Актуальность практическая значимость учебно- воспитательной работы с родителями. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Актуальность практическая значимость учебно- воспитательной работы с родителями.

2019-11-28 296
Актуальность практическая значимость учебно- воспитательной работы с родителями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание.

1.Введение.

2. Цели, задачи и перспективы учебно-методической разработки.

3. Актуальность и практическая значимость.

4. Объекты деятельности:

– информационная деятельность;

– просветительская деятельность;

– творческая деятельность;

– организационная деятельность

5.Направления в учебно-воспитательной работе.

6. Результативность.

7. Воспитательная работа. Цели родительских собраний.

8.Основные этапы подготовки и проведения родительского собрания.

9.Виды собрания.

10. Формы собрания.

11. Организация и содержание воспитательного процесса с родителями. Примерное тематическое планирование.

12. Дидактический материал.

- конспект родительского собрания «Я взрослый» (с практическими заданиями для родителей);

- деловая игра в рамках регионального компонента по предпрофильной подготовки «Странники во времени»;

- психологические тесты «Стиль взаимоотношений с ребенком», «Каков ваш ребенок?»;

- анкета для родителей по формированию личности ребенка;

- беседа на тему: «Семья как микрофактор социализации».

 

Введение

В данной методической разработке намечены лишь некоторые направления в работе учителя по организации сотрудничества с родителями. Самый главный смысл этой деятельности, на мой взгляд, состоит в том, чтобы у всех учителей возникла мотивация сотрудничества с родителями, и взаимодействие было профессиональным, целенаправленным, открытым для поиска все более и более качественных форм, благоприятствующих развитию и образованию наших детей. Главный момент в контексте «семья-школа»-личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценимая помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

От участия родителей в работе школы выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети, И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки! У них укрепляется чувство гордости за семью.

 Я уверена,, если родитель хотя бы на миг задумался о своей роли в воспитании своего ребенка, наша работа не прошла зря. Вся перемена в человеке начинается с перемены самосознания.

Цель работы:

Оказать методическую поддержку учителям-предметникам и классным руководителям в учебно-воспитательной работе с родителями.

Задачи:

- Пробудить интерес учителей и классных руководителей к данной методике.

- Показать интересные и доступные формы работы с родителями современных школьников.

Перспективы:

Разработать комплекс методик работы с родительской общественностью.

 

Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в учебно-воспитательный процесс?

В практике современной отечественной школы рассматривается традиционно сложившиеся и утвердившиеся формы работы школы с родителями- родительские собрания. Основное назначение собраний повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, вызвать интерес к решению проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми. Накопление педагогических знаний родителями связано с развитием их педагогического мышления, привитием умений и навыков в области воспитания.

Воспитание может быть случайным: мы совершаем поступки, произносим слова, не задумываясь об их значении и, когда наше поведение проявляется в характере детей, удивляемся, «откуда это в нем?»

 Воспитание может быть целенаправленным. Одним хочется вырастить великого спортсмена, музыканта, художника_ кого угодно, лишь бы был «великим». Другим этого не надо: родители обеспечивают себе спокойную старость

Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реакции на поступки детей.

Основная проблема, стоящая перед педагогами, заключается именно в том, чтобы выработать целенаправленность в воспитании вместе с родителями, определить оптимальные средства и методы воспитания, уметь прогнозировать результат.

Работа с родителями осложняется тем, что у каждого свой уровень педагогических способностей и педагогической грамотности. Нужно, чтобы человек четко осознавал, каковы его реальные способности как педагога, потому что, к сожалению, чем слабее педагогические способности, тем больше достоинств мы ждем от ребенка. Воспитание педагогической культуры родителей надо начинать, на мой взгляд, с ломки стереотипов сознания, ведь первое время они вынуждены будут вести борьбу сами с собой, со своими привычками, своей второй натурой, которая провоцирует срывы, вызывает злость на ребенка, на самого себя. Нужно научить родителей контролировать свои эмоции, чтобы давать дорогу «холодным» разумным умозаключениям. Ведь трагедия общения родителей и детей заключается не в недостатке любви, а в недостатке умения общаться.

