Определение понятия «хамелеонство» (ат-таляуун) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Определение понятия «хамелеонство» (ат-таляуун)

2019-09-17 244
Определение понятия «хамелеонство» (ат-таляуун) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О хамелеонстве в религии

(ат-Таляуун фи-ддин)

www. Asar -Forum.com

بسم الله الرحمن الرحيم

Введение

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Воистину, религия Ислам, с которой направил Всевышний Аллах Своего последнего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) ко всем людям – одна, и она не подлежит изменению. И точно так же основные положения Шариата, и в частности вопросы вероубеждения, едины, и они неизменны вне зависимости от времени или местности.

Со слов аль-‘Ирбада ибн Сарии (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьётся после меня никто, кроме погибшего!» Ахмад 4/126, Ибн Маджах 43. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Баззар, Абу Ну’айм, аль-Багъауи, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Касир и аль-Альбани.

А в Книге Всевышнего Аллаха сказано: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6: 153).

Итак, истинная религия Господа миров лишь одна, и это – Ислам. А истинные сторонники этой славной религии, следующие прямым путём – это приверженцы Сунны и пути праведных предшественников (ас-саляф). Это и есть истинный и единственно верный путь и окрас нашей славной и великой религии. А что касается различных прочих путей и окрасов, то всё это не что иное, как заблуждение и хамелеонство в религии.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Воистину, настоящее заблуждение – это считать благим то, что ты раньше считал порицаемым, и считать порицаемым то, что ты раньше считал благим. Остерегайся же хамелеонства в религии, ибо, поистине, религия Аллаха одна!” Ибн Батта в “аль-Ибана” 571, 572, аль-Байхакъи “ас-Сунан аль-кубра” 10/42. Иснад достоверный.

Как часто такие качества, как следование за страстью, самообольщение, лицемерие, упорство в непринятии истины, а также отсутствие понимания таких вещей, как «приемлемое разногласие среди имамов ахлю-Сунна» приводили к таким опасным последствиям, как переменчивость взглядов в религии, к так называемому «хамелеонству». А ведь не просто так саляфы во главе со сподвижниками предостерегали от переменчивости и хамелеонства в религии, когда человек бросается от одного мнения к другому, из одной крайности в другую.

Известный пример хамелеонства, сомнения, замешательства и изменчивости в религии – это Шабас ибн Риб’и ат-Тамими, родившийся ещё во времена джахилии, принявший Ислам, но не увидевший Пророка (мир ему и благословение Аллаха) при его жизни.

Хафиз Ибн Хаджар касательно его биографии писал: “Вначале этот человек был муаззином у (лжепророчицы) Саджах, после чего принял Ислам. Затем он был в числе оказавших помощь в восстании против ‘Усмана. Затем он стал сторонником ‘Али. После этого он стал хариджитом, выступившим против ‘Али. Затем он покаялся. Затем он присутствовал при убийстве аль-Хусейна (внука Пророка). После чего был в числе тех, кто требовал возмездия за кровь аль-Хусейна, вместе с (бунтовщиком) аль-Мухтаром. Затем он был назначен главой стражи в Куфе (аль-Мухтаром). А после этого он принимал участие в казни самого аль-Мухтара”. См. “Такъриб ат-тахзиб” 429-430.

Поэтому имам аль-‘Иджли сказал о нём: “Он был скверным человеком”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 530.

А шейх аль-Альбани сказал: “Относительно биографии этого Шабаса были высказаны очень удивительные вещи, которые в совокупности указывают на то, что этот человек обладал колеблющимся разумом, иногда склоняясь «направо», а иногда «налево»”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/510.

Свят Аллах, обратите внимания на то, сколько раз этот человек менял свои убеждения и позиции.

Да упасёт нас Всевышний Аллах от такого хамелеонства в религии!

Ещё один пример хамелеонству в религии – это аль-Мухтар ибн Аби ‘Убайд ас-Сакъафи, против которого в итоге выступил упомянутый Шабас.

