Просветительская деятельность. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Просветительская деятельность.

2019-11-28 161
Просветительская деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родителям важно знать особенности содержания изучаемых в школе предметов, уровень освоения предмета (базовый, углубленный и др.). На наш взгляд, прежде всего, необходимо знакомить родителей с концепцией развития учебного заведения, с общешкольной исследовательской темой, с проектами, в которых участвует школа.

Сегодня, когда так много говорится об индивидуализации и дифференциации образования, именно поэтому необходимо квалифицированное сотрудничество с родителями, которые больше знают о своем ребенке, о его склонностях и интересах, индивидуальных темпах работы.

При таком подходе, быть может, удастся избежать взаимного непонимания и недоверия между школой и родителями. Часто родители слышат упреки в недостаточном внимании к школьным делам ребенка и очень редко призываются на помощь и к сотрудничеству. Дело ограничивается требованиями школы уделять побольше внимания процессу обучения, выполнению домашних заданий, призывами воспитывать у детей усердие, прилежание, увеличивать время для выполнения домашних заданий. А ведь важно заинтересовать родителей содержательной стороной образовательного процесса, сущностью обучения, его формами, видами домашних заданий, способами выполнения самостоятельных и творческих заданий различного уровня сложности.

В каких формах может проводиться просветительская деятельность?

Это прежде всего индивидуальные консультации. Конечно, вряд ли стоит рассчитывать на то, что родители «хлынут» на эти консультации. Но нельзя и отрицать, что есть немалая группа родителей, которые искренне заинтересованы в образовании ребенка, в его успехах, в его продвижении, которые по уровню своей образованности компетентны в оказании ему содержательной помощи. Какие вопросы целесообразно обсудить с родителями? Это могут быть вопросы, связанные с воспитанием познавательного интереса к учебному предмету, с источниками развития интересов, о проявлении и развитии способностей, о видах одаренности детей разного возраста, о неравномерности развития в той или иной сфере личности, об участии родителей в помощи ребенку (отработка навыков чтения, умения рассказывать, отвечать на вопросы, грамотно писать, учить наизусть и т.д.). Родителям нужно знать, какие затруднения и почему испытывает их ребенок при изучении того или иного предмета, и, естественно, им важно услышать, как они могут помочь сыну или дочери преодолеть эти затруднения.

 Творческая деятельность.

Что под этим подразумевается? В школах проводятся Дни науки и искусства, олимпиады, конкурсы, праздники, фестивали, предметные недели и декады, выставки творчества и др. Сегодня престиж школы во многом зависит от того, насколько ей удается увлечь учащихся творческой деятельностью, участием в различных видах исследований. Мы знаем, что ребятам часто помогают родители, но происходит это, как правило, стихийно. Как же сделать родителей активными участниками образовательного процесса? Специалисты-родители могут быть консультантами при разработке исследовательских и творческих заданий старшеклассниками, руководителями клубных занятий, рецензентами выполненных работ. Именно в таких коллективных делах может в полной мере проявиться сотрудничество школы и семьи.

В рамках творческого направления чрезвычайно важны и открытые уроки для родителей. Мой опыт убеждает в том, что такие уроки очень полезны в формировании активной позиции семьи по отношению к школе. Хорошо знаем, как «выкладывается» учитель, как напряженно обдумывает он форму, содержание урока, деятельность детей, но эффект бывает значительным. Родители имеют возможность увидеть малейшие детали урока, работу своих детей, понять, как усложнилась программа по сравнению с временем, когда учились они сами, как изменилась технология урока, глубже осознать роль учителя в образовании их детей.

Возможно и проведение совместных открытых уроков, когда родители являются не наблюдателями, а участниками действия. Еще более эффективно, если подобные уроки проходят одновременно во всей школе (например, во время Дня открытых дверей или Дня открытых уроков), а после их проведения взрослые собираются вместе и анализируют происшедшее с разных точек зрения. Такие акции позволяют родителям посмотреть на процесс образования «изнутри», увидеть те проблемы, которые не всегда заметны со стороны (это касается и «нового взгляда» на своего ребенка, и на труд учителя в целом). Помимо экспертной или познавательной деятельности, участие в подобном мероприятии дает и мощнейший психологический эффект — родители чувствуют себя частичкой образовательного пространства школы.

 Организационная деятельность.

Это раздел о формах сотрудничества с родителями. Что необходимо учитывать при планировании?

Во-первых, данные о составе родителей (социальном, возрастном, образовательном, профессиональном, религиозном и т.д.), об уровне компетентности родителей и педагогических кадров.

Во-вторых, необходимо учитывать особенности учебного заведения (школа — гимназия; городская — сельская; состав учащихся (их индивидуальные особенности, склонности, ценности), соотношение учебной и внеклассной деятельности.

В-третьих, ресурсное обеспечение школы (материально-техническое, кадровое, методическое и. т. д.). А еще надо учитывать, каких практических навыков не хватает современным родителям? Прежде всего это навыки помощи ребенку при освоении образовательных программ, по использованию правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в школы и вузы и. т. д.). Большая потребность у родителей возникает и в освоении навыков эффективного общения со своими детьми. Так что обучение пап и мам целесообразно начинать еще в начальной школе, когда у них появляется много вопросов по поводу выполнения домашних заданий и они очень доброжелательно относятся к школе. Важно не упустить этот момент!

Предполагается, что учитель - предметник и классный руководитель может быть организатором следующих мероприятий: открытые уроки для родителей и совместные уроки для родителей и детей одновременно (как вариант — проведение урока родителям, естественно, при соответствующей подготовке), организация творческих отчетов детей по предмету (на предметных неделях, по итогам работы кружка, в Дни науки, искусства и т.д.), проведение Дней науки, искусства (тематических праздников), организация консультаций по предметам (образовательным областям), изучение информационных и методико-педагогических запросов родителей, планирование консультаций и семинаров.

Как можно оценить эффективность работы по сотрудничеству с родителями? Здесь необходимы экспертиза и самоэкспертиза.

Оценку изменений можно провести путем опросов и наблюдений. Главными условиями здесь должны выступать: системность (регулярность) отслеживания запросов родителей, уровня их педагогической и правовой компетентности и уровня удовлетворенности всеми аспектами (результатами) жизнедеятельности школы, а также наличие обратной связи.

Современная деятельность родителей, связанная с воспитанием, многообразна и интересна. Главное дать возможность ей раскрыться и здесь на помощь должна придти школа. «Надо, чтобы семья была хорошей школой, а школа - хорошей семьей»,- писал Т. Бер. Достичь такого результата можно только при правильном, тесном взаимодействии семьи и школы. По мимо традиционно собрания можно предложить разнообразные формы как совместной, так и индивидуальной работы с родителями и детьми: диспуты, беседы, лекции, открытые уроки, тренинги, консилиумы, дискуссии, деловую игру и многое другое. Вот некоторые направления моей работы с родителям.

Предлагаю начать воспитательную работу с родителями по пяти, на мой взгляд, важным направлениям: «Мой дом», «Здоровье», «Наше Отечество», «Природа», «В мире пекрасного». Темы и формы работы учителя могут менять в зависимости от желания и проведения мероприятий.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.