Диагностическая методика «Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Диагностическая методика «Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста»

2019-12-26 1078
Диагностическая методика «Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Авторы: Градусова Л.В., Левшина. Н.И., Дементьева И.С.

 

Цель: выявить уровень развития фонематического слуха.

Ход проведения:

Экспериментатор предлагает ребёнку: «Давай поиграем в школу. Ты будешь учителем, а я учеником. Я буду говорить слова, а если сделаю ошибку и ты услышишь другое слово, то хлопнешь в ладоши. Этим ты укажешь мне на мою ошибку. Затем назовёшь слово, которое я назвала ошибочно».

Испытание включает 4 задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его результаты не учитываются).

Набор слов:

I. рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама;

рампа, рампа, рампа, лампа, рампа, рампа, рампа;

коробок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок, колобок;

окрик, окрик, округ, окрик, окрик, окрик, окрик.

II. сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон;

коза, коза, коза, коза, коса, коза, коза;

рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет;

сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

III. гора, гора, гора, гора, гора, кора, гора;

голос, голос, колос, голос, голос, голос, голос;

граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб;

пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги, пороги;

IV. чёлка, чёлка, чёлка, чёлка, щёлка, чёлка, чёлка;

чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить;

чикать, чикать, чикать, шикать, чикать, чикать, чикать;

почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, по шесть, почесть.

 

Если при обычном проговаривании ребёнок не смог выделить «лишнее» слово или допустил ошибку, то необходимо вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово в 1,5 сек).

Шкала оценок:

Система выявления оценок отличается существенной особенностью: с одной стороны, высшая оценка - 3 балла выставляется только при безупречном выполнении всех четырех заданий; с другой стороны, не имеет значения в каком количестве заданий ученик допустил ошибку - в одном или четырех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т. е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях, не суммируются).

Используется четырёхбалльная система оценок:

0 баллов - ребёнок не заметил «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление данного ряда слов;

1 балл - заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда слов в замедленном темпе;

2 балла - заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но вовремя не хлопнул в ладоши; «лишнее» слово назвал после прослушивания всего ряда;

3 балла - с первого предъявления вовремя хлопнул в ладоши и назвал «лишнее» слово.

Уровень развития фонематического слуха определяется по следующим единым критериям:

Количество полученных баллов Уровень развития фонематического слуха
0 низкий
1-2 средний
3 высокий

Приложение 5

 

Диагностическая методика

«Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки»

Авторы: Градусова Л.В., Левшина. Н.И., Дементьева И.С.

 

Цель: выявить уровень развития фонематического слуха.

Ход проведения:

Экспериментатор рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим. Для примера взрослый произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в «прятки» со звуками.

Условия игры следующие: каждый раз экспериментатор договаривается с ребёнком, какой звук нужно искать. Экспериментатор называет различные слова, ребёнок отвечает, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Предлагается поочередно искать звуки: [а], [р], [к], [т], [м].

Все слова необходимо произносить чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Можно повторять слово несколько раз.

Набор слов:

Рама, есть ли в данном слове звук [а]?

Голос, есть ли в данном слове звук [р]?

Рама, есть ли в данном слове звук [к]? Назови гласный звук в слове?

Гора, есть ли в данном слове звук [а]? Какой звук стоит в конце слова?

Колос, есть ли в данном слове звук [т]?

Коза, есть ли в данном слове звук [к]?

Сон, есть ли в данном слове звук [м]? Назови по очереди звуки, которые есть в слове.

 

Если ребёнок не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо.

Если допущена одна ошибка - задание выполнено удовлетворительно. Если допущено две и более ошибок, то задание выполнено плохо.

