Дмитрий Дмитриевич Жилинский — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Дмитрий Дмитриевич Жилинский

2020-04-01 207
Дмитрий Дмитриевич Жилинский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(р. 1927) воплотил в своем творчестве «неоклассический» стиль («У моря. Семья», «Гимнасты СССР»). Одна из его работ носит «программное» название «Разговор о Дюрере и Кранахе» (1978), так как автор увлекался искусством итальянских и немецких мастеров Воз­рождения.

В произведениях Жилинского царит торжественная атмосфера. Он изобра­жает свою семью и самых близких лю­дей, каждое событие в жизни которых полно глубокого общечеловеческого смысла («Ожидание», «Художник и модель», «Художник и Жилинская»). Даже в аллегорическую композицию «Времена года» Жилинский включил своих родных. Он писал картины тем­перой, предоставляющей широкие живописные возможности.

Виктор Ефимович Попков (1932 — 1974) был живописцем и графиком. Его глубоко волновала тема одиноких вдов, иссушенных неизбывным горем — наследием страшной войны («Воспо­минания. Вдовы», «Одна», «Старость», «Сени», «Северная песня» и др.).

Глубоко личными переживаниями наполнено полотно Попкова «Шинель отца». Здесь и взаимосвязь поколений, и судьба России, и роль художника в обществе. Попков очень любил жанр портрета, и особенно автопортрета («Мой день», «Работа окончена», «Мать и сын», «Художник в деревне»).

Одна из последних работ художни­ка — «Хороший человек была бабка Ани­сья». Ее сюжет — похороны старой кре­стьянки, которую уважала и любила вся деревня. Смерть трагична, но по­сле ухода старой женщины остались ее добрые дела. Огромную роль в кар­тине играет осенний пейзаж. Красота и умиротворение увядающей природы передаются людям. Сквозь золото осенней листвы проглядывает зелень ози­мых. Эти цвета звучат жизнеутверж­дающе.

Скульптор и график Эрнст Иоси­фович Неизвестный родился в 1925 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). Он стал героем в годы войны, но вынуж­ден был уехать из советского тотали­тарного государства. За границей Не­известный прославился как талантли­вый художник. Он член Шведской ко­ролевской академии наук, Нью-Йорк­ской академии искусств и наук и Евро­пейской академии искусств, естествен­ных и гуманитарных наук. Однако сложные и вызывающие работы Не­известного не всеми оценивались оди­наково. В наше время он вновь полу­чил
 

признание на родине.

Э. Неизвестный. Кентавр

 

Художник определяет свое искус­ство как «организм, где каждая часть выполняет принадлежащую ей функ­цию, где эти части составляют эсте­тическое единство». В рамках этой кон­цепции Неизвестный замечательно использует прием деформации формы, делая ее более выразительной и динамичной. В своих скульптурах, картинах и рисунках он совмещает элементы естественной природы и техники, соединяет различные стили искусства для выражения духа современности. Мно­гогранное авангардное искусство Неизвестного основано на концепции синтеза искусств.

Важнейшие произведения Неиз­вестного — мемориал «Каменные сле­зы», монумент «Цветок Лотоса» на Асуанской плотине в Египте, мону­мент «Новая статуя Свободы», надгро­бие Н. С.Хрущева в Москве, крест в музее Ватикана, серии гравюр и ри­сунков к произведениям Ф.М.Досто­евского, Данте.

Работы Неизвестного «Атомный взрыв» (1957), «Дафна» (1963), «Серд­це Христа» (1973—1975) рассказыва­ют о борьбе извечных начал — добра и зла, которые создают или разруша­ют мир.

Скульптуру «Кентавр», соединяю­щую в себе разум человека и силу при­роды, можно назвать символом совре­менной цивилизации.

Архитектурный монумент «Древо Жизни» — памятник творчеству чело­века в искусстве и науке — дело всей жизни Неизвестного. Модель монумен­та была создана в 1968 г. Через едине­ние искусства и науки «Древо Жизни» воплощает единение Веры и Знания. Художник включил в композицию ленты Мёбиуса, закручивающиеся вверх, которые символизируют беско­нечность. «Древо Жизни» символизи­рует не только жизнь земную (дерево, сердце), но и преодоление смерти, воскресение и жизнь вечную (Крест, Христос).

