Понятие «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Понятие «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте

2019-12-21 691
Понятие «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Необходимо отметить, что в настоящее время в науке понятие «языковая личность» приобретает статус междисциплинарного, поэтому теоретическое осмысление проявления языка в свойствах личности возможно изучать в разных аспектах, однако, уточним, что нас интересует, в первую очередь, понятие «языковая личность» не только в научном, но и в педагогическом аспекте.

В связи с тем, что в настоящее время, с одной стороны, в гуманитарных исследованиях на первый план вышла проблема языковой личности, с другой стороны, в науке утвердилась антропоцентрическая научная парадигма, учёные предпринимают попытки построить модель языковой личности (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов), изучить признаки языковой личности (А. Вежбицкая, А.А. Ворожбитова, Г.Г. Инфантова, Л.К. Кузнецова, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева), структуру личности (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.), аспекты воспитания языковой личности (работы Г. И. Богина, Ю. Н. Караулова, И. Р. Гальперина и др.).

Что касается современного состояния проблемы, то картина выглядит следующим образом:

- в лингвистических концепциях разрабатываются общие вопросы теории языковой личности (Г.И. Богин, А. Вежбицкая, С.Г. Воркачёв, A.A. Ворожбитова, Ю. Н. Караулов, В.В. Красных, Г. В. Колшанский и др.);

- психологи и психолингвисты рассматривают отдельные аспекты теории языковой личности (Н.И. Жинкин, JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.Н. Ушакова, А.Н. Гвоздев, Н.И. Лепская, A.M. Шахнарович, К.Ф. Седов, С.Н. Цейтлин и др.);

- социолингвисты сосредотачивают своё внимание на социальных характеристиках языковой личности (О.Б. Сиротина, Т.В. Кочеткова, В.Н. Полякова и др.);

- педагогические условия формирования языковой личности младшего школьника рассматривают в своих работах Н.В. Аниськина, Е.В. Барсукова, Л.И. Божович, Н.Д. Голев, Т.Г.Иргашева, В.М. Пелих, О.Н.Рукавицына, О.Н. Хрусталёва, И.А. Шкляр;

- формирование языковой личности младшего школьника на уроках в начальной школе исследуют: Е. В. Алтабаева, С.А. Анопченко, Ю.А. Бачку, И.А.Бичковская, В.А. Блохина, Е.Н. Божко, Г.И.Быкова, Н.В. Вершинина, А. С. Дёмышева, Н.Д.Десяева, Е.А.Ермакова, Д.К.Заубидова, Н. А. Ипполитова, И.А. Квасников, Г.С.Квасных, В.Е. Костикова, Т.П. Микушова, Н.Б. Муратова, С.Д.Мухаметрахимова, Г.Р.Рахимкулова, Е.В. Саутина, Е.М.Хачирова,  А.Г. Юнусова.

Итак, методологическую базу исследования составляют положения теории развития личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов); идеи классиков педагогики (Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский); концептуальные основы теории языковой личности (В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов, Г.И. Богин, A.A. Ворожбитова, В.И. Карасик); закономерности речевого развития младших школьников (Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, E.H. Леонович, Д.Б. Эльконин); формирование языковой личности младшего школьника (Д.В. Григорьев, Т.Н. Москаленко П.В. Степанов, Е.С. Яковлева, П.В. Степанов, Н.В. Пятаева, И.Х. Ярошевская).

Важно также подчеркнуть тот факт, что само понятие «языковая личность» до сего времени в науке не является верно определенным, это связано с его трудностью и многоуровневостью, так как в настоящее время термин «языковая личность» имеет несколько значений:

1. носитель того либо другого языка, применяющий в своих текстах системные средства того или иного языка;

2. совокупный метод изложения языковой способности индивида;

3. совокупность способностей человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений.

При этом, учёные языковую личность трактуют как:

а) «целостный феномен» (Ю. Н. Караулов);

б) «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей» (Г. И. Богин);

в) «совокупность способностей человека» (Н. И. Богуславская).

