Система работы по русскому языку при формировании языковой личности младшего школьника — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Система работы по русскому языку при формировании языковой личности младшего школьника

2019-12-21 687
Система работы по русскому языку при формировании языковой личности младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Формирование языковой личности ребенка является одной из основных задач современной методической науки, бесспорно, поэтому, в начальной школе она должна проводиться как на уроках русского языка и литературного чтения, так и в процессе внеурочной деятельности, ведь формировать и развивать языковую личность необходимо для того, чтобы уметь правильно анализировать не только литературные произведения и язык этих произведений, но и уметь порождать свои произведения и тексты.

Необходимо подчеркнуть, что развитие языковых способностей лингвистически одарённого школьника невозможно без общего личностного развития, потому что современное общество требует формирование личности, которая владеет основами коммуникативной культуры, способна оригинально мыслить.

Общеизвестно, что на современном этапе развития образования осуществляется переход на ФГОС НОО, который предъявляет особые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, «при этом, - как пишет Е.А.Ермакова, - особое значение придается языковому образованию …» [24, 48].

 «На формирование языковой личности младшего школьника, - считают Г.Р. Рахимкулова, В.А. Огородникова - влияют различные факторы: 1. Тесное речевое окружение детей; 2. Пристрастие читать художественную литературу; 3. Постоянное языковое обучение; 4. Актуальная речевая ситуация в социуме; 5. Язык СМИ» [45, 23].

По мнению Е.Н.Володиной, «развитие общей культуры личности, прежде всего, гуманитарной и, как ее части, языковой культуры, является одним из главных векторов развития национальной системы образования» [17, 116]. 

Приведём по этому поводу также мнения таких учёных, как В.В. Казакова, А.В. Лезина, которые считают, что «языковое образование учащегося – это процесс и результат познавательной деятельности, которые направлены на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление младшего школьника как личности» [28, 24].

Мы полагаем, что, в первую очередь, необходимо формировать языковую личность младшего школьника на уроках русского языка, поэтому, учителю помогут уроки русского языка, так как они решают задачи развития и творческого потенциала личности, потому что если учащегося научить творить, то он будет развиваться.

«Одним из центральных критериев обучения русскому языку, - считает Г.С.Квасных, - является развитие ученика как языковой личности, полноценно владеющей речью во всех ее видах и формах [31, 13].

Следует отметить, что система урочной и внеурочной работы по русскому языку представляет большие возможности по успешному формированию основ языковой личности младших школьников, потому что значительно лучше будут сформированы у учащихся не только языковая, лингвистическая, но и коммуникативная компетенция.

Бесспорно, поступление в школу вносит большие изменения в жизнь ребенка, во-первых, ведущей деятельность в этот период – учение; во-вторых, важнейшая обязанность – приобретение знаний; в –третьих, ребенок получает новые образцы речевого поведения; в-четвёртых, преобладает в этот период наглядно-образная память; в-пятых, младшие школьники в этот период получают много новой информации; в-шестых, они усваивают все виды языкового анализа и работы с текстом; в-седьмых, ими осваиваются смысловое запоминание; в-восьмых, они могут в этот период сознательно управлять и регулировать свою память; в-девятых, в этот период они делают свои первые умозаключения; и, наконец, в-десятых, у младших школьников в этот период постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

В методике преподавания русского языка вопрос о необходимости формирования языковой личности в процессе обучения ставился ещё в трудах Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, Л.И. Поливанова, Н.Ф. Бунакова, В.Я. Стоюнина, Ф.Ф. Фортунатова, В.И. Чернышёва, в которых обосновывалось положение о том, что в изучении языка необходимо идти от наблюдений за живой речью к познанию законов языка и речи; что касается современной методической науки, то в ней наметились разные подходы к проблеме формирования языковой личности младшего школьника.

В.Ю.Романова и др.- авторы пособия «Русский язык» для учащихся 2-4 классов УМК «Начальная школа ХХI века» в основе отбора содержания учебника положили несколько концептуальных идей, в том числе, «… умение решать исследовательские и творческие задачи самостоятельно и в диалоге с одноклассниками при парной, групповой и фронтальной работе» [46, 4].