Михаил Михайлович Шемякин ро­дился в 1943 г. в Москве. В 1964 г. он стал лидером объединения «Санкт-Пе­тербург», художники которого свой подход к искусству назвали «метафизическим синтетизмом». Метафизиче­ское[13] искусство, чтобы постичь зако­ны природы, позволяет сделать невидимое видимым, неощущаемое ощу­щаемым. Шемякина и его товарищей увлекало многообразие духовного опы­та человечества, древних религиозных канонов, они разрабатывали авангард­ные формы искусства, что было не­совместимо с официальной советской доктриной.

В 1971 г. Шемякин был изгнан из СССР. Он жил в художественных сто­лицах мира — Париже и Нью-Йорке. В настоящее время его искусство с три­умфом возвратилось на родину. Шемя­кин — участник более 500 выставок, почетный доктор пяти университетов. Произведения М.Шемякина находят­ся в музейных и частных коллекциях многих стран мира, в том числе музее Метрополитен (Нью-Йорк), Государственном Русском музее, Государ­ственной Третьяковской галерее.

Творчество Шемякина многогранно. Он — скульптор, график, живописец, философ, искусствовед. Лучшие работы художника: «Автопортрет» (1986—1989), «Петрушка», «Курильщик» (посвящен Врубелю), «Голова лисы», «Средневе­ковый шут», «Портрет Нежинского», «Венецианский сон», «Балаганчик», серия картин и скульптур «Карнавал Санкт - Петербурга» и др.

Во дворе ансамбля Петропавлов­ской крепости в Санкт - Петербурге ус­тановлена скульптура Петра Великого. Шемякин создал свободную авторскую вариацию известной «Восковой персо­ны» Растрелли - старшего. Пугающая пластика раскрашенной и одетой-обу­той «восковой персоны», затвердев в бронзе и будучи перенесенной под от­крытое небо, вызвала многообразные отклики и оценки — от резко отрица­тельных до хвалебных.

Мощное искусство Шемякина срод­ни театру, необычному и непредска­зуемому. Это карнавал красок, харак­теров, чувств. Его истоки — в наскаль­ных росписях, искусстве народов Оке­ании, европейском костюме, русском фольклоре и др. Каждый персонаж вылеплен из фантазий и тайн. Шемя­кин создавал свои произведения на основе различных природных форм (кости, скелеты, огрызки яблок, кам­ни и др.) и предметов декоративного искусства и дизайна (рукоятки и лез­вия ножей, оружие и т.п.).

В работах Шемякина линии прихот­ливо пересекаются, краски озадачива­ют, композиции выглядят хаотично, но на самом деле все подчиняется внут­реннему порядку и разумной цели. Шемякин — мастер метафизического исследования, эксперимента, цель которого — не отобразить реальность, а проникнуть в ее суть, проанализи­ровать и запечатлеть. В своих пастелях на черной бумаге художник до конца использует способность каждого цвета создавать иллюзорную глубину. Варьи­рующиеся по цвету или ширине ли­нии вызывают ощущение отступающих и пересекающихся планов. Каждая линия существует как бы в отдельном пространстве. И это вовсе не традици­онная ренессансная глубина, получен­ная за счет линейной и воздушной перспективы или игры светотени.

Шемякинская линия — это силь­ная линия XX в. Она всегда динамична. Его «мгновенная импровизация» — это развивающийся диалог между линией, только что проведенной, и той, что вот-вот появится. Такой сложный творческий процесс был бы не воз­можен без поистине виртуозной техники, позволяющей Шемякину ри­совать с поразительной точностью и быстротой.

 

М.М.Шемякин. Крысы

«Голова лисы» представляет собой замечательную иллюстрацию современной концепции линии. Сложными перекрестными цветными штрихами художник добивается ощущения глубины. Геометрия ярких линий дает почти голографический эффект, голова, напоминающая о космических мирах, похожа на ночной город, над которым летит в блеске огней идущий на посадку самолет.

На протяжении долгих лет Шемякин неустанно экспериментировал с фактурой. В ранних гуашах на бумаге поиски фактуры привели художника к виртуозной, почти пуантилистской технике. Однако только в последних работах, таких, как фактурные натюрморты, серии «Епископы» и «Туши», ему удалось найти прямой путь к чувственному восприятию зрителя.

