Образ авт. и повествователя. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Образ авт. и повествователя.

2019-08-07 84
Образ авт. и повествователя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Эксплицитное/имплицитное выражение личности повествователя, различие перволичного/ третьеличного повествователя, которое коррелирует с категориями достоверность/вымысел.

2) Позиция повествователя по отношению к миру текста: может выступать в роли внутреннего архитектора мира текста. Повествователь персонифицирован, но может быть деревом, лошадью, собакой, кем угодно. Выделяется позиция локальная (заданные место и время) + фиксированная/ нефиксированная (= стабильности/ изменчивости повествователя (перемена точки зрения)), а также позиция незримого очевидца (воспринимает, чувствует все происходящее).

3) Эпистемическая позиция - связана с полным/неполным объемом знания. а) позиция всеведения – автор знает обо всем, все чувства и мысли персонажей, прошлое и будущее, уподобляется Богу. б) позиция неполного знания о происходящем. Автор не Бог. Для такого худ. текста характерно соположение эпистемических позиций автора и персонажей. У Тургенева автор и персонаж знают примерно одно и то же. Толстой, как правило, знает все.

4) Аксиологическая позиция – а) выражается непосредственно, б) выражается опосредованно. Есть 3 типа оценочных высказываний: 1. Собственно-оценочное высказывание: прилагательное с оценкой в позиции предиката («Жизнь Ивана Ильича была ужасна»). Целое оценочное выражение, имеются слова с оценочной семантикой. 2. Несобственно-оценочное высказывание: нет слов оценочной семантики, высказывание оценки не является целью (светлое лицо Пашина в «Дворянском гнезде» так часто и приторно упоминается, что вызывает отвращение, но это не выражается в через оценочные предикаты). 3. Косвенные оценочные выражения: отсылка к правилам социума, оценка опирается на нормы, обычаи, картину мира общества («Шестой женой Петра стала приметная девушка Маша» - иметь шестую жену как-то не очень).

5) Динамика повествователя - изменение его позиции по ходу текста (разные лики повествователя).

 

Образ автора и композиция.

 Виноградов говорит о композиционно-речевых структурах, из которых состоит текст. Выделяет авторское монологическое слово, диалог, прямую речь героев, несобственно-прямую речь и говорит о таких признаках этих композиционно-речевых структур, как объем/последовательность появления (вовлечение в сюжет и фабульную структуру текста)/их нагрузка. Авторское монологическое слово – принадлежит повествователю, занимает наибольший объем в правильном художественном тексте, выполнять функции повествования, описания и рассуждения. Индикаторы авторского монологического слова – метатекстовые отсылки на разные события в худ. универсуме, прямое обращение к читателю, моделирование его реакций, форма «мы», которая не может идентифицироваться ни с одним персонажем, включение слова «читатель» в текст, употребление притяжательных местоимений («наш герой») риторические вопросы и лирические отступления

 

Образ автора и язык.

 В образе автора воплощено отношение автора к языку эпохи (литературно-художественная норма, выделение основных символов, характеристика языка в разных речевых структурах). Авторское монологическое слово соответствует литературной норме. Может иметь место стилизация, когда используются архаичные языковые единицы для придания особого колорита тексту и универсуму.

Билет 17.

1. Стилистические смыслы сниженного стилистического яруса. (есть в ответах)

 

Общее значение сниженного стилистического яруса — точка зрения,

связанная с жизненным миром говорящего, с его личностью как частным

человеком. Здесь представлены обиходно-бытовое пространство и обы-

денное повседневное мышление. Именно в сниженном стилистическом

ярусе допускаются и приветствуются стилистический портрет говоряще-

го, открытое проявление эмоции и субъективной оценки.

Стилистический смысл «разговорность» сигнализирует о том, что

«возможный» мир совпадает с непосредственным жизненным миром го-

ворящего, с непосредственным восприятием и непосредственным обще-

нием. Внеязыковым (денотативным) пространством является «частная

жизнь субъекта, взятая в непрерывности её временного протекания и во

всем многообразии действий, мыслей, чувств, интересов и переживаний

человеческой личности». Стилистический смысл «разговорность» — это

модальность разговорной речи, понятой как разновидность литературно-

го языка, предназначенная для устного общения. Стилистический смысл

«просторечность» совпадает со стилистическим смыслом «разговорность»

в той части, которая касается денотативного (внеязыкового) пространст-

ва. Но тип личности (и соответственно, способ думания о мире) детерми-

нирован каким-либо дополнительным ограничением. Это может быть

образовательный ценз, социально, регионально маркированное просто-

речие (просторечие малограмотных, деревенское (народное) просторе-

чие). Для стилистического портрета языковая система закрепляет не слу-

чайные, а существенные для мышления и картины мира характеристики,

передача которых осуществляется на коннотативном уровне помимо

осознанного намерения говорящего.

«— А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер. — Гм... Отчего же

он умер?... — Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер»

(Чехов). Стилистический смысл «просторечность» первичен для носителя

просторечия и его картины мира (показательна мотивация причины

смерти — «от горячки»).

Стилистические смыслы «разговорность» и «просторечие» могут при-

соединять дополнительное значение — «специализация».Как и в высоком

стилистическом ярусе, здесь институализируется профессиональная точ-

ка зрения. Язык моряков и плотников, телевизионщиков и деятелей кино

служит примером проявления данных стилистических смыслов. В отли-

чие от стилистического смысла «книжность плюс специализация» речь

идет не о терминах, а о своеобразной интимизации профессии, влияющей

на «картину мира» говорящего.

Стилистическая шкала завершается стилистическим смыслом «дест-

руктивность». Этот стилистический смысл мы усматриваем в таких тра-

диционно выделяемых классификациях социально-жанрового компонен-

та стилистического значения, как арго, жаргон, слэнг. Стилистический

смысл «деструктивность» выделяется на основе ценностных представле-

ний о мире, как и стилистический смысл «возвышенность», но с противо-

положным знаком. Стилистический смысл «деструктивность» сигнализи-

рует о том, что говорящий опирается на обиходно-бытовое пространство и

непосредственное общение, но его картина мира деформирована в аспек-

те нравственных (этических и эстетических) категорий. Деформация мо-

жет совершаться по линии упрощения и примитивизации, когда набор

оценок сводится к материальным запросам, инстинктам, либо она может

носить характер прямого противопоставления общепринятым нравст-

венным нормам: «Только помирай поскорее, а то время напрасно идет.

Скоро из годов выйду, пока подохнешь» (Мамин-Сибиряк). Неслучаен

здесь и своеобразный антиэстетизм, намеренный вызов чувству языка.

 

2. Стилистические возможности имён прилагательных.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.