Речевые игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Речевые игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2019-12-26 768
Речевые игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дипломная работа

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Бараусовой Анны Сергеевны

студентки 441 группы

специальность 44.02.04

«Специальное дошкольное образование»

 

Руководитель

Щербань Дарья Сергеевна

Санкт-Петербург

2019

Оглавление

 

Введение. 3

Глава I. Теоретические аспекты использования речевых игр как способа развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1. Сущность понятия «фонематический слух». 8

1.2. Особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 13

1.3. Сущность понятия «речевые игры». 20

1.4. Методика организации и проведения речевых игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения 24

Глава II. Организация экспериментальной работы по использованию речевых игр как средства развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1. Организация психолого-педагогического исследования. 30

2.2. Выявление уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 32

2.3. Организация и проведение речевых игр как способа развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 39

2.4. Выявление уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи после опытно-экспериментальной работы.. 43

Заключение. 49

Список использованной литературы.. 52

Приложения. 55

 

Введение

 

 

Речь – ведущая функция, определяющая готовность ребёнка к школьному обучению.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

В соответствии с ФГОС задачам речевого развития уделяется огромное внимание: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [24, с.7-8].

Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. Процесс овладения языком невозможен без формирования фонематического восприятия в целом, и фонематического слуха – в частности.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Речь – особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в её развитии должны быть вовремя замечены.

Практически все дошкольники неправильно произносят звуки. Однако такие нарушения у большинства детей носят временный характер, поэтому по мере созревания речевого аппарат ребёнка его звукопроизношение постепенно совершенствуется. Но есть определённые категории детей у которых формирование речевых процессов затруднено.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

В концепции общего недоразвития речи находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе её аномального развития, но вместе с тем подчёркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.

Взрослые, которые находятся рядом с ребёнком, могут помочь ему в преодолении этих трудностей. Существует много методов и средств, но наиболее подходящим можно считать игру. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает выраженный положительный эффект, как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных процессов.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей. Они направлены на формирование правильного звукопроизношения, улучшения фонематического слуха и восприятия, активизацию, обогащение словаря, прививают интерес к языку.

Проблемами общего недоразвития речи занимались: Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Г.В.Ястребова, Т.В.Туманова, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова и многие другие.

У детей с общим недоразвитием речи одними из значимых несформированных аспектов являются фонематический слух и восприятие. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что сказывается и на понимании речи окружающих, и на развитии собственной речи. Поэтому в данной работе остановимся на развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха и восприятия указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин). Вопросами изучения данной темы так же занимались Г.А.Каше, В.А.Ковшиков, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.

Актуальность проведения исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющих нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

Объект исследования – развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – речевые игры как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исходя из актуальности, были поставлены следующая цель и задачи исследовательской работы:

Цель дипломной работы: выявление возможностей использования речевых игр на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи дипломной работы:

1. Проанализировать понятие «фонематический слух» и особенности его развития в старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.

2. Уточнить и выяснить особенности речевых игр как способа развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, путём анализа научно-педагогической и психолого-педагогической литературы.

3. Спроектировать и реализовать систему работы с речевыми играми как средством развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4. В процессе исследования выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование фонематического слуха, используя речевые игры.

5. Разработать методические рекомендации по использованию речевых игр как способа развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Дипломная работа соответствует содержанию ПМ. 03 «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья».

Данная дипломная работа состоит из: введения, понятийного словаря, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

Понятийный словарь

 

 

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Речь – особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом.

Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем позволяющие распознавать сходные по звуковому строению слова. Это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

Фонематический анализ – это выделение звука на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

Фонематический синтез – процесс умственных действий, направленных на соединение звуков в слоги и составление слова из последовательно данных звуков.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, благодаря которому происходят главнейшие изменения в психике ребёнка; развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

Речевая игра – метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес детей к деятельности и опирающийся на особенности их речевых расстройств.