О творческих способностях младших школьников может свидетельствовать также их портфолио, которое содержательно может быть представлено, по мнению Е.В.Верещагина, М.М.Козлова, несколькими разделами, например, раздел «Мое творчество» «ориентирован на развитие лингвистических способностей учащихся через составление ребусов, языковых кроссвордов, грамматико‐ орфографических игр. В этом разделе ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи – все, что является результатом его словесного творчества» [15, 79].

Мы убеждены также в том, что формирование языковой личности младшего школьника на уроках русского языка будет эффективным, если учителя будут учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся, а также использовать на урока и во внеурочное время разнообразные методы и приемы, в том числе специальные творческие упражнения и сочинения различного жанра.

Полагаем, что формирование языковой личности младшего школьника будет проходить более эффективно при организации педагогического процесса, в котором, во-первых, будут учитываться компетенции носителя языка и его личностные свойства; во – вторых, необходима комплексная программа использования эффективных методов и приемов не только на уроках русского языка, но и внеурочной деятельности.

Таким образом, организация процесса развития языковой личности младшего школьника в рамках урочного и внеурочного времени представляет широкие возможности для деятельности по успешному формированию лингвистических и коммуникативных умений у младших школьников для формирования основ языковой личности, поэтому необходимо использовать творческий занимательный материал как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности. Представим некоторые из них.

1.Занимательные виды упражнений: загадки, «хитрые» вопросы, игры, головоломки, задания по картинкам, словарик «Словознайкина».

2. Знаете ли вы, почему именно такое название носит место, село, город, где вы родились? Напишите сочинение на основе личных впечатлений «Моя родина»

3. Вспомните и запишите как можно больше устойчивых выражений, пословиц, поговорок, связанных с темой «Грамота». О происхождении одного из этих выражений подготовьте сообщение.

4. Найдите пословицы в «Словаре русских пословиц». Подготовьте сообщение «Слово в словарях»

5. Составьте небольшой мини-словарь слов и выражений для описания неба, реки, поля, степи, кургана, балки, ветра в вашем родном краю.

6. Если бы вам поручили составлять энциклопедию «России славные сыны», словарные статьи о каких бы людях своего края вы поместили бы?

7. Лингвистические сказки при изучении той или иной грамматической темы.

8. Творческие задания: а) эвристическая задача, б) этимологические экскурсы, в) составление индивидуальных опорных схем, г) толкование языковых терминов, д) дидактические игры, е) сочинение по картине русских и калмыцких художников.

9. Разнообразные виды детского словотворчества: а) сочинение стихов, загадок, сказок; б) «Измени развязку произведения - придумай новое окончание сказки / рассказа. Объясни свой выбор»; в) «Расскажи на, что похоже облако / листок/ дерево?

10. Лингвистические эксперименты, при знакомстве с поговорками и пословицами, афоризмами и крылатыми выражениями.

11.Языковые игры: шутки, каламбуры, языковые остроты.

12. Творческие формы приобщения детей во внеурочной деятельности: «Театр слова», «Мастерская фантазии», «Клуб любителей языка», школьные вечера книги, литературные гостиные, литературно-музыкальные композиции.

Т.Г.Рамзаева в своём пособии «Русский язык. 4 класс: Книга для учителя» предлагает следующие дидактические игры: «Подбери словечко» (стр.24), «Кто больше знает слов» (стр.43), «Будь внимательным» (стр.46, 92), «Требуется предложение» (стр.66), «Конкурс предложений» (стр.67) [44].

Для того чтобы сформировать языковую личность младшего школьника, необходимо формировать и его исследовательские умения, представим эти задания по классам.

    1 класс: загадки, ребусы, шарады, задачи-шутки, логические задания, дидактические игры.

    2 класс: помоги задать вопрос сказочному герою; изучить, рассмотреть, исследовать, описать.

    3 класс: а) «Составь рассказ от имени другого персонажа», б) «Составьте рассказ, используя данную концовку», в) «Сколько значений у предмета», г) «Назовите как можно больше признаков предмета»;

4 класс: исследовательские задания: а) как правильно назвать жителей городов?, а) как правильно назвать жителей сёл?, в) откуда произошла моя фамилия, г) откуда произошло моё имя.

