Уровни речевого развития (по Р.Е. Левиной) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Уровни речевого развития (по Р.Е. Левиной)

2019-12-26 5226
Уровни речевого развития (по Р.Е. Левиной) 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

1-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи», наиболее стойкое и специфическое речевое недоразвитие, причиной которого часто является моторная алалия. При этой форме речевой патологии у детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых зон головного мозга, и в первую очередь зоны Брокка.

Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевых детей», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребёнок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» - «машина»).

Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребёнок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения - ударение, количество слогов, интонацию и т.д. («тутя» - «рука»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств - жестов, мимики.

У детей 1 уровня речевого развития фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонематическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. У таких детей дефектных звуков может быть больше, чем правильно произносимых.

В произношении детей этого уровня речевого развития противопоставляются друг другу лишь гласные - согласные, ротовые - носовые, взрывные-щелевые. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для ребенка с таким развитием непонятна и невыполнима.

Для этих детей, кроме специфического дефекта, характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения.

Дети с 1-м уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 2,5 - 3-летнего возраста в специализированных группах или садах для детей с общим недоразвитием речи.

2-й уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». У этих детей общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей 2-ого уровня выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. Однако часть простых предлогов («на», «над», «за» и т.д.) и сложные («из-за», «из-под», «через», «между», «около») вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам; расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

При воспроизведении слов из двух-трёх и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание («сипед» - «велосипед», «китити» - «кирпичи»).

Фонематическая сторона речи детей 2 уровня речевого развития характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. При этом звуки, находящиеся в изолированной позиции, дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении. При правильном воспроизведении контура слов нарушается их звуконаполняемость («морашки» вместо ромашки).

Одной из характерных особенностей детей этого уровня речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

3-й уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности или недлительная асфиксия в родах. В этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребёнка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность инфекционным заболеваниям.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общего эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности.

Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактными и отвлеченными значениями, а так же слов с переносным значением.

Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук и т.д. Таким образом, у ребенка с 3-им уровнем речевого развития операции звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это, в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом.

4-й уровень речевого развития

К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико - грамматического и фонетико - фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии (невнятное произношение или пропуск звука с целью облегчения произношения для говорящего), причём в основном в сокращении звуков и только в единичных случаях – пропуски слогов. Так же отмечаются парафазии (замена или перестановка требуемых звуков, слогов речи или слов на другие), чаще – перестановки звуков, реже – слогов; незначительный процент персеверации (устойчивое повторение какой-либо фразы) и добавления слогов и звуков. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа - при узнавании звука, придумывании слова на заданный звук.

 

 

Приложение 2

 

Характеристика игр

 

I. Игры на развитие слуха.

Эти игры служат для развития слуха, органов речи и дыхания. Они готовят ребенка к восприятию звуков и правильной артикуляции, необходимой для их воспроизведения.

Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха (речевого слуха). Подбор игр осуществляется в строгой последовательности: сначала игры для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки (шумы, звуковые игрушки, стуки, шуршание), затем определение направления звука.

Пример: «Где звенит?», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто что услышал?», «Скажи, что ты слышишь?».

Затем идут игры для развития речевого слуха, т.е. умение ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Следующим этапом будут игры для развития фонематического слуха, т.е. умению слышать и различать речевые звуки. Для правильного произношения звуков требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба. Сюда же можно отнести игры на развитие голоса и дыхания.

Данные игры можно назвать подготовительными.

II. Игры на формирование правильного звукопроизношения.

Цель их по мере исправления звуков – закреплять правильное звукопроизношение. Это могут быть игры - звукоподражания, предложения, небольшие стихи.

Эти игры часто сочетаются с развитием движений, т.е. во время произнесения слов совершаются определенные движения – по смыслу, сочетаются также с развитием слухового внимания, когда на определенные слова дети должны отреагировать каким-либо движением. И, конечно, правильно произносить закрепляемые звуки во время игры.

Эти игры часто многоцелевые.

III. Дидактические настольные игры.   

Эти игры предназначены для закрепления звуков в словах, предложениях, в связном тексте, для совершенствования словаря, фразовой речи. Могут выступать и как основное занятие и как начало или конец занятия. Дидактические игры проводятся и в целях умственного воспитания.

IV. Потешки, считалки, загадки.

Потешки, считалки, загадки предназначены для закрепления правильного звукопроизношения. Они развивают слуховую память, выразительность речи.

V. Игры - диалоги.

Вырабатывается выразительность речи, мимика, жест, движения, имитирующие персонажей, закрепляются поставленные звуки.

При проведении речевых игр нужно перед игрой настроить детей, рассказать о персонажах игр, создать эмоциональный настрой, использовать атрибуты или костюмы. Соблюдать правила игры, постоянно напоминая об этом детям. После игры дать оценку; акцентировать внимание на положительных моментах; обсудить, почему что-то не получилось. После того, как игры будут усвоены, сделать ведущими детей (подготовительная, старшая группы).

 

 

Приложение 3

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.