Планируя психолого-педагогическое просвещение родителей, важно исходить из следующих задач:

Объекты исследования.

Главным организатором взаимодействия школы и семьи, конечно, является учитель. Именно от него зависит определение основных направлений такого сотрудничества. На мой взгляд, именно учитель может профессионально решать многие вопросы, связанные с актуализацией позиции родителей по отношению к образовательному процессу, создавая у них положительную мотивацию в содействии школе, учителю, своему ребенку.

Каким же образом возможно осуществление этих задач? Какие новые формы сотрудничества можно предложить коллегам, чтобы они вписались в традиционно существующую систему работы? Выделим основные виды деятельности, естественно, они могут быть заменены другими видами деятельности, которые успешно осуществляются в той или иной школе.

Информационная деятельность

Информация о новых учебных предметах. Родители должны четко знать, чему учат их детей, то есть содержание образования в конкретном классе и по мере перехода ребенка из класса в класс, с указанием возможностей получения базового, расширенного или углубленного образования по предметам или образовательным областям. Необходимо проинформировать родителей о содержании нового учебного курса, дать советы по его изучению, о формах аттестации, критериях оценивания, дать характеристику домашних заданий и основных (оптимальных или возможных) способов их выполнения. Рассказать о требованиях к ведению тетрадей и оформлению зачетных работ и т.д.

Информация о видах и формах дополнительного образования.

Как довести эту информацию до родителей? Разумеется, все знакомы с такой традиционной формой, как выступление учителя-предметника на классном родительском собрании или на собраниях параллели. Такие выступления целесообразны в начале года, а также при смене учителя по какому-либо предмету.

Могут быть использованы и другие, более экономные и лаконичные формы информации. Хорошо зарекомендовали себя различные издания для родителей: информационные бюллетени, вестники и листки, специально оформленные стенды в школе или кабинетах. Их целесообразно использовать для постоянного напоминания всем родителям об учебниках, пособиях, словарях-справочниках, факультативах, кружках, особенно тем, которые по каким-либо причинам не были на родительских собраниях.

Цели родительских собраний.

Общие.

Согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка. Повышение педагогической культуры родителей. Повышение активности класса. Повышение ответственности за воспитание учащихся.

Частные.

Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу. Сплочение родительского коллектива. Вовлечение пап и мам в подготовку конкретных мероприятий. Выработка коллективных решений и единых требований воспитанию детей. Пропаганда успешного опыта семейного воспитания. Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери. Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие, год.

2. Основные этапы подготовки проведения собраний.

Этап. Выбор темы

Тема не должна быть случайной. Выбор определяется: целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения взаимоотношений школы и семьи.

Возможно определение тематики собраний не на один учебный год, а на 3-4 года. Ежегодно вносятся коррективы, но перспективное планирование помогает учителю совместно строить взаимодействие с родителями.

Этапы проведения.

Вступительная часть.

Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся. Родители занимают свои места.

Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных. Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.

Основная часть.

Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Заключительная часть.

Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.

 

Виды собраний.

Определяются по тем конкретным задачам, которые решаются на собрании.

Организационные – составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

По плану всеобуча – осуществляются педагогическое просвещение родителей.

Тематические – посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса.

Итоговые – подведение итогов учебно-воспитательного процесса за определенный период, выявление положительных и отрицательных тенденций в жизни класса.

 

Формы собраний.

Традиционное собрание. Консилиум. Дискуссия. Деловая игра. Продуктивная игра. Психолого-педагогический всеобуч. Творческий отчет. Конференция отцов. Собрание мам. Родительские посиделки. Час вопросов и ответов. Педагогическая мастерская. Организационно-деятельностная игра. Практикум. Коллективный отдых родителей и детей. Обмен мнениями. Лекция. Беседа. Круг общения. Диспут.

