Вопрос № 37. Натурфилософия Тютчева и способы ее художественного воплощения. Философский характер лирики поэта. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос № 37. Натурфилософия Тютчева и способы ее художественного воплощения. Философский характер лирики поэта.

2019-11-19 1014
Вопрос № 37. Натурфилософия Тютчева и способы ее художественного воплощения. Философский характер лирики поэта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уже современники Тютчева называли его поэтом мысли. Действительно, Тютчев в своем творчестве выступает не только как большой мастер поэтического слова, но и как мыслитель. По отношению к Тютчеву мы вправе говорить не только о мироощущении, миросозерцании, но и о его мировоззренческой системе. Правда, она получила своеобразное выражение и воплотилась не в философском сочинении, а в полных художественного совершенства стихах. Философские мысли поэта, которыми проникнуты созданные им образы и картины, поэтические высказывания не представляют собой разрозненных тезисов, противоречивых обобщений, вызванных разными событиями жизни. В его поэтических философских созерцаниях и раздумьях есть внутренняя связь, а в стихах интенсивность философской мысли имеет определенную целенаправленность.

И тем не менее его стихи, конечно, не иллюстрация философских идей. Непосредственность эмоционального переживания находится в глубоком единстве с мыслью поэта. Тютчев “уходил” в своих стихах от жизни. Это казалось не справедливым, а между тем это в известной мере так, хотя Тютчева это вряд ли унижает. Тютчев действительно уходит много и много целеустремленно и последовательно. Это поэзия, освобождающаяся от всего эмпирического, житейского, затемняющего вычленение конечных проблем бытия. “Он, – заметил один старый критик, – как бы пришел к самому краю, загадочному первоисточнику вселенной. Он становился у самых границ доступного миропонимание и нашел такие слова, которые составляют предел того, что вообще может сказать о мире и о себе.” Лирику Тютчева обычно называют философской. Русская поэзия знает философские стихи, когда поэты (например, так называемые любомудры) прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному случаю, иллюстрируя образами. Этого никак нельзя сказать о Тютчеве. Его стихи философичны только по проблематике, по глубине, по способности выйти к конечным вопросам бытия: жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос. Но мысли и чувства поэта лишены абстрактности, их пробуждает только конкретная жизнь, и они высекаются со страшной силой, отзываясь захватывающим лирическим порывом. И никогда на нем не успокаиваются, рождая иной, подчас прямо противоположный. Его поэзия не информация о найденном, не провозглашение окончательных истин, не сообщение об итогах поиска, но сам неостановимый поиск.

Натурфилософские представления Тютчева о мире очень близки к религиозному миропониманию. И его стихах часто встречаются библейские мотивы, преобладающим и наиболее ярко выраженным является мотив конца света. Хотя Тютчев ее представляет себе бытие “Земля чуть – чуть по – иному, он “пророчит” многие вещи совершенно по – евангельски”.

До Тютчева к самым общим проблемам бытия вселенной поднимал гениальный Ломоносов, создавший образ цветущей, пирующей натуры и звездной бездны, окружающей землю. После Ломоносова проблемы, связанные с бытием мироздания, с большой художественной силой поставлены в поэзии Тютчева. Именно Тютчев целенаправленно и сосредоточенно художественно воплотил в своей лирике натурфилософские интересы русского и западноевропейского общества конца XIII начала XIX века.

Заслугой натурфилософов было осознание единства и целостности природы, взаимосвязи ее явлений, диалектики ее развития понимание связи человека с природой. Натурфилософия конца XIII начала XIX века повышала интерес поэтов к природе, побуждала к поэтически восторженному ее соображению воспроизведения красоты живых материальных природных сил.

Лирика Тютчева – лирика особая. Мы привычно связываем любую лирику с так называемыми лирическим героям, с ярко выраженной индивидуальностью. Лирика Лермонтова, или Блока, или Есенина – это прежде всего определенный психологический склад, своеобразная личность. Лирика Тютчева, в сущности, лишена такого индивидуального характера, да и стихи его чаще всего прямо не проецируются на биографию поэта. Герой тютчевской лирики – человек, еще точнее: человек в ней есть, но нет героя в привычном смысле этого слова. “О, нашей мысли обольщенье,/Ты, человеческое я”… – сказал Тютчев. Вот это “человеческое я” и есть герой тютчевской лирики. Его поэзия очень личностна: ее герой “я”. И без личностна: я – это не характер, не так называемый лирический герой.

“Явление природы, – заметил тогда же по поводу этого стихотворения Дружинин, – простое и несложное, да сверх того взятое без всяких отношений к миру фантастическому, разрастается в картину смутного и как бы сверхъестественного величия”. Тютчев не стремится воспроизвести географически конкретный колорит места, он избегает поэтической детализации, направленной на реалистическое изображение частной картины природы. Его, как поэта, интересует бытие матери – земли в его главных наиболее общих проявлениях, земля, у Тютчева – как бы центр вселенной.

