Второе заседание организационной секции               191 — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Второе заседание организационной секции               191

2019-08-07 135
Второе заседание организационной секции               191 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

привлечь к законодательной, исполнительной, контролирующей работе, по крайней мере, всю массу пролетарского авангарда, если не весь рабочий класс в целом, если не всю массу рабочих и ^крестьян. И для этого надо предпринять целый ряд таких конкретных мер, которые приводят к тому, чтобы полномочия власти перешли в руки более широких коллегий, выбираемых более широкими массами пролетарского авангарда.

Кроме того, нам надо принять и ряд различных специальных мер против возрождения бюрократизма, обусловливаемого специальными причинами, о которых говорится в программе. Из этих мер моясно указать следующие. Прежде всего надо начинать с самых верхушек. У нас в верхушках нашего государствен-, яого аппарата существует невероятный параллелизм, повторение учреждений, которые делают одно и то же дело. Например, я сейчас заведую отделом советской пропаганды, который ведет международную пропаганду идеи Советов и советского строительства. Этим делом кроме того занимаются не менее 6 — 7 учреждений, которые совершенно не могут друг с другом размежеваться и друг другу все время мешают. Этот пример я привел для того, чтобы перейти сразу к основному. Прежде всего, параллелизм имеется в центральных правительственных органах. С одной стороны, существует Совет Народных Комиссаров, а с другой — Президиум ЦИК, причем их работа в значительной мере совпадает. Поскольку Президиум ЦИК не является только Президиумом, который выполняет решения ЦИК или руководит его заседаниями, он принимает на себя рассмотрение законопроектов. С другой стороны, те же законопроекты рассматривает Совет Народных Комиссаров. И ни члены Президиума ЦИК, ни Совет Народных Комиссаров не могут точно сказать, где кончаются полномочия одного органа и начинаются полномочия другого. Надо прежде всего слить эти два центральные правительственные органа в один. Спрашивается, к какому какой присоединить: присоединить ли к Совнаркому Президиум или к Президиуму Совнарком? Московская губернская конференция решила Совнарком присоединить к Президиуму. Я по этому вопросу выступаю докладчиком не только от лица губернской конференции Москвы, но и от лица уральской делегации. На совместном заседании этих двух делегаций было решено, что надо поступить иначе: надо взять старое наименование Совета Народных Комиссаров и приложить Президиум к Совету Комиссаров.

По существу тут не получается никакой разницы, и никаких серьезных возражений против этого не может быть. На местах исполнительный комитет в одно и то же время и президиум Совета, и орган законодательный, и исполняющий, деловой. Параллелизм благодаря этому будет сокращен, будет внесена ясность в законодательную и исполнительную работу. Если мы это

VIII съезд РКП (б)


192

ПРОТОКОЛЫ VIII СЪЕЗДА РКП(б)

проделаем, тогда наши народные комиссариаты превратятся в то, что нам надо, в то, чем они должны быть по Конституция, но чего в действительности нет. Они являются по Конституции отделами ЦИК, на самом же деле имеются кроме того отделы ЦИК, деятельность которых совпадает с деятельностью первых, а комиссариаты в действительности превращаются в ведомства независимые. Если Совнарком сольется с Президиумом ЦИК, это будет первой гарантией того, что комиссариаты будут отделами ЦИК. Точно так же на местах различные ведомства — финансовое, просвещения и т. д. — должны являться отделами местных Советов.

Дальше — второе предложение. Я вчера упоминал п сегодня это повторяю совершенно серьезным образом и сейчас докажу, что в данный момент у нас, в сущности говоря, если иметь в виду Совет Народных Комиссаров, единого правительства не существует. Я имел честь быть членом Совета Народных Комиссаров в ноябре, декабре и январе 17—18 года. Тогда в Совете Народных Комиссаров обсуждались основные вопросы политики. Если происходил конфликт с румынским послом, его арестовывали 83 или объявлялась война, — все это рассматривалось на заседании Совета Народных Комиссаров. В настоящее время этого не наблюдается. Тов. Сапронов упоминал, что в районы, как с неба, свалилась нота Чичерина о Принцевых островах. Тов. Зиновьев говорит, что это не та«. В действительности это в некотором отношении справедливо, потому что по первому ответу Чичерина казалась, что мы на соглашение идем, но не пойдем именно на Принцевы острова, что это — провокационное предложение. Но оно было принято. И этот ответ оказался совершенно неожиданным для местных организаций: они к такой форме ответа не были подготовлены. Этот ответ оказался неожиданным даже для членов коллегии Комиссариата иностранных дел, того учреждения, которое должно рассматривать вопросы иностранной политики. Члены коллегии прочли эту ноту в газетах, но в обсуждении ее участия не принимали. А Совет Народных Комиссаров принимал участие в этом обсуждении? Нет. И ни одна из крупных нот в Совете Народных Комиссаров не рассматривалась. Сейчас там рассматриваются отдельные декреты, они там редактируются, и некоторые из членов коллегии заявляют, что они превратились в редакционную комиссию. Не управляют страной, а рассматривают декреты и разрешают междуведомственные трения и споры. Единого правительства, которое руководит политикой в целом, у нас не существует. Это положение необходимо изменить.

