Выявление уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Выявление уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2019-12-26 809
Выявление уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Констатирующий этап был направлен на изучение развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Были выбраны специальные диагностические методики:

1. Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста - Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С. [5, с.87] (Приложение 4).

2. Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки» - Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С. [5, с.87] (Приложение 5).

Подобранные методики диагностирования проводились с экспериментальной группой в течение одного месяца. Перед началом исследования проводилась подготовительная работа, установление положительного контакта с детьми, знакомство с новыми речевыми играми. Исследования проводились в спальне группы, в оборудованном для проведения занятий месте, где проходят занятия с логопедом, чтобы на детей не влияли внешние раздражители, такие как: шум, разговоры, присутствие других детей. Задания проводились индивидуально с каждым ребёнком в течение 10-15 минут, в ходе этого времени проводилось одно задание для наилучшей концентрации внимания.

С полным текстом методики диагностики «Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста» -  Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С., вы можете ознакомиться в приложении 4.

Рассмотрим результаты проведённой диагностики:

Во время проведения диагностики были выявлены разные уровни развития фонематического слуха. Дети с интересом отнеслись к поставленной задаче, но не всегда могли выполнить задание.

Результаты уровня развития фонематического слуха представлены в таблице.

Таблица 1

Уровень развития фонематического слуха

Имя 1 блок заданий 2 блок заданий 3 блок заданий Баллы Уровень
Даня Х. - - - 0 Низкий
Люба В. + + - 2 Средний
Кирилл В. - - - 0 Низкий
Артём Ш. + + - 2 Средний
Лиза К. - - + 1 Средний
Паша Н. + - + 2 Средний

 

Рисунок 1. Результаты первичной диагностики.

Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста

 

Проанализировав результаты диагностики, можно сделать вывод, что самый низкий уровень развития фонематического слуха по данной диагностике у Дани и Кирилла. Дети не заметили «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление рядов слов. Особые трудности у них были при выявлении «лишних» слов, со звуками [с] - [з] и [ж] – [ш]. Средний показатель продемонстрировали Люба, Артём и Паша. Ребята заметили «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но вовремя не хлопнули в ладони; «лишнее» слово назвали после прослушивания всего ряда. Лиза назвала «лишнее» слово лишь при повторении ряда слов в замедленном темпе. Ей было сложно сконцентрироваться на задании, отвлекалась, перемещая своё внимание на посторонние предметы (см. табл. 1 и рис. 1).

Также для диагностики уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была использована диагностика «Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки» - Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С.

С полной методикой проведения диагностики «Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки» вы можете ознакомиться в приложении 5.

На основе результатов диагностики была составлена таблица:

Таблица 2

Уровень развития фонематического слуха

    Имя       Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Количество баллов
Даня Х. + + - + + + - 1
Люба В. + + + + + + + 3
Кирилл В. + + + - + + - 1
Артём Ш. + + + + + + + 3
Лиза К. - + - - + + - 0
Паша Н. + + + + + + - 2

 

Особое затруднение у детей (Даня, Кирилл, Лиза) вызвало выполнение заданий на поиски «лишних» слов, особенно близких по звуковому составу, например, коза-коса, гора-кора. Также сложность заключалась в выделении нужного звука в слове. Детям было сложно определить первый звук в слове, определить место звука в слове. Паша, Артём и Люба показали более высокий результат при выполнении диагностики. Их ошибки были связаны с пониженным вниманием.

По полученным данным наименьшее количество баллов получила Лиза. Выполнение задания вызвало затруднения: не сразу поняла задание; при выполнении заданий приходилось повторять слова несколько раз; не могла определить, есть ли запрашиваемый звук в слове. 1 балл получили Даня и Кирилл. Паша получил 2 балла. У детей вызвало затруднение дифференциация сходных по звучанию, но разных по смыслу слов. Наивысший балл – «3», получили Люба и Артём. Ребята смогли правильно ответить на все мои вопросы и не допустили ошибок.

 

Рисунок 2. Результаты первичной диагностики.

Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки»

 

На основе результатов двух диагностик можно сделать вывод, что фонематический слух детей развит на среднем уровне в соответствии с психологическими и речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Итоговый анализ констатирующих диагностик развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи входящих в экспериментальную группу:

Таблица 3

Сводная таблица по итогу всех констатирующих диагностик

Имя Результат первой диагностики Результат второй диагностики Итоговое количество баллов
Даня Х. 0 1 1
Люба В. 2 3 5
Кирилл В. 0 1 1
Артём Ш. 2 3 5
Лиза К. 1 0 1
Паша Н. 2 2 4

 

Максимальное, возможное количество баллов по итогам двух диагностик — 6 баллов.

Рисунок 3. Результаты констатирующих диагностик

 

Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что у 50% экспериментальной группы средний уровень развития фонематического слуха. Отмечаются нерезко выраженные остаточные проявления фонетико-фонематического недоразвития речи. Встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Отмечается недоразвитие фонематических процессов, в том числе фонематического слуха. Наблюдается замена и смешение звуков, что свидетельствует о недифференцированности фонем. Смешиваются парные звонкие и глухие согласные, аффрикаты, сонорные, шипящие, свистящие.

Низкий показатель развития фонематического слуха у второй половины экспериментальной группы.

Дети не заметили «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление рядов слов. Особое затруднение у детей (Даня, Кирилл, Лиза) вызвало выполнение заданий на поиски «лишних» слов, особенно близких по звуковому составу, но разных по смыслу - несформированность процессов дифференциации звуков. Также сложность заключалась в выделении нужного звука в слове. Детям было сложно определить первый звук в слове, определить место звука в слове. Выполнение задания вызвало затруднения: Лиза не сразу поняла задание; при выполнении заданий приходилось повторять слова несколько раз; не могла определить, есть ли запрашиваемый звук в слове.

На основе проведённых диагностик было выявлено, что экспериментальная группа содержит 50% детей со средним уровнем развития фонематического слуха и 50% детей с низким уровнем развития фонематического слуха.

Использование игровых приёмов позволяет в интересной для ребёнка форме провести обследование и выявить уровень развития фонематического слуха.

Проводимые диагностики соответствовали поставленным целям и задачам педагогического эксперимента.

В этом подпункте были проанализированы результаты диагностик уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до проведения речевых игр, в следующем подпункте будет проанализировано проведение речевых игр по развитию фонематического слуха.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.