Общее недоразвитие речи - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

 


Выводы по I главе

 

 

Важнейшими задачами развития речи в ДОУ являются: умение различать отдельные звуки, составляющие звуковую оболочку слова, то есть устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения, усваивать некоторые грамматико-правописные орфографические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над различными сторонами языка.

К концу дошкольного возраста у детей в норме хорошо сформированы фонематические процессы. В отличие от нормы, у детей с общим недоразвитием речи распространенными являются трудности в овладении звукопроизношением, а также нарушения фонематического слуха и восприятия.

Раннее выявление речевых нарушений и своевременная их коррекция, являются одной из задач по развитию речи в ДОУ.

Речевая игра приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В ходе речевых игр дети развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки.

Продуктивность коррекции речи при использовании речевых игр возрастает, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, мышления.

 

Заключение

 

 

Дипломная работа посвящена изучению возможностей использования речевых игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Изучая литературу по дипломной работе, было установлено, что проблема фонематического восприятия и слуха, правильного произношения всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа, являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для обучения дошкольника грамоте.

Было выяснено, что при работе с детьми с речевыми патологиями, необходимо использовать современные методы, приёмы, технологии, а также учитывать клинические особенности детей с целью помочь им в преодолении трудностей, которые в дальнейшем могут стать причиной возникновения школьной дезадаптации.

По результатам проведённой экспериментальной работы было установлено, что приоритетными задачами работы являются:

- овладение фонетическим строем русского языка,

- интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Процесс формирования звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач в речевом развитии дошкольников, о чём и говорится в современном Федеральном государственном образовательном стандарте.

Можно сделать вывод, что процесс овладения речью детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности и закономерности.

При работе с этими детьми следует учитывать:

- речевые недостатки,

- психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, мелкая моторика и игровая деятельность),

- характерологические особенности.

Выяснили, что эффективная коррекция речевого развития возможна только под руководством взрослых в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Осуществляя работу, помимо реализации основных и коррекционных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же необходимо уделять внимание:

- развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;

- совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

- эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям).

Так как игра представляет собой основной вид деятельности ребёнка, следует отметить, что использование игр благоприятно влияет на формирование всех психических процессов, личностных черт, интеллекта, развитие речи. Игра, как один из основных методов познавательной деятельности является наиболее эффективным средством развития фонематического слуха и других фонематических процессов.

Использование речевых игр стимулирует познавательную активность детей с общим недоразвитием речи, что позволяет повысить эффективность работы.

Учитывая всё выше изложенное, были предложены следующие методические рекомендации по использованию речевых игр для развития фонематического слуха:

- подбор и использование речевых игр осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

- речевые игры следует проводить систематично с постепенным усложнением, они помогают решить определённые задачи, в зависимости от цели воспитателя и этапа работы;

- речевую игру можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в неё разноуровневый материал;

- речевая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, а может использоваться и как самостоятельная форма;

- в ходе проведения речевых игр активно использовать артикулирование, утрированный показ.

В игре возникают положительные эмоции, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, стимулируют речь.

 

Список использованной литературы

 

 

1.  Акенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. - М.: ВЛАДОС, 2014. – С. 26-28.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

3.  Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: “Каро”, 2015. – С. 10-15.

4.  Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 101 с.

5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. СПб.: Детство-пресс, 2016. – 87 с.

6. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск: МаГУ, 2015. – С. 56-57.

7.  Дурнева И.Е., Минаева Е.В., Иванова Н.В. Специфика развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27240 (дата обращения: 02.04.2019).

8.  Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – С. 9-12.

9.  Ефимова В. Игры со звуками и буквами. // Дошкольное воспитание. 2017, - № 8.

10. Здор Е. В., Маркова Е. В. Произносительная сторона речи как объект психолого-педагогического, психолингвистического исследования // Приоритетный сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2016. – С. 53-56.

11.  Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – С. 5-8.

12.  Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - № 6 (июнь).

13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Академия, 2002. – 190 с.

