Употребление полных и кратких прилагательных. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Употребление полных и кратких прилагательных.

2019-08-07 114
Употребление полных и кратких прилагательных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В русском языке большинство качественных прилагательных имеет полные и краткие формы. Полные формы употребляются в функции определения и сказуемого, краткие – в роли сказуемого. Поэтому можно говорить о различиях в использовании обеих форм только в предикативной функции. Обычно указывается на то, что между этими формами может быть:

1) смысловое различие – полные формы могут указывать на постоянный признак, а краткие – на временный: Юноша был глухим от рождения и Юноша был глух к советам родителей;

  2) грамматическое различие – при кратких формах могут быть зависимые слова, при полных в именительном падеже – не могут: Этот проект убыточен по расчетам экономистов и Этот проект убыточный (без нарушения грамматических норм нельзя добавить по расчетам экономистов);

3) стилистическое различие (нас только это интересует! Но про остальное сказать тоже надо) – полная форма может заключать более смягченную оценку по сравнению с категоричной оценкой, содержащейся в краткой форме: Поведение вызывающее и Поведение вызывающе.

Немного о стилистическом различии полной/краткой формы. Важно понимать, что при семантическом различии форм ни о каких стилистических особенностях речи быть не может, ибо смысл словес разный. Пешковский видел в вариативности полной/краткой форм проявление смягченности/категоричности, а Гаспаров (Борис) считает, что полная форма дает непосредственное образное представление, а краткая не связана с образом, т.е. зрительность vs.умопостигаемость (как разговорность против книжности). Действительно, при нейтрализации других факторов формы прилагательных создают стилистическое противопоставление «книжность-разговорность». Сочетание с выражением эмоции типично для разговорности: «Какой ты умный», (сравните с книжным «ты умен»).

Как стилистические приемы для усиления выразительности высказывания в использовании прилагательных следует рассматривать:

а) обращение к полисемантичным прилагательным. Например, в понимании мальчика Мити – одного из персонажей романа Б. Акунина «Внеклассное чтение» ослепительный в значении «поразительный по своей красоте» и «очень яркий» смешиваются, и это вызывает улыбку читателя: «Про ослепительную красоту Митя неоднократно читал в романах, но думал, что это так пишут в метафорическом смысле. Оказалось, правда. Князь Зуров и в самом деле ослеплял: кожа на лице и руках вся посверкивала золотыми звездочками – прямо глазам больно...»

б) двукратное повторение: Спала... больная тропическая птичка, – сном тонким и, в силу непривычки к нашим Святкам, грустным, грустным; Он был и гадок ей запахом махорки, пропитавшим весь его подрясник, и страшен, страшен (И. Бунин);

в) употребление синонимичных прилагательных: В небесах, в дыму облаков обозначилось что-то радостное, нежное; Жду того момента, когда я буду говорить все то, что полагается, буду любезна, оживленна, заботлива (И. Бунин);

г) традиционное употребление синонимических прилагательных, т.е. когда последующее прилагательное в эмоционально-оценочном плане является более сильным: Почти черное, гробовое лицо таганка стало еще безжизненнее, глаза совсем остекленели; Что такое чемодан? Это ближайший, интимнейший друг человека (И. Бунин);

д) употребление сложных прилагательных, которые как бы концентрируют в себе два или более признаков: Одетый во все белое, рослый, узловатый, огненно-рыжий, с голубой веснушчатой кожей, бледный и энергично-возбужденный, даже просто шальной, – от зноя, нервности, постоянного хмеля и деловитостис виду он не то швед, не то англичанин (И. Бунин);

е) прилагательные-антонимы: Небо загромождали огромные, но легкие и причудливые, лилово-дымчатые облака; Первый помощник его [оказался] тихим, но стойким сообщником (И. Бунин).

