Стиль взаимоотношений с ребёнком. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Стиль взаимоотношений с ребёнком.

2019-11-28 150
Стиль взаимоотношений с ребёнком. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инструкция. Прочитайте внимательно утверждения и отметьте те фразы, которые вы часто употребляете во взаимоотношениях с детьми:

1. сколько раз тебе повторять! – 0 баллов.

2. посоветуй мне, пожалуйста. -1 балл.

3. не знаю, что бы я без тебя делала.-1 балл.

4. и в кого ты только уродился! -0 баллов.

5. какие у тебя замечательные друзья! -1 балл.

6. ну на кого ты похож (похожа)! – 0 баллов.

7. я в твоё время…- 0 баллов.

8. ты – моя опора и помощник (помощница). – 1 балл.

9. ну что за друзья у тебя! – 0 баллов.

10. о чём ты только думаешь?!. – 0 баллов.

11. какая ты у меня умница! -1 балл.

12. а как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1 балл.

13. у всех дети как дети, а ты?! -0 баллов.

14. какой ты у меня сообразительный! – 1 балл.

 

Обработка результатов. Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ самому себе. Чем больше баллов вы набрали, тем больше взаимопонимания у вас с ребёнком. Скорее всего, он видит в вас друга, нежели контролёра.

 А как ребёнок относится к вам? Любит, уважает, считает, что ему не повезло с родителями, терпит?

Часто ли он говорит: (-)

1. отстань от меня.

2. это тебя не касается.

3. я не хочу и не буду.

Или, наоборот, использует выражения: (+)

1. мне с вами интересно.

2. давайте вместе займёмся…

3. вы у меня клеевые, замечательные, хорошие и т.д.

 

Анкета для родителей:

10 факторов, отрицательно влияющих на психологическое развитие детей и формирование их личности.

1. неподготовленность к семейной жизни, игнорирование её значения как главной духовной цели. Задайте себе вопросы:

а. для чего мы создали семью?

б. так ли необходима семья для гармоничного развития ребёнка?

с. Считаете ли вы, что именно в семье ребёнок должен получить основные знания и умения, необходимые в жизни?

2. нежеланность ребёнка в виде проявления постоянного чувства раздражения и недовольства, завышенных, неадекватных требований или отсутствия оных. Задайте себе вопросы:

а. часто ли мой ребёнок меня раздражает?

б. вы часто требуете, чтобы ребёнок исполнял ваши требования?

с. Зачем, почему, с какой целью вы родили ребёнка?

3. узурпирование власти кем-либо из взрослых в семье или навязывание друг другу несвойственных супружеских и родительских функций и ролей. Задайте себе вопросы:

а. в вашей семье есть безусловный лидер, все требования которого неукоснительно выполняются?

б. вы хотели поменяться ролями с супругом (супругой)?

4. напряжённость отношений в семье, конфликты и отсутствие взаимопонимания, настраивание детей против другого родителя. Задайте себе вопросы:

а. в вашей семье много нерешённых проблем?

б. вы находитесь в сложной материальной ситуации7

с. В вашей семье часто выясняют отношения ссорятся?

д. вы считаете себя хорошими родителем, в отличие от супруга (супруги)?

5. эгоизм и себялюбие в ущерб эмоциональной отзывчивости, заботе о детях и любви к ним. Задайте себе вопросы:

а. вы считаете, что ребёнок может мешать активной, деятельной жизни своих родителей?

б. вы целеустремлённо занимаетесь построением своей карьеры?

6. отдаление от детей, недостаточная эмоциональная отзывчивость и непостоянство, передача детей кому-либо. Задайте себе вопросы:

а. вы считаете, что с воспитанием детей успешно справляются бабушки или гувернантки?

б. на общение с ребёнком у вас остаётся мало времени?

с. Вы часто посещаете школу, родительские собрания?

7. принципиальность ради принципиальности, формализм, отсутствие искренности и непосредственности в отношениях в семье. Задайте себе вопросы?

а. иногда ребёнок делает всё как будто специально, нарочно?

б. вы согласны с утверждением, что «выносить ссор из избы» нельзя?

8. жестокость, злость, перенос раздражения на детей, использование их в качестве «козла отпущения», как источника всех ваших бед и несчастий. Задайте себе вопросы:

а. иногда ребёнок делает всё как будто специально, нарочно?

б. очень часто наказание является единственным эффективным средством воспитания?

 с. Частые наказания формируют сильный характер?

9. предубеждённость, нетерпимость и непримиримость в отношениях с детьми, бескомпромиссная борьба с проявлениями кажущегося у них своеволия и упрямства. Задайте себе вопрос:

   а. вы считаете, что ваш ребёнок часто «портит вам нервы»?

