Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-10-25 | 260 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Ведущему!
Рекомендации по проведению беседы. Эта беседа решает две задачи: диаг-
ностики того, насколько подросток расположен к формированию уверенного пове-
дения, и мотивации подростка к участию в этой серии занятий. Показателем заин -
тересованности подростка становится стремление разобраться в том, почему ка-
кие-то варианты поведения менее эффективны, а какие-то - более. Упорное от -
- 66 -
|
стаивание подростком эффективности агрессивного поведения свидетельствует о
том, что ему будет очень тяжело.
Беседа построена по принципу: обсуждение причин провоцирующего пове-
дения со стороны других, разбор разных вариантов поведения и их последствий, а
затем закрепление навыка уверенного поведения на сходных ситуациях.
Многие подростки проявляют самый живой интерес к проблеме психологиче-
ской манипуляции – по сути, их социальный опыт перенасыщен манипулировани -
ем, как с их стороны, так и со стороны других людей по отношению к ним. Ниже
приведено краткое описание проблемы манипуляции. Возможно, оно будет инте -
ресно и Вам, и подростку.
Манипулятивное взаимодействие состоит в использовании чувств и слабо-
стей другого человека для получения выгоды (причем выгоды в самом широком
смысле, например, даже психологической). Психологическая выгода состоит и в
|
том, чтобы не делать усилий над собой, не работать над своим совершенствовани -
ем. Например, неуверенному в себе начальнику легче брать на себя весь объем
работы, чем делегировать работу своим подчиненным, подчиненные такого руко -
водителя регулярно обвиняются начальником в несостоятельности.
Как можно распознать манипуляции? Одна из наиболее распространенных
манипуляций – «Диктатор». Эта манипуляция совершается в четыре шага. На
первом шагу манипулятор убеждает другого человека в его исключительной рабо-
тоспособности, необычайных профессиональных и личностных качествах. Затем
человеку поручается значительный объем работы. На третьем шагу, после испол -
нения работы, руководитель придирается к какой-то мелочи в провокативной, гру-
бой форме. Когда подчиненный реагирует эмоционально и несдержанно (чего и
добивается манипулятор), манипулятор завершает манипуляцию словами «Ко всем
Вашим недостаткам Вы еще и истеричка (хам, невоспитанный, плебей и т.д.)!».
Цель манипулятора – убедиться в несостоятельности достойных людей и тем самым
подтвердить себе, что только себе можно доверять в полной мере. Как предотвра-
тить манипуляцию диктатора? Подумайте, почему Вы верите людям, которые гово-
рят Вам о Ваших необычных качествах? Зачем Вам это нужно, если по собственно -
му опыт Вы убедились, что люди не хвалят других просто так? Итак, Вы можете
предотвратить манипуляцию на первом шагу, сказав, что ничем не отличаетесь от
других, более того, у Вас масса недостатков, например… и т.д. Если Вы не сумели
остановить «Диктатора» на первом шагу, составляйте отчет о своей деятельности,
начиная с недостатков Вашей работы, таким образом, Вы лишите «Диктатора»
возможности упрекнуть Вас в чем-либо, спрашивайте у «Диктатора» совета, как в
следующий раз предотвратить такие ошибки. Наконец, если «Диктатор» начинает
придираться к мелочам, при том, что в основном работа выполнена Вами успешно,
|
согласитесь, что Вы не предусмотрели всех мелочей и надеетесь на опыт Вашего
босса, который даст Вам ценные указания и рекомендации. Помните, что у каждого
«Диктатора» есть шанс стать напористым лидером и избавиться от своих манипу-
лятивных привычек. Попросите подростка привести примеры поведения в духе
«Диктатора» – скорее всего, он сталкивался с таким поведением не один раз.
Другая распространенная манипуляция – это контроль из роли «Жертвы».
Манипуляция «Жертвы» осуществляется в три шага. На первом этапе манипулятор
вынуждает других давать советы и оказывать помощь. Жалостливый вид «Жертвы»
располагает другого человека сразу установить короткую дистанцию в общении.