аль-Мухтар был лжецом и хамелеоном, как это упоминали имамы-историки. Сначала он был хариджитом. Затем он стал поддерживать Ибн аз-Зубайра. После этого он вышел против Ибн аз-Зубайра. Затем он стал шиитом. После чего стал притворно призывать к тому, чтобы халифат перешёл к Мухаммаду ибн аль-Ханафии – сыну ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах), хотя сам Ибн аль-Ханафия не был к нему причастен. А под конец он стал заявлять, что знает сокровенное и что к нему приходит с откровениями сам ангел Джибриль (мир ему). И таким образом он продолжал проявлять своё хамелеонство, пока не был убит в месяце рамадан в 67 г.х. См. “Маъкалят аль-ислямиин” 1/91, “аль-Миляль уа-ннихаль” 147.

И как же много таких «хамелеонов» в наше время, которые меняют свои убеждения и позиции чаще, чем свои привычки, начиная считать заблуждением то, что ещё вчера для них было чуть ли не небесной истиной, или же наоборот, начинают считать чуть ли не единственно верной истиной то, что вчера считали заблуждением.

Например, ещё вчера один из таких «хамелеонов» мог считать крайней пагубностью методы джарховщиков, бракующих приверженцев Сунны по своим прихотям, а сегодня он сам в их рядах.

Ещё вчера один из таких был чуть ли не мурджиитом, ограничивавшим веру лишь сердцем и словами, воздерживаясь от обвинения в неверии даже того, кто не считает себя мусульманином, а сегодня – он уже крайний хариджит и такфирист, выводящий из религии мусульман не по праву.

Ещё вчера один был хариджитом, призывавшим убивать всех и вся, а сегодня он становится вероотступником и, приняв христианство, открыто заявляет о том, что, наконец, он обрёл мир.

Ещё вчера один считал аш’аритов заблудшими, а сегодня, они для него из числа сторонников Сунны, более того, они и есть для него олицетворение истинных суннитов.

Ещё вчера один считал музыку запретной, а сегодня, оказалось, что она дозволена.

Ещё вчера один порицал мазхабный фанатизм и слепой такълид, а сегодня – это несомненная истина, да и вообще, оказывается, что мазхабного фанатизма не существовало никогда.

Ещё вчера один порицал хариджитов и говорил о том, что эта секта не прекратит своё существование вплоть до Судного Дня, а сегодня, выходит, что такой секты вообще уже не существуют, и была она лишь во времена ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах).

Ещё вчера один утверждал, что шейх аль-Альбани и его ученики непричастны к мурджиизму так же, как волк не был причастен к крови пророка Юсуфа (мир ему), а сегодня он твердит, что аль-Альбани и его ученики чуть ли не превратили всю общину в мурджиитов.

Ещё вчера для одного из таких некий шейх или призывающий были олицетворением истинного саляфизма, а сегодня, по причине того, что его шейх поменял своё мнение, он стал относиться к нему так, словно тот рафидит или джахмит. Более того, даже тот, кого он вчера считал выдающимся учёным, сегодня для него стал обычным невеждой и заблудшим, при том, что этот учёный каким был, таким и остался, однако изменил позицию именно он сам, его шейх и его единомышленники.

И примеров подобного хамелеонства во взглядах и убеждениях очень и очень много. Да упасёт нас Всевышний Аллах от подобного!

С дозволения Всевышнего Аллаха в этой небольшой статье хотелось бы ознакомить мусульман с такой смертельной болезнью, как «хамелеонство в религии», а также указать на её причины, поскольку множество мусульман даже не ведают об этом.

Просим Всевышнего Аллаха сделать этот небольшой труд искренним ради Его Лика и полезным для мусульман!

 

Явное или скрытое лицемерие

Зачастую причина хамелеонства в религии – это лицемерие, будь то явное, или же скрытое, о котором многие люди могут и не подозревать.

