Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вопрос № 46. художественное своеобразие романа Толстого «Князь Серебряный»

2019-11-19 805
Вопрос № 46. художественное своеобразие романа Толстого «Князь Серебряный» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Князь Серебряный Никита Романович — главный герой. Общеизвестно, что основным источником исторических сведений для этого произведения Толстого, как и его драматургической трилогии, была «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Но Толстой не ставил своей целью дать художественную иллюстрацию, т. е. крупный план событий из карамзинского труда, который и сам по себе содержал художественное начало. Основания авторского замысла изложены в «Предисловии» и в заключении: это «изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину XVI столетия». Хотя Толстой осуждает это общество за то, что оно смотрело «без негодования» на деяния Иоанна и «ужасы того времени», само повествование он освобождает от суда «потомка», напротив, стремится показать, что в любых исторических условиях есть место чести, благородству, самоотверженности.

Лучшими человеческими качествами наделены его любимые герои: славный воин Князь Серебряный и старый боярин Дружина Андреевич Морозов (у них исторические фамилии, но судьбы их вымышлены). Внимателен он к психологическим портретам сына Малюты Скуратова — Максима, восставшего против отца, царского любимца Федора Басманова, царедворца Бориса Годунова. Предлагая читателю хитроумный, близкий к традиции авантюрного романа сюжет, Толстой помнит, однако, о серьезном историософском пафосе своего произведения и легко отказывается от таких возможностей фабулы, которые могли бы придать повествованию еще большую динамику (история любви Князя Серебряного и Елены, ставшей женой Морозова). С другой стороны, он готов допустить известную условность, когда речь идет об изображении судеб людей из народа (история разбойника Перстня, ставшего к финалу повести завоевателем Сибири Иваном Кольцо, судьба простодушного богатыря Митьки, не могущего простить, однако, поругания своей невесты и т. п.). Князь Серебряный гибнет в бою, решительно отказавшись от сомнительной чести стать опричником, Елена ушла в монастырь; гордый и смелый Дружина Андреевич казнен.Роман «Князь Серебряный» представляет бесспорный интерес как заметная веха в становлении некоторых художественных принципов жанра исторической беллетристики в русской литературе.

В отличие от многих авторов исторических романов первой половины прошлого столетия Толстой стремился не к примитивной, поверхностной беллетризации конкретного (и, скажем прямо, очень благодарного) исторического материала, а к воссозданию того момента национальной истории, который представлялся ему зародышем исторической драмы, что впоследствии разыгрывалась на протяжении многих десятилетий. Такой момент прошлого способен глубоко взволновать настоящего художника.

В распоряжении писателя был обширный фактический материал, который он подверг тщательному отбору, группировке и тонкой обработке. Толстой стремился к такой художественной организации этого материала, чтобы основные мысли и идейные посылки автора, безусловное нравственное осуждение Грозного и его деспотизма стали не просто понятны читателю, но были художественно доказаны. Человеческая искренность и гражданская взволнованность писателя подкупают читателя. Автор не вещает свысока, не выносит безапелляционных приговоров, не декларирует - он размышляет вместе с читателем и вместе с ним ищет ответ на свои вопросы. Пылкая авторская заинтересованность, сквозящая буквально из каждой строки произведения, - один из неотъемлемых признаков настоящей литературы.

Толстой возражал против начетнического, буквального следования историческим фактам в художественном произведении. Писатель, настойчиво выдвигавший тезис преобладания психологического начала над документально-событийным, считал, что правда жизни, внутренняя логика художественного образа нередко вынуждают к смещению исторических фактов. Право на вымысел, тезис свободы творческого обращения художника с материалом он отстаивал как важнейшие принципы своего эстетического кодекса. Эта авторская тенденция ощущается в романе очень явственно. Во многих случаях писатель из соображений чисто художественных намеренно идет на «сгущение событий», уплотняет факты, происходившие на самом деле на протяжении ряда лет, в те два месяца, которые охвачены в романе автор там, где он подчиняет повествование реалистической тенденции. Это одна из важных художественных особенностей «Князя Серебряного», и сказывается она, в частности, в том тщательном внимании, с которым писатель отнесся к бытовым подробностям, к воссозданию реальной исторической обстановки во всей ее своеобразной красочности.

С каким знанием, как интересно и «вкусно» описывается в романе утварь, одежда, парадное конское убранство, вооружение, распространенное на Руси в XVI веке (гл. 8, 15, 36); как красочна и до осязаемости убедительна сцена царского пира; иногда автора даже можно упрекнуть в щеголянии бытовыми подробностями, в перегрузке текста этим материалом. Недаром некоторые критики видели в этом нарушение принципов жанра и склонны были рассматривать «Князя Серебряного»» как историко-бытовой роман.

Удачно разработан в романе и этнографический элемент, многогранно представленный в сценах крестьянского праздника в селе Медведевке (гл. 1) и «поцелуйного обряда» в доме Морозова (гл. 15), в образе мельника-колдуна (гл. 3, 17, 18). В главах 5, 14, 23 использован народные песни, великолепно вплетенные в ткань повествования, глава 21 почти целиком построена на фольклорном материале.

В романе немало образцов первоклассной прозы - описание дороги в Александрову слободу и царского дворца в слободе (гл. 7), описание ночного леса (гл. 16), сцена соколиной охоты (гл. 20) и т. п. Очень эффектна сцена с призраками жертв Ивана IV (гл. 11), напоминающая знаменитую сцену на Босуортском поле в V акте «Ричарда III» Шекспира.

Важную роль в художественной ткани романа играют лирические отступления, к которым примыкают авторские предисловие и заключение. В этих отступлениях развивается тема родины, родной природы, воспевается ее красота. Каждое из этих лирических отступлений (о русской песне в гл 2-й, о родине и ее прошлом в главах 14 и 20-й, о русской природе в гл 22-й) является образцом великолепной художественной прозы и связывает роман с лирической поэзией Толстого, проникнутой теми же мотивами.

В языке романа, почти свободном от архаизмов, заметна тяга автора к эпической фольклорной традиции; целый ряд эпизодов написан языком героических былин (рассказ Перстня о Ермаке в гл. 13, сцена на Поганой луже в гл. 14, эпизод смертельного ранения Максима в гл. 26 и т. д.).

Нельзя не отметить, что как в изображении народа в романе заметно влияние пушкинской «Капитанской дочки», так же явно и влияние романтического строя лермонтовской «Песни про купца Калашникова» на отдельные художественно-стилевые особенности «Князя Серебряного».

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.