Значит, развитая языковая личность - это личность, свободно владеющая большим запасом лексических и грамматических средств, правильно и эффективно использующая их в разнообразных видах общения (монолог, диалог, полилог) с учетом реальной коммуникативной ситуации.

Полагаем, что неоднозначность термина «языковая личность» определяется разными подходами к языковой личности как к объекту исследования; в одном случае изучаются созданные языковой личностью тексты; в другом случае акцентирует внимание на языковой способности индивида; в третьем случае – отмечается склонность к обобщению представленных подходов. Подводя итог, в качестве обобщения следует сказать, что происходит расширение понятия «языковая личность», так как дальнейшие исследования языковой личности, в свою очередь, предполагают и дальнейшую детализацию данного понятия.

Развитие языковой личности и языковых способностей может быть представлено 3 этапами:

– 1 этап: уровень лексикона закладывается в семье, в дошкольных учреждениях и начальной школе - это навыки письменной и устной речи;

– 2 этап: в школе языковая личность пополняет свои знания: в лексике, грамматике, текстообразовании;

– 3 этап: дальнейший процесс формирования языковой личности и языковых способностей: закрепление приобретенных знаний, умений, навыков.

Следует отметить, что существенными признаками языковой личности являются:

а) умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений (лингвистическая компетентность);

б) практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм (языковая компетентность);

в) владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания (коммуникативная компетентность).

Что касается структуры самой языковой личности, то согласно классификации Ю.Н. Караулова она состоит из 3 уровней:

«1) вербально-семантического,

2) когнитивного,

3) прагматического» [29, 35].

Выходит, языковая личность - сквозная идея, которая, пронизывающая все аспекты изучения языка.

Что касается лингвистической науки, то она уже подошла к такому пониманию сущности языка, «при котором, - по мнению Д.К.Заубидовой, - именно субъект коммуникации, языковая личность становится главным действующим лицом» [25, 68].

В лингвистической науке последних лет произошли изменения в исследовании языковой личности, которые заключаются в том, что, с одной стороны, делаются попытки дать теоретическое осмысление понятия «языковая личность», с другой стороны, изучаются, прежде всего, их роль и функций для развития человеческой личности, в том числе языкового развития личности в системе начального образования.

Следует сказать, что в последнее десятилетия в лингвистике активно изучается структура языковой личности, классификации моделей языковой личности, при этом, современные лингвисты обращают внимание на слово в устной и письменной речи определенного человека.

По всей вероятности, важность языка в жизни каждого индивида побуждает исследователей воспринимать человека как языковую личность, становление которой невозможно без её языковой составляющей, потому что через язык происходит познание мира и общение.

Личность вообще, по образному определению Н. Ф. Алиференко, рождается как своеобразный «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений между членами конкретного этнокультурного сообщества в процессе их совместной деятельности. Иными словами, основным средством превращения индивида в языковую личность выступает его социализация, предполагающая, как считает В.А. Маслова три аспекта:

«а) процесс включения человека в определённые социальные

отношения;

б) активная речемыслительная деятельность по нормам и эталонам;

в) процесс усвоения законов социальной психологии народа» [36, 117].

Итак, что такое языковая личность? Приведём по этому поводу некоторые дефиниции к понятию «языковая личность».

Полагаем, что проблема формирования языковой личности младших школьников является значимой для теории языка и практики образовательного процесса, свидетельством чего является существование большого количества попыток интерпретации понятия «языковая личность»; говорящие о том, что, возникновение понятия «языковая личность» свидетельствует о важности языка в жизни и деятельности отдельного человека и общества в целом, так как, прежде всего, любая личность раскрывается, прежде всего, в языке.

Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого учёного Й. Вейсгербера, что касается русской лингвистики, то истоки этого термина восходят к исследованиям академика В.В. Виноградова, который сам термин «языковая личность» вначале определял как «образ автора», затем это понятие стало предшественником термина «языковая личность», об этом мы узнаём из его книги «О языке художественной прозы» (1930 г.); само же понятие языковой личности начал разрабатывать Г. И. Богин.

Необходимо отметить, что наиболее полная разработка понятия «языковая личность» отражена в работах Ю.Н. Караулова и Г.И. Богина, при этом, для нас особенно авторитетным является труд Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность», в котором он дал следующее определение языковой личности - это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи, так как человек, как носитель речи, обладает способностью к использованию языковой системы в целом» [29, 27 ].

На наш взгляд, четкое определение понятия «языковая личность» дана также и Г.И. Богиным, который дал ей следующую дефиницию: языковая личность – это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи, так как человек, как носитель речи, обладает способностью к использованию языковой системы в целом» [9, 27]

«Языковая личность, - пишет Л. Вайсгербер, – это личность, которая выражается в языке и через язык; личность, реконструированная в основных ее чертах на базе языковых средств» [13, 112].

Как пишет Е.В. Голубева, «под языковой личностью принято понимать личность, выраженную в языке (текстах) и через язык, личность, реконструированную в своих основных чертах на базе языковых средств» [21, 23].

А.Вежбицкая под языковой личностью в языкознании понимает, «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений … при этом интеллектуальные характеристики языковой личности выдвигаются на первый план» [14, 120].
    Как считает В.А.Маслова, «языковая личность - равноправный объект изучения такой концептуальной позиции, которая позволяет интегрировать разрозненные и относительно самостоятельные свойства языка» [37, 117].

По мнению, О.Н. Рукавицыной, языковая личность - «это личность, способная овладеть и владеющая языком в объёме … личность, способная отобрать из языка наиболее эффективные средства, необходимые для акта коммуникации» [47, 357].

Как указывает Н.И. Ипполитова, языковая личность – это та личность, которой свойственны следующие признаки: «умение пользоваться всеми видами речевой деятельности; … извлечение смысла из читаемого текста, … умение использовать потенциал лингвистического образования для саморазвития и самореализации в речевом творчестве …» [26, 17].

Н.Д.Голев, подчёркивал значимость языковой личности, овладевающей языком, так как эта личность всегда руководствуется «чувством языка» и «языковым чутьем» [20, 10].

Н.Г.Воронова считает, что языковая личность овладевает языком, руководствуясь «чувством языка» и «языковым чутьем» [19, 33].

Бесспорно, что только язык главное средство общения, но только, по мнению Д.К.Заубидовой, «человек говорящий осознает себя полноценной личностью» [25, 67].

Среди многочисленных определений личности привлекает также определение, данное С.Д.Мухаметрахимовой: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью» [41, 49].

Гуманизация современного общества повышает интерес к изучению личности, поскольку именно на ней сходятся материалы всех наук о человеке, что касается современной системы образования, то она также ставит в центр своего внимания личность с её индивидуальными неповторимыми чертами.

Как полагают Г.Р.Рахимкулова, В.А. Огородникова, «в современной школе очень сильно выросла заинтересованность изучения языковой личности» [45, 22].

Интересным, на наш взгляд, представляются 2 статьи автора Е.Н.Володиной, например, в своей статье «Стратегия языкового развития личности в начальной школе» представила свою авторскую концепцию языкового развития личности в системе общего образования, базирующаяся на современных гуманитарных подходах; в другой статье «Метаязык как педагогический феноменен и его роль в языковом развитии личности в школе» рассматривает психолого-педагогические механизмы языкового развития личности и доказывает, что «эффективное решение проблем языкового образования школьников … возможно на основе актуализации ценностно-смыслового потенциала гуманитарных подходов» [17, 114].

В статье Н.Г.Вороновой «Лингвоперсоноло-гическое моделирование языковой способности» определено и обосновано понятие «качество языковой способности», её типы, а также представлены результаты описания типов языковой способности [19, 32].

