Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-08-07 | 168 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Однажды поздно вечером я решил заглянуть к своему другу и застал его в обществе дамы, явно принадлежавшей к категории женщин, что называется, «легкого поведения». В тот момент, признаюсь, я был ошеломлен — особенно, когда задумался о колебаниях его доверенного слуги по поводу того, что же ответить на мой вопрос: «Дома ли хозяин?». И разумеется, если бы не призванные привести меня в чувство поспешные слова Моруорда: «Это мисс Макдональд. Присаживайтесь, друг, рад вас видеть», то я бы так и стоял, в замешательстве уставившись на эту парочку.
— Флосси, — сказал ей Хейг, — вы часто слышали от меня о мистере Бродбенте: вот он собственной персоной.
Флосси несколько застенчиво улыбнулась мне, а затем обратила откровенно любящий взгляд на Моруорда.
Минут десять мы обменивались шутками, а затем Флосси встала, собираясь уходить, и Моруорд проводил ее до парадной двери, у которой они задержались на несколько мгновений, о чем-то перешептываясь. Вернувшись, Хейг посмотрел на меня с веселой улыбкой.
— Очевидное — не всегда правильное, — заметил он. — Что касается Флосси, то она представляет собой предмет психологического изучения самого интересного свойства. Я бы на вашем месте не стал упускать возможности побольше с ней пообщаться.
— Просто бросается в глаза, что она в вас влюблена.
— Ну, допустим, — скромно ответил он, — вероятно, она действительно оказывает мне такую честь. И в конце концов, любовь является полезным фактором, когда вы ведете кого-либо по стезе духовной эволюции.
Я не совсем понял, что он имеет в виду.
— Если девушка любит мужчину, — стал пояснять Хейг, — то она будет делать для него больше, чем если бы не была влюблена. Пусть воздействие мужчины на женщину будет благим — тем с большей легкостью сможет он ее возвышать. Когда рядом с тобой женщина, которая в тебя влюблена, — это, друг мой, дает прекрасную возможность творить добро, даже если ты не в силах ответить на эту любовь.
|
— Так значит, вы стараетесь вернуть мисс Флосси на путь добродетели? — спросил я. — А в состоянии ли вы убедить эту женщину отказаться от ее нынешнего образа жизни?
— Ее не понадобится убеждать, когда для этого настанет время, — ответил он. — Она сама добровольно от этого откажется.
— Подобный исход представляется весьма любопытным, — задумчиво произнес я. — Такого рода женщины от этого, как правило, не отказываются.
— Это вызвано двумя причинами, — последовал ответ, — и самая серьезная из них — нетерпимость общества. Общество не позволяет этим женщинам отказаться от своих печальных склонностей. Если уж девушка «оступилась», то считать ее отверженной — вот самый эффективный способ перекрыть ей возможность когда-либо возвратиться на путь истинный. Не говоря уже о том, что это само по себе говорит о незрелости общества. Неумение прощать часто оказывается наихудшей линией поведения. Чтобы исцелить от порока, этот порок надо простить. В нашем обществе не хватает умения прощать так называемых «падших женщин», что не оставляет им иного выбора, кроме как между голодной смертью и «панелью».
— А другая причина? — спросил я.
— Другая причина встречается реже, хотя она более очевидна, то есть это несклонность к целомудрию.
— А Флосси? — поинтересовался я.
— Флосси входит в эту последнюю категорию, — сказал он со снисходительной улыбкой, — но все равно у нее прекрасная душа, и она уже много любила на своем веку.
Я проникся живым интересом и попросил Моруорда рассказать мне об этой женщине и о том, как он собирается начинать ее «обращение в иную веру».
