Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2019-08-07 | 162 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
О явной нешаблонности методов духовного воспитания, свойственных Джастину Моруорду Хейгу, я никогда особо не задумывался, пока у меня не завязалось одно знакомство, которое продемонстрировало, до какой же степени этот замечательный человек может действовать вопреки своей изысканной натуре, чтобы достичь определенных результатов по изменению характера некоторых учеников, обладающих специфическим темпераментом.
И действительно, был один последователь (ибо я с полным правом могу назвать его последователем), которого я встретил дома у Моруорда. Этого человека легче всего описать жаргонным, но выразительным словом «неженка», и он, как я впоследствии узнал, хотя и отличался высокими душевными качествами, все же на первый взгляд выглядел таким робким, что, казалось, и мухи не обидит. Он, видимо, был из числа тех чересчур женственных душ, которые имели несчастье родиться в мужском теле, что повлекло за собой необходимость носить эти столь ненавистные брюки, тогда как он с величайшим удовольствием предпочел бы вместо них носить юбки. К тому же от него исходило нечто такое, что наводило на мысль о том, что он, если и не «слишком чист, чтобы жить», то, во всяком случае, слишком чист, чтобы прожить долго. Кроме того, насколько я понял, женственность Тони не ограничивалась исключительно внешним видом, но проявлялась и в действиях: например, он пришивал пуговицы не только себе, но и своим соседям по комнате. Одним словом, если, как справедливо заметил Моруорд, этот юноша и обладал «душевными достоинствами», то это были достоинства, более свойственные необыкновенно доброй старой деве, которая исполняет «все, что только может» для тех, о ком она заботится: суетится вокруг них, согревает для них шлепанцы и оказывает великое множество подобных мелких услуг, которые можно назвать одним обобщающим термином «материнская забота». Ведь не следует забывать, что старым девам подобная заботливость свойственна в гораздо большей степени, чем многим матерям.
|
Тони Блэнд (и это уменьшительное имя, и фамилия ему чрезвычайно подходили)*
* Топу в американской разговорной речи означает «изысканный», a bland по-английски значит «вежливый», «ласковый».
был (и это вполне согласовывалось с образом старой девы) худощавым и тонкокостным, при этом для своих тридцати пяти лет он выглядел несколько высохшим. К тому же уже упомянутым характеристикам Тони сопутствовали искусность, точность и мягкость речи. Что же касается его восхищения Моруордом, то должен признаться, что как раз в этом случае оно поражало меня, так как Моруорд в обществе Блэнда менялся до неузнаваемости. Стоило тому появиться, как все более чем очевидные признаки, отличавшие Моруорда: одухотворенность, мягкость, вежливость — тут же исчезали, меняясь на нечто совершенно противоположное. Моруорд начинал говорить жестко и резко, его смех становился неприятно громким и даже вульгарным, речь свою он пересыпал бранными выражениями, а его манеры, обычно столь учтивые и живописно церемонные, становились почти грубыми в своей небрежности. Мне не составило труда заметить, что миниатюрное тело Тони Блэнда большую часть времени вздрагивает, словно его колют в больное место, но от меня не укрылось и то, что чем дальше, тем больше он пытается это скрыть. Тони Блэнд слегка стыдился своей чувствительности и предпринимал шаги, чтобы она была незаметна постороннему глазу. Что до меня, то, впервые столкнувшись со столь разительными переменами в Моруорде Хейге, я был совершенно ошеломлен, хотя несколько позже, когда линия поведения Хейга разъяснилась, мое изумление переросло в истинное восхищение.
|
Встретился я с Тони Блэндом случайно, во время одного из моих визитов к Моруорду. Тони аккуратно сидел на краешке стула, сложив руки, тогда как его собеседник стоял спиной к камину, засунув большие пальцы рук в проймы жилета и куря огромную сигару, отчего вся комната была окутана густыми клубами неприятно пахнущего дыма. Не соблаговолив двинуться с места, Моруорд приветствовал меня кивком и достаточно громко и развязно представил нас с Тони друг другу.
— Привет! — сказал я. — С каких это пор вы пристрастились к сигарам?
Хозяин громко захохотал.
— Курение, дорогой мой — это мой порок, который крайне необходим, дабы воздействовать в качестве медицинского средства на кое-кого из моих сверхчувствительных учеников ради их духовного блага.
После этого загадочного замечания он добавил:
— У Блэнда есть определенное мнение на этот счет, не правда ли, Антония?
Но вместо ответа Блэнд лишь смущенно улыбался и мягко потирал руки.
— Ну, не хочешь ли ты нам его изложить? — настаивал Моруорд.