Затем помощь признается неэффективной или требуется столько помощи, сколько
не может оказать другой человек. Жертва «Жертвы» инстинктивно отдаляется от
манипулятора, в этот момент манипулятор выносит свой приговор: «Вы такой же
как все – наобещаете всего-всего и в кус ты!» или «Что ж, я так и знал, моим про -
блемам нельзя помочь!». Психологическая выгода жертвы велика и многообразна
– она получает помощь (за нее делают то, что делать ей не хочется), она убежда-
ется в том, что с ее проблемами нельзя справиться, а это звучит как разрешение
ничего не делать и впредь. В повседневной жизни «Жертва» всегда дает почувст -
вовать ту цену, которая она платит за других: «Что же веселитесь, я потерплю!»,
«Чтобы тебе было хорошо, я готов на все!». Вместо того, чтобы просить о реальной
помощи, жертва либо завышает требования, либо публично отказывается от помо -
- 67 -
щи под видом того, что унизительно просить о том, на что имеешь право. Предот-
вратить манипуляцию жертвы трудно, но возможно. Уже на первом шаге манипу -
ляции Вы можете сказать «Нет» или ограничить аппетиты ««Жертвы»». Если Вам
трудно это сделать, задайте себе вопрос: «Почему Вы проявляете инициативу в ус -
тановлении контакта, с тем, кто ищет помощь?», «Почему Вы ловитесь на несча -
стье других?». Говорите «Жертве» о своих чувствах, что Вы сердитесь, что Вас не
устраивают эти требования, что Вам не по себе от обилия просьб и жалоб и т.д.
Говорите жертве и о том, что для решения ее проблемы в первую очередь требу -
ются ее усилия, а потом усилия других людей. Актуализация манипулятора «Жерт-
|
вы» требует осознания самим человеком того, что он пользуется другими людьми и
отказ от роли жертвы.
Еще одной манипуляцией становится манипуляция, условно названная «Пи-
ла». Пила осуществляет свою манипуляцию в два шага. «Пила» сажает другого
человека на крючок условной любви: «Я полюблю Вас (одобрю Вас, повышу в зва -
нии), если Вы сделаете …». Затем тот, кем манипулируют, старается сделать все,
что требует «Пила». но «Пила» оставляет без внимания усилия другого, а если че -
ловек пробует обратить на себя внимание, «Пила» отмечает: «Делайте свое дело и
не требуйте благодарности!». Тема благодарности – одна из самых значимых для
«Пилы». «Пила» не прощает тех, кто не оказывает ей знаков внимания, но сама
Пила редко (если никогда) благодарит других. Одно из действенных средств мани -
пуляции «Пилы» – постоянное сомнение в искренности и преданности другого, по-
нуждение доказывать свою искренность, преданность, трудолюбие и т.д.. Как
справиться с «Пилой»? Для начала задайте себе вопрос: «Что Вас заставляет ис-
кать одобрения людей, которые используют Вас?», «Можете ли Вы обходиться без
мнения других, насколько вы состоятельны в оценке Вашей деятельности?». Если
Вы не можете дождаться оценки Вашей деятельности, говорите о своих удачах и
неудачах сами, просите «Пилу» дать Вам совет, поделиться опытом. Провоцируйте
«Пилу» на оценку Ваших действий, пусть даже не позитивных. Ведь потом у Вас
будет шанс сказать: «Как что-то плохое – так сразу отмечаете, а как что-то хоро-
шее – так молчите! Это против всяких правил развития мотивации».
Часто в паре с «Пилой» взаимодействует еще один тип манипулятора
«Тряпка» («Загнанная домохозяйка»). «Тряпка» осуществляет свою манипу-
ляцию в два шага: на первом этапе она берет на себя очень много обязательств, а
когда перестает справляться с нагрузкой – «круто» выходит из игры (посредством
психосоматического заболевания, нервного срыва, крупной ссоры с окружающи-
ми). Цель «Тряпки»– на время разгрузиться, чтобы затем взяться за изнашивание
себя с еще большим рвением. «Тряпка»доказывает другим, что она может все, и
|
что без нее другие не обойдутся. Одной из причин формирования этой манипуля-
ции становится неуверенность человека в собственной ценности. Люди, взаимо-
действующие с «Тряпкой», чувствуют свою неловкость и вину перед манипулято-
ром, что дает Тряпке право регулярно напоминать о собственной значимости и за-
висимости других от ее активности. Остановить манипуляцию можно одним спосо-
бом – перестать пользоваться услугами «Тряпки», не демонстрируя своей незави-
симости, но сведя прием помощи к минимуму. Манипуляция «Тряпки» может быть
преобразована в настоящую альтруистическую заботу, если «Тряпка» перестанет
воспринимать свою заботу о других как плату за их внимание и любовь.
Еще одним распространенным типом манипуляции становится манипуляция
«Калькулятор». «Калькулятор» осуществляет манипуляцию в два шага. На пер-
вом этапе «Калькулятор» совершает провокативные действия, которые вызывают у
человека яркую эмоциональную реакцию. На чувства человека «Калькулятор» на-
лагает запрет: «Стоит ли из такой мелочи раздувать скандал…», «Я бы на Вашем
месте не обиделся», «Что Вы так волнуетесь, волнение вредно для здоровья…».
