Формирование языковой личности — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Формирование языковой личности

2019-12-21 921
Формирование языковой личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Б.Б. ГОРДОВИКОВА

Факультет педагогического образования и биологии

Кафедра педагогики

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Выпускная квалификационная работа

студента 4 курса

направления 44.03.01. «Педагогическое образование»,

Профиль «Начальное образование»

Бадмаева К.Н.__________________

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Аюшова Ц.Н._______________

 

«Допущен к защите»

зав. кафедрой Педагогики

доктор педагогических наук, профессор

___________ А.Б. Панькин

«____» __________2019 г.

 

Элиста, 2019


Содержание

Введение ….......……………………………………………………………

3

Глава I. Теоретические и методические основы изучения языковой личности младшего школьника..………….……………....

  6
1.1. Понятие «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте……………………………......………………………………   6
1.2. Система работы по русскому языку при формировании языковой личности младшего школьника…….…..   19

Выводы по I главе ………........……………………………………….…..

40

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию

языковой личности младших школьников…... ………………………

  42 2.1. Диагностика уровня сформированности языковой личности младших школьников………………………………………….....…   42 2.2. Апробация эффективных приёмов формирования языковой личности младших школьников……………....……………………   57

Выводы по II главе ………………………………….…………….............

76

Заключение ………..………………………………………………….........

78

Литература ……….......……………………………………………….…....

81

Введение

Актуальность темы. Проблема формирования языковой личности младшего школьника актуальна на сегодняшний день в теории и практике обучения предмета «Русский язык» в начальной школе, прежде всего, не разработанностью проблемы формирования творческой языковой личности как в теоретическом плане, так и практической значимостью ее решения в методике обучения русского языка в начальной школе.

В условиях современной жизни, с одной стороны, возрастает роль языка, как средства накопления, хранения, переработки и передачи информации, с другой стороны, возрастает также роль личностного фактора в обществе, значит, владение языком надо рассматривать как важнейший компонент личности.

Полагаем, что в связи с реализацией Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (далее - ФГОС НОО) данная проблема является одной из самых актуальных в системе современного начального образования, так как она стала объектом исследования психолингвистики, языкознания, психологии, но не получила ещё достаточного практического осмысления.

Следовательно, формирование языковой личности - многогранная и многоаспектная проблема, носящая междисциплинарный характер, так как в лингвистических концепциях разрабатываются общие вопросы теории языковой личности, психологи и психолингвисты выходят на отдельные аспекты теории языковой личности, социолингвисты сосредотачивают своё внимание на социально-типологических характеристиках языковой личности, педагогические условия формирования языковой личности младшего школьника рассматривают методисты, педагоги, учителя начальной школы: Е. В. Алтабаева, Н.В. Аниськина, С.А. Анопченко, Е.В. Барсукова, И.А.Бичковская, В.А. Блохина, Е.Н. Божко, Л.И. Божович, Г.И.Быкова, Н.В. Вершинина, Н.Д. Голев, А. С. Дёмышева, Н.Д.Десяева, Е.А.Ермакова, Д.К.Заубидова, Н. А. Ипполитова, Т.Г.Иргашева, И.А. Квасников, Г.С.Квасных, В.Е. Костикова, Т.П. Микушова, Н.Б. Муратова, С.Д.Мухаметрахимова, Г.Р.Рахимкулова, О.Н.Рукавицына, Е.В. Саутина, Е.М.Хачирова,  И.А. Шкляр, А.Г. Юнусова.

Необходимо отметить, что на формирование языковой личности младшего школьника нацелены также многие современные программы и учебники по русскому языку, так как в них развитие личности младшего школьника представлено не только как процесс социализации, но и овладение языком как средством, обеспечивающим вхождение ребенка в социум.

Как видим, появились противоречия в аспекте формирования языковой личности, то есть требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и недостаточной разработанностью решения данной проблемы, действительно, данные противоречия ещё раз подтверждают актуальность поставленной в работе проблемы, к тому же анализ лингвистической и методической литературы, проведённый в три этапа педагогический эксперимент (три этапа), метод социального исследования (анкетирование), индивидуальная беседа с учителями (интервьюирование), устный опрос младших школьников привели к выводу о том, что в ВКР мы рассматриваем проблему, которая вызывает большой интерес, как в теоретических исследованиях, так и в практическом плане, поэтому обозначенная проблема позволила определить тему исследования: «Ф ормирование языковой личности младшего школьника».