14.  Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2014. – 62 с.

15.  Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольной образовательной организации / Составители: Орусбаева Т., Надирбекова А., Дунганова Д., Асаналиева Б., Джапарова З., Романова Т., Лисицина М. Бишкек, 2015. – 102 с.

16.  Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2016. – С. 18-21.

17.  Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7). – СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – С. 76-77.

18.  Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – М.: Альянс, 2017. – С. 43-50.

19. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2001. – 102 с.

20. Преодоление ОНР у дошкольников / под ред. Т.В.Волосовец. – М.: «В. Секачёв», 2015. – С. 25-28.

21.  Рогова А. А., Салаватулина Л. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 561–565. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86123.htm. (дата обращения: 22.03.2019).

22. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

23. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

24.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Под ред. Т. В. Цветковой. – М.: Сфера, 2018. С. 7-8.

25.  Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно-методич. рек. / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Дрофа, 2016. – 73 с.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Характеристика игр

 

I. Игры на развитие слуха.

Эти игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильной артикуляции, необходимой для их воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки (шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание), затем определение направления звука.

Пример: «Где звенит?», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто что услышал?», «Скажи, что ты слышишь?».

Затем идут игры для развития речевого слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т.е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Сюда же можно отнести игры на развитие голоса и дыхания.

Данные игры можно назвать подготовительными.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Цель их по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры - звукоподражания, предложения, небольшие стихи.

Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т.е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

Эти игры часто многоцелевые.

III. Дидактические настольные игры.   

Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия. Дидактические игры проводятся и в целях умственного воспитания.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.

V. Игры - диалоги.

Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей, закрепляются поставленные звуки.

При проведении речевых игр нужно перед игрой настроить детей, рассказать о персонажах игр, создать эмоциональный настрой, использовать атрибуты или костюмы. Соблюдать правила игры, постоянно напоминая об этом детям. После игры дать оценку; акцентировать внимание на положительных моментах; обсудить, почему что-то не получилось. После того, как игры будут усвоены, сделать ведущими детей (подготовительная, старшая группы).

 

 

Приложение 3

 

Шкала оценок:

Система выявления оценок отличается существенной особенностью: с одной стороны, высшая оценка - 3 балла выставляется только при безупречном выполнении всех четырех заданий; с другой стороны, не имеет значения в каком количестве заданий ученик допустил ошибку - в одном или четырех. При наличии ошибок оценка за выполнение теста выставляется по тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т. е. ошибки, допущенные в нескольких заданиях, не суммируются).

Диагностическая методика

«Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки»

План проводимых речевых игр во время формирующего эксперимента

 

Лексическая тема Речевые игры Фонематический слух

«Мы читаем А.С.Пушкина»

I неделя

«Назови сказку» Цель: закрепление знания сказок А.С.Пушкина; развитие грамматического строя речи. Описание игры: Воспитатель читает отрывок из сказки. Дети называют сказку и её героев. - Слуховое внимание - Развитие грамматического строя речи «Доскажи словечко» Цель: развитие слухового внимания; развитие фонематического восприятия, анализа. Описание игры: Дети должны досказать слово в конце стихотворной строки. - Слуховое внимание - Фонематическое восприятие, анализ  

«Наша армия»

II неделя

«Один-много» Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.         Описание игры: Воспитатель называет существительное в единственном числе и бросает ребёнку мяч, ребёнок должен бросить мяч обратно, назвав при этом множественное число. - Образование существительных единственного и множественного числа   «Образуй новые слова» Цель: учить образовывать название профессии от её описания. Описание игры: Воспитатель описывает военную профессию, ребёнок говорит её название. - Образование названия профессии от её описания

«Животные севера»