Определенные трудности связаны с употреблением качественных прилагательных, прежде всего в предложно-падежных конструкциях, когда нарушается управление, присущее прилагательным. Например, следует говорить и писать безвредный для кого-чего (не кому-чему), благополучный для кого-чего (не в чем), внимательный к кому-чему (не в чем), естественный для кого-чего (не кому-чему), идентичный кому-чему (не с чем), безопасный для кого-чего (не кому), непримиримый к кому-чему (не с чем), одержимый чем (не в чем), очевидный для кого (не кому), приемлемый для кого-чего (не кому). С точки зрения современного употребления ошибочны выделенные ниже конструкции: Общественное мнение вменяло ему готовую заслугу... стечение благоприятных ему обстоятельств (Т. Грановский); Я тому греху не причастен, я ошибкой осужден (М. Горький).


Трудности в употреблении ряда прилагательных возникают из-за их паронимичности: бережный – осторожный, заботливый (бережное отношение) и бережливый – экономный (бережливый человек), выборный (выборная должность) и выборочный (выборочные данные), туристский – прилагательное от турист и туристический – от туризм и др. Например: Сэкономить за счет бережного [лучше бережливого ] расходования материалов (Юность. 1959. № 7) и Она вспомнила, как бережливо-любовно [правильнее бережно-любовно ] помог ей Аржанов выбраться из машины в ночь отступления (А. Коптяева); Вряд ли стоит говорить о том, насколько удобнее взять такие «продукты» в туристический [следовало бы туристский ] поход (Известия. 1966. 29 апр.).
Ненормативные формы имен прилагательных могут употребляться авторами ошибочно или специально – для речевой характеристики действующих лиц.

Наконец, некоторые трудности в употреблении качественных прилагательных обусловлены их произношением вследствие неупотребления буквы ё на письме. Так, произносятся через [о] после мягких согласных следующие прилагательные: белёсый, блёклый, жёлчный, манёвренный, матёрый, никчёмный, одноимённый, платёжеспособный, скабрёзный, а через [э] после мягких шипящих прилагательные бесхребетный, иноплеменный, недоуменный, обыденный, одновременный, оседлый, современный, щегольский. Приведем примеры употребления прилагательных в той и другой огласовке: И клочьями туман белёсый / Повис на травах и кустах (К. Полякова) и Это золото осеннее, эта прядь волос белесых – / Все явилось, как спасенье Беспокойного повесы (С. Есенин). Пример ненормированной огласовки прилагательного: И рвет с деревьев листья блеклые / Промозглый ветер октября (В. Радкевич).

Краткие формы прилагательных образуются в принципе от полных форм. При этом имеют место свои трудности:

Трудность 1: от полных прилагательных на – енный могут быть образованы краткие формы на – ен и – енен: безответственныйбезответствен и безответственен. Обе формы являются нормативными, но первая стилистически нейтральна, а вторая более присуща книжному стилю, к тому же в настоящее время употребляется нечасто. Ср.: И Федор кричал: «Ура!» И он в эти минуты испытывал какое-то душевное родство со всеми... Он не одиночка, он – частица всех, он могуществен (В. Тендряков) и Филипп сожмурился: могущественен, благороден и красив лесной товар (К. Федин); Когда-то он был силен, как буйвол, и мужествен, как верхолаз (А. Лебеденко) и Этот суровый, грозный год покажет, кто из вас действительно трудолюбив, стоек и мужественен (А. Гайдар);

Трудность 2: краткие формы ряда прилагательных имеют колебания в ударении. Здесь выделяются три основные группы: 1) с неподвижным ударением на основе (бескра́ен, бескра́йна, бескра́йне, бескра́йни; бога́т, бога́та, бога́то, бога́ты; бу́ен, бу́йна, бу́йно, бу́йны); 2) с обязательным ударением на окончании только в женском роде, в то время как во множественном числе имеет место вариативное ударение (бе́ден, бедна́, бе́дно, бе́дны/бедны́; бли́зок, близка́, бли́зко, бли́зки/близки́; бо́др, бодра́, бо́дро, бо́дры/бодры́); 3) с ударением на окончании во всех формах, кроме мужского рода (бо́лен, больна́, больно́, больны́; высо́к, высока́, высоко́, высоки́; глубо́к, глубока́, глубоко́, глубоки́). Полный перечень кратких форм прилагательных этих трех групп дан в комплексном справочнике Т.Ф. Ивановой и Т.А. Черкасовой «Русская речь в эфире» (М., 2000).