Цель исследования - определить возможности предмета «русский язык» для формирования языковой личности младшего школьника.

Объект исследования - формирование языковой личности младшего школьника.

Предмет исследования - процесс формирования языковой личности младшего школьника средствами предмета «русский язык».

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что языковую личность младшего школьника можно будет сформировать, если:

- будет рассмотрено понятие «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте;

- будет изучена система работы по русскому языку по формированию языковой личности младшего школьника;

- будут выявлены уровни сформированности языковой личности младшего школьника;

- будет определён эффективный приём формирования языковой личности младшего школьника.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте;

2. Изучить систему работы по русскому языку по формировании языковой личности младшего школьника;

3. Провести диагностическое исследование первоначального и итогового уровня сформированности составляющих языковой личности младшего школьника;

4. Апробировать эффективный приём формирования языковой личности младшего школьника.

Методы исследования: теоретический анализ лингвистической и методической литературы по данной теме; устный опрос, наблюдение,

индивидуальная беседа (интервьюирование); метод социального исследования (анкетирование); педагогический эксперимент (три этапа).

База исследования: Калмыцкая национальная гимназия имени А.Ш.Кичикова (г.Элиста).

Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.

Выводы по I главе

Итак, рассмотрев понятие языковой личности в научном и педагогическом аспекте, мы пришли к выводу о том, что в языковой личности на передний план выходит социальная природа человека, а сам человек выступает как субъект социокультурной жизни.

Для современной науки личность представляет особый интерес, а значит и её создатель – языковая личность, которой посвящены большое количество интерпретации; отметим при этом, что наиболее подробно понятие «языковая личность» дана Ю.Н. Карауловым в книге «Русский язык и языковая личность», что касается понятия «языковая личность» в педагогике, то её рассматривают с позиции личностно - деятельностного подхода, воспринимая её как целостность, дополняющую понятие «личность» в аспектах проявления личностных свойств в речевой деятельности.

Необходимо отметить, что развитие творчества детей – одна из задач современной школы, объясняющаяся потребностью общества в неординарной активной личности, поэтому, в последнее время благодаря усиливающейся коммуникативной направленности в обучении русскому языку в начальной школе возросло внимание к проблемам формирования языковой личности, ведь современные требования к образовательным результатам младших школьников лежат в аспекте ее креативности.

Что касается формирования языковой личности младшего школьника в целом, то это сложный процесс, так как при обучении русскому языку в начальных классах надо обязательно учитывать особенности развития у младших школьников внимания, памяти, воображения, следовательно, в начальной школе необходимо начинать развивать языковую личность, с одной стороны, способную порождать необходимые тексты, с другой стороны, обладающую языковым чутьём.

Итак, наше исследование позволило сделать вывод о том, что проблема формирования языковой личности младшего школьника является одной из главных задач начальной школы, поэтому в настоящее время, с одной стороны, растет необходимость целенаправленного развития общих творческих способностей, с другой стороны, сама задача сформировать творческие способности непосредственно ставится перед учащимся.

Таким образом, под языковой личностью в целом, с одной стороны, понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, с другой стороны, имеется в виду языковая картина мира той или иной личности, отражающаяся в её речевой и коммуникативной деятельности. Что касается формирования языковой личности младшего школьника, то для этого необходим ряд определенных условий: систематичность, мотивированность, психологический комфорт, а также учет возрастных особенностей. В данной главе мы также изучили особенности системы урочной и внеурочной работы по русскому языку и пришли к выводу о том, что содержание внеурочной деятельности для формирования языковой личности ориентировано на приобщение учащихся к культурно-языковым ценностям через собственное языковое творчество.

 

 

Ход урока

I. Предварительная беседа

- Какое сейчас время года? (Осень)

- А что вы знаете о весне?

- Какие основные признаки весны вы знаете (много солнца, распускаются почки на деревьях, трава зеленеет, птицы прилетают с юга)?

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы урока

Сегодня мы будем писать сочинение о весне, каким его увидел и запечатлел художник Гарри Олегович Рокчинский в картине «Журавлиная песня»  (портреты художника).

 

 

 

 

2. Рассматривание картин художника Г.О.Рокчинского «Джангарчи Ээлян Овла», «Зая-Пандита», «Бабушка и внук», «Автопортрет».

