
Конкурс «Отгадай художника». Назвать автора иллюстрации к художественному произведению.
(М. Врубель, В. Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич.)
Конкурс «Литературная викторина для детей и родителей».
Вопросы для детей (родители
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!