Система взаимосвязи работы специалистов ДОУ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Система взаимосвязи работы специалистов ДОУ

2019-09-17 139
Система взаимосвязи работы специалистов ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекция развития и обучения
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий
индивидуальная
подгрупповая
Педагог - психолог
Воспитатель
Старший воспитатель
Педагог доп.образования
Старшая медсестра
Психолого-педагогическая диагностика
Образовательная деятельность
Организация различных видов детской деятельности
Взаимодействие с семьями детей
Самостоятельная деятельность
Режимные моменты



2.3 Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

2.3.1  Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Особенности проведения занятий для детей с ОВЗ.

Цель:

Программа коррекционной работы (далее-ПКР) в соответствии с требованиями Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии дошкольников, их социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению Программы вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 7лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легкоустранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы или использования специальных образовательных программ.

ПКР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

ПКР может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ОВЗ. Это могут быть формы образовательной деятельности в группе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе, с использованием дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.

Задачи:

• своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ:

• определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

• определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

• создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении:

• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

• разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

• обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;

• оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы формировании программы

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ  в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Направления работы

ПКР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

• диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

• коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения; создание здоровьесберегающей образовательной среды, создание развивающего пространства, развитие ведущей и продуктивной деятельности, психологическое развитие.

• консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации детей;

• информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Содержание направлений работы

Диагностическая работа включает:

• своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

• раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в дошкольном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;

• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей;

• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

• выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ, методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

•организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование и коррекцию отклонений в развитии;

• коррекцию и развитие высших психических функций;

• развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения;

• социальную защиту ребёнка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;

• консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;

• консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно-просветителъская работа предусматривает:

• различные формы просветительской деятельности (беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ОВЗ;

• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развиваюшую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

2.3.2 Механизмы адаптации Программы для детей ОВЗ

Основными механизмами реализации коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе, и социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Взаимодействие специалистов образовательного учреждения предусматривает:

• комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

• многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

• составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ.

Социальное партнёрство предусматривает:

• сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ОВЗ;

• сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;

• сотрудничество с родительской общественностью.

2.3.3 Условия для получения образования детьми с ОВЗ

ПКР предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, включающих:

Психолого-педагогическое обеспечение, в том числе:

• обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии:

• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима: использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

• обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; введение в содержание специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника: использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей: дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

• обеспечение здоровьесберегаюгцих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

• обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно - методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности воспитателя, педагога- психолога, и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.

Кадровое обеспечение

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого БДОУ  обеспечивает на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материально- технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ОВЗ индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно- бытового и санитарно-гигиенического обслуживания).

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио- и видеоматериалов.

Образовательные программы, методы, методические пособия и дидактические материалы.

 

Параметры моделиро­вания

Субъекты и объекты моделировании

 

Категории обучаю­щихся с ОВЗ

I группа

II группа

III группа

  Часто болеющие и имеющие хронические соматические заболевания, не имеющие грубых дефектов психического и физического развития (в том числе дети с ЗПР соматического происхождения). Основные ограничения: - пробелы в знаниях, связанные с систематическими пропусками но болезни. - высокая утомляемость, - низкая работоспособность.

1) Социально-педагогически запущенные и

2) С ЗПР психогенного и конституционального происхождения. Основные ограничения:

недоразвитие познавательных психических процессов, отсутствие предпосылок учебной деятельности, учебных умений, узкий общий кругозор, не сформированные коммуникативные умения, личностная неготовность к школьному обучению (задержка нравственно- волевого развития, отсутствие школьной мотивации).

С установленным диагнозом:

1) слабослышащие и глухие,

2) слабовидящие и слепые,

3) с нарушениями речи,

4) с нарушениями опорно- двигательного аппарата,

5) с ЗПР церебрально- органического происхождения.

6) с умственной отсталостью.

7) с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью),

8) с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в том числе, с РДЛ (ранний детский аутизм),

9) с комплексными нарушениями в развитии (сочетание двух или более нарушений в развитии).

