Вопрос № 33. Романы Чернышевского «Что делать» и «Пролог». Герои, поэтика, основные идеи, пафос — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Вопрос № 33. Романы Чернышевского «Что делать» и «Пролог». Герои, поэтика, основные идеи, пафос

2019-11-19 481
Вопрос № 33. Романы Чернышевского «Что делать» и «Пролог». Герои, поэтика, основные идеи, пафос 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


После публикации романа "Что делать?" страницы легальных изданий закрылись для Чернышевского навсегда. Вслед за гражданской казнью потянулись долгие и мучительные годы сибирской ссылки. Однако и там Чернышевский продолжал упорную беллетристическую работу. Он задумал трилогию, состоящую из романов "Старина", "Пролог" и "Утопия". Роман "Старина" был тайно переправлен в Петербург, но двоюродный брат писателя А. Н. Пыпин в 1866 году вынужден был его уничтожить, когда после выстрела Каракозова в Александра II по Петербургу пошли обыски и аресты.

Роман "Утопия" Чернышевский не написал, замысел трилогии погас на незавершенном романе "Пролог". Действие "Пролога" начинается с 1857 года и открывается описанием петербургской весны. Это образ метафорический, явно намекающий на "весну" общественного пробуждения, на время больших ожиданий и надежд. Но горькая ирония сразу же разрушает иллюзии: "восхищаясь весною, он (Петербург.- Ю. Л.) продолжал жить по-зимнему, за двойными рамами. И в этом он был прав: ладожский лед еще не прошел". Этого ощущения надвигающегося "ладожского льда" не было в романе "Что делать?". Он заканчивался оптимистической главой "Перемена декораций", в которой Чернышевский надеялся дождаться революционного переворота очень скоро...

Но он не дождался его никогда. Горьким сознанием утраченных иллюзий пронизаны страницы романа "Пролог".

В нем противопоставлены друг другу два лагеря, революционеры-демократы - Волгин, Левицкий, Нивельзин, Соколовский - и либералы - Рязанцев и Савелов. Первая часть "Пролог пролога" касается частной жизни этих людей. Перед нами история любовных отношений Нивельзина и Савеловой, аналогичная истории Лопухова, Кирсанова и Веры Павловны. Волгин и Нивельзин, новые люди, пытаются спасти героиню от "семейного рабства". Но из этой попытки ничего не выходит. Героиня не способна отдаться "разумным" доводам "свободной любви". Нивельзина она любит, но "с мужем у нее такая блистательная карьера".

Оказывается, самые разумные понятия бессильны перед лицом сложной действительности, которая никак не хочет укладываться в прокрустово ложе ясных и четких логических схем. Так на частном примере новые люди начинают осознавать, что сдвинуть жизнь одними высокими понятиями и разумными расчетами необычайно трудно.

Вместе с общей тональностью романа изменяются и его герои: там, где был Рахметов, теперь появляется Волгин. Это типичный интеллигент, странноватый, близорукий, рассеянный. Он все время иронизирует, горько подшучивает над самим собой. Волгин - человек "мнительного, робкого характера", принцип его жизни - "ждать и ждать как можно дольше, как можно тише ждать".

Упрекая народ в рабстве за отсутствие в нем революционности, Волгин в спорах с Левицким вдруг высказывает сомнение в целесообразности революционных путей изменения мира вообще: "Чем ровнее и спокойнее ход улучшений, тем лучше. Это общий закон природы: данное количество силы производит наибольшее количество движения, когда действует ровно и постоянно; действие толчками и скачками менее экономно. Политическая экономия раскрыла, что эта истина точно так же непреложна и в общественной жизни. Следует желать, чтобы все обошлось у нас тихо, мирно. Чем спокойнее, тем лучше". Очевидно, что и сам Волгин находится в состоянии мучительных сомнений. Отчасти поэтому он и сдерживает молодые порывы своего друга Левицкого.

Но призыв Волгина "ждать" не может удовлетворить юного романтика. Левицкому кажется, что вот теперь-то, когда народ молчит, и нужно работать над улучшением судьбы мужика, разъяснять обществу трагизм его положения. Но общество, по словам Волгина, "не хочет думать ни о чем, кроме пустяков". А в таких условиях придется приспосабливаться к его взглядам, разменивать великие идеи на мелкие пустяки. Один воин в поле не рать, зачем впадать в экзальтацию. Что делать? На этот вопрос в "Прологе" нет четкого ответа. Роман обрывается на драматической ноте незавершенного спора между героями и уходит в описание любовных увлечений Левицкого, которые, в свою очередь, прерываются на полуслове.

«Что делать?» — произведение оптимистическое, исполненное надежды на скорую перемену жизни. Второй роман Чернышевского — «Пролог» — окрашен грустной тональностью. Эта книга создана на каторге в 1867—1870 годах, имеет подзаголовок «Роман из начала шестидесятых годов».

В «Прологе» писатель ставит другие задачи и соответственно использует иной метод, нежели в «Что делать?». Роман «Пролог» обращен в прошлое. Он призван объяснить, почему не произошла «перемена декораций» — революция, а также показать вызванную этим трагедию русского разночинца. По жанровому типу — это роман социально-психологический, открыто автобиографический.

У персонажей «Пролога» имеются реальные прототипы; у Волгина — сам Чернышевский, у жены Волгина — Ольга Сократовна Чернышевская, у Левицкого — Добролюбов, у графа Чаплина — М. II. Муравьев, у Рязанцева — один из лидеров либеральной интеллигенции историк К.. Д. Кавелин, у Савелова- II. Л. Милютин, активный деятель крестьянской реформы.

Роман «Пролог» делится на две части: «Пролог пролога» и «Из дневника Левицкого за 1857 год». Действие романа происходит в 1857 году. В «Прологе» изображается борьба общественных сил и партий в период подготовки отмены крепостного права. Чернышевский создает портреты многих деятелей крестьянской реформы. Здесь и реакционер Чаплин, выступающий, по трагической иронии судьбы, представителем реформистской власти, в то время как он является по сути ненавистником всяких реформ. Здесь и заигрывающий с либерализмом и демократией правительственный чиновник Савелрв, и готовый на любые уступки реакции либерал Рязанцев. Гак или иначе, но реформа для многих оказывается выгодным моментом для собственного осуществления. Крестьяне же мало кою заботят. Волгни, па первый взгляд, держит по отношению к реформе странную ироническую позицию. Развитие действия в романе подчеркнет, что только такая позиция является в высшей степени достойной. Реформа не может быть серьезным моментом в жизни народа. Она не принесет настоящих перемен, поэтому нужно спокойно-иронически отнестись к этому правительственному мероприятию и сберечь силы для решительных серьезных действий.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.