Вместе с Е. А. Баратынским Ф. И. Тютчев - виднейший представитель философской лирики в нашей стране в 19 веке. Его художественный метод отражает характерное для поэзии того времени движение от романтизма к реализму. Талант Федора Ивановича, поэта, который обращался охотно к хаотичным силам бытия, был сам по себе чем-то стихийным. Философская лирика Тютчева в своем идейном содержании характеризуется не столько разнообразием, сколько большой глубиной. Последнее место при этом занимает мотив сострадания, который можно найти в таких стихотворениях, как "Пошли, Господь, свою отраду" и "Слезы людские".

В основе философии тютчева лежит глубокое смысловое единство, которое понимается как соединение и разнообразие. Это отражается во многих произведениях. Так, в стихотворении "Странник" присутствует мысль о соединенности (странник и Зевс) и о единстве разнообразия. Мир, подвижный для путника, является недвижимым для Зевса. Он богат разнообразием и представляет собой единство соединенного, где контрасты составляют одно целое. В ряде других стихов, однако, слияние это оценивается отрицательно, имеет признаки опустошенного, мертвого мира. То, что обозначает полноту, богатство, одновременно есть и опустошение.

Итак, философская лирика Ф. И. Тютчева характеризуется тем, что основные слова имеют порой противоположную оценку и семантику. Для каждого ключевого понятия у этого поэта есть ряд смыслов. Любое произведение Федора Ивановича построено именно как затемнение мысли, а не ее прояснение. Понятие может обозначать и смерть, и жизнь.

 

Вопрос № 38. Денисьевский и Панаевский циклы

Во-первых, оба они по своей природе – романные; во-вторых, их объединяет общая тема – любовь и пафос – страдания лирического героя; в-третьих, этнически совпадает эпоха создания стихотворений: 1846-1877 у Некрасова и 1850-1869 – у Тютчева.

 Общность мотивов можно объяснить тем, что оба романа развертывались в какой-то мере в сходных биографических условиях, и оба были "незаконны" с точки зрения общепринятых моральных норм. Так, в 1847 году, формально оставаясь женой И.И. Панаева, Авдотья Яковлевна становится гражданской женой Некрасова, что послужило предметом постоянных разговоров и пересудов. Достаточно шумный скандал произошел вокруг связи Тютчева с Е.А. Денисьевой, когда в 1851 году их тайная связь обнаружилась (напомним, что Тютчев в это время был человеком семейным: с детьми от первого и второго браков, с умной и красивой женой – Э. Ф. Дернберг).

Образ "жестокого общества" с его предрассудками и мнением отразился в обоих циклах, причем оба поэта дают ему одно определение – "толпа".

В борьбу же с общественным мнением выступает "гордая сила", воплощенная в образе молодой женщины. Так, Некрасов и Тютчев создают в интимной лирике не традиционно один, а два характера: лирического героя, отражающего круг переживаний и настроений автора, и образ его возлюбленной. И хотя судьбы героев тесно связаны, основным (центральным) выступает все же женский образ.

У Некрасова – это личность, знающая волнение, тревоги, испытывающая необходимость утвердить то, что ей кажется справедливым. Она – спутница, с нею делят не только веселье, но и нужду, горе, утраты. На нее легко опереться в жизненной борьбе, она помогает герою сохранить "святыню убеждений" и нравственную чистоту даже в самых трудных обстоятельствах. Н. Некрасов подтверждает это в стихотворении "Ты всегда хороша несравненно..." (1847 г.). И это не случайно, ведь в лице Авдотьи Яковлевны он нашел не только любимого и близкого человека, но и друга, соратника, готового с увлечением взяться за любую работу. Панаева – женщина эмансипированная, вращавшаяся в литературных кругах Петербурга, среди ее друзей были Белинский, Тургенев, Грановский, она участвовала во всех беседах, впитывала их идеи. В 1848 году Авдотья Яковлевна помогает Некрасову писать для "Современника" роман "Три страны света", а немного позже, размышляя о бесправном положении женщины, и о проблемах семьи и брака, она самостоятельно пишет роман "Семейство Тальниковых".