— О... э... я всего-навсего думаю, что, возможно, очень жаль... э... ну... мне приходит в голову, что это довольно неприятная привычка... особенно, когда ею увлекаешься чрезмерно. Видите ли, — нерешительно продолжал Тони, повернувшись ко мне, — Джастин курит весь день напролет, и это действительно не доведет до добра.
Это стало для меня новостью, и я, вероятно, как-то это продемонстрировал, однако Моруорд не стал давать никаких объяснений.
— Ну же, ну, — сказал он. — Ты увиливаешь, ты недостаточно правдив, чтобы заявить, что думаешь, будто все люди, которые дымят, словно дымоходы — это просто животные, особенно те, кто курит сигары. Не бойся высказывать свое мнение. Бродбент, угощайтесь сигарой!
Я мельком взглянул на Блэнда, пребывая в замешательстве по поводу того, стоит ли принять подобное предложение. Но Моруорд бросил на меня весьма недвусмысленный взгляд и я взял сигару.
— Вот и правильно. Ну, Антония, о чем мы с тобой говорили?
— О различных формах учения йоги, — ответил Блэнд тоном, необычайно мягким в противоположность Моруорду.
— Учения йог! — вскричал Моруорд. — Разве я не говорил тебе, что «а» в слове «йога» — немая гласная и слово произносится «йог»?
— Но с «а» на конце слово звучит гораздо красивее, — пролепетал Тони.
|
— Черт бы побрал эту красоту! — заявил Моруорд. — «Чолмонделей» звучит, как ты выражаешься, красивее, чем «Чамли», но все равно правильный вариант — второй. А впрочем, называй, как хочешь. В Северной Индии это учение называют «йог», а в Южной — «йога». Выбери второй вариант — и по причинам, в которые мне нет нужды вдаваться, некоторые люди будут считать тебя невеждой.
— Но разве не это название я видел выставленным напоказ — на рекламных щитах сэндвичменов*, курсирующих по Риджент-Стрит?
· Сэндвичмен — человек-реклама; расхаживает с рекламными щитами на спине и на животе — отсюда и сравнение его с бутербродом.
— Вполне возможно, — ответил Моруорд. — Профессиональные хироманты, ясновидящие и другие люди подобного рода любят профанировать самое возвышенное из всех учений на свете, так что оно начинает ассоциироваться с их низменными профессиями.
— А как насчет тех людей в Индии, которые посыпают себя пеплом и совершают всевозможные сомнительные трюки? — испытующе спросил Блэнд.
— Ни один великий йогин никогда не выставляет напоказ своих достижений, — сказал Моруорд. — Наоборот, чем более велик человек, тем более обычным старается он казаться в глазах непосвященных. Это только людям весьма умеренной святости, вроде ваших приходских священников, свойственно предпочитать разговор елейным голосом и носить траур, словно бы говоря: «Хочу, чтобы вы знали, что я хороший человек», и это вопреки библейским предписаниям против показной набожности. На самом деле есть два вида притворства, если в данном случае это слово вообще применимо — притворство великого человека, который притворяется человеком обычным, и притворство обычного человека, который прикидывается великим. Оба они, если угодно, обманщики, но в первом случае обман вызван скромностью и высокими этическими соображениями, а во втор0М — тщеславием. Поэтому йогины, на которых ссылаешься ты, моя Антония, представляют собой ничуть не более достойные примеры учения йог, чем тот бледный молодой курат является примером подлинной христианской духовности.
— И тем не менее я знавал просто очаровательных куратов, — с задумчивым видом, еле слышно произнес Блэнд.
|
Моруорд разразился хохотом и поинтересовался, сколько тапочек Тони успел для них вышить.
Что касается меня, то я все больше и больше ощущал, что если Тони являл собой тип «размазни», бесхарактерного человека, только и способного на высказывание совершенно очевидных вещей и на замечания в духе старой девы, то Моруорд не жалел сил, чтобы заставить его выглядеть смешным — манера, которой я за Хейгом до сих пор не замечал. Тем не менее тогда я так и не уяснил для себя причину всего этого, хотя смутно понимал, что таковая должна быть, и более того — именно эта причина и рассуждения о йоге являются оправданием того, что я вообще пишу о Тони Блэнде, поскольку он не представляет особого интереса, чтобы посвящать ему целый эпизод, а просто характеризует собой тип людей, требующих весьма необычного обращения.
На последнее поддразнивание Моруорда Тони ответил смущенным и уклончивым хихиканьем. Я лично полагал, что Блэнд вполне способен посвятить значительную часть времени вышиванию тапочек для куратов, хотя, несомненно, я был к нему несправедлив. Просто он вызывал у меня отвращение, этот жеманный человечек, и я ощутил в себе готовность как следует шлепнуть его по спине, чтобы вколотить в него хотя бы некое подобие мужественности. Однако Моруорд сделал замечание, заставившее меня с болью осознать, что мои размышления и наклонности — отнюдь не самого милосердного свойства: «Попробуйте оскорбить человека — и Антония грудью встанет на его защиту. Внешность, мой дорогой Бродбент, обманчива, хотя это утверждение чертовски банально».
