Значимые характеристики, характеристики и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Значимые характеристики, характеристики и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста

2019-09-17 172
Значимые характеристики, характеристики и особенности развития детей раннего и дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Особенности контингента воспитанников

БДОУ рассчитано на 321 место.

В образовательной организации функционирует 13 групп, которые посещает 435 детей, из них: 216 девочек, 219 мальчиков.

Группы общеразвивающей направленности скомплектованы по одновозрастному принципу:

- первая младшая группа (от 2 до 3 лет) – 2 группы

- вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) – 2 группы

- средняя группа (от 4 до 5 лет) – 3 группы

- старшая группа (от 5 до 6 лет) – 3 группы

- подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) – 3 группы

Особенности психо-физического развития воспитанников

Распределение детей по группам здоровья

1гр. – 14,3%

2 гр – 78,3%

3гр –  6,6%

4гр – 1 ребенок (патология двигательного аппарата)

Часто болеющие дети – 4,5 %

Дети с нарушениями речи:

Дислалия, дизартрия – 23%

ОНР – 2,7%

ФФН – 8%

 Характеристика семей

Всего семей из них: % от общего числа
полные семьи 90
матери-одиночки 3,5
в разводе 6,5
опекуны   1 ребенок
с одним ребенком 39
с двумя детьми 50
многодетные 11
беженцы, переселенцы -
гражданство РФ 100
Родители:  
рабочие 36
служащие 67
по уровню образования:  
среднее 12
среднее-специальное 32
высшее 56

 

 Характеристика кадрового состава

БДОУ укомплектован сотрудниками на 94%.

Педагогический персонал

 

Должность

Кол-

во

стаж работы

квалифик.

категория

0-5 лет 5-10  лет 10-20 лет свыше 20 лет соотв. долж ности пер вая выс шая
Ст.воспитатель 1       1     1
Воспитатель 21 1 3 8 10 4 12 2
Музыкальный руководитель 2     2     2  
Педагог-психолог 1   1       1  

 

Возрастные особенности детей подробно сформулированы в:

- примерной основной образовательной программе «Развитие +»

«Развитие +»: примерная основная образовательная программа дошкольного образования./ Под ред. А.И.Булычевой.-М.: НОУ «УЦ им.Л.А.Венгера «Развитие» 2012 (дошкольный возраст);

- программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ «Кроха»

«Кроха» Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. / Г.Г. Григорьева и др.-2-е изд.-М.: Просвещение 2010 (ранний возраст).

       Кадровые, материально-технические условия реализации программы, а так же развивающая предметно-пространственная среда БДОУ (п 3.1 ФГОС ДО) соответствуют программе «Развитие+». Программа «Кроха»  рекомендована разработчиками УЦ им.Л.А. Венгера «Развитие» как наиболее полно реализующая преемственность в работе с детьми младшего возраста. Программа «Омское Прииртышье» - вариативная образовательная программа дошкольного образования, которая разработана на основе требований ФГОС ДО к части, формируемой участниками образовательных отношений и отражает региональную специфику.

 

Планируемые результаты освоения Программы.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

- у ре­бенка преобладает радостное, или устойчиво-спокойное эмо­циональное состояние.

- проявляет любознательность, исследовательская активность.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- ребенок имеет целостное представление о природе родного края, овладевает основами экологической культуры.

- ребенок обладает основами гуманного отношения к людям, интересуется ценностно–смысловыми отношениями своей малой родине (Омскому Прииртышью), ее прошлому и настоящему, к явлениям и объектам окружающей действительности.

- проявляет интерес к труду взрослых через первоначальное ознакомление с основами экономики Омской области, обладает знаниями трудовой деятельности взрослых в регионе в сферах промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.

- ребенок проявляет любознательность к художественной, театральной, музейной, спортивной жизни Омского Прииртышья; имеет представления бережного отношения к культурному наследию региона.

- ребенок проявляет любознательность к литературе Омского Прииртышья, к произведениям Омских писателей и поэтов. Литературный опыт используем в творческой, речевой деятельности

- ребенок уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, осознает на доступном ему уровне свои права, эмоционально устойчив, не боится трудностей.

- проявляет независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий.

- открыт миру в стремлении познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствует уверенность в своих силах.

- ребенок чувствует ответственность за начатое дело или данное слово, это чувство постепенно перерастает и в сознательное отношение к учебе (позитивным отношением к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе).

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы БДОУ, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), учитывают не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

 

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной

деятельности по Программе

 

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой БДОУ по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования.

В соответствии с ФГОС ДО и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе:

1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста;

2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного постиндустриального общества;

3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования;

4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, БДОУ и для педагогов БДОУ в соответствии:

– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,

– разнообразием вариантов образовательной среды;

5)представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования на уровне групп, БДОУ, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации.

Система оценки качества дошкольного образования:

–сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации основной образовательной программы в БДОУ в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО;

– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка;

– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы БДОУ;

– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования;

– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и государства;

– включает как оценку педагогами БДОУ собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольной организации;

– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в БДОУ, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой БДОУ, заданным требованиям ФГОС ДО направлено в первую очередь на оценивание созданных БДОУ условий в процессе образовательной деятельности.

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых БДОУ, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление БДОУ и т. д.

 

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности БДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Целевые ориентиры, представленные в Программе:

- не подлежат непосредственной оценке;

- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений (Приложение 1), основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

– карты развития ребенка;

– различные шкалы индивидуального развития.

Программа предоставляет педагогам право самостоятельного выбора инструментов  педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

Система оценки качества реализации Программы на уровне БДОУ обеспечивает участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполняет свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями ФГОС ДО.

Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

· диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;

· внутренняя оценка, самооценка БДОУ;

· внешняя оценка БДОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

На уровне БДОУ система оценки качества реализации Программы решает задачи:

· повышения качества реализации программы дошкольного образования;

· реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам основной образовательной программы дошкольной организации;

· обеспечения объективной экспертизы деятельности БДОУ в процессе оценки качества программы дошкольного образования;

· задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самой БДОУ;

· создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в  БДОУ  является оценка качества  психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне БДОУ. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО посредством экспертизы условий реализации Программы.

Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив БДОУ.

Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации БДОУ материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений Программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.

Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности БДОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов БДОУ.

       В Приложении 2 представлены примерные варианты внутренней и внешней оценки БДОУ.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание образования  по образовательным областям.

Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в БДОУ.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно ‑ эстетическое развитие;

● физическое развитие.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.