Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2019-10-25 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
деленным группам. Когда мы хотим отделиться от другого человека или от ком-
пании, которая нам не по нраву, мы порой специально подчеркиваем различия в
нашей манере разговора. Если компания подростков оказывается в окружении
взрослых — ребята обычно начинают активно пользоваться специфическим моло-
дежным сленгом, что дает им возможность более полно почувствовать свое един-
ство и отдаленность их компании от мира «предков». В другое время эти же под-
ростки могут разговаривать совершенно другим, вполне литературным языком. А
если увидишь по телевизору интервью представителей бывших республик СССР,
обрати внимание, с каким сильным акцентом они иногда говорят по-русски. Если
это люди в возрасте старше 30 лет (т. е. учились в школе еще до распада Совет-
ского Союза), то они изучали русский язык в школе на протяжении 10 лет, волей-
неволей овладели им и при желании наверняка могут говорить практически без
акцента. Так зачем же они коверкают наш язык? С психологической точки зрения
подоплека этого — желание подчеркнуть свою отделенность от России.
Речь тоже бывает разной. Так, наиболее высокие требования к доходчивости
речи предъявляет монолог, когда один человек говорит непрерывно на протяже-
нии длительного времени, а остальные слушают. В бытовом общении эта форма
речи встречается редко (если, конечно, один из собеседников не является патоло -
гическим болтуном). Она более характерна для официальных ситуаций, таких как
доклад на занятии, выступление на конференции и т. п. Чаще люди общаются в
режиме диалога, при котором происходит обмен репликами, и роли говорящего и
слушающего постоянно меняются. При таком общении требования к доходчивости
|
речи менее принципиальны, ведь при необходимости всегда можно задать уточ -
няющий вопрос. Если диалог носит деловой характер и направлен на решение
конкретной проблемы, то и говорить надо о фактах, имеющих отношение к этой
проблеме, оставляя «за бортом» разговора не относящиеся к делу эмоции. А если
это свободная дружеская беседа, то в ней вполне уместны переходы с темы на те-
му и свободное выражение эмоций и чувств.
Умение и готовность слушать партнера по общению и воспринимать
Его слова.
Если человек не готов слушать других и воспринимать их слова, то могут
возникнуть разного рода казусы. Вот тебе для примера небольшой диалог.
- Слушай, я потерял текст нашего доклада! У тебя случайно нет дискеты с ним?
-Дискеты нет, но она и не нужна, потому что...
- Как это не нужна?! До доклада осталось всего 15 минут. Какой ужас!
- Да ничего страшного не случилось...
- Ты издеваешься? Как это «ничего страшного»?! Если мы не сделаем доклад, нас
не допустят к экзаменам!
- Этот текст...
- Без текста никак, там полно цифр и сложных терминов. Мы же опозоримся перед
всеми, а ты только стоишь и ухмыляешься!
- 80 -
- Да дай ты мне договорить, черт побери! Ты оставил текст доклада на моем столе.
Вон он лежит.
- Так что ж ты сразу не сказал?!
Как ты думаешь, хороший ли слушатель этот горе-докладчик? Надо полагать,
не очень. Дослушал бы до конца первую же фразу — сберег бы много нервов и себе,
и собеседнику. Не умеешь слушать других людей — отсутствие взаимопонимания с
окружающими и частое попадание в нелепые ситуации тебе гарантировано. Так что
обрати внимание на некоторые правила, позволяющие избежать этого.
■ Сначала выслушай, что тебе хотят сказать, а уж потом реагируй!
Иначе будешь разговаривать примерно так же, как в приведенном выше диалоге, и
периодически попадать в дурацкие ситуации. Кстати, ты знаешь, что если ты за-
канчиваешь фразы за других, то через это выдаешь свои собственные мысли или
|
переживания? Иногда это используют намеренно, чтобы выведать у человека не -
что, что он не хотел бы говорить.
- Я слышал, ваша компания приготовила Ленке в подарок на день рождения этот, как
он называется... (тут следует пауза, сопровождающаяся почесыванием затылка).
- Маникюрный набор?
- Да-да, маникюрный набор!