Несколько по-иному представлен образ возлюбленной у Тютчева. В его стихотворениях женщина не равна мужчине, она намного выше, сильнее, самоотверженнее его. Именно поэтому Тютчев пишет от лица женщины стихотворение "Не говори: меня он, как и прежде любит..." (1851-52 гг), в котором переданы глубокие переживания любящего женского сердца. Задыхаясь от нахлынувших на нее чувств, она горячо высказывает все, что у нее наболело. Тютчев хорошо понимал и осознавал то положение, в котором по его вине оказалась любимая женщина. От нее отказывается отец и запрещает родственникам с ней общаться, тетка – инспектриса Смольного института из-за нее вынуждена оставить институт, "свет" ее не принял и отверг. Елена Александровна в фальшивом положении: мать троих детей, которые всегда будут считаться незаконнорожденными, возлюбленная поэта, незаконная жена. Все это оставило свой отпечаток на характере и здоровье Е.А. Денисьевой. Беззаветная любовь к Тютчеву сделала ее вспыльчивой, экзальтированной, болезненной. Тютчев не раз говорил в стихах о том, что, породив такую любовь, он не способен подняться до ее высоты и силы; вот его поразительные строки об этом: «Ты любишь искренно и пламенно, а я – Я на тебя смотрю с досадою ревнивой. И, жалкий чародей… без веры я стою- И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром…».

Некрасов и Тютчев осознавали ответственность и каждый по-своему осуждали в себе эгоистические, недостойные «святыни убеждений» чувства. Некрасов сострадает и сочувствует той, которую так жестоко укоряет и мучает. Он глубоко переживает трагическое одиночество и разочарование. Он часто признавался, что не умеет ценить искреннего расположения своей спутницы. Любовь, ревность и ожесточение – столь противоречивые чувства – слились в стихах Некрасова в страстный монолог: «Не говори, что дни твои унылы, Тюремщиком больного не зови: Передо мной – холодный мрак могилы, Перед тобой – объятия любви! Я знаю: ты другого полюбила, Щадить и ждать наскучило тебе… … Она молчит, свои ломая руки…».

Несколько по-иному представлен лирический герой «денисьевского» цикла. В стихотворениях Тютчева он выступает носителем «рокового» губительного начала. И если Некрасов употребляет слово «палач» в метафорическом значении, то Тютчев, сам того не ожидая, становится действительным палачом любимой женщины: «О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!». В этом стихотворении сосредоточены все основные темы и мотивы, характерные для стихотворения «денисьевского цикла».

Сходные черты можно уловить и в структуре циклов. Обратим внимание на хронологию создания стихотворений. Время их написания можно условно разделить на два периода. В «панаевском цикле» к первому относятся стихотворения, написанные на протяжении совместной жизни поэта с Авдотьей Яковлевной – с 1856 по 1858 гг; второй же создавался после полного разрыва их отношений (середина 1860 г.) – в 1861– 1877 годы. В «денисьевском цикле» в одной группе – стихотворения, написанные при жизни Е. А. Денисьевой – с 1856 по 1858 г; в другой – после е смерти (4 августа 1864г.) – 1864 – 1869 годы. Мотивы стихотворений второго периода у обоих авторов навеяны грустными и неугасающими воспоминаниями о былой любви. Каждый из них по-своему переживает потерю близкого человека, разница лишь в том, что если А. Я. Панаева уходит в другую жизнь и выходит замуж (за сотрудника «Современника» А. Ф. Головачева), то Е. А. Денисьева уходит из жизни навсегда, оставаясь до последней минуты верной своему «губителю» (после рождения второго сына Николая у неё началось быстрое развитие туберкулёза, и через несколько месяцев она умирает на руках Тютчева.

Таким образом, сопоставительно-типологический анализ "панаевского" и "денисьевского" циклов, позволяет утверждать, что Некрасов и Тютчев два лирических поэта, у которых в жизни и творчестве много общего. Оба цикла имеют реальную жизненную основу. Стихотворения в них являются автобиографическими "романами в стихах", все переживания в них в исключительной степени индивидуальны и субъективны. Причиной создания обоих лирических произведений послужила любовь – чувство, от которого ни Некрасов, ни Тютчев никогда не могли освободиться окончательно. Тютчев и Некрасов создают в интимной лирике не традиционно один, а два характера: мужской и женский. Образ любимой женщины получает новое звучание и трактовку. Лирическая героиня предстает в поэтических циклах как подлинная героиня любви, отстаивающая право на личное чувство, на борьбу за него. Отношения героя и героини лирических циклов складываются по-разному. У Некрасова — это союз равных в любви. В тютчевской лирике утверждается фактическое неравенство героев. Ее чувство — цельно, любовь к «нему» составляет смысл жизни, его чувство — раздвоено, так как он не может полностью посвятить себя одной женщине (из-за чего герой испытывает жестокие уколы совести). Герой Тютчева, в отличие от героя Некрасова, пассивен, созерцателен. Два цикла объединяет еще одно обстоятельство, лежащее за пределами поэзии, но имевшее для этой поэзии громадное значение – любовь Некрасова к Панаевой, как и любовь Тютчева к Денисьевой, была «незаконна», ставила их в положение необычное, кризисное. Вся атмосфера русской жизни способствовала углублению этой кризисности, в известном смысле оставляла героев с глазу на глаз, один на один.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.