Кроме того, на уроках и во внеурочной деятельности учащимся, конечно, поможет комплекс тренировочных творческих упражнений, способствующий успешному формированию языковой личности младшего школьника, при этом, на наш взгляд, в большинстве случаев они должны быть  краеведческой направленности, в первую очередь, это такие упражнения творческого характера, как:

- прочитайте начало рассказа о сайгачонке, вспомните его продолжение;

- напишите, чем закончился рассказ о сайгачонке;

- составьте и напишите предложения к картине калмыцкого художника, посвящённой природе родного края;

- составьте и напишите три предложения о степных тюльпанах;

- напишите ответ на задание: «С чем можно сравнить степной курган?», представьте его словесное описание;

- выполните заданий типа «На что похожи эти тюльпаны?», нарисовав красками эти предметы;

- составьте рассказ по собственному рисунку калмыцкой степи, используя выразительные средства языка;

- составьте устный рассказ по калмыцкой пословице;

- составьте письменный рассказ по сюжетной картинке, изображающей калмыцкую степь весной;

- составьте рассказ на тему «Посещение хурула»;

- напишите ответы на следующие вопросы: а) «Интересуетесь ли вы историей родного края?», б) «Что для тебя значит понятие «родной край»?»,

в) «Чем дорог мне родной край?», г) «Какие растения, растущие в нашей степи, занесены в Красную книгу?», д) «Какие птицы водятся в наших степях?», е) «Какие животные водятся в наших степях?»;

- подготовьте доклад на следующие темы: а) «Какое название носил наш край в прошлых веках?», б) «Чем известна земля калмыцкая?»,

в) «Знаешь ли ты историю своего рода?».

Отметим, что формированию языковой личности младшего школьника служат также такие виды работ по развитию речи, как специальные творческие задания, так и различного жанра сочинения. Представим их.

1. Специальные творческие задания:

- напишите заметку в газету «Баир»;

- напишите отзыв о книжке Д.Шанаева «Сказка о сайгачонке»;

- напишите рецензию на сказку, сочиненную одноклассником;

- напишите письмо другу о том, как проводить игру: «Узнай меня»;

- напишите заметку в газету «Байр» о проведенной игре: «Шкатулка сказок»;

- представь себе, что доктор Айболит приехал в калмыцкую степь и к нему на «приём» пришли степные звери: сайгак, суслик, кабан, заяц, лисица, волк, напишите о том, как Айболит лечил степных зверей;

- опишите свою любимую игрушку из мультсериала «Щенячий патруль»;

- напишите продолжение сказок «Золушка», «Терем», «Колобок»;

- составьте «салат из сказок», героев своих сказок выбирайте сами, но существует одно условие: все они должны учиться в вашем классе и подружиться с вами;

- совершите «путешествие по собственному дому» и составьте рассказ о приключениях какого-нибудь предмета домашнего обихода;

- напишите рассказ о приключениях в вашем «домашнем» театре;

- подготовьте презентацию о картине калмыцкого художника, изображавшего калмыцкую степь;

- составьте текст на тему: «Что я знаю об именах Данара и Донара?»;

- составьте текст-описание калмыцкой степи, данной Д.Кугультиновым в стихотворениях «Как ты прекрасна, степь моя, в апреле», «Весенняя степь»;

- составьте текст - повествование о повести А.Балакаева «Три рисунка»;

- напишите рассказ о событиях, рассказанных А.Кукаевым в его повести «Приключения ягненка»;

- напишите рассказ о степных травах, описанных в стихотворении Д.Насунова «Тамариск»;

- составьте тексты на следующие темы: а) «Природа родного края»,

б) «Калмыцкие фамилии, имена», в) «Кукла в национальном костюме»;

2. Сочинения различного жанра:

  - напишите сочинения на основе проведенной экскурсии в степь и передайте свои впечатления с помощью высказываний, рисунков;

- составьте сочинение по личным впечатлениям «Весенний наряд степи»;

- составьте устное сочинение на тему «Путешествие по родному краю»;

- напишите сочинение по картине калмыцкого художника;

- напишите сочинение на основе личных наблюдений: а) «Степь зимой» (о наблюдениях за изменениями природы зимой в наших краях); б) «Зеленый ковер степи» (о погоде в апреле и весеннем наряде степи); в) «Краски знойного лета» (о наблюдениях за изменениями природы летом в наших краях); г) «Степь осенью» (о наблюдениях за изменениями природы осенью в наших краях);

- напишите сочинение на одну из калмыцких пословиц;

- напишите сочинение на одну из калмыцких поговорок;