Оказалось, что Флосси на зарабатываемые деньги кормит свою овдовевшую тетушку и нескольких юных кузенов; кроме того, она старается оказывать (как бы странно это ни прозвучало) благотворное влияние на своих клиентов, по-женски мягко и красноречиво убеждая одних поменьше пить, других — не быть столь жестокими, и т.д. и т.п. Словом, осознавая, что ее профессия сравнительно порочна, Флосси старается привнести в нее столько блага, сколько она в состоянии привнести, и, по утверждению Моруорда, у нее это хорошо получается.
|
— Флосси, — заметил Моруорд, — блестящий пример редкого принципа — использовать свои пороки ради обретения добродетелей. Если бы больше людей осознавало превосходство подобного принципа, то они не тратили бы почем зря столько энергии на угрызения совести по поводу своих недостатков, от которых им, как выясняется, очень трудно избавиться. Напротив, они бы привносили столько добродетелей в сферу любого из своих конкретных пороков, что в конце концов порок вытеснялся бы полностью. Вот почему я сказал, что Флосси не понадобится убеждать в том, чтобы она отказалась от своей неприятной профессии.
— Вы самый практичный из всех высоконравственных людей, которых я когда-либо встречал, — восхищенно воскликнул я.
— И все же окружающие сочли бы меня безнравственным, — с улыбкой ответил он. — Видите ли, беда в том, что хотя говорят, будто награда добродетели — в ней самой, но немногие способны обрести добродетель — либо награду. Их представления просто сводятся к тому, что нужно искоренить чувства (процесс до такой степени непривлекательный, что редко у кого возникает желание осуществить его на практике), тогда как вместо этого им следовало бы трансформировать свои чувства. Истребите чувства — ине останется ничего, кроме скуки; трансформируйте их — и они преобразятся в радость. Искоренение чувств редко приводит к успеху, ибо война ведется не против самого желания, а лишь против его удовлетворения. Человек побеждает пьянство тогда, когда больше не испытывает желания выпивать, а не тогда, когда он просто воздерживается от пьянства. Более низкое желание можно победить, лишь заместив его желанием более высоким, а более высокое желание на самом деле приводит к большему счастью, чем желание более низкое. Вы, например, предпочитаете вот здесь беседовать со мной о философии, а не сидеть каждый вечер до полуночи в «Карлтоне»*, попивая шампанское. В известном смысле вы отказываетесь от пьянства в пользу философии, но по той простой причине, что философия для вас привлекательнее, следовательно, отказ не причиняет страданий.
|
— А что если в общем отказ причиняет страдания? — предположил я.
— Мучителен бывает лишь поддельный отказ, — ответил он, — подлинный отказ всегда совершенно безболезнен. А почему? Да потому что мучительный отказ представляет собой просто отказ от действия, но не от желания, между тем как безболезненный отказ означает избавление от самого желания, ибо оно уже утратило всю свою привлекательность. Так же, как любовь привлекательнее ненависти, счастье привлекательнее невзгод — точно так же духовность гораздо привлекательнее порока. Дайте человеку однажды вкусить истинного добра, и он утратит всякий интерес ко злу.
— Но вы, кажется, говорили о том, чтобы человек трансформировал свои чувства? — спросил я. — Однако вы не можете трансформировать пьянство.
Хейг рассмеялся.
— Я не имел в виду, что подобное сравнение следует распространять и дальше, — ответил он. — Трансформация приложима лишь к определенным видам активности и особенно к чувствам, о которых я говорил. Общество ошибочно считает чувства и любовные страсти изначально безнравственными. Это неправильно. Чувства являются благими как раз потому, что вы можете их трансформировать. Люди без чувств находятся дальше от «царства небесного», чем кто бы то ни было, ибо если вы не способны чувствовать хоть что-нибудь, то вы не в состоянии испытать блаженство; более того — вам нечего будет трансформировать в блаженство. Что касается Флосси, то она гораздо ближе к духовному освобождению, чем те самые добродетельные люди, которые никогда в жизни ничего не чувствовали. Добродетели, которые чисто негативны, — это вовсе не добродетели. Можно ли говорить о добродетели камня?
— А могу я полюбопытствовать, каким образом вы приступали к работе с Флосси? — спросил я.
— Я начинал сверху вниз, — ответил он, — а не наоборот, как делают многие. Я не говорил ей: «Откажитесь от своих пороков, и тогда я попытаюсь показать вам, как быть духовной». Я попытался показать ей, как быть духовной, с тем чтобы ее пороки сами собой смогли исчезать один за другим.
|
Но краткую историю духовного освобождения Флосси лучше рассказывать в том виде, в каком я позднее услышал ее от самой Флосси. Решив написать эту книгу, я обратился к ней, и вот что она рассказала (Моруорд к тому времени уже уехал из Лондона).