III неделя

«Угадай по голосу» Цель: развивать фонематический слух и восприятие Описание игры: перед детьми разложены картинки с изображением животных севера, педагог включает аудиозаписи с голосами данных животных. Дети называют животное, которое услышали, показывают на картинку и составляют по ней предложение. - Слуховое внимание - Умение на слух определять и называть имитируемое животное «Определи место животного севера» Цель: развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу. Описание игры: педагог раскладывает картинки с изображением животных севера (6-7) на столе в один ряд. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими животными находится пингвин?» ребёнок должен дать полный ответ: «Пингвин находится между белым медведем и моржом». После двух-трех ответов воспитатель меняет картинки местами. Постепенно при повторении игры картинки по одной можно заменять другими. - Речевое дыхание - Умение строить развёрнутую фразу

«Мамин праздник»

I V неделя

«Где спрятался Капитошка?» Цель: поддерживать интерес детей к цветам, закреплять их названия. Описание игры: Карточки с изображением цветов раскладываются по группе. Воспитатель или ведущий прячет под карточку Капитошку. Дети в это время стоят, отвернувшись или закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточки говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под цветком с мелкими цветами красного цвета», «Капитошка спрятался под цветком с круглыми листьями» Выигрывает тот, кто быстрее найдет Капитошку. - Слуховое внимание - Умение составлять описание растений, подмечая характерные признаки - Умение строить развёрнутую фразу «Найди звук в слове» Цель: активизация словаря, нахождение звуков в словах-названиях цветов. Описание игры: Педагог спрашивает у детей, есть ли искомый звук в данном слове. Так же задаются уточняющие вопросы, где именно стоит этот звук (начало, середина, конец). - Нахождение звуков в словах-названиях растений - Слуховое внимание

 

 


Приложение 7

 

Календарно-тематическое планирование

Тема: «Мы читаем Пушкина»

 

  НОД Групповая, подгрупповая деятельность с детьми Индивидуальная деятельность с детьми Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

Понедельник

Познавательное развитие Продолжать знакомить детей с произведениями Пушкина. Воспитывать интерес к его творчеству.

Работа по заданию логопеда с Владом, Дашей и Лизой

• Утренняя гимнастика №3

• Закрепление привычки следить за внешним видом

• Бодрящая гимнастика после сна

• Чтение тематической литературы перед сном

• Оформление уголка чтения книгами Пушкина

• Пазлы с героями сказок Пушкина

Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Золотая рыбка»

Вторник

Речевое развитие Рассматривание и описание иллюстраций к сказкам Пушкина

• «Чудесный мешочек» с Кириллом и Ваней

• Загадывание загадок по сказкам Пушкина Саше и Родиону

• Утренняя гимнастика №3

• Пальчиковая гимнастика перед занятием по ФЭМП

• Бодрящая гимнастика после сна

• Знакомство с книгами Пушкина в группе

• Раскраски (сказки Пушкина)

 

ФЭМП Расширять представления о весе предметов. Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры. Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Среда

ФЭМП Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа.

Отгадай по картинке сказку Пушкина с Дашей и Соней

• Утренняя гимнастика №3

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

• Музыкальный досуг (У Лукоморья дуб зелёный…)

• Конструирование из бумаги «Книга сказок»

• Сказка ««Сказка о попе и о работнике его Балде»

Художественно-эстетическое развитие Рисование «У Лукоморья дуб зелёный…»
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Четверг

Речевое развитие Чтение сказок Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о золотом петушке»

• Работа по заданию логопеда с Костей, Пашей и Серёжей

• Д/и «Чего не стало» с Костей и Дашей

• Утренняя гимнастика №3

• Д/и «Доскажи словечко»

• Бодрящая гимнастика после сна

• Лото «Сказки Пушкина»

 

Музыка По плану музыкального руководителя
Физкультура По плану физкультурного руководителя
Пятница Речевое развитие Лексические игры и упражнения (стр. 63) • Д/и «Угадай по описанию» с Валерой, Тимофеем • Занятие по заданию логопеда с Димой, Артёмом и Ваней • Утренняя гимнастика №3 • Сюжетно-ролевая игра «Парные картинки» • Бодрящая гимнастика после сна • Подвижная игра «Не перепутай» • Игра «Разрезные картинки»