 

Шкала оценок:

Количество полученных баллов Уровень развития фонематического слуха
0-1 низкий
2 средний
3 высокий

Приложение 6

 

План проводимых речевых игр во время формирующего эксперимента

 

Лексическая тема Речевые игры Фонематический слух

«Мы читаем А.С.Пушкина»

I неделя

«Назови сказку» Цель: закрепление знания сказок А.С.Пушкина; развитие грамматического строя речи. Описание игры: Воспитатель читает отрывок из сказки. Дети называют сказку и её героев. - Слуховое внимание - Развитие грамматического строя речи «Доскажи словечко» Цель: развитие слухового внимания; развитие фонематического восприятия, анализа. Описание игры: Дети должны досказать слово в конце стихотворной строки. - Слуховое внимание - Фонематическое восприятие, анализ  

«Наша армия»

II неделя

«Один-много» Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.         Описание игры: Воспитатель называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. - Образование существительных единственного и множественного числа   «Образуй новые слова» Цель: учить образовывать название профессии от её описания. Описание игры: Воспитатель описывает военную профессию, ребёнок говорит её название. - Образование названия профессии от её описания

«Животные севера»

III неделя

«Угадай по голосу» Цель: развивать фонематический слух и восприятие Описание игры: перед детьми разложены картинки с изображением животных севера, педагог включает аудиозаписи с голосами данных животных. Дети называют животное, которое услышали, показывают на картинку и составляют по ней предложение. - Слуховое внимание - Умение на слух определять и называть имитируемое животное «Определи место животного севера» Цель: развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу. Описание игры: педагог раскладывает картинки с изображением животных севера (6-7) на столе в один ряд. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими животными находится пингвин?» ребёнок должен дать полный ответ: «Пингвин находится между белым медведем и моржом». После двух-трех ответов воспитатель меняет картинки местами. Постепенно при повторении игры картинки по одной можно заменять другими. - Речевое дыхание - Умение строить развёрнутую фразу

«Мамин праздник»

I V неделя

«Где спрятался Капитошка?» Цель: поддерживать интерес детей к цветам, закреплять их названия. Описание игры: Карточки с изображением цветов раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку Капитошку. Дети в это время стоят, отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под цветком с мелкими цветами красного цвета», «Капитошка спрятался под цветком с круглыми листьями» Выигрывает тот, кто быстрее найдет Капитошку. - Слуховое внимание - Умение составлять описание растений, подмечая характерные признаки - Умение строить развёрнутую фразу «Найди звук в слове» Цель: активизация словаря, нахождение звуков в словах-названиях цветов. Описание игры: Педагог спрашивает у детей, есть ли искомый звук в данном слове. Так же задаются уточняющие вопросы, где именно стоит этот звук (начало, середина, конец). - Нахождение звуков в словах-названиях растений - Слуховое внимание

 

 


Приложение 7

 

Календарно-тематическое планирование

Тема: «Мы читаем Пушкина»

 

  НОД Групповая, подгрупповая деятельность с детьми Индивидуальная деятельность с детьми Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

Понедельник

Познавательное развитие Продолжать знакомить детей с произведениями Пушкина. Воспитывать интерес к его творчеству.

Работа по заданию логопеда с Владом, Дашей и Лизой

• Утренняя гимнастика №3

• Закрепление привычки следить за внешним видом

• Бодрящая гимнастика после сна

• Чтение тематической литературы перед сном

• Оформление уголка чтения книгами Пушкина

• Пазлы с героями сказок Пушкина

Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Золотая рыбка»

Вторник

Речевое развитие Рассматривание и описание иллюстраций к сказкам Пушкина

• «Чудесный мешочек» с Кириллом и Ваней

• Загадывание загадок по сказкам Пушкина Саше и Родиону

• Утренняя гимнастика №3

• Пальчиковая гимнастика перед занятием по ФЭМП

• Бодрящая гимнастика после сна

• Знакомство с книгами Пушкина в группе

• Раскраски (сказки Пушкина)

 

ФЭМП Расширять представления о весе предметов. Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры. Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Среда

ФЭМП Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.