- напишите сочинение на одну из калмыцких загадок;

- напишите сочинение по мотивам калмыцких сказок, придумав собственное окончание сказки;

- напишите сочинение-миниатюру по картинке, изображающую природу родного края;

- напишите сочинение-миниатюру по самостоятельно выбранной теме;

- напишите сочинение на изученную грамматическую тему;

- прочитайте калмыцкую «Сказку о родном крае», напишите сочинение, придумав начало или конец своей версии «Сказки о родном крае»;

- прочитайте сказку Д.Кугультинова «Сар-Герел», напишите сочинение, придумав продолжение сказки, но с одним условием: героиня сказки должна жить в ХХI веке и учиться в вашем классе;

- напишите сочинение о посещении Калмыкии гостями из разных стран мира, использовав такие опорные слова, как: фестиваль тюльпанов, хадак, степь, альчик, ступа, джомба, хурул, пиала, Республика Калмыкия, калмык, сайгак, тюльпан;

- напишите сочинения о родном крае на следующие темы: а) «Прошлое и настоящее родного края», б) «Осень в наших краях» с данным началом: Осенью степь вновь расцветает …. в) «С тревогой и болью о родной природе», г) «Зимние этюды», (о природе зимой в наших краях),

д) «Осенняя песнь ветра» (картинки осенней степи);

- напишите сочинение – письмо другу Бадме в Кегульту;

- напишите сочинение - записку маме о том, что мы классом идём на экскурсию;

- напишите сочинение – заметку в газету «Хальмг унн» о нашем классе;

- напишите сочинение – рецепт калмыцкого блюда.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО, для выпускника начальной школы русский язык должен стать также основой интеллектуальных и творческих способностей, поэтому, на наш взгляд, сочинения и являются как раз тем средством, которое показывает учащимся богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради собственного творчества.

С одной стороны, сочинение – это одно из учебных упражнений, с другой стороны, - это самостоятельное упражнение к самовыражению личности, стремящейся к достижению уровня творчества, так как в нём, в сочинении, реализуется языковое развитие младшего школьника.

Безусловно, одним из самых распространённых видов сочинения по типам речи в начальной школе является сочинение по картинам художников, то есть сочинение-описание, заметим, что к таким урокам необходима тщательная подготовка, так как данные виды уроков по развитию речи имеют свою специфику.

По этому поводу приведём мнения таких известных методистов, как: М.Р.Львова, Е.С. Антоновой, С.В.Бобровой.

Прежде чем писать сочинение по картине, М.Р.Львов считает, что необходимо предусмотреть следующее: «во-первых, школьники должны быть элементарно знакомы с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, знать репродукции известных картин; во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта … уметь видеть передний план, понимать композицию картины; в-третьих, нужно улавливать идею картины, её пафос, настроение …» [36, 416].

С ним солидарны Е.С.Антонова, С.В.Боброва, которые полагают, что «особого внимания требует методика обучения писать сочинения по картине», при этом, «важным этапом становится предварительная беседа» [3, 138]. Например, при написании сочинения по картине И.Шишкина «Рожь», Л.И.Тикунова, М.Н.Корепанова рекомендуют провести следующую предварительную беседу по картине:

«- Какое время года показал художник?

- Что автор изобразил на картине?

- Почему золотое поле ржи занимает основное место на картине?

- Что хотел передать (выразить) художник этой картиной?

- Какие краски использует И.Шишкин, чтобы изобразить ржаное поле, сосны, небо? Почему?

- Что особенно привлекло твоё внимание на картине? Какое чувство вызывает оно у тебя?» [50, 4].

В календарно-тематическом планировании, данном в учебнике «Русский язык. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебникам В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого» кроме интересных творческих заданий к урокам по развитию речи, представлены также темы сочинений по картинам русских художников - перечислим их:

«- Тема урока: Коллективное сочинение-отзыв. Освоение предметных знаний: Сочинение по репродукции картины И.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» [48, 16].

- Тема урока: Коллективное сочинение-описание. Освоение предметных знаний: Сочинение по репродукции картины К.Юона «Конец зимы» [48, 25].

- Тема урока: Сочинение-высказывание. Освоение предметных знаний: Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лягушка» [48, 28].

Тема урока: Сочинение-отзыв. Освоение предметных знаний: Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиком» [48, 36].