Флосси Макдональд, несмотря на ее совершенно незнатное происхождение, была свойственна некоторая изысканность, проявлявшаяся и в манерах, и в речи. И мать, и отец Флосси были рьяными уэслианцами — столь рьяными и при этом столь ограниченными, что с детства стали подчинять дочь суровой дисциплине. Уэслианцы — методистская секта (по имени основателя методизма Джона Уэсли).
Настолько суровой, что ухитрились само название религии сделать для Флосси синонимом беспросветного мрака. Флосси по своей натуре была очень страстной и обладала совершенно иным темпераментом, чем оба ее родителя, и так уж случилось, что девушка стала жертвой одного бессовестного мужчины, который ее бросил, и не просто бросил, а оставил с ребенком на руках без каких-либо средств к существованию. Родители Флосси, считавшие ее по характеру изначально порочной, без малейших колебаний вышвырнули родную дочь из дома, и после отчаянной борьбы за жизнь, Флосси, как и многие другие женщины в ее положении, занялась проституцией. У нее, однако, была тетя, которая с величайшей добротой пыталась ей помочь и убедить родителей Флосси (правда, безуспешно) как-то смягчить свою позицию. Тетушка, женщина весьма достойная, сама жила в крайней бедности, и хотя она готова была приютить у себя племянницу и делиться последним куском хлеба, Флосси была слишком благородна, чтобы этим воспользоваться — напротив, как рассказывал Моруорд, впоследствии она тысячекратно отблагодарила тетушку за ее добрые намерения. Видимо, после полосы больших невзгод на жизненном пути, Флосси перепало немного удачи, и именно в этот период она встретила Моруорда Хейга.
«Я все это так хорошо помню, — рассказывала она мне. — Я как раз проходила возле Марбл-Арч*. Смотрю — он идет. Ну, я и сказала ему кое-что, а он мне улыбнулся (ах, какая это была улыбка!) и принялся меня всячески расспрашивать обо мне и о моей жизни. Он совершенно отличался от всех, с кем я когда-либо встречалась. Проявил ко мне интерес, да и обращался он со мной с таким уважением, словно я — леди: это было удивительнее всего. По его предложению мы пошли в парк и сели там, любуясь сверху улицей Парк-Лейн. Этот человек просто говорил со мной, и такие чудные вещи он мне рассказывал, что я тут же по-настоящему стала в него влюбляться. Мы, должно быть, проговорили сидя в парке, около часа или чуть больше, а потом мистер Хейг спросил, где я живу, и сказал, что проводит меня до дома и заглянет ко мне совсем ненадолго.
|
Тогда все это казалось таким странным. Когда мы пришли ко мне, он просто сел на стул напротив меня и все говорил, говорил, говорил, и так почти до часу ночи, когда он наконец встал, чтобы откланяться.
— Любовников у вас много, — сказал он, — и кто вам еще нужен, так это друг. Ну так вот, мужчины приходят к вам ради собственного удо вольствия, не правда ли? Что ж, я тоже пришел ради собственного удовольствия, но это удовольствие несколько иного рода. Я человек одинокий и хочу хорошего друга, чтобы с ним было интересно поговорить. Но вам нужно на что-то жить, и для вас, как и для многих других, время — деньги.
Тут он положил на каминную полку десятифунтовую банкноту.
— Поэтому одно из самых больших удовольствий, которое я получу от нашей встречи, — это мысль о том, что мой маленький усталый друг сегодня ночью сможет хорошо отдохнуть.
Я смотрела на него с огромным удивлением.
— Я не могу это принять, — сказала я, — в самом деле не могу.
Тогда он взял в свою ладонь мою руку и погладил ее, словно желая убедить меня.
— Я бываю очень обидчивым, — сказал он, — и если вы это не возьмете, то поставите меня в ужасное положение.