 

Календарно-тематическое планирование

Тема: «Наша армия»

 

  НОД Групповая, подгрупповая деятельность с детьми Индивидуальная деятельность с детьми Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

Понедельник

Познавательное развитие Продолжать знакомить детей с армией РФ, с родами различных войск, воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Работа по заданию логопеда с Сашей, Владом и Родионом

• Утренняя гимнастика №2

• Закрепление привычки следить за внешним видом

• Бодрящая гимнастика после сна

• Чтение тематической литературы перед сном

• Оформление уголка чтения книгами об армии

• Пазлы с военной техникой

Художественно-эстетическое развитие Изготовление открытки к 23 февраля

Вторник

Речевое развитие Рассматривание альбомов «Защитники Отечества» и составление рассказов

• «Чудесный мешочек» с Денисом и Любой

• Загадывание загадок про армию Кириллу и Дане

• Утренняя гимнастика №2

• Пальчиковая гимнастика перед занятием по ФЭМП

• Бодрящая гимнастика после сна

• Закрепить знания о родах войск с Димой и Денисом

• Раскраски (военная техника)

• Раскраски (военные формы)

ФЭМП Развивать логическое мышление. Совершенствовать навыки счёта со сменой его основания. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их в тетради в клетку.
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Среда

ФЭМП Совершенствовать навыки счёта со сменой его основания. Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями.

Отгадай по картинке «Рода войск» с Серёжей и Тимофеем П.

• Утренняя гимнастика №2

• Сюжетно-ролевая игра по желанию детей

• Музыкальный досуг (23 февраля)

• Конструирование из бумаги «Самолёт»

• Рассказ С.А.Баруздина «Шёл по улице солдат»

Художественно-эстетическое развитие Рисование «Наша Армия родная»
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Четверг

Речевое развитие Чтение и заучивание стихотворения Е.Благининой «Шинель»

• Работа по заданию логопеда с Димой, Кириллом и Тимофеем Л.

• Д/и «Чего не стало» с Кириллом и Лизой

• Утренняя гимнастика №2

• Бодрящая гимнастика после сна

• Лото «Армия»

 

Музыка По плану музыкального руководителя
Физкультура По плану физкультурного руководителя
Пятница Речевое развитие Лексические игры и упражнения (стр. 65) • Д/и «Угадай по описанию» с Пашей, Валерой • Занятие по заданию логопеда с Дашей, Костей и Соней • Утренняя гимнастика №3 • Сюжетно-ролевая игра по желанию детей • Бодрящая гимнастика после сна • Подвижная игра «Охотники и звери» • Игра «Разрезные картинки»

 

 


Календарно-тематическое планирование

Тема: «Животные севера»

 

  НОД Групповая, подгрупповая деятельность с детьми Индивидуальная деятельность с детьми Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей

Понедельник

Познавательное развитие Продолжать знакомить детей с животными севера (пингвинами, белыми медведями, северными оленями и т.д.). Систематизировать знания об этих животных.

Работа по заданию логопеда с Дашей, Родионом и Сашей

• Утренняя гимнастика №2

• Закрепление привычки следить за внешним видом

• Бодрящая гимнастика после сна

• Чтение тематической литературы перед сном

• Оформление уголка чтения книгами о животных севера

• Пазлы с животными севера

Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Животные севера»

Вторник

Речевое развитие Чтение Н.Сладков «Во льдах»

• «Чудесный мешочек» с Ваней и Костей

• Загадывание загадок о животных севера Серёже и Любе

• Утренняя гимнастика №2

• Пальчиковая гимнастика перед занятием по ФЭМП

• Бодрящая гимнастика после сна

• Знакомство с игрушками животные севера в группе

• Раскраски (животные севера)

 

ФЭМП Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счёта со сменой его основания. Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями.
Физкультура По плану физкультурного руководителя

Среда

ФЭМП Продолжать учить самостоятельно составлять и

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.194 с.