Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2019-12-26 | 809 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Констатирующий этап был направлен на изучение развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Были выбраны специальные диагностические методики:
1. Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста - Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С. [5, с.87] (Приложение 4).
2. Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки» - Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С. [5, с.87] (Приложение 5).
Подобранные методики диагностирования проводились с экспериментальной группой в течение одного месяца. Перед началом исследования проводилась подготовительная работа, установление положительного контакта с детьми, знакомство с новыми речевыми играми. Исследования проводились в спальне группы, в оборудованном для проведения занятий месте, где проходят занятия с логопедом, чтобы на детей не влияли внешние раздражители, такие как: шум, разговоры, присутствие других детей. Задания проводились индивидуально с каждым ребёнком в течение 10-15 минут, в ходе этого времени проводилось одно задание для наилучшей концентрации внимания.
С полным текстом методики диагностики «Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста» - Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С., вы можете ознакомиться в приложении 4.
Рассмотрим результаты проведённой диагностики:
Во время проведения диагностики были выявлены разные уровни развития фонематического слуха. Дети с интересом отнеслись к поставленной задаче, но не всегда могли выполнить задание.
Результаты уровня развития фонематического слуха представлены в таблице.
Таблица 1
Уровень развития фонематического слуха
|
Имя | 1 блок заданий | 2 блок заданий | 3 блок заданий | Баллы | Уровень |
Даня Х. | - | - | - | 0 | Низкий |
Люба В. | + | + | - | 2 | Средний |
Кирилл В. | - | - | - | 0 | Низкий |
Артём Ш. | + | + | - | 2 | Средний |
Лиза К. | - | - | + | 1 | Средний |
Паша Н. | + | - | + | 2 | Средний |
Рисунок 1. Результаты первичной диагностики.
Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста
Проанализировав результаты диагностики, можно сделать вывод, что самый низкий уровень развития фонематического слуха по данной диагностике у Дани и Кирилла. Дети не заметили «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление рядов слов. Особые трудности у них были при выявлении «лишних» слов, со звуками [с] - [з] и [ж] – [ш]. Средний показатель продемонстрировали Люба, Артём и Паша. Ребята заметили «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но вовремя не хлопнули в ладони; «лишнее» слово назвали после прослушивания всего ряда. Лиза назвала «лишнее» слово лишь при повторении ряда слов в замедленном темпе. Ей было сложно сконцентрироваться на задании, отвлекалась, перемещая своё внимание на посторонние предметы (см. табл. 1 и рис. 1).
Также для диагностики уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была использована диагностика «Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки» - Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С.
С полной методикой проведения диагностики «Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки» вы можете ознакомиться в приложении 5.
На основе результатов диагностики была составлена таблица:
Таблица 2
Уровень развития фонематического слуха
Имя | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | Задание 7 | Количество баллов |
Даня Х. | + | + | - | + | + | + | - | 1 |
Люба В. | + | + | + | + | + | + | + | 3 |
Кирилл В. | + | + | + | - | + | + | - | 1 |
Артём Ш. | + | + | + | + | + | + | + | 3 |
Лиза К. | - | + | - | - | + | + | - | 0 |
Паша Н. | + | + | + | + | + | + | - | 2 |
|
Особое затруднение у детей (Даня, Кирилл, Лиза) вызвало выполнение заданий на поиски «лишних» слов, особенно близких по звуковому составу, например, коза-коса, гора-кора. Также сложность заключалась в выделении нужного звука в слове. Детям было сложно определить первый звук в слове, определить место звука в слове. Паша, Артём и Люба показали более высокий результат при выполнении диагностики. Их ошибки были связаны с пониженным вниманием.
По полученным данным наименьшее количество баллов получила Лиза. Выполнение задания вызвало затруднения: не сразу поняла задание; при выполнении заданий приходилось повторять слова несколько раз; не могла определить, есть ли запрашиваемый звук в слове. 1 балл получили Даня и Кирилл. Паша получил 2 балла. У детей вызвало затруднение дифференциация сходных по звучанию, но разных по смыслу слов. Наивысший балл – «3», получили Люба и Артём. Ребята смогли правильно ответить на все мои вопросы и не допустили ошибок.
Рисунок 2. Результаты первичной диагностики.
Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки»
На основе результатов двух диагностик можно сделать вывод, что фонематический слух детей развит на среднем уровне в соответствии с психологическими и речевыми особенностями детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Итоговый анализ констатирующих диагностик развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи входящих в экспериментальную группу:
Таблица 3
Сводная таблица по итогу всех констатирующих диагностик
Имя | Результат первой диагностики | Результат второй диагностики | Итоговое количество баллов |
Даня Х. | 0 | 1 | 1 |
Люба В. | 2 | 3 | 5 |
Кирилл В. | 0 | 1 | 1 |
Артём Ш. | 2 | 3 | 5 |
Лиза К. | 1 | 0 | 1 |
Паша Н. | 2 | 2 | 4 |
Максимальное, возможное количество баллов по итогам двух диагностик — 6 баллов.
Рисунок 3. Результаты констатирующих диагностик
Анализируя данную диаграмму, можно сделать вывод, что у 50% экспериментальной группы средний уровень развития фонематического слуха. Отмечаются нерезко выраженные остаточные проявления фонетико-фонематического недоразвития речи. Встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Отмечается недоразвитие фонематических процессов, в том числе фонематического слуха. Наблюдается замена и смешение звуков, что свидетельствует о недифференцированности фонем. Смешиваются парные звонкие и глухие согласные, аффрикаты, сонорные, шипящие, свистящие.
|
Низкий показатель развития фонематического слуха у второй половины экспериментальной группы.
Дети не заметили «лишнее» слово, несмотря на повторное замедленное предъявление рядов слов. Особое затруднение у детей (Даня, Кирилл, Лиза) вызвало выполнение заданий на поиски «лишних» слов, особенно близких по звуковому составу, но разных по смыслу - несформированность процессов дифференциации звуков. Также сложность заключалась в выделении нужного звука в слове. Детям было сложно определить первый звук в слове, определить место звука в слове. Выполнение задания вызвало затруднения: Лиза не сразу поняла задание; при выполнении заданий приходилось повторять слова несколько раз; не могла определить, есть ли запрашиваемый звук в слове.
На основе проведённых диагностик было выявлено, что экспериментальная группа содержит 50% детей со средним уровнем развития фонематического слуха и 50% детей с низким уровнем развития фонематического слуха.
Использование игровых приёмов позволяет в интересной для ребёнка форме провести обследование и выявить уровень развития фонематического слуха.
Проводимые диагностики соответствовали поставленным целям и задачам педагогического эксперимента.
В этом подпункте были проанализированы результаты диагностик уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи до проведения речевых игр, в следующем подпункте будет проанализировано проведение речевых игр по развитию фонематического слуха.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!