 

 

- Сегодня мы подробнее познакомимся с картиной «Журавлиная песня», рассмотрим ее и напишем по ней сочинение.

Физминутка.

III. Работа по картине

Рассматривание картины

- Посмотрите на картину, что вы видите? (степнойпейзаж, журавлей, разноцветные тюльпаны)

- Каким изображена степь?

- Почему танцуют журавли?

Беседа по картине.

- Вначале, вы должны сказать, что изображено на картине? (небольшая возвышенность, тюльпаны, журавли, небо, равнина, первые лучи солнца, негустой прозрачный туман).

- Прежде всего, при описании картины вы должны рассмотреть её композицию и отметить, что отнести к переднему и заднему планам картины. (на переднем плане - небольшая возвышенность с разноцветными тюльпанами;  пригорок, на котором собралась небольшая стайка журавлей, увлечённая соревнованием в пении и танце; на заднем плане – равнина со степной дорогой, по которой едет машина, несколько сельских домов).

- Кроме того, вы должны рассказать, что изображено в центре картины? (на небольшой возвышенности изображены журавли, которые радуются приходу весны, новому весеннему дню, поэтому они танцуют друг перед другом так грациозно, красиво).

- Затем, более подробно расскажите про детали в картине, которые позволят вам для анализа картины представить её полное описание.

Устно ответьте на вопросы:

- Во-первых, какое время года, изображено на картине (весна);

- Во-вторых, какое время суток изображено на картине (день); (по всей вероятности, если быть точнее, наступающий день, который, полагаем, будет тёплым и солнечным; об этом говорит такая деталь, как жёлтые блики солнца вдали на небе).

- В-третьих, попробуйте описать день, который изобразил художник на этой картине? (Как известно, весна – это утро года, поэтому художник изобразил начало наступления нового дня – рассвет, по которому мы судим, что день будет ясным и солнечным, так как картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено, но мы чувствуем, что оно уже ясное, тёплое);

- В-четвёртых, что изображено на большой части картины, какого оно цвета? (небо, несколько оттенков чистого голубого, нежного зеленого, желтого, красного, фиолетового цвета);

- В-пятых, как использовал пространство художник? (для этого важно знать, как изображён горизонт на картине: если он расположен вверху, то смотрим, каким описана земля).

- В-шестых, какие формы использует художник в своей картине? (круги, овалы);

- В-седьмых, каков тон красок, используемый художником в картине? (тёплые: голубой, желтый, золотистый, зеленоватый);

- В-восьмых, какие мазки использует художник в своей картине? (лёгкие);

- В-девятых, каков характер света, изображённого художником в картине? (рассеянный, солнечный);

- В-десятых, вы должны рассказать о своём настроении, когда вы смотрите на эту картину? (настроение радости, восторга за журавлей, которым нравится наше огромное степное небо, тёплое весеннее солнце, красивые красные тюльпаны, ясный и солнечный день).

IV. Работа с планом.

Посмотрите на доску. Что вы видите (план). По нему мы будем писать сочинение.

План сочинения.

1.Кем и когда написана картина?

2.Жанр картины.

3.Что изображено на картине?

4. Композиция картины: передний, задний планы; центр, детали.

5.Какие мысли, чувства вызвала у вас картина?

6. Роль выразительных средств в выражении основной идеи картины.

7. Мои впечатления о картине.

- Составьте устное сочинение по картине и по вопросам плана

 

VI. Самостоятельное написание сочинения.

- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? (писали сочинение).

- По какой картине вы писали это сочинение? («Журавлиная песня» Г.Рокчинского).

- Что изображено на этой картине? (степь, тюльпаны, журавли).

VII. Чтение сочинений

- Давайте прочитаем ваши сочинения. (2, 3 зачитываются).

VIII. Рефлексия. Вы прослушали сочинения. Оцените работу. С каким настроением мы пойдем сегодня любоваться природой на улице.

Итак, проведя сочинение по картине калмыцкого художник во время обучающего эксперимента на формирующем этапе, пришли к выводу о том, что, с одной стороны, эффективность использования в обучении русскому языку такого эффективного приёма, как сочинение, с другой стороны, результаты формирующего эксперимента позволяют судить также о том, что выявленные нами показатели языковой личности учащихся экспериментального класса свидетельствуют о том, что у них сформирована языковая личность.

