Сущность понятия «речевые игры» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Сущность понятия «речевые игры»

2019-12-26 599
Сущность понятия «речевые игры» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В ФГОС дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям [24, с.7-8].

Одним из важнейших приёмов в работе с детьми дошкольного возраста является игра. Факторы, сопровождающие игру: интерес, чувство удовлетворения, радости – облегчают восприятие.

В современном обществе игра представляет собой важнейшую часть организации обучения и досуга. Игра представляет собой основной вид деятельности ребёнка; это свободная и самостоятельная деятельность, которая возникает по его инициативе.

По А.Н.Леонтьеву: игра – является ведущей деятельностью дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.

В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач [4, с.101].

Игры побуждают детей контактировать друг с другом, и являются мотивом к коммуникативной деятельности. К таким играм можно отнести: сюжетно-ролевые и театрализованные.

- Театрализованные игры - цель: развивать диалогическую и интонационную речь, приобрести коммуникативные умения и навыки. Игры - драматизации, представления, кукольный театр и др. - благотворно влияют на развитие речи (чувство ритма, рифма, ударение), развиваем дыхание, артикуляцию, дикцию и т.д.

- Сюжетно-ролевые игры - игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Осуществляется общая речевая практика, в ходе которой дети овладевают навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

- Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и уско­ряют развитие речи ребёнка.

Для развития мелкой моторики по­дойдут упражнения и игры с мячами раз­ного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры [14, с.62].

- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через всё детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

Большая роль в работе с детьми, имеющими общие нарушения речи, отводится речевым играм. Эти игры проводятся в течение всего дня: до завтрака, перед занятиями, как физминутка во время занятий, во время коррекционного часа, на прогулках.

Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес детей к деятельности и опирающийся на особенности их речевых расстройств.

Речевые игры на развитие фонематического слуха, способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию.

Игры, используемые для развития фонематического слуха и других фонематических процессов: лексические, грамматические, орфографические, дидактические, ролевые, театрализованная деятельность, игры на развитие мелкой моторики.

Речевые или логопедические игры направлены на развитие всех сторон речи [2, с.400].

Речевые игры в зависимости от цели воздействия, этапа работы, делятся на: игры на развитие слуха; игры на формирование правильного звукопроизношения; дидактические настольные игры; потешки, считалки, загадки; игры-диалоги. Характеристика данных игр в приложении 2.

В зависимости от цели, которую ставит педагог, игры подразделяются:

• Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребёнку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребёнок должен показать, что за предмет их издаёт.

• Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.

• Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришёл?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.

• «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.

• Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком [3, с.10-15].

Правильно подобранные и хорошо проведенные игры в педагогическом процессе имеют две цели: одна их них — обучающая, благодаря которой логопед может незатруднительно донести материал до ребёнка, и которую в принципе чаще всего преследует взрослый в своей работе с детьми, а другая — игровая, ради которой действует и интересуется сам ребёнок. Единственное, что необходимо учитывать при работе с любой категорией детей, это чтобы эти две поставленные цели способствовали дополнением друг друга и обеспечивали качественное усвоение программного материала.

Таким образом:

Речевая игра - приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В игре сложный речевой материал, усваивается детьми легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно.

В ходе речевых игр дети развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки.

В ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

Продуктивность коррекции речи при использовании речевых игр возрастает, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, мышления.

1.4. Методика организации и проведения речевых игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи. Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей [15, с.102].

Игровые приёмы и средства являются одним из способов всестороннего развития дошкольников. Продуктивность коррекции речи при использовании речевых игр возрастает, т.к. игровая деятельность естественна для ребенка. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

В ходе использования речевых игр решаются следующие задачи:

1. Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребёнка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

2. Игра должна увеличивать потребность ребёнка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

3. При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

4. Содержание речевых игр должно соответствовать возможностям обучающихся и задачам, которые ставит перед собой педагог.

5. Развивать и совершенствовать речевые возможности каждого ребёнка, вовлекая его в игровую деятельность [21, с.561-565].

В процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи воспитатель (логопед) опирается на общие педагогические принципы:

1. Принцип учета ведущей деятельности.

Весь процесс взаимодействия с детьми строится педагогом в опоре на ведущую деятельность – игровую.

В ходе работы с детьми с общим недоразвитием речи, необходимо искать интересные формы преподнесения и закрепления материала. Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они обучаются. Уместно использование всех видов игр (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, на развитие мелкой моторики, и др.), но наиболее широко используются речевые игры [11, с.5-8].

2. Принцип доступности – соблюдение правила «от простого к сложному». 

Имея дело с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, главное – это доступность речевого материала и включенность игры в лексико-тематический цикл. Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с требованиями преподавателя и возможностями детей. Желательно иллюстрирование каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла, и др.) [10, с.53-56].

3. Принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) – предоставление ребенку заданий такого уровня, выполнение которых возможно в сотрудничестве с взрослым.

Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.

4. Принцип системности – использование всех компонентов речевого развития детей в совместной деятельности с педагогом в различные режимные моменты. Осуществляется комплексное воздействие.

5. Принцип повторяемости.

Повторение является одним из важных механизмов, позволяющих развивать и закреплять языковые знания и навыки. 

6. Принцип развития структурных компонентов речевой системы в соответствии с возрастными нормами, с учетом имеющихся нарушений. Осуществляется дифференцированный подход.

Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи являются негативизм, снижение наблюдательности, мотивации, самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, затруднения в общении с окружающими.

У дошкольников с общим недоразвитием речи не сформированы самостоятельность, активность, воображение они не умеют планировать игровые действия.

Педагог должен строить свою работу с учетом особенностей данных детей [13, с.190].

Методы и приёмы можно охарактеризовать с разных точек зрения: в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы.

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приёмы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приёмов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем [7].

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, обогащения словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы, чаще всего используемые в детском саду, связаны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

Цель практических методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Для устранения данной проблемы продолжаем развивать фонематический слух, используя игровые приёмы. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Цель этих игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Примеры данных игр представлены в приложении 3.

Таким образом:

Речевые игры в сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, повышают эффективность работы по развитию фонематического слуха. Они способствуют комплексному решению коррекционных задач: развивают коммуникативные навыки, слуховое внимание и память, координацию движений, общую и мелкую моторику, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно изменять силу голоса, произносить слова тихо — громко, формируют чувство ритма и тембровый слух, вызывают положительные эмоции.

 

 

Выводы по I главе

 

 

Важнейшими задачами развития речи в ДОУ являются: умение различать отдельные звуки, составляющие звуковую оболочку слова, то есть устанавливать порядок следования их друг за другом в слове, различать фонемы гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, овладевать умением выделять в речи предложения, усваивать некоторые грамматико-правописные орфографические правила, уточнять и пополнять запас слов и наблюдений над различными сторонами языка.

К концу дошкольного возраста у детей в норме хорошо сформированы фонематические процессы. В отличие от нормы, у детей с общим недоразвитием речи распространенными являются трудности в овладении звукопроизношением, а также нарушения фонематического слуха и восприятия.

Раннее выявление речевых нарушений и своевременная их коррекция, являются одной из задач по развитию речи в ДОУ.

Речевая игра приемлемая и интересная для любого ребёнка деятельность. В ходе речевых игр дети развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки.

Продуктивность коррекции речи при использовании речевых игр возрастает, т.к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, мышления.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.