Отгадай по картинке сказку Пушкина с Дашей и Соней

• Утренняя гимнастика №3

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

• Музыкальный досуг (У Лукоморья дуб зелёный…)

• Конструирование из бумаги «Книга сказок»

• Сказка ««Сказка о попе и о работнике его Балде»

Художественно-эстетическое развитие Рисование «У Лукоморья дуб зелёный…»
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Четверг

Речевое развитие Чтение сказок Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»

• Работа по заданию логопеда с Костей, Пашей и Серёжей

• Д/и «Чего не стало» с Костей и Дашей

• Утренняя гимнастика №3

• Д/и «Доскажи словечко»

• Бодрящая гимнастика после сна

• Лото «Сказки Пушкина»

 

Музыка По плану музыкального руководителя
Физкультура По плану физкультурного руководителя
Пятница Речевое развитие Лексические игры и упражнения (стр. 63) • Д/и «Угадай по описанию» с Валерой, Тимофеем • Занятие по заданию логопеда с Димой, Артёмом и Ваней • Утренняя гимнастика №3 • Сюжетно-ролевая игра «Парные картинки» • Бодрящая гимнастика после сна • Подвижная игра «Не перепутай» • Игра «Разрезные картинки»

 

Календарно-тематическое планирование

Тема: «Наша армия»

 

  НОД Групповая, подгрупповая деятельность с детьми Индивидуальная деятельность с детьми Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

Понедельник

Познавательное развитие Продолжать знакомить детей с армией РФ, с родами различных войск, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Работа по заданию логопеда с Сашей, Владом и Родионом

• Утренняя гимнастика №2

• Закрепление привычки следить за внешним видом

• Бодрящая гимнастика после сна

• Чтение тематической литературы перед сном

• Оформление уголка чтения книгами об армии

• Пазлы с военной техникой

Художественно-эстетическое развитие Изготовление открытки к 23 февраля

Вторник

Речевое развитие Рассматривание альбомов «Защитники Отечества» и составление рассказов

• «Чудесный мешочек» с Денисом и Любой

• Загадывание загадок про армию Кириллу и Дане

• Утренняя гимнастика №2

• Пальчиковая гимнастика перед занятием по ФЭМП

• Бодрящая гимнастика после сна

• Закрепить знания о родах войск с Димой и Денисом

• Раскраски (военная техника)

• Раскраски (военные формы)

ФЭМП Развивать логическое мышление. Совершенствовать навыки счёта со сменой его основания. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их в тетради в клетку.
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Среда

ФЭМП Совершенствовать навыки счёта со сменой его основания. Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями.

Отгадай по картинке «Рода войск» с Серёжей и Тимофеем П.

• Утренняя гимнастика №2

• Сюжетно-ролевая игра по желанию детей

• Музыкальный досуг (23 февраля)

• Конструирование из бумаги «Самолёт»

• Рассказ С.А.Баруздина «Шёл по улице солдат»

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Наша Армия родная»
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Четверг

Речевое развитие Чтение и заучивание стихотворения Е.Благининой «Шинель»

• Работа по заданию логопеда с Димой, Кириллом и Тимофеем Л.

• Д/и «Чего не стало» с Кириллом и Лизой

• Утренняя гимнастика №2

• Бодрящая гимнастика после сна

• Лото «Армия»

 

Музыка По плану музыкального руководителя
Физкультура По плану физкультурного руководителя
Пятница Речевое развитие Лексические игры и упражнения (стр. 65) • Д/и «Угадай по описанию» с Пашей, Валерой • Занятие по заданию логопеда с Дашей, Костей и Соней • Утренняя гимнастика №3 • Сюжетно-ролевая игра по желанию детей • Бодрящая гимнастика после сна • Подвижная игра «Охотники и звери» • Игра «Разрезные картинки»

 

 


Календарно-тематическое планирование

Тема: «Животные севера»

 

  НОД Групповая, подгрупповая деятельность с детьми Индивидуальная деятельность с детьми Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

Понедельник

Познавательное развитие Продолжать знакомить детей с животными севера (пингвинами, белыми медведями, северными оленями и т.д.). Систематизировать знания об этих животных.

