Индивидуальные тематические консультации — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные тематические консультации

2019-11-28 206
Индивидуальные тематические консультации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубоко понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.

Это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекции - опора на опыт семейный опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Режим дня школьника». «Что такое воспитание?». «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании». «Ребенок и природа». «Искусство в жизни детей». «Половое воспитание детей семье».

Практикум

Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях.

Родительские вечера

Форма работы, которая сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Темы родительских вечеров могут быть следующие:

Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?

Первые книжки ребенка.

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Друзья моего ребенка.

Праздник нашей семьи.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

День рождение нашей семьи. Как мы его празднуем?

Песни, которые пели мы в своем детстве, и песни сегодняшнего детства.

Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.

Фотографии нашего детства.

Как научиться говорить «спасибо» своему ребенку.

Родительские ринги

Одна из дискуссионных форм общения и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания и провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Полезность таких встреч состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Примерные темы родительских рингов:

Плохие привычки – наследственность или влияние социума?

Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?

Соблазны и пути их преодоления.

«За» и «против» школьной формы.

Нужны ли ребенку праздники?

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Дискуссия

(Рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

Личность учителя (классного руководителя) выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.

Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируется с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.

Формируется новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий.

Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность. Сегодня требуется иной подход к отбору и структурированию содержания родительских собраний, на смену авторитарной педагогике должна прейти педагогика сотрудничества, когда родители становятся субъектом воспитательной деятельности наряду с учителем.

Организуя дискуссию, следует также помнить о требованиях к спору:

Корректное поведение участников – спокойствие, сдержанность, уравновешенность.

Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям оппонентов: «Мне нравится ваша мысль, над ней следует хорошо подумать…»

Открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Это заставит и другую сторону быть более сговорчивой.

Прием «Условное принятие доводов противника» позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперников в споре. Словно соглашаясь с доводами противника, мы выводим из его посылок сомнительное следствие, подводя к нужному выводу. Противник как бы опровергает собственные рассуждения.

Успех дискуссии во многом зависит от умений участников правильно оперировать понятиями и терминами, поэтому лучше вначале выделить основные понятия и тщательно отобрать термины. Если спорящие не договорились об определении сходных понятий, то вести дискуссию бесполезно. Эффективным средством в споре считается использование юмора, иронии, сарказма, можно применить прием «Доведение до нелепости, т.е. сведение к абсурду, суть его – показать ложность тезиса или аргумента. Часто используют прием «бумеранга» (возвратного удара) – тезис или аргумент обращается против тех, кто его высказал. Разновидностью этого приема является прием «Подхват реплики», т.е. умение применить реплику противника в целях усиления собственной аргументации или ослабления аргументов оппонентов.

При ведении дискуссии следует избегать приема «Довод к человеку», при котором вместо тезиса начинают обсуждать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего. Грамотно организованные дискуссии способствуют формированию заинтересованного отношения к постановке и решению проблем, самостоятельного мышления; учат их объективности (умению принимать во внимание различные точки зрения); вырабатывают навыки корректной постановки проблемы обсуждения, обмена взглядами, идеями и мнениями по обсуждаемым вопросам. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прейти к единому суждению, таким образом, итог дискуссии не может сводиться к сумме высказанных на собрании точек зрения, он должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержанном большинством участников. В соответствие с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания.

Анкетирование.

Создание атмосферы сотрудничества, понимания и доверия между педагогами и родителями позволяет последним выступать в роли своеобразных консультантов учителя. Именно они реально могут помочь соотнести степень загруженности ребенка учебным материалом с его физическими и психическими возможностями.

С этой целью широко используется анкетирование как средство обратной связи. Это и определение отношения родителей к поступлению ребенка в школу, каким бы родители хотели видеть ребенка в школе, и что мешает ему быть таким, определение количества времени на домашние задания, какой учебный предмет является самым трудным. Это и итоговое анкетирование «Школа глазами родителей» по окончании школы.

 

Организация и содержание воспитательного процесса с родителями.

Примерное тематическое планирование (8-9классы).

Виды и формы собрания Тема собрания Что в себя включает
1 Семинар-практикум. «Я взрослый». Доверительная беседа-лекция с родителями; анкетирование детей и родителей; тестирование, рассматривание различных затруднительных ситуаций во взаимоотношениях с детьми; составление памятки для родителей.
2 Открытый урок. «Моя Родина -Россия». Просмотр и обсуждение урока, участие родителей в ходе урока, викторина «Символы Новгородской области и района», просмотр видеофильма о государственной символике.
3 Беседа-лекция. «Семья как микрофактор социализации». Прослушивание, обсуждение, ответы на вопросы.
4 Деловая игра в рамках регионального компонента с предпрофильной подготовкой. «Странники во времени». Совместное участие детей, родителей в игре; просмотр видеофильма «Господин Великий Новгород». Подведение итогов.
5 Диспут. «Праздник имени» Ознакомление с основами антропонимики; участие родителей в игре «Что я знаю о своем имени», работа со словарем, толкующим значение и происхождение имен, изготовление памятных открыток «Я и мое имя»
6 Родительский вечер. «Золотые руки». Подготавливается детьми и их родителями(бабушками-дедушками),изучаются традиции семьи, обычаи. Рассказывается о необычных поделках. рецептах и т.д.
8 Индивидуальные беседы.   Решение вопросов и проблем, возникших в ходе обучения и воспитания с обеих сторон, советы психолога социального педагога, учителей предметников.
9 Литературно-музыальный праздник в рамках регионального компонента. «Гори, огонь, родного очага» Приобщение родителей и учащихся к отечественной духовной культуре Великого Новгорода; чтение стихов Новгородских поэтов, исполнение музыкальных произведений встречи с интересными людьми.
       
       
       

 

 

Дидактический материал к учебно-методической разработке.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.