— Ну, а до тебя это дошло? — обратился он к Блэнду. И сам же ответил:
— Нет, не дошло, вот в чем беда.
Он принялся расхаживать по комнате, по-прежнему держа большой палец левой руки в пройме жилета.
— Да, — повторил он, — вот в чем беда: в этом глупом представлении о том, что духовность и педантичность — это в принципе то же, что и бесхарактерность. Неужели ты не понимаешь, что цель человечества — это божественное сознание, космическое сознание, а способен ли кое-кто между тем предположить хоть на мгновение, что сознание бледного молодого курата или старой девы может напоминать сознание божества?
Тони прищурился, жеманно улыбнулся и вновь сложил руки.
— Я не совсем понимаю, каким образом изменение перистальтической деятельности процесса пищеварения (чем занимаются йоги), ведет к единению с Богом? — стал он размышлять вслух.
— Не совсем понимаешь? Ну что ж, об этом я тебе многое могу рассказать, — с какой-то жизнерадостной агрессивностью заявил Моруорд. — Любой выдающийся поступок, который может совершить кто угодно — это некий шаг к Богу, шаг к свободе. Бессилие представляет собой крепчайшее из всех оков. Говорить о том, что хорошо бы уподобиться Богу, который создавал Вселенную, проецируя ее из Себя — и при этом быть не способным ни на что, кроме как шмыгать носом! Черт возьми! Подумать только! А я тебе еще вот что скажу: чрезвычайно сложно иметь божественное сознание, обладая немощным телом. Абсолютное здоровье — не только неотъемлемое качество этого состояния наивысшего блаженства, но и атрибут Бога. Ты только представь себе больного Бога! Несчастного Бога! Бога в слезах! — он рассмеялся. — Что же касается йогинов, к которым ты относишься неодобрительно, потому что ничего о них не знаешь, я скажу тебе, что само по себе их учение — это самая возвышенная вещь на свете. Едва ли найдется какое-либо из так называемых чудес, которое эти йогины не смогут научиться показывать публике; но как раз потому, что они не приезжают в Лондон и не дают представление в Сент-Джеймс-Холле, люди не верят в их способности, хотя охотно верят в то, что тот великий йогин из Назарета творил чудеса около двух тысяч лет тому назад. О, я вполне согласен с тобой в том, что у себя в Индии эти йогины низшей ступени демонстрируют свою ужасающую искусность перед потрясенной публикой, но тот, кто употребляет свои способности на то, чтобы тешить собственное тщеславие или зарабатывать деньги, ничего больше и не получит: тщеславие и стяжательство очень скоро заблокируют ему дорогу к дальнейшему познанию.
|
Хейг уселся в кресло, закурил еще одну сигару и положил ноги на каминную полку.
— Но я скажу тебе об одном чертовски ценном качестве, которым обладает учение йог, — продолжал он. — Своих особых состояний сознания йогины достигают посредством физиологических, а не гипнотических методов, и не с помощью наркотиков. А о чем это говорит? Да о том, что никто не может с самоуверенностью невежды ссылаться на то, что в этом деле хоть какую-то роль играет воображение. Чтобы загипнотизировать себя, надо концентрировать свое внимание на идее или образе до тех пор, пока не вообразишь, будто действительно видишь предмет, о котором думаешь, но учение йогинов не имеет с этим ничего общего. В теле есть определенные скрытые силы; разбуди их с помощью чисто физиологических процессов, известных йогинам, — и ты целиком изменишь свое сознание: начнешь видеть, слышать, ощущать то, что тебя окружает, но о чем ты до сих пор не имел никакого представления.
— А может ли кто-нибудь из нас практиковать учение йог? — поинтересовался я.
— Если сумеете найти учителя, а это, скажу я вам, не так-то легко, — ответил Моруорд.
— Думаю, это предполагает поездку в Индию? — заключил я.
Он рассмеялся.
— Йогинов можно найти в любой стране, надо только знать, как искать, — заявил он, — в Англии они живут уже более трехсот лет. Сейчас адепты этого учения есть и в Лондоне.
— Все это очень интересно, — заметил Тони, поднимаясь со стула, — но, боюсь, мне пора.
— Пора сматываться, да? — отозвался Моруорд, не удосужившись встать. — Ну что ж, пока, Антония, дай мне знать, когда снова захочешь ко мне выбраться.
Он пожал Блэнду руку, так и не встав с кресла, а потом выбросил сигару.
Тони простился со мной, заметив, что надеется вскоре вновь меня увидеть, и чопорно удалился.
— Что все это значит? — спросил я, когда дверь за ним захлопнулась.
