Старшая, подготовительная к школе группа — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Старшая, подготовительная к школе группа

2019-09-17 160
Старшая, подготовительная к школе группа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспитание звуковой культуры речи

-Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи - обучение дифференциации пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, л-р, т.е. проводится различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, твердых и мягких звуков - изолированных, в словах, во фразовой речи

вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками (например, сначала назвать слова, в которых звук "с" находится в начале, середине и конце слова (санки, колесо, автобус), затем такая же операция проделывается со звуком "з" (заяц, ваза) "з" - выделять звуки в предложении, сначала звонкий - "з", потом - звук "с" (Зоя катается на санках); подбирать слова с дифференцируемыми звуками разных частей речи (солнечный звонкий, сажает - забывает).

-для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

-учить подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: "Зайчик-зайчик, где гулял? "(на полянке танцевал), 'Тде ты, белочка, скакала?" (я орешки собирала), "Эй, зверята, где вы были?"(мы грибы ежам носили).

-обучать умению изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания;

произнести скороговорки или двустишия, придуманные самими детьми, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко, и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро).

-побуждать детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией.

Словарная работа

Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

-развивать понимание детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формировать умение использовать их в своей речи;

-формировать умение подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетаниям (веселый мальчик - радостный; поезд идет -движется; Маша и Саша - дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный-толковый; старый - ветхий);

-обучать точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов;

-различать слова, отражающие характер движения: (бежать -мчаться; пришел - приплелся) или значение прилагательных оценочного характера (умный - рассудительный; старый-дряхлый,робкий - трусливый);

-учить сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству), подбирать слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом - новый, старый человек - молодой), к изолированным словам (легкий - тяжелый), заканчивать предложение, начатое педагогом: "Один теряет, другой... (находит)".

-развивать понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист: лить, плыть; полный,

острый, тяжелый), учить их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом

От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.

Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование грамматического строя речи

-обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении);

-дать детям полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно;

-развивать умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть - ~m книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый - весело; быстро...(быстрый), громко„. (громкий);

-находить родственные слова в контексте ("В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (же,петь). Листья на деревьях...(желтеют)"

-развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова; береза - березка - березонька; книга - книжечка - книжонка

-различать смысловые оттенки глаголов (бежал — забежал -подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, плохой-плохонький, полный -полноватый), что развивает умение точно и ~ местно использовать эти слова в разных типах высказывания.
- уделять особое внимание синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенных„но и сложные предложения разных типов, учить дополнять предложения, начатые педагогом ("Дети пошли в лес, чтобы… Они казались там, где... ").

-составлять коллективные письма в ситуации "письменной речи" (ребенок диктует- взрослых записывает). что помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения,

-ознакомление со словесным составом предложения, подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение из слов, слова — из слогов и звуков, то есть выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи„так как они составляют основной ее фонд.

Развитие связной речи

- учить в пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) связно, следовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
- развивать в рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию. указывая место и времени действия, придумывать события, предшествующие изображенному и последующие за ним,

формировать в рассказывании по серии сюжетных картин умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;
- учить составлять рассказы об игрушках (или по набору игрушек). соблюдая композиционно и выразительное изложение текста

обучать рассказыванию из личного опыта в высказываниях разных типов описательных, повествовательных. комбинированных (смешанных),

-формировать элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение
использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста;

-учить детей понимать тему высказывания. использовать различные зачины повествования,
развивая сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.

 

Раздел «Чтение художественной литературы» направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

включает в себя представления о самом себе, о предметах и явлениях окружающего мира. Это формирование начинается с введения ребенка в мир художественной литературы, а именно с ознакомления его с разными литературными жанрами.

Развитие литературной речи.

решается за счет постепенного овладения ребенком средствами собственной передачи литературного текста, осваивания средств художественной выразительности.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

  подразумевает под собой способность ребенка воспринимать прочитанное, как будто со стороны, и при этом в какие-то моменты идентифицироваться с героями произведения, способность воспринимать и оценивать красоту произведения, описанных в нем событий и явлений, языка, на котором оно написано.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.