Так, описывая лицемеров, Всевышний Аллах сказал: «Они колеблются между этим (верой и неверием), но не принадлежат ни к тем, ни к другим. Для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты уже не найдёшь дороги» (4: 143).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Т.е. лицемеры пребывают в замешательстве относительно веры и неверия. Они не с верующими ни внешне, ни внутренне, и не с неверными, ни внешне, ни внутренне. Более того, внешне они проявляют причастность к верующим, хотя внутренне они с неверными. А некоторых из них одолевает сомнение, поэтому они иногда устремляются к верующим, а иногда – к неверным”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/439.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы увидите, что худшим из людей является двуличный, который приходит к одним с одним лицом, а к другим – с другим». аль-Бухари 3494, 6058, Муслим 2526.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Такого человека также можно отнести к сплетникам, и поистине, он – худший из людей, потому что его положение – это положение лицемера, поскольку он несёт с собой только ложь, и его стремления – это ссоры и раздоры. К каждой группе людей он подходит с тем, что делает их довольными, хотя в душе у него иные устремления. Это чистое лицемерие и ложь. Такой человек пытается влезть в дела людей, проявляя при этом лесть и угодничество. Другое дело, когда человек намеревается примирить враждующих, что является похвальным, когда он приходит к каждой группе с благим намерением, говоря от имени тех, с кем они враждуют и, извиняясь за них, делая всё возможное, чтобы злоба, которая была между ними прошла, указывая на хорошее и скрывая плохое”. См. “Фатхуль-Бари” 10/475.

Со слов ‘Аммара ибн Ясира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто в мире этом был двуличным, в Судный день будет иметь два языка из огня». Абу Дауд 4873, ад-Дарими 2/314. Достоверность хадиса подтвердили аль-‘Иракъи, ас-Суюты, аль-Мунауи и аль-Альбани.

Шейх Ибн ‘Усаймин, говоря о хадисах про двуличных людей, сказал: “Подобное качество есть у многих людей, да упасёт нас Аллах, и это является проявлением лицемерия. Ты можешь увидеть, как такой человек приходит к тебе, льстит и восхваляет тебя, быть может, даже излишествует в восхвалении. Однако, когда он будет говорить о тебе за твоей спиной, то станет упрекать, порицать и ругать тебя, упоминая при этом о тебе даже то, чего в тебе нет. Это, да упасёт нас Аллах, является великим грехом, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описал такого человека тем, что он является наихудшим из людей”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” 6/153.

Однажды люди сказали Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах): “Поистине, когда мы входим к нашим правителям, то говорим им не то, что говорим, когда выходим от них”, - на что он сказал: “При жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы считали подобное лицемерием”. аль-Бухари 7178.

Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Из числа качеств лицемеров – это хамелеонство и постоянная переменчивость. Они не пребывают в одном состоянии. Ты можешь увидеть его восхищающим тебя своей религией или поклонением или следованием прямому пути или правдивостью, однако потом он меняется к полной противоположности, будто бы он вообще не знал иного. Такой человек сильнее всех из людей изменяет свой окрас и состояние”. См. “Тарикъ аль-хиджратайн” 602.

Эта глава ясно указывает на то, что есть прочная связь между хамелеонством и лицемерием.

 

Заключение

 

Имам аль-Аджурри в своей известной книге «аш-Шари’а» писал: “Я упомянул в этой главе множество хадисов относительно смут и искушений, чтобы разумный верующий проявлял осторожность в своей религии. Воистину, испытания имеют множество видов, и уже миновали великие испытания, которые пережили и спаслись от них одни, и погибли в них другие из-за следования своим страстям и увлечения миром этим. А кому Аллах желает блага, то Он открывает пред ним: врата мольбы, устремления к своему Господу, опасения за свою религию, оберегания своего языка, приверженности к доводу и великой общине, отсутствия хамелеонства в своей религии, поклонения Своему Господу и избегания смут”. См. “аш-Шари’а” 1/90.

