Выявление уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи после опытно-экспериментальной работы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Выявление уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи после опытно-экспериментальной работы

2019-12-26 495
Выявление уровня развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи после опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

После проведения запланированных речевых игр по дипломной работе, с целью отслеживания динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия было произведено повторное исследование экспериментальной группы на основе констатирующих диагностик: Градусовой Л.В., Левшиной Н.И. и Дементьевой И.С. «Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 4) и «Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки». (Приложение 5)

Рассмотрим результаты проведённой диагностики «Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста» Градусовой Л.В., Левшиной Н.И. и Дементьевой И.С..

Таблица 4

Уровень развития фонематического слуха

Имя 1 блок заданий 2 блок заданий 3 блок заданий Баллы Уровень
Даня Х. + - - 1 Низкий
Люба В. + + + 3 Высокий
Кирилл В. - + - 1 Низкий
Артём Ш. + + - 2 Средний
Лиза К. + - + 2 Средний
Паша Н. + - + 2 Средний

 

 

Рисунок 4. Результаты повторно проведённых диагностик.

Изучение фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста

 

Из таблицы № 4 и рисунка № 4 видно, что уровень развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи улучшился. Наивысший балл получил один ребёнок старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 50% детей показали средний уровень. В отличие от результатов констатирующего эксперимента, Артём Ш. и Паша Н., у них отмечалась недостаточная устойчивость внимания, ограниченная возможность его распределения, по причине отвлечения на посторонние предметы (картинки по теме недели на стенде), показали более высокий результат. Лиза К. также лучше справилась с заданием, по сравнению с констатирующим экспериментом. Проведение игр на распределение внимания благотворно повлияло на развитие внимания Лизы, что помогло ей показать более высокие результаты во время проведения контрольной диагностики. Также наблюдаются улучшения результатов у Дани Х. и Кирилла В. По сравнению с констатирующим экспериментом, они стали отвечать более уверенно, ведут себя свободно. Также заметны улучшения в дифференциации звуков в словах, стали лучше замечать звуки [ж] - [ш].

Также была повторно проведена диагностика «Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки» - Градусовой Л.В., Левшиной Н.И., Дементьевой И.С.

На основе результатов диагностики была составлена таблица:

Таблица 5

Уровень развития фонематического слуха

    Имя       Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Количество баллов
Даня Х. + + + + + + - 2
Люба В. + + + + + + + 3
Кирилл В. + + + + + + - 2
Артём Ш. + + + + + + + 3
Лиза К. + + - + + + - 1
Паша Н. + + + + + + - 2

 

 

 

 

Рисунок 5. Результаты повторно проведённых диагностик.

Изучение фонематического слуха «Звуковые прятки».

 

Результаты контрольной диагностики показывают положительную динамику у некоторых детей (Даня, Кирилл, Лиза). В ходе экспериментальной работы дети научились определять место звука в слове, слышать наличие определенного звука в слове, распределять своё внимание при выполнении заданий. Наличие положительной динамики обусловлено тем, что с ними занимались дополнительно, индивидуально. У Паши также появилась положительная динамика, но в диаграмме она не видна. Также следует запланировать проведение речевых игр на звуки [н] - [м], так как их он, как и в констатирующем эксперименте не замечает.

Итоговый анализ контрольных диагностик уровня фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи входящих в экспериментальную группу:

Сводная таблица по итогу всех диагностик:

 

 

Таблица 6

Сводная таблица констатирующих и контрольных диагностик

Имя Результат первой диагностики констатирующая/ контрольная Результат второй диагностики констатирующая/ контрольная Итоговое количество баллов
Даня Х. 0/1 1/2 1/3
Люба В. 2/3 3/3 5/6
Кирилл В. 0/1 1/2 1/3
Артём Ш. 2/2 3/3 5/5
Лиза К. 1/2 0/1 1/3
Паша Н. 2/2 2/2 4/4

 

 

 

 

Рисунок 6. Результаты контрольных диагностик

 

Проанализировав итоговую диаграмму контрольных диагностик, можно сделать вывод: проведение формирующего эксперимента прошло успешно, речевые игры поспособствовали развитию фонематического слуха у детей. В группе появились дети с высоким уровнем развития фонематического слуха; дети, у которых был низкий уровень в констатирующем эксперименте, показали хорошие результаты в контрольном. У некоторых детей заметны положительные результаты, но остались определённые проблемы с распределением внимания при выполнении заданий, которые влияют на дифференциацию звуков в словах, что требует организации дополнительной коррекционной работы.

 

 

Заключение

 

 

Дипломная работа посвящена изучению возможностей использования речевых игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Изучая литературу по дипломной работе, было установлено, что проблема фонематического восприятия и слуха, правильного произношения всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа, являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для обучения дошкольника грамоте.