Приведём по этому поводу также высказывание С.В.Лихачёва, который считал, что «… в русской языковой картине мира ключевыми оказываются идеи непредсказуемости, … сущности добра, значимости человеческих отношений» [34, 16].

И.А.Бичковская значительную часть своей статья «Национальная языковая картины мира как фактор развития языковой личности ребенка» посвящает работе с языковой картиной мира и представляет комплекс упражнений на освоение ребенком национальной картины мира [6].

Можно сказать, что понятие «языковая личность» необходимо дополнить содержанием и в педагогике, так как и педагогические науки в настоящее время акцентируют внимание на развитие личности; эта проблема осознавалась как очень органичная для языкового образования еще со времен Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова.     

Заметим, что в нашем исследовании одним из ключевых понятий является функционально грамотная языковая личность младшего школьника, так как учёные рассматривали её не только в разных областях гуманитарного познания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Ю.В. Громыко, М.К. Мамардашвили, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Г.И. Цинцадзе, П.Г. Щедровицкий), но и разрабатывали само понятие «языковая личность» (Г.И. Богин, В.В. Виноградов, Г.К. Воркачев, Г.В. Ейгер, Ю.Н. Караулов, А.А. Леонтьев, И.А. Рапопорт, Е.И. Селиванова).

Первые упоминания о формировании языковой личности учащихся находим у основоположника методики русского языка Ф.И. Буслаева, считавшего, что основная задача – это развитие врожденного дара слова; о внимании к «развитию личного языка учащегося» писал в своих работах А.Д. Алферов; свой вклад в область определения содержания языкового образования внес и А.В. Текучёв.

Что касается современного состояния этой проблемы, то значение начального языкового образования для развития личности младшего школьника, пути становления языковой личности в процессе изучения русского языка рассматриваются в работах Е.В. Алтабаевой, А.С. Дёмышевой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, В.В. Наумова, Т.Г. Рамзаевой; появились первые исследования по проблеме соотношения понятий «языковая личность» и «функциональная грамотность» (Л.В. Трубайчук, Л.Н. Чипышева).

Для нашего исследования значима исходная модель языковой личности (Г.И. Богин), в структуре которой выделяются пять уровней владения языковым знанием. Это - уровень правильности, уровень интериоризации, уровень насыщенности; уровень адекватного выбора, уровень адекватного синтеза, которые позволяют в начальной школе определить возможности и уровни развития языковой личности младшего школьника, поэтому дадим ей небольшую характеристику.

Учёные предлагают различные модели языковой личности младшего школьника, но при этом обнаруживают общие подходы к пониманию и описанию её структурных компонентов. Назовём их.

Во-первых, отмечается, что формирование языковой личности младшего школьника представляет собой эволюционный процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Во-вторых, рассматриваются различные уровни становления языковой личности младшего школьника.

В-третьих, языковая личность младшего школьника рассматривается как личность, имеющая собственную картину мира, что отражается в знании таких разделов русского языка, как: фонетика, лексика, морфология, синтаксис.

В-четвёртых, в развитии младшего школьника как языковой личности можно выделить следующие процессы: а) завершение становления внутренней речи личности; б) переход к абстрактному мышлению; в) активное пополнение словарного запаса; г) формирование первичных представлений о языке как системе.

В-пятых, среди структурных компонентов языкового развития личности младшего школьника выделяем такие, как: интеллектуальный, языковой и речевой.

В-шестых, в языковой личности младшего школьника интеллектуальный компонент включает: а) логическое мышление; б) понятийное мышление; в) образное мышление.

В-седьмых, работа по развитию языковой личности младшего школьника в процессе лингвистического образования включает: а) формирование словарного запаса младшего школьника; б) уточнение семантики в языковом сознании младшего школьника; в) совершенствование грамматического строя младшего школьника; г) расширение лингвистического кругозора младшего школьника.