Следовательно, для того чтобы написать сочинение по картине, нужно внимательно её рассмотреть и определить:

1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт).

2. Что на ней изображено? Общее впечатление.

3. Композиция картины: передний, задний план, центр, детали.

4. Настроение, вызываемое картиной.

5. Выразительные средства (формат, свет, тон, мазки, краски).

6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Для написания сочинения нужен также простой и подробный план, поэтому приведём примерные планы.

                                         Простой план:

1. Вступление (слово о художнике)

2. Основную часть (описание картины)

3. Выводы (Чем понравилась и запомнилась картина? Почему?)

                                         Подробный план:

1.Кем и когда написана картина?

2.Жанр картины.

3.Что изображено на картине?

4. Композиция картины: передний, задний планы; центр, детали.

5.Какие мысли, чувства вызвала у вас картина?

6. Роль выразительных средств в выражении основной идеи картины.

7. Мои впечатления о картине.

Во время прохождения практики в КНГ им. А.Ш.Кичикова, мы выяснили, что младшие школьники проявляют интерес к калмыцкой культуре, с интересом не только слушают произведения калмыцких писателей и поэтов, но и сами сочиняют стихи, сказки, принимают участие в конкурсах на творческую тематику, в ходе экспериментальной работы мы также убедились в целесообразности выбранных нами методов и приёмов развития творческих способностей младших школьников при формировании языковой личности младшего школьника.

Представим репродукции некоторых картин калмыцких художников, которые можно будет использовать в качестве сочинения:

1. В.Терехов. Осенний ветер.

2. Г. Рокчинский. Богатырь.

3. К. Ольдаев. Хозяин степи.

4. С.Кравченко. Закат на озере Маныч

 

2. Г. Рокчинский. Богатырь.

 

 

 

3. Ким Ольдаев. Хозяин степи.

 

 

4. С.Кравченко. Закат на озере Маныч

 

 

Приведём примеры сочинений по этим и другим картинам калмыцких художников, написанные учащимися 3-х классов КНГ им.А.Ш.Кичикова.

1. Сочинение по картине Г.О.Рокчинского «Журавлиная песня».

Гарри Олегович Рокчинский прожил семьдесят лет. Он написал много известнейших работ. Среди них картина «Журавлиная песня». Он написал её в 1972 году.

На переднем плане художник изобразил небольшую возвышенность. На ней показаны красные и оранжевые тюльпаны. На пригорке собрались несколько журавлей. Они соревнуются друг перед другом в умении танцевать.

На заднем плане – равнина со степной дорогой. По ней едет транспорт. Большую часть картины занимает бескрайнее голубое небо. Лучи солнца окрашивают легкие перистые облака. Рассеивается легкая пелена утреннего тумана. На картине изображена весна. Об этом говорят тёплые краски, лёгкие тона.

Мне понравилась эта картина, потому что на ней изображен светлый и веселый весенний день. Картина вызывает счастье, тепло, радость. И мне так захотелось очутиться в этой степи. И увидеть этот пейзажа и танцующих журавлей.

2.Сочинение по картине Г.О.Рокчинского «Нечто весеннее».

Эта картина привлекла моё внимание своей загадочностью. Особенно меня привлекла одна деталь картины. Это сочетание голубых и зеленых красок. Среди них пробивается, словно неясный цветок, неясный свет. «Это нечто весеннее, - говорил Гарри Рокчинский об этой своей картине «Вечная весна». 

Картина произвела на меня большое впечатление. Весенняя, начинающая цвести степь проглядывает сквозь нежные волны голубого тумана. В степи гуляют лошади. Солнце золотит края облаков. Видны кольца полупрозрачной дымки. Видно, что откуда-то из глубины, прямо по небу, приближаются юноша и девушка.

Своих героев художник показал в единстве с природой. Действие происходит между небом и землей. Воздушное пространство соединяет солнце, встающее на горизонте. Фигуры юноши и девушки словно парят в облаках фигуры. Они парят над цветущей весенней степью. Мирно пасётся белая лошадь. Рядом резвится жеребёнок. Потрясает сочность бирюзового цвета.

3. Сочинение по картине Г.О.Рокчинского «Прощай любезная калмычка».

 Свою картину «Прощай любезная калмычка» Гарри Олеговича Рокчинского создал по мотивам стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Калмычке».