Трудность 3: некоторые качественные прилагательные (типа буланый, большущий) не имеют кратких форм, некоторые краткие прилагательные (виноват, горазд, рад, хорош собой и т.п.) не имеют полных форм: – Я виноват! – отрапортовал Жора, сделав примерную стойку (А. Первенцев) и А я виноватый?! Кто ж с клинком, да конь без овса три недели, на танки попрет (В. Конюшев). Сами понимаете, что грамматические ошибки стилистически значимы и говорят об образовательном цензе говорящего.

 

Употребление форм степеней сравнения. Помимо положительной степени прилагательных, в качестве которой выступает их начальная форма, различают еще сравнительную и превосходную. Сравнительная степень может выступать в двух формах: простой (синтетической) и сложной (аналитической). Простые формы образуются присоединением к начальной суффиксов – ее(-ей), –е или – ше (сильнее, строже, тоньше). Эти формы употребляются во всех стилях речи: Посмотри... на себя в зеркало: ну может ли быть глупее физиономия (И. Гончаров); Да какой же он свой? Он хуже чужого, предатель (М. Шолохов); Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была (А. Пушкин). Следует иметь в виду, что формы на – ей (веселей) присущи скорее разговорной и стихотворной речи:

 

В тебе надежды наши
Не сбылись,
И на душе
С того больней и горше,
Что у отца
Была напрасной мысль,
Чтоб за стихи
Ты денег брал побольше.
(С. Есенин)


Следует различать литературные и просторечные варианты сравнительной степени типа бойче и бойчее, звонче и звончее (звончей), слаще и слаже, слабее и слабже: Пренебречь властью куда слаще, чём использовать ее (Ю. Нагибин) и Жила бы дома у отца, а то ишь пошла к свекрам, слаже ей хлеб там (М. Шолохов); В соснах – свой особенный белый гриб, чаще одиночка, запах его слабее (Д. Зуев) и На то он и зверь, чтобы мы с тобой его добывали! Он тех, кто слабже, а мы – его (Д. Еремин). В свою очередь, от просторечных форм сравнительной степени нужно отличать авторские образования, используемые для придания фразе большей выразительности: Орел самодержца /черней, чем раньше/, злей, /орлинее (В.Маяковский). Прибавление к формам приставки по- смягчает проявление признака (посильнее, построже, потоньше), они более употребительны в разговорной речи: А другой, ефрейтор, что ли, постарше его возрастом, можно сказать, пожилой, что-то крикнул (М. Шолохов).

Сложные формы сравнительной степени прилагательных образуются сочетанием прилагательного в начальной форме и слов более или менее (более сильный, менее строгий), употребляются они чаще в книжной речи: На темном фоне неба обозначилась еще более темная, почти черная полоса (М. Салтыков-Щедрин); Зной становился менее жгучим (М. Горький). Не следует соединять в одном прилагательном простую и сложную формы сравнительной степени: более весомее, менее строже; правильно говорить более или менее, а не более менее: Мне необходимо было, зная более или менее точно направление открытых мною нефтяных течений, определить, где следует искать нефть (К. Паустовский), но не Иду по улице, ни одной более менее сносной [девушки] пропустить не могу (В. Розов).
Формы превосходной степени прилагательных также бывают простые и сложные. Простые образуются от основы положительной степени при помощи суффиксов– ейш- или– айш- (простейший, тончайший) и имеют книжный характер: Европа была заселена еще в глубочайшей древности, восходящей к палеолиту (А.Н. Толстой); Наши знания... нуждаются в дальнейшем развитии, в дальнейшей проверке и уточнении (из журнала). Прибавление к этим формам приставки наи- придает им значение предельной меры признака, что усиливает их выразительность (наипростейший, наитончайший): Это был далеко не предел: наивысшей силы достиг шторм утром, когда все суда потеряли грот-марсель (С. Сергеев-Ценский).

