Организация и проведение речевых игр как способа развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация и проведение речевых игр как способа развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2019-12-26 345
Организация и проведение речевых игр как способа развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

В соответствии с психологическими и речевыми возможностями детей экспериментальной группы и на основе результатов проведенной диагностики был составлен план экспериментальной работы, включающий 8 речевых игр, которые были проведены во время практики, в том числе были включены в непосредственную образовательную деятельность. Полный план проводимых речевых игр во время формирующего эксперимента представлен в приложении 6. Также представлен календарно-тематический план в приложении 7.

В соответствии с поставленными задачами, были спрогнозированы результаты детей экспериментальной группы:

- повышается мотивация в развитии речевых умений и навыков;

- закрепляется правильное звукопроизношение;

- закрепляется умение строить развёрнутую фразу;

- развивается звуковая память, выразительность речи.

Проведение диагностики для оценки уровня развития фонематического слуха перед проведением эксперимента и после проведения эксперимента имеет циклический характер и не исчерпывается решением одной педагогической задачи. Чем больше экспериментатор узнает об особенностях своих воспитанников, тем яснее увидит проблемы, требующие разрешения, тем эффективнее станет его работа.

Это можно продемонстрировать на примере Лизы, Дани и Кирилла. Выявив в ходе диагностики недостатки произношения звуков [с] – [з], [ж] – [ш] у данных детей, в дальнейшем мы больше акцентировали внимание на правильность их речи. Также проводили работу с Лизой, направленную на концентрацию внимания («Найди букву», «Собери пазл», «Найди отличия»).

В ходе эксперимента большинство игр проводилось несколько раз, особенно с детьми, которые показали в ходе диагностики низкий уровень развития фонематического слуха (Лиза, Даня, Кирилл). Также проводилась индивидуальная работа, которая включала в себя проведение речевых игр.

Приведём примеры некоторых игр. Подробное описание всех игр, проведённых во время формирующего эксперимента, вы можете увидеть в приложениях 8-14. Например, детям наиболее понравилась игра «Доскажи словечко» (приложение 9), цели которой состояли в развитии слухового внимания и восприятия, активизации речевой деятельности, развития чувство рифмы. Мы проводили данную игру по сказкам А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «У Лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», которые были предварительно прочитаны. Так как данные сказки имеют сложные для понимания и проговаривания слова; речевые игры, на основе сказок были адаптированы для детей экспериментальной группы: детям с низким уровнем давались более лёгкие задания.

Во время данной игры некоторые дети (Лиза и Даня) называли слова не в рифму, стараясь «обходить» трудные для них слова, заменяя их: «Ветер по морю гуляет и кораблик гонит», «Подари ты мне девицу Шамаханскую принцессу». В ходе игры дети задавали вопросы, указывающие на незнание отдельных слов и выражений: «…и кораблик подгоняет», «как жар горя», «Смилуйся, государыня рыбка», несмотря на предварительное прочтение произведений и обсуждение новых, непонятных слов.

Самой сложной речевой игрой для детей оказалась «Один-много» (приложение 10). Из экспериментальной группы справилась хорошо только Люба, у остальных данная игра вызвала трудности: неправильное согласование числительных с существительными, проблемы с употреблением существительных во множественном числе  (один солдат - много солдатов). У Кирилла и Дани были ошибки в произношении звуков в сложных словах: десантик (десантник), пограничик (пограничник), лёчик (лётчик). Таким образом, нарушается звуконаполняемость: отмечается сокращение звуков при стечении согласных.

Раскроем содержание одного из занятий по развитию речи «Весна. 8 марта», в котором использовались речевые игры. C конспектом занятия вы можете ознакомиться в приложении 13.

Целью данного занятия было закрепить знания детей по теме весна; расширить представления о весеннем празднике – 8 марта; автоматизировать и дифференцировать звук [л] в словах.

Занятие началось с чтения и обсуждения стихотворения про весну. Затем мы вспомнили признаки весны, и было рассказано про историю праздника – 8 марта. Приоритетной задачей для нас было обогащение сознания детей представлениями и понятиями об окружающем мире. Дети задавали интересующие их вопросы, такие как: «Почему праздник отмечают именно 8 марта?», «Этот праздник только мы празднуем или в других странах его тоже отмечают?». В ходе занятия было проведено активное обсуждение, ребята были заинтересованы и увлечены данной темой. Дети активно взаимодействовали между собой, таким образом, происходило развитие речи, как средства общения и познания.

В ходе данного занятия была проведена речевая игра «Где спрятался Капитошка?». Фрагмент занятия с игрой представлен ниже:

«- Сейчас я предлагаю каждому собрать букет для мамы. По группе разложены картинки с изображением цветов. Но только под одной из этих картинок спрятался Капитошка, ваша задача его найти. С помощью слов «Горячо-холодно», я буду направлять вас. Кто первый его найдёт, тот и выиграл. А также надо будет описать, найденный вами цветок».

Дети более успешно подбирали описательные прилагательные к существительным, чем в начале эксперимента, но всё же остались некоторые трудности в подборе сложных прилагательных, обозначающих признаки и состояния предметов, способы действия (вкуснопахнущий, расцветающий).

Данное занятие было успешно проведено. Дети активно участвовали в обсуждении темы занятия, отвечали на вопросы.

Но у некоторых детей (Паша Н., Кирилл В.) выполнение заданий вызвало трудности. При описании картины с изображением весны детям было сложно подобрать прилагательные для описания. Также иногда возникали проблемы с согласованием существительных и глаголов, таким образом, страдала грамматическая сторона речи.

Так как данное занятие было проведено в конце формирующего эксперимента, дети экспериментальной группы активнее и успешнее отвечали во время занятия, чем до начала эксперимента и проведения речевых игр и индивидуальных занятий.

Подводя итог формирующего эксперимента, следует отметить, что использование в работе речевых игр хорошо влияет на развитие фонематического слуха. Выявленные в ходе данного эксперимента трудности детей (неправильное согласование числительных с существительными, ошибки в произношении звуков в сложных словах) требуют дополнительной работы. Чтобы проверить эффективность проведения формирующего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент.

Таким образом, был проведён формирующий этап эксперимента и необходимо было провести итоговую диагностику с целью выявления уровня развития фонематического слуха с помощью речевых игр. Результатам итоговой диагностики будет посвящён следующий параграф дипломной работы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.