Задача контрольного этапа эксперимента – выявить  динамику сформированности составляющих языковой личности учащихся контрольного и экспериментального классов средствами предмета «Русский язык» в конце эксперимента (во время повторного проведения диктанта к концу эксперимента).

В итоге, в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся выше, чем в контрольном классе.

   Результаты сравнения формирующего и контрольного эксперимента при проведении повторного диктанта в обоих классах  можно представить в таблице 9 и диаграмме 6:                                                                                               

                                                                                                              Таблица 9

Выводы по II главе

Итак, во второй главе выпускной квалификационной работы описана проведенная экспериментальная работа, которая осуществлялась в рамках такого образовательного учреждения начального звена, как: КНГ имени А.Ш.Кичикова и состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Итак, на 1 этапе - констатирующем – мы выявили первоначальный уровень сформированности языковой личности младших школьников, который на момент диагностики считаем недостаточным, на основании которого составили предварительный портрет языковой личности ученика третьего класса (на начало эксперимента): для большинства учащихся 3 класса характерен низкий уровень творческой активности, так как чувство новизны – наблюдается в среднем у 56% учащихся, направленность на творчество – в среднем у 44 % учащихся.

Итак, анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что первоначальный уровень сформированности составляющих языковой личности младшего школьника у учащихся экспериментального класса перед началом формирующего эксперимента был 4 % выше, чем у учащихся контрольного класса.

Что касается результатов формирующего исследования, то он показал, что у учащихся экспериментального и контрольного классов разница в уровнях сформированности показателей языковой личности следующая: на оптимальном уровне - в 7 %, на достаточном уровне - в 3 %, что касается сравнительных показателей на недостаточном уровне, то разница в 4 % (соответственно 21 % и 17 %). Следовательно, такой эффективный приём формирования языковой личности, как сочинение, показал, что у учащихся экспериментального и контрольного классов преобладает достаточный уровень сформированности показателей языковой личности младшего школьника, о котором свидетельствуют такие показатели языковой личности младшего школьника, как: а) логически последовательное изложение мыслей, б) нормативное построение предложений, в) лексическое разнообразие словаря, г) правильное речевое оформление.

Следовательно, выдвинутое нами, в соответствии с объектом, предметом, целью и задачами, предположения оказались верным, об этом свидельствуют и данные итоговых таблиц: с одной стороны, в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности составляющих языковой личности средствами предмета «Русский язык» в конце эксперимента выше, чем в контрольном классе, с другой стороны, результаты исследования показали также, что в ходе эксперимента использованный нами такой приём развития речи, как сочинение, оказался эффективным.

В результате, итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности у учащихся экспериментального класса представлен в таблице 11 и диаграмме 7: низкий уровень - 5 %, средний уровень – 52 %, высокий - 43 % учащихся.

 

                                     Заключение

Таким образом, рассмотрев понятие «языковая личность» в научном и педагогическом аспекте, мы решили первую задачу нашего исследования, так как пришли к выводу о том, что это понятие является актуальным объектом лингвистической и методической науки, так как в условиях современной жизни возрастает не только роль языка, как средства накопления, хранения, переработки и передачи информации, но и роль личностного фактора в обществе, поэтому владение языком рассматривается как важнейший компонент личности. Что касается  понятия «языковой личности» в педагогике и в методике обучения русскому языку в начальной школе, то оно рассматривается в рамках личностно-деятельностного подхода, ведь необходимо воспринимать языковую личность как субъект речевой деятельности, владеющий такими разделами русского языка, как: фонетика, лексика, фразеология, словообразование, морфемика, графика, лексикография, морфология, синтаксис.

Решая вторую задачу нашего исследования, мы не только проанализировали лингвометодическую литературу по данной проблеме, но и рассмотрели в целом систему работы по русскому языку по формированию языковой личности младшего школьника, при этом, пришли к выводу о том, что этой проблеме в методике обучения русскому языку в начальной школе уделяется недостаточное внимание.

Формированию языковой личности младшего школьника на уроках русского языка будет способствовать использование в педагогическом процессе как комплекса творческих упражнений, различного рода сочинений, так и применение различных форм урочной и внеурочной деятельности; активное использование выразительных языковых средств; использование игровых и творческих методов, помогающих становлению уникальной языковой личности младшего школьника.

