Особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2019-12-26 773
Особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Фонематический слух - способность воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребёнка восприятия звуков языка, т.е. фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируется фонематическая система ребенка, которая в свою очередь имеет важное значение для овладения устной и письменной речью. Поэтому в ДОУ важно уделять большое количество времени формированию фонематического слуха, а также постоянно корректировать методики формирования фонематического восприятия.                      

У детей с общим недоразвитием речи имеется недоразвитие фонематического слуха и восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не даёт возможности для формирования чёткого слухового восприятия и контроля. Неумение различать звуки по их акустическим признакам ведёт к проблемам со звукопроизношением.

Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников [17, с.76-77].

Таким образом, целью коррекционной работы является развитие фонематического слуха, что стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

Следовательно, своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению [1, с.26-28].

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является речь. Благодаря правильной, хорошо развитой речи ребенку легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми, познавать окружающий мир.

Важно заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка [18, с.43-50].

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и т.д., происходит одновременно с формированием всех фонематических процессов, в основе которых лежит развитие фонематического слуха.

Рассмотрим развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

У ребёнка пятого года жизни отмечается значительные успехи в умственном и речевом развитии. Он начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становиться разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

У детей пятилетнего возраста резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в слова, произносимые взрослым, ребёнок пытается установить свойства в их звучании и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: «Маша - каша, Миша - Гриша».

В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия, порою лишая их при этом всякого смысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию [8, с.9-12], [19, с.102].

В результате специальной работы по ознакомлению со словом у ребенка начинает формироваться представление о том, что слово имеет смысловую и звуковую стороны. Оно всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество и состоит из звуков, звучит.

Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов «слово», «звук» и употреблять их, более осознанно вслушиваться в слова, находить сходные и различные по звучанию, выделять в них определенные звуки.

На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, четкое и правильное движение и положение их необходимо для произношения сложных звуков [22, с.240].

В этом возрасте значительно улучшается звукопроизношение детей: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [рь], [р] отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Часто правильно употребляют в словах ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. У некоторых детей еще неустойчивое произношение шипящих - в одних словах звук произносится правильно, в других - неверно, неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например свистящими и шипящими одновременно, звуками [л] и [р]: старушка, лаборатория. Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые знания или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такое несовершенство звукопроизношения со временем исчезает [23, с.288], [25, с.73].

Характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, даже в оном и том же слове (сейчас» и через минуту это же слово звучит «сейцас» или «жук зуззит», «петушок золотой гребесок»). В одном звукосочетании ребёнок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» - тут же ребёнок говорит «часы».

Интересное явление отмечается у некоторых детей во второй половине дошкольного возраста, когда они переходят к правильному произношению звуков [ш], [ж] и звука [р]. Ребёнок начинает непомерно часто пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях: «горубой» (голубой), «шад» (сад), «рампа» (лампа), «жонтик» (зонтик), «шобака» (собака). Обычно эта замена не случайна. Ребёнок, почти как правило, заменяет новым звуком те звуки, которые сами раньше являлись заменителями недостающего, у ребенка звука. если вместо [р] он произносил [л], то теперь он делает обратную замену, не сразу ориентируясь, где она нужна, а где неуместна («горубой», «рошадь»).

К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуком. Речь в целом становится чище, отчетливей. В меньше степени встречаются перестановки и употребления звуков, слогов и почти исчезают сокращения слов. Возрастает речевая активность детей, они чаще и чаще задают вопросы взрослым. Начинают овладевать монологической речью [6, с.56-57], [12].

Таким образом, фонематический слух формируется у детей очень рано, начиная с момента появления ребенка на свет и на протяжении всего дошкольного возраста. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше в этот период общаться и заниматься с ребенком, тем меньше у него будет проблем с развитием фонематического слуха и восприятия, а в дальнейшем с обучением грамоте и письму.

В отличие от нормы, речь детей с общим недоразвитием речи имеет свои особенности.

Даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка речевого развития. Р.Е.Левина определила это нарушение как общее недоразвитие речи. Чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, отчетливо и правильно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, надо, прежде всего, научить его слушать и слышать речь окружающих, т.е. развивать слуховое (фонематическое) восприятие. Развитие фонематического слуха и восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребёнок овладевает умением слушать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произнесения.

На основе фонематического восприятия и слуха формируются фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез, которые являются залогом успешного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма.

Общее недоразвитие речи (ОНР)- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. При нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя.

Общее недоразвитие речи – системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в артикуляционной моторике. Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно – психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с общим недоразвитием речи наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций.

Общее недоразвитие речи — сложное речевое расстройство, при котором у детей отмечается позднее начало развития речи, дефекты звукопроизношения и фонемообразования, нарушения в формировании предложно-падежных конструкций, неправильное употребление предлогов, скудный словарный запас, аграмматизмы. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Общее недоразвитие может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя и проблемы фонетико-фонематического развития [9].

Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин лежащих в его основе обеспечивает педагогу выбор наиболее рациональных и эффективных путей преодоления у детей общего недоразвития речи.

Наиболее часто имеет место сочетание нескольких причин: наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

С учётом влияния различных этиологических факторов, вызывающих общее недоразвитие речи, у детей с общим недоразвитием речи имеются типичные закономерности проявления речевого дефекта. Данный факт позволил разработать периодизацию проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Р.Е. Левина и другие учёные выделяют три уровня речевого развития,отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи. В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвёртого уровняречевого развития, (его выделила и описала Т.Б.Филичева). Подробное описание уровней представлено в приложении 1.

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи распространёнными являются трудности в овладении звукопроизношением, а также нарушения фонематического слуха и восприятия.

Несформированность фонематического слуха и восприятия может привести к недостаточной ориентировке в звуковой действительности и к нарушениям произносительной стороны речи.

Можно сделать следующие выводы:

У детей с общим недоразвитием речи при несформированности фонематического слуха и восприятия отмечается:

- нарушение дифференциации звуков на слух;

- нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

- нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков);

- нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов).

Эти дети нуждаются в определенной системе организованной деятельности имеющей целью доразвития фонематического слуха и восприятия. Для решения данной задачи осуществляется специально организованная коррекционная работа.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.