 

Особые образова- тельные потребнос-ти детей с OBЗ

- здоровье сберегающие технологии образования. - индивидуально подобранный режим обучения и воспитания.

- развитие познавательных психических процессов и свойств личности до уровня возрастной нормы,

- формирование общеучебных умений,

- расширение общего кругозора,

- дополнительные индивидуальные занятия для освоения основной образовательной программы

Образовательные потребности соответствуют характеру нарушений развития:

развитие познавательных психических процессов и свойств личности,

- расширение общего кругозора, индивидуальные дополнительные занятия,

- здоровьесберегающие технологии образования

Цели

- укрепление здоровья.

- коррекция недостатков

коррекция недостатков

коррекци­

- помощь в освоении

развития,

развития.

онной

ООП

- помощь в освоении ООП,

помощь в освоении

работы

 

- укрепление здоровья

специальных

 

 

 

образовательных программ.

 

 

 

укрепление здоровья

Направле-

- создание

создание развивающего

В соответствии со структурой

ния коррекц-

здоровьесберегающей

пространства.

дефекта или уровнем

ионно-

образовательной среды.

развитие учебной

нарушения развития:

педагоги-

- преодоление

деятельности.

- создание развивающего

ческой

трудностей в освоении

психологическое развитие.

пространства.

работы

ООП

логопедическая помощь.

психологическое развитие.

 

 

педагогическая коррекция

коррекция нарушений

 

 

нарушений развития.

развития (в том числе

 

 

создание

логопедическая помощь),

 

 

здоровьееберегающей

- создание здоровье­

 

 

образовательной среды

сберегающей среды

Формы и

дистантное

коррекционная

- обучение по программам

методы

образование.

направленность

специального образования.

работы

 рабочие тетради,

образовательного процесса.

вовлечение в общение и

 

индивидуальные

коррекционная

взаимодействие с

 

задания,

направленность

нормально развивающимися

 

психолого-

воспитательной деятельности

сверстниками.

 

педагогическое

и дополнительного

коррекционно-развивающие

 

сопровождение,

образования.

занятия,

 

закаливающие

индивидуальные

- логопедические занятия.

 

процедуры.

коррекционно-развивающие

психолого-педагогическое

 

физкультура и т.п.

занятия.

сопровождение,

 

 

психолого-педагогическое

закаливающие процедуры.

 

 

сопровождение,

физкультура и т.д.

 

 

логопедические занятия.

 

 

 

- закаливающие процедуры.

 

 

 

физкультура и т.п.

 

Оветсвен-

- педагоги,

- учителя,

- педагоги, имеющие

ные

- медицинские работники

- педагоги дополнительного

профессиональную

исполните.ли

 

образования,

переподготовку

 

 

- педагог-психолог, логопед,

(«Олигофренопедагогика»)

 

 

дефектолог.

- педагог-психолог, логопед.

 

 

- медицинский работник

дефектолог. медицинский

 

 

 

работник
               

 

программы технологии и пособия
С. Арюкова,Л. Пушкинская «Коррекциоьшо-развивающая программа для детей [ дошкольного возраста с ЗПР». Школьный психолог, №20,2003г. 2.0.В.Защиринская.Психология детей с задержкой психического развития. Речь.Санкт- Петербург.2003г.     Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.Генезис. М.,2003г. I И.И.Мамайчук Психологическая помощь детям с проблемами в развитии Речь.,Санкт-I Петербург. 2001 г. I М.И.Чистякова. Психогимнастика.М.Д995г. Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова. Межличностные отношения дошкольников Владос, М., 2003г. В.Л.Шарохина Коррекционно-развивающие занятия. (в младшей, средней группе)Книголюб, М., 2004 г. Л.И.Катаеава Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Книголюб, М., 2004 г. Л.И.Катаева. Работа психолога с застенчивыми детьми. Книголюб. М., 2008 г. И.Л.Арцишевская. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Книголюб. М., 2008 г. о.н.Истомина Практикум по детской психологии: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д: Феникс, 2007  Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003  

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.