Решая третьюзадачу нашего исследования,  во время проведения экспериментальной работы провели диагностическое исследование первоначального и итогового уровня сформированности составляющих языковой учащихся 3 класса на уроках русского языка. Проведя диктант при повторении пройденного в начале года темы «Части речи», определили следующий уровень знаний учащихся 3-их классов в начале эксперимента: в 3 «а», экспериментальном классе, уровень знаний по русскому языку учащихся равен 92,5 %; в 3 «в», контрольном классе, уровень знаний по русскому языку учащихся равен 91,3 %.

Что касается первоначального уровня сформированности составляющих языковой личности младшего школьника, то он следующий: для большинства учащихся 3 класса характерен низкий уровень творческой активности, так как чувство новизны – наблюдается в среднем у 56% учащихся, направленность на творчество – в среднем у 44 % учащихся.

При проведении формирующего эксперимента мы определили итоговые показатели языковой личности учащихся 3 класса, проведя сочинение на основе личных впечатлений «Летний наряд степи»; вначале выставили оценки, получили: «5» - 14 %, «4» - 65 %, «3» - 21 % учащихся экспериментального (3 «а») класса; затем, исходя из отметки, выявили общий уровень сформированности показателей языковой личности: показали оптимальный уровень - 21 %, достаточный уровень - 62 %,  недопустимый уровень - 17 % учащихся экспериментального (3 «а») класса

Результаты формирующего исследования показали, что у испытуемых экспериментального и контрольного классов разница в уровнях сформированности показателей языковой личности следующая: на оптимальном уровне - в 7 %, на достаточном уровне - в 3 %, что касается сравнительных показателей на недостаточном уровне, то разница в 4 % (соответственно 21 % и 17 %).

Решая четвертую задачу исследования, апробировали эффективные формирования языковой личности учащихся 3 класса, обобщили и сравнили результаты исследования. В результате, итоговый уровень сформированности составляющих языковой личности у учащихся экспериментального класса следующий: а) низкий уровень - 5 %, б) средний уровень - 52 %, в) высокий уровень - 43 %.

На контрольном этапе был также использован тот же диктант. В итоге, в экспериментальном классе динамика роста уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся выше, чем в контрольном классе.

Таким образом, в конце эксперимента мы выяснили, что учащиеся экспериментального класса повысили свой уровень сформированности составляющих языковой личности на 9 %; следовательно, такой эффективный приём в обучении русскому языку, как сочинение, использованный нами в учебных целях, способствовал формированию языковой личности младшего школьника.

 

 

Литература

1. Алтабаева, Е. В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку / Е. В. Алтабаева // Начальная школа. - 2005. - № 10. - С. 34-37.

2. Аниськина, Н.В. Языковая личность современного старшеклассника: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Ярославль, 2001. – 20 с.

 3. Антонова, Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка: учебник / Е.С.Антонова, С.В.Боброва. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

4. Барсукова, Е.В. Языковая личность как научная проблема / Е.В. Барсукова // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: теоретические и прикладные аспекты. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – С. 142-147.

5. Бачку, Ю.А. Педагогические условия использования творческих упражнений для повышения у младших школьников мотивации к изучению русского языка / Ю.А. Бачку // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник материалов II научно-практического семинара. - 2018. - С. 102-107.

6. Бичковская, И.А. Национальная языковая картины мира как фактор развития языковой личности ребенка / И.А.Бичковская // Языковая личность и эффективная коммуникация в современном поликультурном мире: сборник статей по итогам III Международной научно-практической конференции. – 2018. – С.232 - 236.

7. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / Н.П. Блонский. – Воронеж: НПО «МОДЕК»; М.: Институт практической психологии, 1997. – 574 с.

8. Блохина, В.А. Грамматические упражнения как метод формирования языковой личности младшего школьника / В.А. Блохина, С.В. Юртаев // Человек, общество и культура в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 36-39.

9. Богин, Г.И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. … канд. фил. наук. – СПб., 2001. – 38 с.

10. Божко, Е.Н. Роль школы в формировании языковой личности / Е.Н. Божко // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: вопросы образования: языки и специальность. - 2010. - № 4. - С. 93-97.

11. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2005. – 464 с.