Моруорд снял ноги с каминной полки и с удовольствием расхохотался — теперь уже в своей обычной манере.
— Первым делом, — сказал он, вставая и направляясь открывать окно, — давайте выпустим отсюда хоть немного дыма, боюсь, он причинил вам достаточно неудобств. А теперь я вам объясню, что это значит, хотя я было подумал, что вы уже догадались.
Моруорд Хейг теперь явно был самим собой. Он говорил нормальным тоном, а его манеры вновь приобрели некоторую живописную церемонность, что было одним из его столь приятных качеств.
— А вы не знали, что есть во мне нечто от актера? — спросил он.
Я признался, что мне это не приходило в голову.
— И тем не менее бывают люди, по отношению к которым важно выбрать определенную манеру поведения, каковая будет, с одной стороны, противодействовать их неправильным представлениям, а с другой — подбадривать их. Тони, как вы заметили, слишком женоподобен, ему не хватает энергичности, что уже само по себе стало камнем преткновения на его пути, но что еще хуже, так это его представление о том, что предпосылкой духовности является эта самая чопорность, эта квинтэссенция пристойности. Иными словами, Тони может шокировать самая малость. Что ж, единственный способ противодействия — это закалить его, сделать тверже, сделать из него мужчину, оскорбляя его чувствительность до такой степени, пока она сойдет на нет. Вы слышали о системе закаливания в терапии; так вот, кое-кто нуждается в закаливающей системе в духовной терапии. Другого пути нет.
Разумеется, мудрость данного подхода поразила меня своей неоспоримостью, и все же я поинтересовался, будет ли в этом случае хоть какая-то польза. Тони Блэнд, когда я его увидел, показался мне человеком, которого можно описать как «безнадежного». Я не удержался и высказал свое мнение Моруорду.
— Есть в вас нечто такое, что меня порой ставит в тупик, — сказал я, — и это — огромная забота, проявляемая вами по отношению к людям, которых я, хотя и не хочу показаться нетерпимым, все же назвал бы откровенно глупыми.
— Вы несправедливы к Тони, — последовал ответ. — Он прискорбно застенчив перед незнакомцами, но по большому счету далеко не глуп. В отсутствии посторонних ему есть что сказать. Дайте ему как следует вас узнать — и он больше не станет вам досаждать банальными замечаниями. Само собой, он очень женственен и ему многое приходится преодолевать, но если бы вы перед нынешним своим воплощением четыре или пять раз подряд воплощались в качестве женщины, как это было в случае с Тони, то вы во многом были бы подобны ему. У него трудная судьба.
— Но ведь есть и другие люди, — напомнил я ему, — столь же заурядные, как он, и еще более безнадежные. Однако вы всегда проявляли по отношению к ним, как мне показалось, бесконечную заботу.
— Вы еще не приучились мыслить в категориях вечности, — с улыбкой ответил Моруорд. — С каждым из этих людей я был знаком в прошлом, и каждый из них оказал мне какую-либо услугу. Неблагодарность вряд ли должна входить в число наших пороков, и поэтому я всего лишь желаю вернуть им долги. Вы думаете, Тони смирился бы с моим грубым поведением, если бы не наше с ним знакомство в прошлых жизнях, влекущее нас друг к другу? Раз за разом Тони приходит сюда и оказывает мне честь, взывая к моей мудрости и знанию оккультных дисциплин, а мой жаргон и ругательства он терпит, потому что, вопреки им, верит в меня и подсознательно ощущает, что прежде нам уже приходилось действовать вместе. Видите ли, друг мой, расширив свою память, начинаешь смотреть на вещи под несколько иным углом, и явно бессмысленное становится исполненным смысла. Тони обладает прекрасными душевными качествами, которые воспринимают те, кто его близко знает, но даже если бы у него их не было, я бы все равно пытался способствовать его духовному счастью из благодарности за некую, давно оказанную мне услугу, и если бы в этом воплощении он еще не созрел для Пути, я бы вновь пытался ему помочь в следующем, ибо привязанность всегда будет сводить нас вместе снова и снова, жизнь за жизнью.
* * *
Я больше никогда не видел Тони Блэнда, но и эта единственная встреча с ним показала мне косвенным образом величие жизни, имеющей дело не с какими-то жалкими семьюдесятью годами, а с тысячелетиями. В замечательной философии Моруорда определенно не было ничего лишнего. Малейшее чувство или действие было преисполнено глубочайшего смысла. Благодаря тому, чему он учил меня, и его личному примеру я стал воспринимать жизнь как нечто бесконечно величественное; всякое ощущение тщетности исчезло из нее навсегда, и даже то, что в своей философии Моруорд использовал бранные слова, хотя и смешило, но при этом несло на себе отпечаток чего-то возвышенного.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!