 

Исходя из того, что было изложено в данной статье, нам стало ясно то, насколько опасным является хамелеонство в религии. И прекрасным образом не раз это изложил великий сподвижник –Хузайфа (да будет доволен им Аллах), сказавший: “Знай, что истинное заблуждение – это считать благим то, что ты считал порицаемым и считать порицаемым то, что ты считал благим. Так остерегайся же хамелеонства в религии, ибо, поистине, религия Всевышнего Аллаха одна!” Ибн аль-Джа’д в “аль-Муснад” 3202, аль-Харис Ибн Аби Усама в “аль-Муснад” 470, Ибн Батта в “аль-Ибана” 25, 576, аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 120, аль-Байхакъи “ас-Сунан аль-кубра” 10/42. Сообщение хорошее. См. “Тахкыкъ аль-Маталиб аль-‘алия” 13/682.

И чтобы осознать опасность этого хамелеонства, достаточно вновь вспомнить о том, каковым был Шабас ибн Риб’и: “Вначале этот человек был муаззином у (лжепророчицы) Саджах, после чего принял Ислам. Затем он был в числе оказавших помощь в восстании против ‘Усмана. Затем он стал сторонником ‘Али. После этого он стал хариджитом, выступившим против ‘Али. Затем он покаялся. Затем он присутствовал при убийстве аль-Хусейна (внука Пророка). После чего был в числе тех, кто требовал возмездия за кровь аль-Хусейна, вместе с (бунтовщиком) аль-Мухтаром. Затем он был назначен главой стражи в Куфе (аль-Мухтаром). А после этого он принимал участие в казни самого аль-Мухтара”. См. “Такъриб ат-тахзиб” 429-430.

А шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Что же касается приверженцев Сунны и хадисов, то неизвестно относительно кого-либо из их учёных и даже праведных простолюдинов, чтобы они отказались от своих слов и убеждений. Напротив, они сильнее всех из людей проявляют стойкость на этом пути, даже если подвергаются различным видам испытаний и искушений. Таково положение пророков и их последователей”. См. “Маджму’уль-фатауа” 4/50-51.

 

Также, исходя из сказанного, стало ясным, что основа проявления хамелеонства – это слабое сердце, которому свойственно изменяться, если оно не освещено светом веры и твёрдыми знаниями.

Однако даже обладатель убеждённости и твёрдых знаний не должен чувствовать себя в безопасности, и ему надлежит часто взывать к Аллаху с мольбами о стойкости и укреплении, ведь в хадисе от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вера изнашивается внутри вас так же, как изнашивается одежда. Так просите же Всевышнего Аллаха о том, чтобы Он обновлял веру в ваших сердцах!» аль-Хаким 1/14. Хафиз аль-‘Иракъи, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/25, “Файдуль-Къадир” 1/473, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1585.

 

Также нам стали известны основные причины, которые чаще всего ввергают человека в хамелеонство в религии, из числа которых:

- Явное или скрытое лицемерие.

- Следование за страстью и приверженность нововведениям.

- Слабая вера и сомнения в душе.

- Препирательство и споры касательно религии.

- Слепое следование и отсутствие основополагающих знаний.

 

Также стало ясно, что смена одного мнения на другое по причине следования более сильному и аргументированному доводу, не имеет отношения к порицаемому хамелеонству.

 

Исходя из всего, что было упомянуто, можно сделать вывод, что защита от хамелеонства в религии заключается:

- в искреннем уповании на Всевышнего Аллаха;

- в укреплении веры посредством правильных знаний и праведных дел;

- в строгом следовании Корану и Сунне в понимании саляфов нашей общины;

- в проявлении благодарности Всевышнему за прямой путь;

- а также в том, чтобы не впадать в самообольщение, ибо обольщение своим мнением и своим пониманием никогда не приводит к благому концу. Да и как может быть иначе, если в некоторых пророческих хадисах в числе губительных вещей упоминаются такие качества, как: «Страсть, за которой следуют, и восхищение человека своим мнением». аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 745, ат-Табарани в “аль-Кабир” 54/52. См. «Сахих аль-Джами’» 3039, 3045.