Тут, конечно, никакими формами, предписаниями делу не поможешь. В начале революции положение было таково, что у нас правительство было настоящим правительством. И в данный мо-


ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СЕКЦИИ                      193

мент, если большинство членов ЦК будет входить в состав Совета Народных Комиссаров, то получатся следующие преимущества. Во-первых, Совет Народных Комиссаров превратится в правительство в полном смысле этого слова. Он должен будет постоянно руководить политикой, так как там будут наиболее ответственные политические работники. С другой стороны, ЦК всегда будет находиться на месте, ему даже не придется заседать для решения отдельных вопросов, так как эти вопросы будут решаться в заседании Совета Народных Комиссаров. А если нужно будет решать вопросы более общего характера, то не трудно будет созвать Центральный Комитет. Такая конструкция Совнаркома гарантирует наличие настоящего правительства, живо работающего. С другой стороны, действительно будет существовать Центральный Комитет. Против этого могут возразить, что тем самым мы нарушим деловую работу Совета Народных Комиссаров. Сейчас Совет Народных Комиссаров состоит исключительно из деловых людей, и если не исключительно, то в значительной степени, из людей, в политических вопросах разбирающихся очень плохо, но хорошо знающих свои отдельные ведомства. И надо понять, товарищи, что эта ведомственность-то и вредит. Если правительство состоит из деловых людей, если оно является деловым кабинетом, то совершенно ясно, что здесь все будут говорить об интересах своего ведомства и будут спорить о границах компетенции своих ведомств, а общего политического руководства не будет. Обыкновенно правительство бывает сконструировано следующим образом: во главе каждого ведомства должен стоять ответственный политический руководитель, а при нем имеются деловые товарищи-министры. Так обстоит дело за границей, так это было и у нас раньше. И благодаря этому деловая работа нисколько не нарушается. Все деловые комиссары могут быть превращены в заместителей комиссаров. От этого мы ничего не потеряем, но приобретем настоящее правительство, которого нам не хватает.

Председатель. Ваше время истекает.

О с и н с к и й. Тоща мне придется только прочесть тезисы. Вот они. (Читает.)

ТЕЗИСЫ О СОВЕТСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Строя усиленным темпом в условиях гражданской войны аппарат нового классового государства, рабоче-крестьянская власть была вынуждена до сих пор все более сосредоточивать законодательные и исполнительные полномочия в узких и закрытых коллегиях (исполкомах, бюро, президиумах и пр.) или в руках отдельных лиц, снабжаемых неограниченными полномочиями. Необходимость таких военно-командных форм пролетарской

8 «


194 ___________          ПРОТОКОЛЫ VIII СЪЕЗДА РКП (б)

диктатуры не исчезнет целиком вплоть до полной победы международной революции. Но ужо в настоящее время, когда старая государственная машина уничтожена, новая в главных чертах построена, старые господствующие классы и отношения производства в основе сломлены, является возможность сделать ряд шагов в сторону пролетарской классовой демократии, которая составляет нашу цель в области государственного строительства. Эти шаги при данных условиях заключаются в широком привлечении к действительному участию в законодательстве, управлении и контроле пролетарского авангарда. Эти шаги предотвратят бюрократическое окостенение советского механизма, оживят его работу, привлекут к ней новые кадры работников и помогут устранить стихийное недовольство масс недостатками советского механизма.

Когда мы издали декрет о чрезвычайном налоге, то потом на заседании фракции ЦИК выяснилось, что никакой подготовки населения сделано не было. И сам т. Крестинский признал, что было бы целесообразнее, если бы этот вопрос был предварительно широко обсужден, — тогда массы были бы подготовлены и провести его в жизнь было бы легче. В наше время даже неспешные законопроекты проводятся без всякой предварительной подготовки.

Председатель. Ваше время истекло, будьте добры, дочитывайте ваши тезисы.

Осинский (продолжая чтение). Кроме мер по демократизации форм пролетарской диктатуры, необходимо принять ряд специальных мер против возрождения бюрократизма. В этих целях съезд считает необходимым провести в жизнь нижеследующие положения:

1) Для полного объединения и централизации законодательной и исполнительной деятельности Президиум ВЦИК сливается с Советом Народных Комиссаров, который принимает на себя все функции Президиума. Существующие народные комиссариаты, во исполнение требований Конституции, превращаются в отделы ВЦИК, народные комиссары являются заведующими этих отделов и одновременно членами Президиума.

2) В целях устранения создавшегося положения, когда Совет Народных Комиссаров превратился в совещание деловых комиссаров, обсуждающее отдельные декреты и не руководящее на деле правительственной политикой в целом, что ведет к усилению бюрократизма, необходимо, чтобы возможно большее число членов ЦК партии входило в состав правительства.

3) В целях привлечения всех членов ЦИК к активной работе,

состав ЦИК делится на секции, соответствующие отделам. Секции занимаются предварительным рассмотрением декретов и



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.