Но я не могла принять деньги и так ему и сказала. Однако у него был такой огорченный вид, что я сдалась. После этого он выглядел таким счастливым, что я страшно обрадовалась. И представьте себе, он сказал, что хотел бы пригласить меня завтра к себе домой на ланч. Разве ж это не удивительно? О, он был так добр ко мне. Почему он уехал? — страстно произнесла Флосси. — И вернется ли он когда-нибудь?»
Чтобы вселить в нее уверенность, я сказал, что надеюсь на его возвращение, и попросил Флосси еще что-нибудь рассказать о нашем друге.
— Ну, после этого мы с ним виделись много раз, — продолжала мисс Макдональд, — и разумеется, я была в него влюблена. Не знаю, способны ли вы понять чувства такой женщины, как я. Я никогда ничего не хотела от него — мне это показалось бы в некотором роде кощунством (думаю, это подходящее слово, не правда ли?). Знаю, что и он никогда ничего не хотел от меня. О, понимаю, я девушка очень страстная, но с подобной любовью все идет как-то совсем по-другому. Если я могла подержать его за руку или погладить его волосы, я уже испытывала счастье. И было сущим блаженством сидеть рядом с ним и слушать, как он говорит и учит меня удивительным вещам. Теперь он уехал, но он дал мне нечто такое, чего никто не сможет у меня отнять. Кроме того, он помог мне выпутаться из всего этого и стать порядочной женщиной.
— Но я так понимаю, — сказал я, — что он никогда не просил вас отказаться от своей профессии?
— Вот это как раз и есть самое удивительное, — ответила Флосси, — он просто учил меня ве щам, которые вызвали у меня желание самой, по собственной воле, отказаться от моего занятия. О, не думайте, что я святая, — поспешила добавить она. — Я не ханжа; во имя любви я бы занималась этим даже сейчас, но снова заниматься этим ради денег — никогда. Мистер Хейг говорил: "Любовь очищает все, пока вы не ввергаете людей в беду, хотя, конечно, если вам все равно, это значит, что вы их просто по-настоящему не любите". А еще он говорил, что однажды, даже если любишь, страсти уже больше не хочется. Потом он обычно рассказывал мне про Иисуса и самаритянку — ту, что избавилась от пяти мужей и жила с мужчиной, который не был ее мужем. Мистер Хейг говорил, что Иисус учил самаритянку прекрасным возвышенным вещам, но Он никогда не просил ее отказаться от мужчины, с которым она жила, — скорее всего потому, что знал — она любит этого мужчину и поэтому быть с ним — правильно. А потом мистер Хейг учил меня, что надо простить человека, причинившего мне то, давнее горе, что в действительности это глупо и по-детски — все время его ненавидеть и что это только вредит мне самой. Разумеется, он говорил мне, что тот мужчина никогда по-настоящему не любил меня, ведь если бы любил, то наверняка ставил бы меня выше собственного удовольствия (вы знаете, что я имею в виду). А раз так, то мне тем более нужно постараться не испытывать к нему ненависти, а вместо этого просто пожалеть его: ведь ему, бедняге, в один прекрасный день придется за все расплачиваться. И признаюсь вам, мистер Бродбент, когда я перестала его ненавидеть, я стала чувствовать себя совсем по-другому, ощутила себя такой счастливой! Я перестала сердиться и на мать с отцом, и вообще на всех людей, и знаете, это было просто восхитительно — больше никогда ни на кого не сердиться! Почему-то теперь кажется, что это так глупо — ненавидеть людей и злиться на них... Ах, какой он удивительный человек!
— Но как вам удалось отказаться от прежнего образа жизни? — спросил я.
— А разве вы не слышали? — по-детски искренне удивилась она. — Неужели он вам ничего не говорил?
Я заверил ее, что ничего такого не слышал.
— Так вы не знаете, что перед отъездом мистер Хейг назначил мне содержание — двести фунтов ежегодно?
— Он мне ничего об этом не говорил, — со столь же искренним удивлением ответил я.