Сложные формы превосходной степени прилагательных образуются также сочетанием слов самый, наиболее или наименее с формой положительной степени (самый простой, наиболее – наименее простой). Они характерны для всех стилей речи: Образованиесамое великое благо для человека (Н. Чернышевский); В семье Журбиных все жили дружно, семья считалась одной из наиболее крепких в Старом поселке (В. Кочетов). Соединение в одном прилагательном простой и сложной форм превосходной степени (самая прекраснейшая) ошибочно.

В последние десятилетия вошло в употребление выражение «самые, самые» для подчеркивания определенного качества, присущего кому-либо по сравнению с другими: На Новодевичьем кладбище похоронены члены правительства, маршалы, министры, самые знаменитые ученые, академики, писатели. Здесь все только самые, самые... (Г. Вишневская). Нетрудно заметить, что выражение «самые, самые» приобрело некий иронический оттенок. Наверное, породило такого рода шутки безудержное и далеко не всегда обоснованное восхваление советского образа жизни: Советская медицинасамая бесплатная в мире, советский паралич – самый прогрессивный паралич в мире (В. Барковский).

Заметим, что федеральный закон запрещает использовать в рекламе формы превосходной степени, допустимые в других жанрах. Так, реклама считается недостоверной, а следовательно, недопустимой, если в ней использованы термины с употреблением слов самый, только, лучший, абсолютный, единственный и т.п. при невозможности документального подтверждения высочайшего качества продукта или услуги.

Особой экспрессивностью отличается так называемый элятив – форма превосходной степени, имеющая значение предельной степени качества вне сравнения с другими объектами: Б.Е. Патонкрупнейший ученый и организатор науки, один из видных специалистов в области технологии металловстал лауреатом Золотой медали имени М.В. Ломоносова в 1980 г. (из журнала).
В разговорной речи в значении превосходной степени используется конструкция, в которую входит простая форма сравнительной степени и слова всего или всех: Твое спокойствие мне всего дороже (А. Пушкин); Володя старше меня; а я меньше всех... (Л. Толстой).

Для выражения субъективной оценки степени качества могут использоваться отадъективные прилагательные, образованные от прилагательных посредством же приставок архи-, сверх-, ультра- (в книжных стилях), пре-, раз- и суффиксов - енн-, -ущ- или - ющ- в разговорном стиле: Минуты, когда можно было приглядываться к тому, что делалось у берегов, выпадали все-таки очень редко за два дня сверхчеловеческой борьбы со штормом (А. Новиков-Прибой); Тихий и незаметный, с бледным лицом и яркими ультрамариновыми глазами, Пушин оказался энергичным, неутомимым работником (В. Ажаев); Привет тебе, премудрый, Великий Берендей, Владыка среброкудрый, Отец земли своей (А. Островский); Кабы знала я, кабы ведала, Не смотрела бы из окошечка Я на молодца разудалого (А. К. Толстой).

Для освежения повествования мастера художественного слова используют формы сравнительной и превосходной степени, образованные от относительных прилагательных: А земля – ведь она тоже наподобие картины. Всех картин картинней (Е. Евтушенко).

Употребление притяжательных прилагательных. Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета лицу или животному (группе лиц или животных). Они образуются при помощи суффиксов – ов(-ев), –ин(-ын), – u (- j): дедовы (наставления), бабушкины (серьги), куницын (след), волчий (оскал), медвежья (берлога).