На картине изображен Пушкин во время посещения калмыцкой земли. Он полной грудью вдохнул свежего бодрящего степного воздуха. Самый кульминационный момент: перед ним красавица калмычка в национальном костюме с ведром воды в руках. У неё были черные волосы, заплетенные в косу. На голове национальная шапка.

 Поэт был очарован дикой красотой девушки- калмычки. И позже об этом написал в «Путешествие в Арзрум»:

 Мне ум и сердце занимали

 Твой взор и дикая краса.

Картина показывает нам нехитрый быт калмыцкой семьи. Нашему вниманию также представлена иссушенная солнцем степь. Мастер изобразил также шатры, где можно укрыться от палящего солнца. Голубое небо радует глаза. В бескрайнем небе парит орёл. Вдали, на пастбище мы видим лошадь. Собака укрылась под большими походными бочками. Радостный малыш с нетерпением ожидает завтрак, готовящийся на костре.

4.Сочинение по картине Г.Рокчинского «Тюльпанный остров»

У Гарри Олеговича Рокчинского есть несколько картин о Калмыкии. Особенно удачно у него выходили степные пейзажи. Такой является картина «Тюльпанный остров».

На картине изображена весенняя калмыцкая степь. Тюльпаны ярким ковром покрыли калмыцкую степь. Мы видим ярко-синее небо. Такое небо бывает в середине весны. Над степью кружат птицы - чайки.

Большая часть картины занимают тюльпаны. Они разных цветов: красные, желтые и темно - бордовые. Глядя на картину, невозможно не заметить ярко-голубое ясное небо. Таким оно бывает в середине весны. Смотришь на небо и от яркости слезятся глаза.

Мне очень понравилась картина. Настроение сразу стало радостным. Эта картина говорит нам не только о приходе весны. В ней торжествует сама жизнь. Кажется всё легко и просто. Ведь нам улыбается сама природа. И мы должна радоваться каждому дню.

5.Сочинение по картине К.М.Ольдаева «Чабан».

Картина Ольдаева Кима Мергеновича «Хозяин степи» была написана в 1959 году. На картине Кима Ольдаева изображен чабан – хозяин степи и уголок калмыцкой степи.

На переднем плане изображён немолодой чабан. Он присматривает за животными, которые пасутся рядом. Молодые бараны весело играют друг с другом и щиплют траву.

Герой полотна изображен в профиль. Мы видим его задумчивое выражение лица. Он хмуро смотрит вдаль и курит трубку. В руках он крепко сжимает свой посох. Одежда на нем потрепанная. Старенькое пальто, под которым скрыта белая рубашка. На голове высокая шапка.

Мастер показал на картине также бескрайнюю калмыцкую степь. Она полностью залита теплым и весенним солнцем. На небе легкие и белые облачка. Они как бы прикрывают голубовато-лазурное небо.

Наступил второй месяц весны – апрель. Но на заднем плане местами виднеется снег.

Мне понравилась картина. Художник Ольдаев создал замечательный портрет чабана. Мне нравится, что в картине изображена природа. Она весной постепенно просыпается. В степи, среди оставшегося снега, появляются цветы. И мы, и степь, и чабан, и барашки радуются приходу весны.

6. Сочинение по картине С.П. Кравченко «Закат на озере Маныч»

На картине Сергея Петровича Кравченко, известного калмыцкого художника, изображён невероятно красивый пейзаж. Он получил название "Закат на озере Маныч". В ней живописец продемонстрировал своё мастерство в изображении красоты природы родной Калмыкии.

Сложно выделить передний план. В глаза бросается яркий свет заходящего солнца. Он нашёл свое отражение в тёплом тихом Маныче. На берегу и над озером расположилась небольшая стая птиц. Зелёные заросли у воды делают изображение очень уютным.

На заднем плане нарисован противоположный берег. Наступает тихий и очень тёплый вечер. От картины веет спокойствием.

Художник в своей картине показал целую палитру красок. В своем пейзаже мастер использует как теплые, так и холодные краски. Яркий закат и темнеющее синее небо воплощает собой наступающий вечер.  

Мне очень нравятся картины калмыцких художников. Картина художника Кравченко мне тоже понравилась. Она о красоте родной природы, о нашем крае. Художник смог показать не только закат и озеро Маныч. Он показал состояние природы. Мы почувствовали себя частью природы.