- ну и, конечно же, спасение в искреннем обращении к Аллаху с мольбами об укреплении на истине, как это уже было сказано не раз.

И тут весьма важно напомнить о мольбе, с которой чаще всего Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Аллаху, как это передают многие сподвижники, в числе которых ‘Аиша, Умм Саляма, Абу Зарр, Анас, Абу Муса аль-Ансари, ан-Наууас ибн Сам’ан и др. (да будет доволен ими всеми Аллах): «О Переворачивающий сердца, укрепи моё сердце на Своей религии». Ахмад 3/112, 4/182, ат-Тирмизи 2140, 3522, Ибн Маджах 199, 3834, аль-Хаким 1/525, 528. Все хадисы достоверные. См. “аль-Мухтара” 2/458, “Сахих Сунан ат-Тирмизи” 2140, “Сахих Сунан Ибн Маджах” 166, “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2091, “Тахридж аль-Муснад” 12128, 17667.

 

يَا مُقَلِّبَ القُلُوبِ ثَبِّت قَلْبِي عَلَى دِينِكَ

 

/Йа мукъаллибаль-къулюб, саббит къальби ‘аля диник/.

 

Также есть и другая прекрасная пророческая мольба:

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: “Из числа мольбы Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было следующее: «О Покровитель Ислама и мусульман! Укрепи меня на Исламе, пока я не встречусь с Тобой!» ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/382, аль-Байхакъи в “ад-Да’ауат аль-кабир” 166. Имам ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Мухтара” 2290, “Маджма’у-ззауаид” 10/176, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1476, 1823.

 

يَا وَلِيَّ الإِسْلامِ وَأَهْلِهِ ثَبِّتْنِي بِهِ حَتَّى أَلْقَاكَ

 

/Йа Уалийяль-Ислями уа ахлих, саббитни бихи хатта алькъак/.

 

Просим Всевышнего Аллаха посредством Его прекрасных имён вести нас прямым путём, укрепить на истине, уберечь от хамелеонства в религии и впадения в различные крайности!

«Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь!» (3: 7).

 

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

 

www. Asar -Forum.com

 

 

Использованная литература

 

«Китаб аль-иман» Абу Бакр ибн Аби Шейба.

«Ма джаъа филь-бида’» Мухаммад ибн Уаддах аль-Къуртуби.

«Сыфату-н-нифакъ уа замм аль-мунафикъин» Абу Бакр Джа’фар аль-Фирьяби.

«аш-Шари’а» Абу Бакр аль-Аджурри.

«аль-Ибана аль-кубра» Ибн Батта аль-‘Укбари.

«Заммуль-калям уа ахлих» Абу Исма’иль аль-Харауи аль-Ансари.

«Шарх усуль и’тикъад ахль ас-Сунна уаль-джама’а» Абу-ль-Къасим Хибатуллах аль-Лялякаи.

«Мифтах дар ас-са’ада» Мухаммад Шамсуддинибн Къайим аль-Джаузия.

«аль-И’тисам» Абу Исхакъ аш-Шатыби.

«Кашф аль-курба фи уасф ахль аль-гъурба» Зайнуддин ибн Раджаб.

«Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

«Сахих ат-Таргъиб уа-ттархиб» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

«Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

«Сильсиля аль-асар ас-сахиха» ад-Дани ибн Мунир Али Захуи.

О хамелеонстве в религии

(ат-Таляуун фи-ддин)

www. Asar -Forum.com

بسم الله الرحمن الرحيم

Введение

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Воистину, религия Ислам, с которой направил Всевышний Аллах Своего последнего Посланника (мир ему и благословение Аллаха) ко всем людям – одна, и она не подлежит изменению. И точно так же основные положения Шариата, и в частности вопросы вероубеждения, едины, и они неизменны вне зависимости от времени или местности.