Работа по заданию логопеда с Дашей, Родионом и Сашей

• Утренняя гимнастика №2

• Закрепление привычки следить за внешним видом

• Бодрящая гимнастика после сна

• Чтение тематической литературы перед сном

• Оформление уголка чтения книгами о животных севера

• Пазлы с животными севера

Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Животные севера»

Вторник

Речевое развитие Чтение Н.Сладков «Во льдах»

• «Чудесный мешочек» с Ваней и Костей

• Загадывание загадок о животных севера Серёже и Любе

• Утренняя гимнастика №2

• Пальчиковая гимнастика перед занятием по ФЭМП

• Бодрящая гимнастика после сна

• Знакомство с игрушками животные севера в группе

• Раскраски (животные севера)

 

ФЭМП Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счёта со сменой его основания. Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями.
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Среда

ФЭМП Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.

Отгадай по картинке животное севера с Лизой и Пашей

• Утренняя гимнастика №2

• Сюжетно-ролевая игра «Полярные исследователи»

• Конструирование из бумаги «Белый медведь»

• Пазлы с животными севера

• Г. Снегирев «След оленя», «Про пингвинов»

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Северное сияние: арктический пейзаж»»
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Четверг

Речевое развитие Чтение и заучивание стихотворения Г. Гоппе «Жмутся к берегу крутому холода»

• Работа по заданию логопеда с Артёмом, и

• Д/и «Чего не стало» с Тимофеем и Родионом

• Утренняя гимнастика №2

• Д/и «Подбери пару»

• Бодрящая гимнастика после сна

• Лото «Животные севера»

 

Музыка По плану музыкального руководителя
Физкультура По плану физкультурного руководителя
Пятница Речевое развитие Лексические игры и упражнения (стр. 69) • Д/и «Угадай по описанию» с Дашей, Кириллом • Занятие по заданию логопеда с Сашей, Ваней и Серёжей • Утренняя гимнастика №2 • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсоводы» • Бодрящая гимнастика после сна • Подвижная игра «Кто дальше?» • Игра «Разрезные картинки»

 

Календарно-тематическое планирование

Тема: «Мамин праздник»

 

  НОД Групповая, подгрупповая деятельность с детьми Индивидуальная деятельность с детьми Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

Понедельник

 

 

Познавательное развитие Продолжать знакомить детей с женским праздником. Вспомнить признаки весны.

Работа по заданию логопеда с Ваней, Сашей и Любой

• Утренняя гимнастика №3

• Закрепление привычки следить за внешним видом

• Бодрящая гимнастика после сна

• Чтение тематической литературы перед сном

• Оформление уголка чтения книгами о весне

• Пазлы с цветами

Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Открытка маме»

Вторник

Речевое развитие Рассматривание и описание картины «Весна»

• «Чудесный мешочек» с Дашей и Соней

• Загадывание загадок о весне Лизе и Артёму

• Утренняя гимнастика №3

• Пальчиковая гимнастика перед занятием по ФЭМП

• Бодрящая гимнастика после сна

 

• Раскраски (весна)

• Раскраски (пейзажи весны)

ФЭМП Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание.
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Среда

ФЭМП Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание.

Отгадай по картинке признаки весны с Димой и Кириллом

• Утренняя гимнастика №3

• Сюжетно-ролевая игра «Семья»

• Музыкальный досуг (Мамин праздник)

• Конструирование из бумаги «Цветочек»

• Пазлы с птицами

• «Сказка про Весну»

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Портрет мамы»
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Четверг

Речевое развитие Чтение и заучивание стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

• Работа по заданию логопеда с Костей, Владом и Пашей

• Д/и «Чего не стало» с Тимофеем и Родионом

• Утренняя гимнастика №3

• Большой – маленький

дидактическая игра «Найди фигуру»

• Бодрящая гимнастика после сна

• Лото «Цветы»

 

Музыка По плану музыкального руководителя
Физкультура По плану физкультурного руководителя

 


Приложение 8

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.