Классное собрание.

Важным является проведение первого родительского собрания, на котором речь идет не сколько о сложных учебных программах для ученика, а о союзничестве, сотрудничестве. Доверии, которые помогут ребенку преодолеть школьные испытания (испытания порядком, вниманием, обязательностью, аккуратностью, дисциплиной).

 Сформированность отношений достигается не сразу, но постоянное разъяснение, упорство, вера в ребенка, желание учителя довести свои педагогические позиции до каждого родителя приведут к положительным результатам. И тогда будет казаться, что педагогические идеи не навязаны учителем, а родители сами пришли к этим выводам, а может и знали это раньше.

Информация сообщаемая родителям должна быть важна, доступна и интересна. Темы для классного родительского собрания нужно выбирать по степени интереса родителей к ним.

Открытый урок.

Одним из определяющих звеньев системы психолого-педагогического сопровождения родителей в течении всего обучения в школе является проведение открытых уроков для родителей. Педагоги должны понимать, что такие уроки могут многое дать.

Во-первых, многие родители оказывают помощь своим детям в учебе, но мало знакомы с современными методами, требованиями по оформлению работ, посещение открытых уроков даст некоторые знания родителям, побудит проконсультироваться у учителя, т. е. Усилит взаимосвязи.

Во- вторых, посещение урока родителями поможет им понять личность учителя, которая и раскрывается глубже всего на уроке.

 В- третьих, родители смогут увидеть своего ребенка с новой для них стороны, сравнить его подготовку с подготовкой товарищей.

В- четвертых, учащиеся на присутствие родителей реагируют большей собранностью и ответственностью.

 К родителям нужно обращаться с просьбой. посетить открытый урок с целью ознакомления с особенностями современного урока. Сам открытый урок должен быть построен динамично, показать разные виды работы всех учащихся класса. Никого не выделяя. Родители сами увидят объективную картину, после урока можно побеседовать с родителями или дать им ответить на вопросы:

1. Что для вас было нового?

2. Что порадовало?

3. Что огорчило?

4. Если бы учителем были Вы, чтобы Вы изменили в работе с классом?

Конференция

При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть, и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общешкольные собрания или собрания одной параллели. Для классных конференций интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня школьника. Каким ему быть?», «Семейные традиции».

Деловая игра.

При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития школы (класса) на ближайшее время и определить функционал родителей и учителей для реализации этой программы; в рамках одного класса. Можно продумать проблему улучшения успеваемости учащихся и т.п. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни класса, школы, решение которых помогло бы родителям личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Семинар.

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.

Диспут.

Диспут одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны ознакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой.

Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа – за и против», «Выбор профессии – чье это дело?».В ходе диспута можно обсудить такие темы, как «Карманные деньги. Нужны ли они?». «Отцы и дети – это вечное противостояние» и т.д. Подготовка подобного диспута, конечно, требует определенного мастерства от педагога. Целесообразно в старших классах при проведении некоторых диспутов привлекать и учащихся. Их мнение часто является компетентным и открывает для родителей новые горизонты во взаимодействии с собственными детьми (проблемы общения «дети-родители», вопросы молодежной моды и т.д.) При проведении собраний, на которых могут свободно высказаться, учитель сможет выявить не только целостные ориентации родителей, но и их стиль воспитания.

Консультация.

Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.

День открытых дверей.

Родители могут подготовленные для них открытые уроки, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности учения, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию учителя по интересующей проблеме.

Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи

Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями

Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Ролевые игры

Форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности их педагогических умений. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, назначение, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий.

Практикум

Это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях.

Родительские вечера

Форма работы, которая сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них.

Родительский вечер – это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, в ходе вечера родители должны учиться слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Темы родительских вечеров могут быть следующие:

Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?

Первые книжки ребенка.