Со слов аль-‘Ирбада ибн Сарии (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставил вас на ясном пути, ночь которого подобна дню, с которого не собьётся после меня никто, кроме погибшего!» Ахмад 4/126, Ибн Маджах 43. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Баззар, Абу Ну’айм, аль-Багъауи, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Касир и аль-Альбани.

А в Книге Всевышнего Аллаха сказано: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (6: 153).

Итак, истинная религия Господа миров лишь одна, и это – Ислам. А истинные сторонники этой славной религии, следующие прямым путём – это приверженцы Сунны и пути праведных предшественников (ас-саляф). Это и есть истинный и единственно верный путь и окрас нашей славной и великой религии. А что касается различных прочих путей и окрасов, то всё это не что иное, как заблуждение и хамелеонство в религии.

Хузайфа (да будет доволен им Аллах) говорил: “Воистину, настоящее заблуждение – это считать благим то, что ты раньше считал порицаемым, и считать порицаемым то, что ты раньше считал благим. Остерегайся же хамелеонства в религии, ибо, поистине, религия Аллаха одна!” Ибн Батта в “аль-Ибана” 571, 572, аль-Байхакъи “ас-Сунан аль-кубра” 10/42. Иснад достоверный.

Как часто такие качества, как следование за страстью, самообольщение, лицемерие, упорство в непринятии истины, а также отсутствие понимания таких вещей, как «приемлемое разногласие среди имамов ахлю-Сунна» приводили к таким опасным последствиям, как переменчивость взглядов в религии, к так называемому «хамелеонству». А ведь не просто так саляфы во главе со сподвижниками предостерегали от переменчивости и хамелеонства в религии, когда человек бросается от одного мнения к другому, из одной крайности в другую.

Известный пример хамелеонства, сомнения, замешательства и изменчивости в религии – это Шабас ибн Риб’и ат-Тамими, родившийся ещё во времена джахилии, принявший Ислам, но не увидевший Пророка (мир ему и благословение Аллаха) при его жизни.

Хафиз Ибн Хаджар касательно его биографии писал: “Вначале этот человек был муаззином у (лжепророчицы) Саджах, после чего принял Ислам. Затем он был в числе оказавших помощь в восстании против ‘Усмана. Затем он стал сторонником ‘Али. После этого он стал хариджитом, выступившим против ‘Али. Затем он покаялся. Затем он присутствовал при убийстве аль-Хусейна (внука Пророка). После чего был в числе тех, кто требовал возмездия за кровь аль-Хусейна, вместе с (бунтовщиком) аль-Мухтаром. Затем он был назначен главой стражи в Куфе (аль-Мухтаром). А после этого он принимал участие в казни самого аль-Мухтара”. См. “Такъриб ат-тахзиб” 429-430.

Поэтому имам аль-‘Иджли сказал о нём: “Он был скверным человеком”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 530.

А шейх аль-Альбани сказал: “Относительно биографии этого Шабаса были высказаны очень удивительные вещи, которые в совокупности указывают на то, что этот человек обладал колеблющимся разумом, иногда склоняясь «направо», а иногда «налево»”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/510.

Свят Аллах, обратите внимания на то, сколько раз этот человек менял свои убеждения и позиции.

Да упасёт нас Всевышний Аллах от такого хамелеонства в религии!

Ещё один пример хамелеонству в религии – это аль-Мухтар ибн Аби ‘Убайд ас-Сакъафи, против которого в итоге выступил упомянутый Шабас.

аль-Мухтар был лжецом и хамелеоном, как это упоминали имамы-историки. Сначала он был хариджитом. Затем он стал поддерживать Ибн аз-Зубайра. После этого он вышел против Ибн аз-Зубайра. Затем он стал шиитом. После чего стал притворно призывать к тому, чтобы халифат перешёл к Мухаммаду ибн аль-Ханафии – сыну ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах), хотя сам Ибн аль-Ханафия не был к нему причастен. А под конец он стал заявлять, что знает сокровенное и что к нему приходит с откровениями сам ангел Джибриль (мир ему). И таким образом он продолжал проявлять своё хамелеонство, пока не был убит в месяце рамадан в 67 г.х. См. “Маъкалят аль-ислямиин” 1/91, “аль-Миляль уа-ннихаль” 147.