Скорее всего, первый собеседник и понятия не имел, что собираются дарить
Лене. Однако из простого любопытства или из каких-то корыстных побуждений
очень хотел это узнать. И запросто узнал. Человек, привыкший заканчивать фразы
за своих собеседников — настоящая находка для шпиона!
■ Учись переключаться с роли говорящего на роль слушающего.
Часто бывает так, что когда человеку говорят что-либо, он занят не столько
слушанием, сколько придумыванием своего ответа. Естественно, при этом то, что
ему говорят, «проходит мимо ушей», и ответ, скорее всего, окажется невпопад.
Хочешь, чтобы взаимопонимание состоялось, - значит нужно действительно слу-
шать и вникать в слова другого человека, а не только делать вид, что ты слуша-
ешь.
■ Активно взаимодействуй с собеседником в процессе слушания. Что
Это значит?
Давай собеседнику понять, что ты его слышишь. Это показывают такие
внешние сигналы, как кивки головой, поддакивания, контакт взглядами и т. п.
Время от времени повторяй своими словами основную мысль того, что ты по-
нял из рассказа собеседника. Если сомневаешься, правильно ли ты понимаешь че -
ловека, — кратко скажи ему, что именно ты понял, и уточни: «Так ли это?», «Я
правильно понял?». Если что-то непонятно — не стесняйся задавать уточняющие
вопросы. Этим ты продемонстрируешь не свою бестолковость, как иногда думают,
а заинтересованность в общении и желание понять точку зрения собеседника.
■ Концентрируй внимание на разговоре.
Общение без слов
Информация от человека к человеку передается не только через слова, но и
через поведение. Движения человека, его поза, мимика, взгляд, интонации, рас -
стояние между собеседниками, их взаимное расположение, даже выбор одежды
для встречи — все это служит проявлением того, как люди относятся друг к другу
и к предмету разговора, какие чувства испытывают. Зачастую наблюдение за по-
ведением человека дает куда больше информации о его истинных намерениях, чем
|
слова. Этот канал общения в психологии называется невербальным («бессловес -
ным»). Невербальное общение характеризуется несколькими особенностями.
■ Передаваемая таким путем информация касается в первую очередь того,
что происходит с человеком в данный момент.
Говорить можно о прошлом или о будущем, однако мимика человека, его
жесты и все подобные проявления свидетельствуют о том, что происходит с чело -
веком непосредственно в момент общения.
- 81 -
■ Невербальные сообщения более спонтанны и гораздо труднее поддаются
сознательному контролю, чем произносимые слова. Часто они позволяют обнару-
жить чью-то неискренность или, наоборот, убедиться в искренности. Допустим, че-
ловеку неприятна встреча с тобой, но он хочет это скрыть. Сказать «Я рад тебя
видеть!» легко, а вот спрятать выражение лица, свидетельствующее о раздраже-
нии, куда сложнее. Скорее всего, человек попытается скрыть его за улыбкой, но
улыбка эта выйдет кривой и неестественной, что будет сразу же замечено наблю -
дательным собеседником.
■ В этой разновидности общения трудно, а порой и совершенно невозможно
выделить отдельные составные части наподобие слов. Оно является целостным,
здесь имеет значение весь внешний облик человека: совершаемые движения, по-
за, взгляд, интонации, особенности одежды и т. д.
Дистанция общения — это расстояние между собеседниками. У каждого че-
ловека есть ощущение своего «личного пространства», вторжение в которое чужа -
ков вызывает дискомфорт. В среднем личное пространство человека около 100—
120 см во все стороны. Комфортно ли ты почувствуешь себя, если какая-нибудь
взрослая женщина, твоя далекая родственница, так обрадуется встрече с тобой,
что полезет тискать тебя и целоваться?
Быть может, кому-то это и нравится, ведь отношения с родственниками во
всех семьях разные. Однако для большинства твоих сверстников это очень нелов-
кая и противная ситуация. Так вот, многие люди, в том числе и некоторые твои
подруги, чувствуют примерно то же самое, если ты в ходе общения подходишь к
ним слишком близко!
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!