12. Бутакова, Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетентности носителей русского языка. Региональное экспериментальное исследование: монография / Л.О. Бутакова. - Москва: Изд-во «Флинта», 2016. - 155 с.

13. Вайсгербер, Л. Родной язык и формирование духа / Л. Вайсгербер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. – 232 с.

14. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая. - М.: Наука, 1997. – 416 с.

15. Верещагина, Е. В., Козлова М.М. Лингвистическое портфолио как средство развития рефлексивно-оценочных умений младших школьников в условиях реализации компетентностного подхода в обучении / Е.В. Верещагина, М.М. Козлова // Студенческая наука XXI века. – 2015. – № 2 (5). – С. 77-80.

16. Вершинина, Н.В. Творческая самостоятельность как основа для формирования языковой личности младшего школьника / Н.В. Вершинина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 27-31.

 

 

17. Володина, Е. Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе / Е.Н.Володина // Образование и наука. - 2015. - № 4 (123). – С. 114-128.

18. Воробьева, В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах: учебное пособие / В.И. Воробьёва, С.К.Тивикова. - М.: Дрофа, 2002. – 129 с.

19. Воронова, Н.Г. Лингвоперсонологическое моделирование языковой способности / Н.Г.Воронова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. – 2013. - № 14-15. – С.32-38.

20. Голев, Н.Д. Языковая личность как носитель языковой способности / Н.Д. Голев // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: монография. – Барнаул; Кемерово: БГПУ, 2006. – 435 с.

21. Голубева, Е.В., Голубева И.В., Развитие языковой личности на «Уроках одного слова» / Е.В.Голубева, И.В.Голубева // Начальная школа. – 2014. - № 3. – С.23-27.

22. Дёмышева, А. С. Формирование языковой личности младшего школьника в процессе овладения системой языка / А. С. Дёмышева // Содержание филологического образования в период детства: материалы научно - практической конференции. - Екатеринбург, 2006. — С. 56 — 52.

23. Десяева, Н.Д. Языковая личность ребёнка и пути её формирования в начальной школе / Н.Д.Десяева // Человек в информационном пространстве: сборник научных трудов. – 2014. – С. 246-251.

24. Ермакова, Е.А. Педагогическая модель становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника / Е.А.Ермакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. - № 6. – С. 47-54.

25. Заубидова, Д.К. Развитие младшего школьника как языковой личности а процессе обучения русскому языку / Д.К.Заубидова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сборник статей. – Уфа: ОМЕГА-САЙНС, 2016. – С.67-68.

26. Ипполитова, Н. А. Что нужно знать учителю о феномене языковой личности / Н. А. Ипполитова // Начальная школа. - 2010. - N 3. - С. 27 -31.

27. Иргашева, Т. Г. Развитие языковой личности в современной полиэтнической школе / Т.Г.Иргашева // Наука и Школа. – 2017. - № 5. – С.125-130.

28. Казакова, В.В., Лезина А.В. Формирование у младших школьников коммуникативных УУД в условиях поликультурного языкового образования / В.В.Казакова, А.В.Лезина // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: материалы II Международной научно-практической конференции. – 2014. – С.24-28.

29. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н.Караулов. – Л.: Изд-во ЛКИ, 2010. – 264 с.

30. Квасников, И.А. Формирование языковой личности младшего школьника и развитие элементов лингвистического мышления в условиях становления системы познавательных УУД / И.А. Квасников, Е.В. Масан// Известия института педагогики и психологии образования. - 2017. - № 1. - С. 152-156.

31. Квасных, Г.С. Компетентностный подход к формированию языковой личности младшего школьника / Г.С.Квасных // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2013. - № 3. – С.13-15.

32. Костикова, В.Е. Опыт формирования личностно значимой учебной деятельности младших школьников / В.Е. Костикова // Образовательная среда: материалы VI международного фестиваля научно-методических разработок уроков (занятий), внеклассных мероприятий, пособий, проектов и программ. - 2017. - С. 92-96.

33. Кузнецова, С.В. Комплексы творческих заданий для развития одарённости ребёнка / С.В. Кузнецова, Е.Б. Рудакова, Е.А. Терских. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 219 с.

34. Лихачев, С.В. Формирование у младших школьников представлений о языковой картине мира / С.В. Лихачев // Начальная школа. – 2017. – № 1. – С. 16–19.