«Калькулятор» сам боится многих чувств и стремится доказать себе, что проявле-
ние эмоций – удел слабых людей. Обычно «Калькуляторы» особенно нетерпимы к
отрицательным эмоциям: горю, гневу, обиде. Однако, «Калькулятор» может стре-
миться «гасить» и положительные чувства. Излюбленная позиция «Калькулятора»
– «Нужно быть рациональным», а отрицательная оценка обычно сводится к тому,
что совершенное действие не выгодно (не рационально). Одна из наиболее адек-
ватных реакций – это отстаивание своего права на чувства. Привыкнете к мысли,
- 68 -
что нет хороших и плохих чувств, есть адекватные и неадекватные действия и
мысли. Ваши чувства – естественная реакция на события, индикатор Вашего отно-
шения и состояния. «Калькулятор» может вовлечь Вас в манипуляцию, только если
Вы не доверяете своим эмоциям, интуиции и опыту. Говорите себе, а если необхо-
димо, и другим, о том, что не стоит стесняться эмоций.
Одним из наиболее «коварных» типов манипуляции становится манипуляция
«Хороший парень». «Хороший парень» осуществляет свою манипуляцию в два
шага, хотя между этими двумя шагами может быть значительный промежуток вре-
мени. На первом этапе совершенно «бескорыстно» «Хороший парень» оказывает
Вам мелкие услуги, привязывает Вас к себе комплиментами, восхищением Вашими
способностями. Когда Вы привыкаете к «Хорошему парню», он «выставляет счет»:
просит об услуге, осуществление которой будет Вам довольно дорого стоить. Ваш
|
отказ в силу сложившихся обстоятельств будет воспринят как стремление прервать
отношения. Ваше согласие повлечет за собой довольно серьезные нагрузки, кото-
рые, скорее всего, вынудят Вас отказаться от помощи «Хорошему парню». Предот-
вратить манипуляцию «Хорошего парня» довольно сложно, поскольку его поведе-
ние почти ничем не отличается от дружбы. Однако, задумайтесь и над тем, почему
«Хороший парень» выбирает именно Вас? Может быть, Вы располагаете его наде-
яться на то, что не сумеет вовремя сказать «нет»? Научитесь говорить «нет», объ-
ясняя свою позицию и декларируя право на отказ.
В поведении одного человека может соединяться несколько манипуляций.
Так, «Пила» легко переходит к тактике «Диктатора», а «Диктатор» к манипуляции
«Жертвы». Коммуникативная грамотность состоит в умении не только распознавать
и предупреждать манипуляции со стороны других людей, но и контролировать свое
поведение, не допускать манипуляции со своей стороны.
Часто возникает вопрос, почему люди манипулируют? Одна из причин – под-
мена конструктивных чувств неконструктивными. Конструктивные чувства не обя -
зательно положительные, такие переживания как гнев и горе дают много пищи для
развития души и ума. Конструктивные чувства характеризуются искренностью и
спонтанностью выражения, они содействуют взрослению человека, формированию
его самостоятельности. Деструктивные чувства – уход от решения задачи взросле -
ния и формирования собственной позиции.
Одним из самых сильных конструктивных чувств является любовь – сопере-
живание, альтруистическая привязанность к другому. Неконструктивная замена
любви – это чувство вины, переживание своей несостоятельности в отношении
другого человека и стремление исправить «ошибки» отношений. Вместо типичных
для любовных отношений терминов «хочу помочь», «стремлюсь к доверию», «вза-
имная поддержка» чувство вины вносит свой словарь в отношения людей: «я дол-
жен», «пусть уж лучше я», «промолчу, чтобы другим было хорошо» и т.д. Вина,
которая буквально давит на человека, вынуждает вести себя то кающимся грешни-
ком («я тебе всю жизнь испортил»), то обвинителем («ты мне всю жизнь испорти-
ла»). Аналогично, можно привести примеры замены позитивного чувства на дест-
руктивное: гнев на ненависть, горя на утрату, страх на тревогу и т.д.
Заключительная часть
Подведение итогов участниками:
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Что на занятии запомнилось больше всего?
Подведение итогов ведущим.
Ритуал завершения занятия
- 69 -
Приложение к занятию «Барьеры на пути к общению, манипуляции»
- 70 -
|
«Коммуникативный блок»
Занятие № 4. «Что такое уверенное поведение?
Общение без манипуляций»
Цель: дать представление об уверенном поведении. Совершенствовать навыки
уверенного поведения в общении.
Ритуал начала занятия
Вводная часть
Разминка «Дар убеждения»
Для выполнения упражнения необходимо выбрать двух участников, каждому
из которых ведущий передает по спичечному коробку. В одном из них лежит цвет -
ной листок бумаги. После того, как выбранные участники незаметно для окружаю -
щих выяснят, у кого он находится, каждый из них начинает доказывать группе, что
именно он является обладателем листочка. Задача группы – решить, у кого в ко -
робке лежит листочек.
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!