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Друзья моего ребенка.

Праздник нашей семьи.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

День рождение нашей семьи. Как мы его празднуем?

Песни, которые пели мы в своем детстве, и песни сегодняшнего детства.

Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.

Фотографии нашего детства.

Как научиться говорить «спасибо» своему ребенку.

Родительские ринги

Одна из дискуссионных форм общения и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания и провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Полезность таких встреч состоит еще в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Примерные темы родительских рингов:

Плохие привычки – наследственность или влияние социума?

Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?

Соблазны и пути их преодоления.

«За» и «против» школьной формы.

Нужны ли ребенку праздники?

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Дискуссия

(Рассмотрение, исследование) – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, важной и неоднозначной по подходу и толкованию, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения; поиск, выявление истинного мнения, правильного решения.

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

Личность учителя (классного руководителя) выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.

Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируется с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.

Формируется новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий.

Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность. Сегодня требуется иной подход к отбору и структурированию содержания родительских собраний, на смену авторитарной педагогике должна прейти педагогика сотрудничества, когда родители становятся субъектом воспитательной деятельности наряду с учителем.

Организуя дискуссию, следует также помнить о требованиях к спору:

Корректное поведение участников – спокойствие, сдержанность, уравновешенность.

Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям оппонентов: «Мне нравится ваша мысль, над ней следует хорошо подумать…»

Открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Это заставит и другую сторону быть более сговорчивой.

Прием «Условное принятие доводов противника» позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперников в споре. Словно соглашаясь с доводами противника, мы выводим из его посылок сомнительное следствие, подводя к нужному выводу. Противник как бы опровергает собственные рассуждения.

Успех дискуссии во многом зависит от умений участников правильно оперировать понятиями и терминами, поэтому лучше вначале выделить основные понятия и тщательно отобрать термины. Если спорящие не договорились об определении сходных понятий, то вести дискуссию бесполезно. Эффективным средством в споре считается использование юмора, иронии, сарказма, можно применить прием «Доведение до нелепости, т.е. сведение к абсурду, суть его – показать ложность тезиса или аргумента. Часто используют прием «бумеранга» (возвратного удара) – тезис или аргумент обращается против тех, кто его высказал. Разновидностью этого приема является прием «Подхват реплики», т.е. умение применить реплику противника в целях усиления собственной аргументации или ослабления аргументов оппонентов.

При ведении дискуссии следует избегать приема «Довод к человеку», при котором вместо тезиса начинают обсуждать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего. Грамотно организованные дискуссии способствуют формированию заинтересованного отношения к постановке и решению проблем, самостоятельного мышления; учат их объективности (умению принимать во внимание различные точки зрения); вырабатывают навыки корректной постановки проблемы обсуждения, обмена взглядами, идеями и мнениями по обсуждаемым вопросам. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прейти к единому суждению, таким образом, итог дискуссии не может сводиться к сумме высказанных на собрании точек зрения, он должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержанном большинством участников. В соответствие с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания.

Анкетирование.

Создание атмосферы сотрудничества, понимания и доверия между педагогами и родителями позволяет последним выступать в роли своеобразных консультантов учителя. Именно они реально могут помочь соотнести степень загруженности ребенка учебным материалом с его физическими и психическими возможностями.

С этой целью широко используется анкетирование как средство обратной связи. Это и определение отношения родителей к поступлению ребенка в школу, каким бы родители хотели видеть ребенка в школе, и что мешает ему быть таким, определение количества времени на домашние задания, какой учебный предмет является самым трудным. Это и итоговое анкетирование «Школа глазами родителей» по окончании школы.

 

Организация и содержание воспитательного процесса с родителями.

Примерное тематическое планирование (8-9классы).