Притяжательные прилагательные на – ов (-ев), –ин означают принадлежность одному лицу: отцов (наказ), теткино (приглашение), сестрицыны (письма). В прошлом они довольно широко использовались в авторской речи: Платонов взял стальную блоху... показал ее тульским оружейникам и слова государевы передал (Н. Лесков); Ассесорша за мужнину смерть мстить не желала (А. Радищев); Вещуньина с похвал вскружилась голова (И. Крылов). Такие формы, образованные от фамилий, свойственны разговорной речи и воспринимаются в настоящее время большей частью как архаичные: Далев словарь, Марксов «Капитал». В других стилях они заменяются формой родительного падежа существительного со значением принадлежности: дедовы наставлениянаставления деда, бабушкины серьгисерьги бабушки, куницын след – след куницы.

В произведениях современных писателей притяжательные прилагательные на – ов, -ин чаще используются при описании событий прошлого – как грамматические архаизмы: Пахло от Аполлонова жреца нехорошо, кислятиной и потом; На государынино выдвижение белого офицера светлейший бухнул пешкой п5; Юноша – Его Высочество императрицын внук, а прелестная особа – его супруга (Б. Акунин). У этого же автора читаем: Их высочества, не дожидаясь ответа императрицы, сразу поднялись из-за стола.

Притяжательные прилагательные на – ин мужского и среднего рода в родительном и дательном падежах могут иметь вариантные окончания: дедушкина перстня – дедушкиного перстня, к дедушкину внуку – к дедушкиному внуку. Варианты с полными окончаниями вытесняют формы с краткими окончаниями, о чем свидетельствует художественная литература: Отец уже сидел переодетый, вымытый и свежий возле матушкиного кресла (И. Тургенев); Порфирий Владимирович вышел из папенькиного кабинета взволнованный и заплаканный (Ш. Салтыков-Щедрин); Рябью пробежали перед взором памяти голубые полосы Лизиного домашнего платья (К. Федин).

Притяжательные прилагательные на – ин-ый, –ов-ый, –ин(-и j) чаще всего обозначают признак, свойственный классу животных (голубиное яйцо, китовый ус, верблюжья выносливость, тюленья кожа): Я иду черной лошадиной тропой (В. Белов); Как ворон меж попугаев, подумал Митя про черного, странно смотревшегося среди пышных платьев, золоченых камзолов и разноцветных фраков. Только лицо не вороновье, скорее собачье, как у английского мопса (Б. Акунин).

Притяжательные прилагательные на – ов, –ин и – веский, –инский могут одинаково означать индивидуальную принадлежность, но последние имеют еще и качественный оттенок: Отцова куртка лежала на месте (П. Павленко) и Старший брат был года на два старше меня. Казалось, он унаследовал некоторые черты отцовского характера (В. Короленко).

 

 

Билет 18.

1. Жанры научного стиля.

 

Жанры научного стиля.

Жанры научного стиля отличаются разнообразием, могут быть описаны при помощи полевой структуры, представляющей собой совокупность «ядра» (академические жанры, в центре которых монография, воплощают научный канон) и «периферии» (более или менее переходные, диффузные жанры). 

ПЕРВИЧНЫЕ ЖАНРЫ: монография, статья, справочные издания, дидактические издания и др.

ВТОРИЧНЫЕ ЖАНРЫ (отсылают к более крупному тесту, научный текст о другом научном тексте/текстах): рецензии, обзоры, рефераты, аннотации и др.

Могут быть классифицированы по следующим параметрам:

-объем

-направленность

-степень стандартизации: жесткая (аннотация, справочники, диссертации, научные отчеты)/свободная (монография, статья, ученые заметки)

-степень новизны научного знания: новое знание (научная статья)/общепризнанное (учебно-педагогические тексты, справочники)

-письменные и устные (лекция, доклад, выступление в дискуссии, заседание кафедры).

