История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2019-08-07 | 137 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Речевые (риторические, стилистические) фигуры - это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность.
Фигуры речи подразделяют на семантические и синтаксические.
Семантические фигуры речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость.
· К ним относятся:
o сравнение - стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С. Пушкин); Под ним струя светлей лазури (М.Ю. Лермонтов);
o зевгма - фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шел дождь и три студента, первый - в пальто, второй - в университет, третий - в плохом настроении;
o каламбур - фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П.А. Вяземский);
o антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры - антонимия, синтаксическая основа - параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;
o оксюморон - фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.
· Тропы - это переносы наименования, использование слов, их сочетаний и предложений для наименования иного предмета в данной речевой ситуации. Основными видами тропов являются:
|
o метафора - употребление слова в переносном значении, основанное на сравнении предметов: Ваня сущий вьюн; Это не кот, а бандит (М.А. Булгаков);
o метонимия - перенос значения слова по смежности, сопредельности: выутюженный молодой человек; дерзкие глаза;
o ирония - намеренное употребление слов, словосочетаний, предложений и более крупных отрезков текста в смысле, абсолютно противоположном буквальному. Ироническая окраска текста понимается читающим или слушающим за счет владения фоновыми знаниями (знанием ситуации, культурных и иных реалий), а также с помощью интонационных или иных способов подчеркивания автором противоположного смысла высказывания: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов).
Билет 16.
1. Параметр архаичность-новизна и его место на стилистической шкале. (есть в ответах)
Еще одно стилистическое значение, которое, так же, как эмоция и
оценка, создает поперечный разрез в стилистической шкале и может со-
единиться с любым из основных стилистических смыслов — это значение
архаичности — новизны. В словарях мы часто встречаем пометы «устар.»,
«архаичн.», систематически выпускаются сборники «Новые слова и зна-
чения». но данная характеристика относится, разумеется, к языковым зна-
кам всех уровней. Мы имеем дело с коннотативным выражением такой
важнейшей характеристики, как время. Архаичность и новизна не сим-
метричны. Новизна определяется по отношению к конкретному времени,
новообразования, входя в язык, некоторое время несут в себе отчетливо
осознаваемый социумом семантический заряд новизны. Языковой опыт
последнего десятилетия наглядно продемонстрировал этот смысл: такие
понятия экономической лексики, как маркетинг, бартер, лизинг, менедж-
мент (и менеджер), еще недавно воспринимались как абсолютно новые
|
слова, значение которых было непонятно большинству людей. Для на-
стоящего времени таким словом является пиар и производные от пиар-
щик, которые, однако, уже фиксируются в данном виде на страницах газет.
2. Категория образа автора в художественном тексте.
Понятие образа автора разработано Виноградовым в 20-30 гг ХХ века в его работах, посвященных анализу таких произведений, как «Житие протопопа Аввакума», «Пиковая дама», «Двойник» (с применением микроскопического анализа). Сам термин является прямой отсылкой к расщеплению коммуникативной рамки: Писатель как создатель текста = автор, образ автора же занимает особое место в художественном универсуме. Или так:
Писатель – это создатель художественного текста, принадлежащий внешней действительности.
Повествователь – внутренний отправитель, принадлежащий художественному тексту.
Автор – образ писателя как создателя данного текста (тоже принадлежит худ. тексту).
А.П. Чудаков считает, что Виноградов не создал единой концепции образа автора. Его теория образа автора есть исследование языка и текстов русских писателей, да и только (считает Чудаков).
Виноградов считал категорию образа автора конституирующей категорией художественного текста. В своей работе «О языке художественной прозы» он соединил исследование композиционно-речевых категорий литературы с категорией образа автора. Рассматривая образ автора, ученый отмечает, что «он является одновременно и отпечатком творческого сознания его исследователя или поклонника и – вместе с тем – отражением объективных качеств художественных свойств стиля и личности самого предмета изучения». Данная категория по своей значимости в науке о языке художественной литературы является систематизирующей, ибо, как писал Виноградов, «в образе автора, как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого». Субъектом речи может быть собственно автор, рассказчик, повествователь, издатель, различные персонажи. Однако все это объединяется, высвечивается отношением автора - нравственным, социальным, эстетическим. Это воплощенное в речевой структуре текста личностное отношение к предмету изображения и есть образ автора, который соединяет все элементы текста в единое целое.
|
По Виноградову, выявление «голоса» автора важно для понимания как содержания текста, так и его композиции: образ автора является залогом целостности худ. произведения. Анализируя «Пиковую даму», ученый пишет о роли «образа автора» в формировании смысла, содержания художественного текста. Образ автора всегда присутствует в тексте и является своеобразным авторским ликом.
Образ автора не может быть отождествлён с реальным писателем, это субъект и его образ. Виноградов, анализируя категорию образа автора, выделял три аспекта ее изучения:
· Исторический (диахрония: становление категории в связи с развитием художественного языка и словесности: образ может быть связан с определенными литературными направлениями, школами (сентименталистский, романтический и т.д.)
· Типологический (сравнительный аспект)
· Собственно-описательный (синхрония, анализ конкретного художественного текста в его уникальности)
Следует отметить, что понятие категории образа автора как конституирующей категории худ. текста внутренне согласовано с выделением композиционно-речевых структур, ибо в понимании Виноградова категория образа автора есть объемлющая категория, структурными параметрами которой выступают повествователь и его позиции, композиционно-речевое строение и язык, в котором воплощаются “формы художественного осознания мира”.
Структурные признаки образа автора:
1) образ автора и повествователя.
2) композиция и образ автора.
3) образ автора и язык.
.
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!