Виды и формы собрания Тема собрания Что в себя включает
1 Семинар-практикум. «Я взрослый». Доверительная беседа-лекция с родителями; анкетирование детей и родителей; тестирование, рассматривание различных затруднительных ситуаций во взаимоотношениях с детьми; составление памятки для родителей.
2 Открытый урок. «Моя Родина -Россия». Просмотр и обсуждение урока, участие родителей в ходе урока, викторина «Символы Новгородской области и района», просмотр видеофильма о государственной символике.
3 Беседа-лекция. «Семья как микрофактор социализации». Прослушивание, обсуждение, ответы на вопросы.
4 Деловая игра в рамках регионального компонента с предпрофильной подготовкой. «Странники во времени». Совместное участие детей, родителей в игре; просмотр видеофильма «Господин Великий Новгород». Подведение итогов.
5 Диспут. «Праздник имени» Ознакомление с основами антропонимики; участие родителей в игре «Что я знаю о своем имени», работа со словарем, толкующим значение и происхождение имен, изготовление памятных открыток «Я и мое имя»
6 Родительский вечер. «Золотые руки». Подготавливается детьми и их родителями(бабушками-дедушками),изучаются традиции семьи, обычаи. Рассказывается о необычных поделках. рецептах и т.д.
8 Индивидуальные беседы.   Решение вопросов и проблем, возникших в ходе обучения и воспитания с обеих сторон, советы психолога социального педагога, учителей предметников.
9 Литературно-музыальный праздник в рамках регионального компонента. «Гори, огонь, родного очага» Приобщение родителей и учащихся к отечественной духовной культуре Великого Новгорода; чтение стихов Новгородских поэтов, исполнение музыкальных произведений встречи с интересными людьми.
       
       
       

 

 

Дидактический материал к учебно-методической разработке.

Ход собрания

(Включается презентация)

Уважаемые родители!

Новая встреча и новая тема нашего разговора. Вы - люди, у которых разное образование, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, - это ваши дети, мальчики и девочки, девушки и юноши, которые могут стать горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!». Быть родителями – это и большая радость, и великая ответственность, в какой-то степени акт самопереживания и самоотречения. Все действительно ценное стоит дорого. И дети не исключение из этого правила.

(На доске)

«Структура личности подростка.… В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней переходит, все течет»

Эти слова одного из ведущих психологов XX столетия Л.С. Выготского удивительно точны.

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «я».

Это пусть становления индивидуальности.

Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все».

В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями.

Что же является главным для ребенка в этот период? Вот какую логическую цепочку мы должны с вами сохранить.

(На доске)

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ – «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся».

Как вы поступите в такой ситуации?

- Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?

 

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Ваше решение в подобной ситуации.

- Есть ли другое решение в данной ситуации?

 

Ситуация 3

У вас много уроков, необходимо написать сочинение. Но родители неумолимы. «Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!»

Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей – «Мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!»

Как решить подобную ситуацию?

- Кто считает иначе?

 

Ситуация 4

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать».

Как поступить в такой ситуации?

- Есть ли другое мнение?

 

Ситуация 5

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома?

Как поступить в подобном конфликте?

- Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?

 

- Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

 

- Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советам, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)

Спасибо за работу. Желаю вам успехов.

 

Деловая игра совместно с родителями по предпрофильной подготовки учащихся в рамках регионального компонента: «Странники во времени».

Современные условия жизни требуют развития новых качеств у человека: таких как умение быстро ориентироваться в ситуации, оперативно решать возникшие проблемы, проявлять инициативу, умение вести диалог, находить компромиссные решения, Современный человек должен четко осознавать свое место в мире. Если он хочет быть успешным, то должен выбрать себе такую профессию, которая поможет раскрыть все его способности и умения.

Предпрофильная подготовка поможет учащимся сориентироваться в большом разнообразии профессий. Поможет раскрыть те наклонности и таланты, которые есть у школьника.

Предлагаю разработку занятий знакомства школьников с основами профессии экскурсовода.

 Почему был выбран именно этот профиль?

Город Великий Новгород один из центр


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.