7.Сочинение по картине С.П.Кравченко «Полдень»

Передо мной картина художника С.П.Кравченко «Полдень». На ней изображён солнечный день. Слева вдали мы видим лес, на переднем плане стоят пара деревьев. Я думаю, это окраина деревни.

В повседневной жизни мы забываем о том, как прекрасна природа. Нам нужно лишь научиться ценить её! В любую пору года природа неповторима и необыкновенно красива. Об этом говорит нам картина Сергея Кравченко «Полдень».

На картине яркое солнце говорит о том, что наступил полдень. Стройные деревья стоят в роскошных зелёных нарядах. Из-за них картина получилась особенно живой и интересной.
Вдали мы видим лес. В нём можно различить самые разные оттенки: и голубоватые, и тёмно-зелёные. Мастер умело сочетает цвета на своей картине. Картина дня выглядит естественно.

Итак, мы выявили педагогические условия формирования языковой личности младшего школьника: применение различных форм урочной и внеурочной деятельности; активное использование выразительных языковых средств; использование в педагогическом процессе игровых и творческих методов, помогающих становлению его уникальной языковой личности.

Вышеперечисленные педагогические условия свидетельствуют о том, что уровень освоения личностью языковой системы русского языка будет выше, если для языковой личности младшего школьника будет характерен творческий характер становления, при этом, главными педагогическими условиями должна быть система работы по русскому языку по формированию языковой личности младшего школьника, а также применение игровых, творческих методов.

Таким образом, рассмотрев систему работы по русскому языку по формировании языковой личности младшего школьника, пришли к выводу о том, что она направлена на формирование умений и навыков связной письменной речи учащихся начальной школы, ориентированных на развитие их творческих способностей, которые невозможны без использования как комплекса упражнений, так и специальных творческих заданий, различного жанра сочинений.

 

Выводы по I главе

Итак, рассмотрев понятие языковой личности в научном и педагогическом аспекте, мы пришли к выводу о том, что в языковой личности на передний план выходит социальная природа человека, а сам человек выступает как субъект социокультурной жизни.

Для современной науки личность представляет особый интерес, а значит и её создатель – языковая личность, которой посвящены большое количество интерпретации; отметим при этом, что наиболее подробно понятие «языковая личность» дана Ю.Н. Карауловым в книге «Русский язык и языковая личность», что касается понятия «языковая личность» в педагогике, то её рассматривают с позиции личностно - деятельностного подхода, воспринимая её как целостность, дополняющую понятие «личность» в аспектах проявления личностных свойств в речевой деятельности.

Необходимо отметить, что развитие творчества детей – одна из задач современной школы, объясняющаяся потребностью общества в неординарной активной личности, поэтому, в последнее время благодаря усиливающейся коммуникативной направленности в обучении русскому языку в начальной школе возросло внимание к проблемам формирования языковой личности, ведь современные требования к образовательным результатам младших школьников лежат в аспекте ее креативности.

Что касается формирования языковой личности младшего школьника в целом, то это сложный процесс, так как при обучении русскому языку в начальных классах надо обязательно учитывать особенности развития у младших школьников внимания, памяти, воображения, следовательно, в начальной школе необходимо начинать развивать языковую личность, с одной стороны, способную порождать необходимые тексты, с другой стороны, обладающую языковым чутьём.

Итак, наше исследование позволило сделать вывод о том, что проблема формирования языковой личности младшего школьника является одной из главных задач начальной школы, поэтому в настоящее время, с одной стороны, растет необходимость целенаправленного развития общих творческих способностей, с другой стороны, сама задача сформировать творческие способности непосредственно ставится перед учащимся.

Таким образом, под языковой личностью в целом, с одной стороны, понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений, с другой стороны, имеется в виду языковая картина мира той или иной личности, отражающаяся в её речевой и коммуникативной деятельности. Что касается формирования языковой личности младшего школьника, то для этого необходим ряд определенных условий: систематичность, мотивированность, психологический комфорт, а также учет возрастных особенностей. В данной главе мы также изучили особенности системы урочной и внеурочной работы по русскому языку и пришли к выводу о том, что содержание внеурочной деятельности для формирования языковой личности ориентировано на приобщение учащихся к культурно-языковым ценностям через собственное языковое творчество.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.