Сущность понятия «фонематический слух» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Сущность понятия «фонематический слух»

2019-12-26 886
Сущность понятия «фонематический слух» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Овладение языком как основным средством общения, начинается с усвоения звуковой стороны речи.

Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух.

Если рассматривать термин «слух» с физиологической точки зрения, то, - это функция организма, обеспечивающая восприятие звуковых колебаний. Физиологической основой слуха является деятельность слухового анализатора. В новом словаре методических терминов и понятий «слух» рассматривается, как способность человека воспринимать звуки и ориентироваться в окружающей среде. Различаются следующие разновидности слуха: речевой (фонетический), фонематический, музыкальный, эмоциональный (оттенки в интонации речи) и др.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков речи и процесс развития произносительной стороны речи.

Для восприятия речи необходимы две самостоятельные подсистемы: неречевой и речевой слух. Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, однако в пределах коры больших полушарий они различаются. Левое полушарие в височной области воспринимает и анализирует речевые звуки, обеспечивая устойчивость фонематической системы языка, правое – воспринимает музыкальные и просодические (ритмико-интонационные) элементы речи.

Неречевой слух - это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Помимо неречевого слуха различают специализированный речевой слух – это слух на звуки речи, различение звуков речи.

С развитием ребенка постепенно развивается слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развивать и более высокую ступень речевэого слуха – фонематическое восприятие, т.е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество.

Уместно привести несколько определений:

- Фонематическое восприятие (по определению Д.Эльконина) - специальные умственные действия по дифференциации фонем позволяющие распознавать сходные по звуковому строению слова. Это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

- Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Всего в русском языке 42 фонемы, мы их храним в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.

- Фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова. То есть при фонематическом анализе мы не только узнаем и различаем слова на основе восприятия различия их фонематического состава, но и обращаем аналитическое сознание на звуковой состав слова. Таким образом, звуковой анализ – умение осознавать звуковую структуру слова по ряду позиций, количество звуков в слове их последовательность и положение по отношению к началу и концу слова.

- Фонематический синтез – процесс умственных действий, направленных на соединение звуков в слоги и составление слова из последовательно данных звуков [16, с.18-21].

Каждый язык располагает своей фонематической системой, где определённые звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы), в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой противопоставлений (оппозиций), где различение даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.

На основе восприятия речи окружающих у ребенка формируется представление о системе фонем родного языка и лишь спустя какое-то время осуществляется их дифференциация в процессе порождения собственной речи. Т.е. экспрессивная речь формируется позже, чем импрессивная.

При восприятии речи ребёнок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребёнок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.

Итак, фонематическое восприятие формируется на основе фонематического и фонетического слуха. Вместе они обозначаются как фонематические процессы.

Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

Фонематический слух - это способность ребёнка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию, следовательно, основой для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи окружающих его людей. Как указывает Л.В. Бондарко, если бы фонематический слух не формировался достаточно рано, ребёнок не мог бы понимать обращенную к нему речь окружающих его взрослых. Узнать слово - значит узнать, из каких фонем оно состоит, и в какой последовательности они в нём следуют.

Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

Термин «фонематический слух» был предложен психологом Даниилом Элькониным в 1982 году с целью обучения чтению и письму, который состоит в том, что по его предположению человек анализирует и выявляет отдельные звуки как фонемы и только из фонем можно составить слово, поэтому возможно обучение чтению как чтение подряд фонем и письмо как запись подряд фонем [20, с.25-28].

Термин имеет множество определений, вот одно из наиболее распространённых: фонематический слух - способность человека различать и узнавать звуки речи (Н.И. Жинкин), «смыслоразличительный систематизированный слух, обеспечивающий анализ и синтез звукового потока, и восприятие фонем данного языка» (Л.С. Цветкова). 

Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, С.Н. Цейтлин определяют «фонематический слух» как речевой процесс, обеспечивающий выделение существенных признаков звуков речи и отвлечение от несущественных.

В работах некоторых исследователей можно найти отождествление понятий «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Однако чаще всего исследователи придерживаются различного понимания этих аспектов, и определяют фонематическое восприятие, как умственные действия по анализу (Д.Б. Эльконин), специально воспитанные умения по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова (анализ и синтез).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. 

- Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития. 

- Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности — устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

- Умение различать отдельные звуки, составляющих звуковую оболочку слова, то есть устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения, усваивать некоторые грамматико-правописные орфографические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над различными сторонами языка является важнейшими задачами развития речи в ДОУ.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.