   б. в воспитании ребёнка ваше поведение должно быть непреклонным?

   с. Вы считаете, что вам не повезло с ребёнком?

10. отсутствие своевременной помощи и поддержки детям в трудные периоды их жизни в силу личных амбиций, эгоизма. Оправдание этого чрезмерной занятостью, внешней обстановкой, стрессами, конфликтами и собственным нервным состоянием. Задайте себе вопросы:

   а. вы слишком заняты, чтобы водить ребёнка в бассейн, кружки и т.д.?

   б. часто ли вы водите ребёнка к врачам на профилактические осмотры?

   с. Вам бывает стыдно за что-то сделанное (или несделанное) по отношению к вашему ребёнку?

А теперь внимательно прочитайте свои ответы. Попросите ответить на них супруга (супругу) – Ну и как? Впечатляет? Или всё в порядке? Тогда задайте себе, ребёнку, супругу (супруге) самый главный вопрос: быть членом нашей семьи –это приятно, хорошо, радостно? Вы испытываете гордость за то, что у вас такая замечательная семья? Уютно ли в такой семье ребёнку? Чувствует ли он себя в ней защищённым? Кажется с тем, какими не должны быть семьи, мы разобрались. А вот в каких семьях психологический микроклимат способствует гармоничному развитию ребёнка?

 

Психологи считают, что в такой семье:

1. предпочитают бесконфликтное общение,

2. доверяют и умеют сочувствовать друг другу,

3. понимают друг друга,

4. супруги нежно любят и уважают друг друга.

5. есть Дом (место, где можно отдохнуть и быть самим собой).

 

                                                 Беседа

                 Семьи как микрофактор социализации.

                                                      Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому.

                                                                                                            И. Брандт

 

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально – культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально – экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико – гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации.

С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. По данным НИИ детства, в России из-за разводов ежедневно остаётся без одного из родителей 1288 детей, передаются в дома ребёнка – 30, передаются под опеку и усыновление – 132, отбираются от родителей -32, убегают из дома 237 детей. Всё это, безусловно, проявления дезорганизации семьи как социального института, отражающей негативные процессы в мире, обществе, государстве. Проблемы семьи волнуют самих детей. Не случайно на вопрос: «Чего бы вам хотелось больше всего добиться в жизни?» - 66,6 процента подростков отвечают: «Иметь хорошую семью». Да и среди идеалов, на которые хотелось бы быть похожими, всё – таки на первом месте у современных подростков остаются родители. Однако не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями. В ситуациях конфликта большинство родителей проводят с детьми серьёзный разговор, другие – лишают детей удовольствий, третьи – применяют физические наказания.

Всеобъемлющее влияние семьи на её младших членов, содержание и характер этого влияния связаны с рядом психологических механизмов социализации ребёнка в семье, среди которых И.С. Кон рассматривает следующие.

Первый – подкрепление. Поощряя определённое поведение ребёнка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие нет.

Другим механизмом является идентификация. Ребёнок подражает родителям, ориентируется (сознательно и несознательно) на их пример. Зная внутренний мир ребёнка,, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя и то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом. Таким образом, семья всегда играет кардинальную роль в социализации детей. Американский писатель Торнтон Уайлдер замечал: «Семейная жизнь подобна зале с превосходной акустикой». Подрастающие дети не только слышат слова (и в большинстве случаев приучаются пропускать их мимо ушей), они различают мысли и намерения, скрывающиеся за этими словами. И главное, они узнают, что их родители действительно любят, а что действительно презирают».

В связи с вышеизложенным становится ясно, что работа педагога с родителями его воспитанников приобретает особое значение. Необходимы знание ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребёнка.

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит скрытый обучающий характер. Педагог опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи педагогическими знаниями и организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребёнка, но и класса в целом. Учителя и родители как партнёры в воспитании дополняют друг друга. Отношения партнёрства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие школы и семьи в едином воспитательном процессе базируется на общих основаниях, они осуществляют в воспитании одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др. Организация взаимодействия школы и семьи предполагает:

· изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;

· группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса;

· составление программы совместных действий педагога и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями.

При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого – педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др. изучение семьи – дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

· Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

· Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.

Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

Психолого – педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

При изучении семьи школьника педагога, прежде всего, интересует следующие данные:

1. Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия, подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.

2. Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.

3. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания благоприятная, осложнённая, неблагополучная).

Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условий сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса. В связи с этим семьи делят на 5 типов.

 

1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определённом возрасте, не исключаются.

2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребёнка развиваются эгоистические тенденции, что обусловлено требует внимание педагога.

3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотёк. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.