В-восьмых, языковой компонент в развитии языковой личности младшего школьника включает в себя: а) языковое чутье, чувство слова; б) целостное представление о языке как системе; в) восприимчивость к значению того или иного слова; г) знание лексического и грамматического значения слова; д) использование необходимых языковых средств в своей речевой деятельности.

В-девятых, речевой компонент языковой личности младшего школьника характеризуют: а) умение строить связное высказывание; б) владение всеми видами анализа текста; в) способность к созданию собственных стихотворений, рассказов, сказок.

Итак, какой должна быть, на наш взгляд, предполагаемая модель языковой личности младшего школьника? Представим её.

В предполагаемой нами модели языковой личности младшего школьника должны быть также отражены структурные компоненты и уровни развития языковой личности младшего школьника; что касается критериев развития языковой личности младшего школьника, то в качестве их выступают следующие: степень владения фонетико - орфоэпическими, морфемно - словообразовательными, лексико - семантическими, морфолого - синтаксическими языковыми операциями, следовательно, выделенные нами критерии позволяют отнести языковую личность младшего школьника к продуктивно-творческому уровню развития.

В предполагаемой нами модели языковой личности младшего школьника также необходимо обозначить 5 уровней владения русским языком, которые мы характеризовали выше.

Итак, в представляемой нами модель языковой личности младшего школьника уровни развитости языковой личности предстают как трёхмерное образование следующего плана:

1.Три уровня языковой структуры: а) фонетика, б) грамматика, в) лексика.

2. Пять уровней владения русским языком, представленных нами выше.

3. Четыре вида речевой деятельности: а) говорение, б) письмо, в) слушание, 4) чтение.

Итак, приходим к выводу о том, что в определении понятия «языковая личность» в современной науке существует несколько подходов. С одной стороны, в основе понятия «языковая личность» лежат психофизические свойства человека как носителя языка; с другой стороны, в понятие «языковая личность» необходимо включать и особенности языкового поведения человека, которое он реализует через язык как средство общения.

Вначале, языковая личность должна рассматриваться, во-первых, через возможности речевой деятельности, во-вторых, как базовый национально-культурный прототип носителя определенного языка, в-третьих, в лексической системе того или иного языка.

Затем, с общепедагогических позиций мы определяем языковую личность как человека, обладающего умениями, способностями в создании им текстов, при этом такая языковая личность может характеризоваться следующими признаками: а) полнотой владения родным языком, родной речью во всем ее разнообразии; б) личностными интересами, способностями и умениями в социальной жизни; в) потребностью и способностью к рефлексии над собственной речью и ее совершенствованию; г) потребностью в речевом творчестве как одном из способов самовыражения.

Значит, понятие «языковая личность», с одной стороны, вмещает в себя, в первую очередь, понятие о личности, вмещающий в себя и психические, и социальные, и этические, и другие компоненты, представленные через её язык, с другой стороны, это понятие вмещает в себя также языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции той или иной языковой личности.

Следовательно, педагогам в начальной школе в плане формирования языковой личности младшего школьника необходимо уделять серьёзное внимание формированию речевых навыков не только на уроках, но и использовать возможности и внеурочного времени для достижения выше обозначенных задач.

Таким образом, всё сказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. В современной науке не существует однозначно точного понятия «языковой личности», так как языковую личность определяет ее речевая, коммуникативная, словарная личности.

2.Проблема формирования языковой личности младших школьников является значимой для теории языка и практики образовательного процесса.

3. Исследования современной лингвистики обращены не столько к системе языка, сколько к человеку, овладевающему этой системой языка.

4. Языковую личность в педагогике целесообразно рассматривать с позиции личностно - деятельностного подхода, воспринимая её как особую целостность.

5. Языковая личность младшего школьника - это носитель языка, способный в различных жизненных ситуациях свободно использовать умения всех видов речевой деятельности: чтение и слушание, говорение и письмо.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.