В течение длительного времени художник не позволял цвету возобладать над фактурой. Его поиски сосредоточивались на тончайших переходах тона. Вариации серого тона по серому в ряде его картин могут восприниматься зрителем как вызов. В полотнах последнего времени («Садовники», «Крысы», «Трансформация с пещерного рисунка аборигенов» и др.) Шемякин разрешает цвету сосуществовать с фактурой, для того чтобы придать каждому холсту эмоциональный заряд и чувство актуальности.

В современном искусстве границы, некогда разделявшие живопись и скульптуру, нередко стираются. Скульптуры Шемякина — естественное продолжение его полотен. В медных рельефах и бронзовых скульптурах через доскональное знание фактуры в сочетании с тонким пониманием формы раскрывается еще одна грань огром­ного таланта художника.

Вопросы и задания

1.Охарактеризуйте русский авангард первой половины XX в.

2.Расскажите о художественных объ­единениях «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

3.Какие темы воплощал в творчестве К. С. Петров-Водкин?

4.В чем состоит своеобразие творчества М. Шагала?

5.Расскажите о творчестве В.Кандинского.

6.В чем состояли живописные приемы П.Филонова.

7.Как идеи супрематизма К.Малевича повлияли на дальнейшее развитие искусства?

8.Охарактеризуйте проявления конст­руктивизма в русском изобразительном искусстве.

9.Как развивал принципы конструктивизма Эль Лисицкий?

10.Какими видами искусства занимался А. Родченко? Что нового он привнес в изобразительное искусство?

11.Расскажите о произведениях художника-конструктивиста В.Татлина.

12.В чем состоит концепция художнков соцреализма?

13.Как скульпторы Н.А.Андреев,С.Т.Коненков, В.И.Мухина и И.Д.Шадр воплощали идеи соцреализма?

14.Как передавал образы новых людей А.М.Герасимов?

15.Какие произведения А.А.Дейнеки были наиболее характерны для соцреализма?

16.Как историко-революционная тематика отражена в двух главных картинах Б. В. Иогансона?

17.Расскажите об особенностях историко-героических полотен П.Д.Корина.

18.Какая тема была главной в творчестве Ю. И. Пименова? Приведите примеры.

19.Где искал темы и сюжеты для полотен А.А. Пластов? Приведите примеры.

20.Расскажите о творчестве художников «сурового стиля» Г.Коржева, А.Иванова, Т. Салахова.

21.Приведите примеры акций московских концептуалистов.

22.Что вам известно о соц-арте? Какие художники являются его представителями?

23.Что было характерно для творчества Д. Жилинского?

24.Расскажите о наиболее значимых произведениях В. Попкова.

25.Расскажите о творческом пути Э. Неизвестного.

26.Какие традиции развивал в своем творчестве М.Шемякин?

Темы рефератов

· Творчество В. Кандинского.

· Конструктивизм в изобразительном искусстве.

·Эль Лисицкий — художник русского авангарда.

·П. Филонов — создатель новых миров.

·Э. Неизвестный — художник и скульптор.

·Грани творчества М.Шемякина.

 

ЛИТЕРАТУРА

Бобринская Е.А. Концептуализм / Е.А. Бобринская. — М., 1993.

Даниэль С. От Иконы до авангарда. Ше­девры русской живописи / С.Даниэль. — СПб., 2000.

Иллюстрированный словарь русского искусства / ред.-сост. Н. А. Борисовская. — М., 2001.

Наков А. Б. Русский авангард / А. Б. На-ков. — М., 1991.

Полевой В. М. Искусство XX века. 1901 — 1945 / В.М.Полевой. - М., 1991.

Русская живопись: энциклопедия / научн. ред. Г. П. Конечна. — М., 2003.

Русские художники: энциклопедиче­ский словарь / Т. Б. Велинбахова, Ю. Я. Гер-чук, С.М.Даниэль и др. — СПб., 1998.

Степанян Н. С. Искусство России XX ве­ка / Н. С. Степанян. - М., 1999.

Холмогорова О.В. Соц-арт / О.В.Хол­могорова. — М., 1994.

Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. — М., 2003.


Учебное издание


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.