Было выяснено, что при работе с детьми с речевыми патологиями, необходимо использовать современные методы, приёмы, технологии, а также учитывать клинические особенности детей с целью помочь им в преодолении трудностей, которые в дальнейшем могут стать причиной возникновения школьной дезадаптации.

По результатам проведённой экспериментальной работы было установлено, что приоритетными задачами работы являются:

- овладение фонетическим строем русского языка,

- интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.

Процесс формирования звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач в речевом развитии дошкольников, о чём и говорится в современном Федеральном государственном образовательном стандарте.

Можно сделать вывод, что процесс овладения речью детьми с общим недоразвитием речи имеет свои особенности и закономерности.

При работе с этими детьми следует учитывать:

- речевые недостатки,

- психологические и возрастные возможности детей данной категории (неполная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимание, память, словесно-логическое мышление, мелкая моторика и игровая деятельность),

- характерологические особенности.

Выяснили, что эффективная коррекция речевого развития возможна только под руководством взрослых в процессе совместной деятельности всех участников педагогического процесса.

Осуществляя работу, помимо реализации основных и коррекционных задач связанных с развитием и закреплением речевых навыков, так же необходимо уделять внимание:

- развитию у детей внимания и памяти - процессов, тесно связанных с речью;

- совершенствованию словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

- эмоционально-волевой сфере (следствием нарушения речи часто становится: неуверенность, легкая возбудимость, негативизм, неспособность к длительным волевым усилиям).

Так как игра представляет собой основной вид деятельности ребёнка, следует отметить, что использование игр благоприятно влияет на формирование всех психических процессов, личностных черт, интеллекта, развитие речи. Игра, как один из основных методов познавательной деятельности является наиболее эффективным средством развития фонематического слуха и других фонематических процессов.

Использование речевых игр стимулирует познавательную активность детей с общим недоразвитием речи, что позволяет повысить эффективность работы.

Учитывая всё выше изложенное, были предложены следующие методические рекомендации по использованию речевых игр для развития фонематического слуха:

- подбор и использование речевых игр осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

- речевые игры следует проводить систематично с постепенным усложнением, они помогают решить определённые задачи, в зависимости от цели воспитателя и этапа работы;

- речевую игру можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в неё разноуровневый материал;

- речевая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, а может использоваться и как самостоятельная форма;

- в ходе проведения речевых игр активно использовать артикулирование, утрированный показ.

В игре возникают положительные эмоции, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, стимулируют речь.

 

Список использованной литературы

 

 

1.  Акенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов. - М.: ВЛАДОС, 2014. – С. 26-28.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

3.  Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. СПб.: “Каро”, 2015. – С. 10-15.

4.  Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие. / Л. С. Вакуленко - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 101 с.

5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. СПб.: Детство-пресс, 2016. – 87 с.

6. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск: МаГУ, 2015. – С. 56-57.

7.  Дурнева И.Е., Минаева Е.В., Иванова Н.В. Специфика развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и нормальным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27240 (дата обращения: 02.04.2019).

8.  Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – С. 9-12.

9.  Ефимова В. Игры со звуками и буквами. // Дошкольное воспитание. 2017, - № 8.

10. Здор Е. В., Маркова Е. В. Произносительная сторона речи как объект психолого-педагогического, психолингвистического исследования // Приоритетный сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, 2016. – С. 53-56.

11.  Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – С. 5-8.

12.  Ковригина Л. В., Крупина А. А. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - № 6 (июнь).

13. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Академия, 2002. – 190 с.

14.  Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Гном и Д, 2014. – 62 с.

15.  Методические рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями в условиях дошкольной образовательной организации / Составители: Орусбаева Т., Надирбекова А., Дунганова Д., Асаналиева Б., Джапарова З., Романова Т., Лисицина М. Бишкек, 2015. – 102 с.

16.  Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2016. – С. 18-21.

17.  Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7). – СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – С. 76-77.

18.  Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – М.: Альянс, 2017. – С. 43-50.

19. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 2001. – 102 с.

20. Преодоление ОНР у дошкольников / под ред. Т.В.Волосовец. – М.: «В. Секачёв», 2015. – С. 25-28.

21.  Рогова А. А., Салаватулина Л. Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. — С. 561–565. — URL: http://e-koncept.ru/2016/86123.htm. (дата обращения: 22.03.2019).

22. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

23. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

24.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Под ред. Т. В. Цветковой. – М.: Сфера, 2018. С. 7-8.

25.  Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно-методич. рек. / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Дрофа, 2016. – 73 с.

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.