35. Львов, М.Р. Школа творческого мышления: пособие по русскому языку: 1-4 класс / М.Р.Львов. – Тула: Родничок, 2003. – 287 с.

36. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие / М.Р.Львов. – М.: Академия, 2010. – 472 с.

37. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учебное пособие / В. А. Маслова. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

38. Маршалко, А. М. Творческие задания в учебном процессе, как средство формирования и развития креативности детей / А.М.Маршалко // Сборники конференции НИЦ «Социосфера». – 2017. – С.57-59.

39. Микушова, Т.П. О некоторых аспектах языкового образования младших школьников в современных условиях / Т.П. Микушова // Начальная школа. - 2014. - № 7. - С. 57-60.

40. Муратова, Н.Б. К проблеме формирования языковой личности младшего школьника / Н.Б. Муратова // Психолого-педагогические проблемы формирования целостной картины мира в младшем школьном возрасте: сборник научных статей. - Курск: КГУ, 2008. - С. 86 – 91.

41. Мухаметрахимова, С.Д. О развитии личности младшего школьника в процессе обучения / С.Д.Мухаметрахимова // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2 (40). – С. 48-52.

42. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч.1 / под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. – 79 с.

43. Рабочая программа к курсу «Русский язык», 1-4 классы для УМК «Школа России». – М.: Дрофа, 2014. – 23 с.

44. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 4 класс: Книга для учителя / Т.Г.Рамзаева. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.

45. Рахимкулова, Г.Р., Огородникова В.А. Формирование языковой личности в начальной школе / Г.Р.Рахимкулова, В.А.Огородникова // Правовестник. - 2018. - № 2(4). – С.22-24.

46. Романова, В.Ю. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов в обучении: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2 – 4 классы / В.Ю. Романова. – М.: Вентана – Граф, 2013. - 96 с.

47. Рукавицына, О. Н. К проблеме развития языковой личности младшего школьника / О. Н. Рукавицына // Языковое образование в современном обществе - 2010: сборник научных статей международной научно - практической конференции. - СПб.: САГА, 2010. - С. 357-359.

48. Русский язык. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебникам В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. II полугодие. – Волгоград: Учитель, 2014. – 299 с.

49. Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А.Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1991. – 206 с.

50.Тикунова, Л.И., Корепанова М.Н. Пишем сочинения по картинам русских художников: Рабочая тетрадь для детей 8-10 лет / Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова. – М.: Росткнига, 2008. – 80 с.

51. Толстой, Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей / Л.Н.Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.

52. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. Т.5 / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 33 с.

54. Хачирова, Е. М. Педагогические условия формирования толерантной языковой личности младшего школьника в многоязычной языковой среде Карачаево-Черкесии / Е.М.Хачирова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. - № 55-10. – С. 224-234.

55. Хитрова, Г.В. Психолого-педагогические условия развития лингвистических способностей младших школьников / Г.В. Хитрова, Е.И. Гусева, Н.Г. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 242-248.

56. Хохлова, Т.Е. Занятия по развитию творческих способностей / Т.Е.Хохлова // Начальная школа. – 2003. – № 6. – С.37-42.

57. Шкляр, И.А. Языковое образование младших школьников в условиях реализации ФГОС / И.А. Шкляр // Языковое и литературное образование в современном обществе – 2016: сборник научных статей. - 2016. - С. 33-38.

58. Шпиталевская, Г.Р.//Использование творческих упражнений на уроках русского языка в начальной школе /Г.Р. Шпиталевская // Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: сборник материалов научно-практической конференции. - 2017. - С. 161-166.

59. Юртаев С.В. Принципы и методы развития речи / С.В.Юртаев // Начальная школа. – 2004. – № 9. – С. 37-42.

60. Юнусова, А.Г. Условия формирования языковой личности младшего школьника на уроках русского языка / А.Г. Юнусова, Н.Н. Халилова // Гуманистическое наследие просветителей народов Евразии в культуре и образовании: материалы XI Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 380-382.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Б.Б. ГОРДОВИКОВА

Факультет педагогического образования и биологии

Кафедра педагогики

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

 МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Выпускная квалификационная работа

студента 4 курса

направления 44.03.01. «Педагогическое образование»,

Профиль «Начальное образование»

Бадмаева К.Н.__________________

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Аюшова Ц.Н.____________


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.379 с.