И как же много таких «хамелеонов» в наше время, которые меняют свои убеждения и позиции чаще, чем свои привычки, начиная считать заблуждением то, что ещё вчера для них было чуть ли не небесной истиной, или же наоборот, начинают считать чуть ли не единственно верной истиной то, что вчера считали заблуждением.

Например, ещё вчера один из таких «хамелеонов» мог считать крайней пагубностью методы джарховщиков, бракующих приверженцев Сунны по своим прихотям, а сегодня он сам в их рядах.

Ещё вчера один из таких был чуть ли не мурджиитом, ограничивавшим веру лишь сердцем и словами, воздерживаясь от обвинения в неверии даже того, кто не считает себя мусульманином, а сегодня – он уже крайний хариджит и такфирист, выводящий из религии мусульман не по праву.

Ещё вчера один был хариджитом, призывавшим убивать всех и вся, а сегодня он становится вероотступником и, приняв христианство, открыто заявляет о том, что, наконец, он обрёл мир.

Ещё вчера один считал аш’аритов заблудшими, а сегодня, они для него из числа сторонников Сунны, более того, они и есть для него олицетворение истинных суннитов.

Ещё вчера один считал музыку запретной, а сегодня, оказалось, что она дозволена.

Ещё вчера один порицал мазхабный фанатизм и слепой такълид, а сегодня – это несомненная истина, да и вообще, оказывается, что мазхабного фанатизма не существовало никогда.

Ещё вчера один порицал хариджитов и говорил о том, что эта секта не прекратит своё существование вплоть до Судного Дня, а сегодня, выходит, что такой секты вообще уже не существуют, и была она лишь во времена ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах).

Ещё вчера один утверждал, что шейх аль-Альбани и его ученики непричастны к мурджиизму так же, как волк не был причастен к крови пророка Юсуфа (мир ему), а сегодня он твердит, что аль-Альбани и его ученики чуть ли не превратили всю общину в мурджиитов.

Ещё вчера для одного из таких некий шейх или призывающий были олицетворением истинного саляфизма, а сегодня, по причине того, что его шейх поменял своё мнение, он стал относиться к нему так, словно тот рафидит или джахмит. Более того, даже тот, кого он вчера считал выдающимся учёным, сегодня для него стал обычным невеждой и заблудшим, при том, что этот учёный каким был, таким и остался, однако изменил позицию именно он сам, его шейх и его единомышленники.

И примеров подобного хамелеонства во взглядах и убеждениях очень и очень много. Да упасёт нас Всевышний Аллах от подобного!

С дозволения Всевышнего Аллаха в этой небольшой статье хотелось бы ознакомить мусульман с такой смертельной болезнью, как «хамелеонство в религии», а также указать на её причины, поскольку множество мусульман даже не ведают об этом.

Просим Всевышнего Аллаха сделать этот небольшой труд искренним ради Его Лика и полезным для мусульман!

 

Определение понятия «хамелеонство» (ат-таляуун)

Ибн Манзур сказал: “аль-Ляун (цвет) – также означает «разновидность». Говорят: «Такой-то человек муталяууин (переменчивый)», если он не способен устоять на одном качестве”. См. “Лисан аль-‘араб” 8/166.

Абу Хайян аль-Андалуси сказал: “аль-Ляун (цвет), мн. число «альуан». аль-Ляун – это разновидность, отсюда и выражение «альуан ат-та’ам», т.е. различные виды еды. Было сказано: «Такой-то муталяууин», если он не способен устоять на одном качестве и одном характере. И отсюда извлекается выражение «окрас хамелеона». Суть этого в том, что хамелеон по причине особенности своего тела способен принимать любой окрас, меняя свой цвет то на один, то на другой”. См. “Тафсир аль-Бахр аль-мухит” 1/320.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.