— Ах, как это на него похоже! — воскликнула мисс Макдональд восторженно, но с оттенком грусти. — Помогать всем направо и налево, но ни разу не проговориться — в этом он весь! — Расскажите мне что-нибудь еще, — попросил я. — Для моей книги мне потребуется все, что я только смогу раздобыть. Чему он вас еще учил?
Она на несколько мгновений задумалась, уставившись в пол.
— Рассказчица из меня не очень-то хорошая, — простодушно ответила она, — но бывают дни, когда я часами могла бы говорить о мистере Хейге и о том счастливом времени. Правда, оно не всегда было счастливым: порой на меня нападало жуткое уныние; когда я начинала размышлять о своем образе жизни, меня охватывал ужас, и я обычно принималась расспрашивать мистера Хейга: что случается с людьми вроде меня после смерти? О, это страшно, когда приходится жить с такой мыслью. И тогда он утешал меня: по его словам, во мне столько хорошего, что в итоге все прочее не будет иметь особого значения; кроме того, по сравнению с тем, чем я занимаюсь, есть гораздо более худшие вещи, которые многим почему-то вообще не кажутся предосудительными. Он обычно говорил, что человек, ради наживы проституирующий свои таланты (я в точности передаю его слова), поступает во много раз хуже меня, потому что сознание наше гораздо священнее нашего тела, а таланты более священны, чем сознание. Но есть многие тысячи людей, которые занимаются духовной проституцией, причем никто из них об этом даже не задумывается. О, как меня утешали слова мистера Хейга — особенно, когда он говорил мне с улыбкой: "Не беспокойтесь, дитя мое: вы освободитесь от своего нынешнего образа жизни почти так же легко, как бабочка освобождается от своего кокона". И представьте себе, он оказался совершенно прав: однажды я почувствовала, что предпочту скорее ютиться на чердаке и шить с утра до вечера, чем стану продолжать свое прежнее занятие, несмотря на все эти роскошные обеды, мюзик-холлы и море веселья. Да, я отказалась от этого, хотя в ту пору у меня в жизни как раз наступила полоса удачи; отказалась, потому что в моих фантазиях стал вырисовываться образ какой-то иной жизни, которая лучше и счастливее, да и просто прекраснее.
— И что же вы тогда сделали? — поинтересовался я.
— Ну, я просто подумала о своей тете и о ребятишках и ради них приложила чуть больше усилий — вот как это было.
Флосси минуту помолчала, а затем продолжала с грустью:
— Это был жуткий день — день, когда он сообщил мне, что вскоре уедет из Лондона и отправится очень далеко. Ох, мистер Бродбент, как я боялась, что мне придется с ним прощаться. Я никогда не умела прощаться с людьми. У меня всегда сердце разрывалось, а ведь на этот раз — это прощание не с кем-нибудь, а с мистером Хей-гом. И тем не менее он по обыкновению своему удивительным образом утешал меня и говорил, что даже если тело его будет на другом конце света, он все равно сможет приходить ко мне и видеть меня, когда захочет, хотя я сама и не смогу видеть его. Пожалев меня, он не стал со мной прощаться, а вместо этого написал мне восхитительнейшее письмо и прислал прекрасный золотой крестик, чтобы я его всегда носила. Конечно, я долго рыдала, но прощание было бы для меня намного горестнее, даже если бы он сам явился ко мне ради прощального поцелуя. А самое удивительное — то, что через два часа я получила письмо от юристов, которые меня известили, что мне отныне причитается две сотни фунтов в год.
— А сейчас он вам пишет? — поинтересовался я.
— О да, иногда пишет. И разве это не удивительно, что ему известно обо всем, что я делаю, хотя я ему не рассказываю. И я знаю, что он довольно часто появляется у меня в комнате. Стоит мне только почувствовать, что он мне очень нужен, как он уже тут как тут. Боже, благослови его навеки!
Так и закончилась история преображения Флосси, достигнутого столь благородным и оригинальным способом. Возвращаясь от нее, я задумался о том, как много еще в мире таких «Флосси», и некоторым образом уразумел то, чего до сих никогда не понимал: почему грешники ближе к небесам, чем фарисеи.
* Марбл-Арч («Мраморная Арка») — триумфальная арка, сооруженная в 1828 году.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!