 

Письменные типы жанров в научном дискурсе:

1) академический

2) информативно-реферативный

3) справочно- энциклопедический

4) научно-оценочный

5) научно-учебный

6) научно-деловой

7) научно-популярный

Академические научные жанры:

1) Монография: характеризуется многопрофильностью (множество разных аспектов, относящихся к одной и той же проблеме, обобщение уже имеющегося научного знания), обязательно включает в себя историю вопроса и научную полемику, обладает обширным справочным, терминологическим и библиографическим аппаратом. Имеет четкую логическую структуру: заглавие, указание имени автора, разделение на главы, параграфы, абзацы, ссылки на другие научные работы. Очень интересным является вопрос проявления индивидуальности, индивидуального авторского стиля. Он проявляется в ведении и в трактовке научных терминов и в выборе языковых средств. Монография допускает развитие собственного концепта и зависит это от специфики научного мышления. У некоторых ученых, например, научное мышление сопровождается созданием образных концептов, т.е они мыслят концептуальными метафорами (Язык - это стихия, почва, которая включает в себя пласты, т.н. геологическая концептуальная метафора).

2) Статья: узкопрофильна, монотематична. Постановка одной проблемы и непременное ее новое решение. Небольшой (как правило, заданный) объем. Ответ на конкретно поставленный вопрос, установка на открытие, четкая логическая структура (цель, задачи, вывод). Цель, аргументация, этим определяется композиция жанра. Ожидается, что справочный аппарат включает в себя новейшую литературу по данной проблематике. Новизна - едва ли не структурный признак этого текста. Статья - это преобразование знания.

3) Тезисы: всегда краткий объем, делятся на пункты (обычно 3-5 пунктов), каждый пункт-сочетание последовательных номинативных (назывных) предложений, не предполагают аргументации, ссылок, аннотаций, допускают текстовые аббревиатуры в пределах данного текста. В общем, максимум информации при минимуме текста.

4) Аннотация: м.б. авторская/ безавторская, прямая адресация, установка на получателя (нужно убедить купить эту книгу), а потому включает характеристику адресата («монография рассчитана на специалистов по романской филологии, будет интересна...»). Очень краткая – 4-5 строк вполне сойдет. Главное – подчеркнуть актуальность, а не новизну. И оценить прагматически, без субъективности.

5) Курсовые, дипломные работы, диссертации – это квалификационные жанры научного стиля. Они очень близки к академическим. Также отличаются высокой степенью стандартизированности, характеризуются интертекстуальностью.

 6) к устным академическим жанрам можно отнести научные сообщения, доклады, выступления.


Информационно-реферативные жанры: реферат, конспект, шпаргалка (полусерьезно), тезисы, лекция, аннотация, автореферат.

Справочно-энциклопедические жанры: энциклопедические и словарные статьи.

Научно-оценочные жанры: рецензия, отзыв, экспертная научная оценка, полемическое выступление. Рецензия — это способ выражения оценки, но всегда должна присутствовать научная лексика. Речь, как и оценка, не должна быть эмоциональной.

Этика научного общения предполагает смягчение оценки, эвфемистическое ее представление.

Научно-учебные жанры: учебник, пособие, упражнение, курс лекций. Они направлены на общепринятое знание, освещенное научным авторитетом; в них важно пошаговое введение информации. Имеется конкретный отправитель и получатель, но больше адресованы получателю, тому, кто должен получить знания. Для него создаются вопросы, упражнения.

Научный стиль взаимодействует с другими функциональными стилями, например, с официально-деловым. В результате мы имеем следующие пограничные, «научно-деловые» жанры: это научно-техническая документация – инструктивные жанры (программа научной дисциплины и специализации, руководства, инструкции, памятки, рекомендации, сопроводительные документы)

патенты, авторские свидетельства на изобретение, стандарты, управленческие тексты (договор на издание книги). Сопрягаясь с публицистическим стилем, научный стиль дает специфические типы таких научно-популярных жанров, как научно-популярные журнальная статья, очерк, репортаж и др.

 

 

2. Стилистические возможности местоимений.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.