Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-05-16 | 464 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Вопросыподготовки и переподготовки персонала, постоянного повышения его квалификации,стажировки, инструктирования и проверки знаний диктуются развитиемнаучно-технического прогресса в стране и являются важной проблемой практическиво всех сферах промышленного производства.
Особенно остротакая проблема встает при подготовке и переподготовке кадров энергетики.
Вэлектрохозяйстве предприятий (организаций) знание основ рационального ибезопасного обслуживания электрооборудования электроустановок необходимо дляперсонала всех уровней - от производственного неэлектротехнического, включаяначальников технологических цехов и участков, до руководителей и специалистовэнергослужб, включая в ряде случаев и технических руководителей предприятий(организаций).
Именно с этойцелью действующими нормами и правилами работы в электроустановках предусмотренапятибальная дифференцированная шкала оценки знаний персонала от низшей группыI по электробезопасности до высшей группы V с соответствующими объемами требований и условий ихприсвоения.
В действующихнормах и правилах указано, что потребитель обязан обеспечить обучение ипроверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала.
Особое вниманиев нормах и правилах уделено действенным формам практического обучения нарабочих местах и профилактической работе с электроперсоналом, таким, какпервичный, периодические и целевые инструктажи, стажировка, дублирование и т.д.
Эти формы практическогообучения необходимы особенно для начинающих специалистов-электриков,электротехнологического и неэлектротехнического персонала, которые в процессетакого обучения должны осознать, что электротравматизм является одним изнаиболее опасных видов травматизма, нередко заканчивающийся летальным исходом.
|
Руководители испециалисты энергослужб предприятии, специалисты по охране труда,контролирующие электроустановки, а также специалисты-электрики высокого уровня(например, оперативный персонал, старшие мастера и мастера электроцехов и т.д.)обязаны проходить квалифицированную подготовку, переподготовку и проверкузнаний по нормам и правилам работы в специализированных учебных центрах(негосударственных образовательных учреждениях высшего профессиональногообразования, учебных комбинатах и т.д.).
В таких учебныхпрофессиональных центрах, благодаря квалифицированномупрофессорско-преподавательскому составу и специалистам из органовгосударственного энергетического надзора, принимающих активное участие в учебномпроцессе, а также внештатным преподавателям из проектных инаучно-исследовательских институтов, слушатели получают необходимый объемзнаний и повышают свои профессиональные навыки.
Особенно ценното, что при подготовке специалистов в таких учебных центрах учебные программыне ограничиваются лишь нормами и правилами, а включают в себя еще вопросыорганизации и планирования энергетического производства.
Например, вМосковском институте энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ) открыты новыекурсы профессиональной переподготовки по специальности менеджер поэнергосбережению (на базе высшего технического и высшего экономическогообразования) и менеджер по охране труда (на базе высшего технического и высшегоюридического образования).
Кроме того,такие учебные центры обеспечивают своих слушателей всей необходимойнормативной, справочной и технической литературой, знакомят их с новейшимиразработками в области энергетики, инструктивными материалами и методическимиразработками вышестоящих ведомств и органов надзора.
Программыподготовки остального электротехнического персонала с указанием необходимыхразделов правил и инструкций в соответствии с требованиями норм и правил работысоставляются руководителями (ответственными за электрохозяйство) предприятий.
|
Такая системаобучения позволяет выполнить основное требование действующих норм и правил:эксплуатацию электроустановок должен осуществлять подготовленныйэлектротехнический персонал.
В действующихПТЭЭП окончательно (после длительных обсуждений и уточнений) определено, чтопроверка знаний у ответственных за электрохозяйство, их заместителей, а такжеспециалистов по охране труда, контролирующих электроустановки, проводитсятолько в комиссии Госэнергонадзора.
Для проведенияпроверки знаний остального электротехнического и электротехнологическогоперсонала предприятия (организации) руководитель потребителя должен назначитькомиссию в составе не менее 5 человек, квалификация и группы поэлектробезопасности у которых должны соответствовать требованиям ПТЭЭП.
Обязательнымтребованием этих правил является наличие у всех членов комиссии группы поэлектробезопасности, которую они должны получить при проверке знаний в комиссииоргана Госэнергонадзора.
Допускаетсяпроверка знаний отдельных членов комиссии на месте при условии, чтопредседатель и не менее 2 членов комиссии прошли проверку знаний в комиссииорганов Госэнергонадзора.
В соответствии сПТЭЭП при проведении процедуры проверки знаний должно присутствовать не менее 3членов комиссии, в том числе обязательно председатель (заместительпредседателя) комиссии.
Если численностьработников потребителя не позволяет образовать комиссии по проверке знаний, тоона должна проводиться в комиссии органов Госэнергонадзора.
В настоящеевремя комиссии органов Госэнергонадзора, как правило, стали создаваться приспециализированных образовательных учреждениях (учебных центрах) и назначатьсяприказом руководителя органа Госэнергонадзора. Члены такой комиссии должныпройти проверку знаний в органе Госэнергонадзора, выдавшем разрешение насоздание такой комиссии. Председателем комиссии назначается старшийгосударственный инспектор (государственный инспектор) по энергетическомунадзору.
В данном случаепо мнению автора возникает некоторое несоответствие с тем, что по требованиюПТЭЭП проверка знаний норм и правил работы в электроустановках с последующейвыдачей удостоверения является допуском к работам и обслуживаниюэлектроустановок, а также к их контролю. Большинство же членов комиссии вобразовательных учреждениях являются преподавателями, а не персоналом,требующим такого допуска к обслуживанию электроустановок, и поэтому им нетнеобходимости проходить проверку знаний норм и правил работы.
|
Правилами [5, 6] допускаются, а в учебных специализированныхучреждениях успешно применяются контрольно-обучающие машины на базеперсональных, электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) для всех видов проверки,кроме первичной.
Если прииспользовании ПЭВМ проверяемый получил неудовлетворительную оценку, что вполнеможет иметь место, то комиссия задает ему дополнительные вопросы и порезультатам такого опроса происходит окончательная оценка знаний.
Вэлектроэнергетике имеется значительное число специальностей, кадры для которыхдолжны проходить узкопрофильное обучение и повышение своей квалификации поособым программам. К таким специальностям относятся, например, обслуживаниеустройств релейной защиты и автоматики [14], наладка и испытание электротехническихустройств, работа с информационно-измерительными автоматизированными системамиконтроля и управления и т.д.
В таких кадрахощущается острая потребность практически во всех отраслях промышленности какпри проектировании, так и при монтаже, наладке, испытаниях и эксплуатацииэлектроустановок.
Более того,уровень квалификации, например, специалистов по устройствам РЗАиТ, ихспособность правильно рассчитать уставки аппаратов защиты и автоматики позволятповысить уровень эксплуатационной надежности этих аппаратов, снизитьвозможность возникновения аварийных ситуаций в электроустановках, улучшитькачество потребляемой электроэнергии и т.д.
Поэтомуэкономический эффект от обучения, переподготовки и проверки знаний такихкадров, безусловно, перекроет затраты на эти статьи расхода. Таким образом,полученные знания становятся самым ценным товаром.
|
Объем знаний понормам и правилам работы в электроустановках на предприятиях (в организациях),который требуется для получения той или иной группы по электробезопасности,устанавливается ответственным за электрохозяйство с учетом местных условий идолжностных положений.
Необходимыйобъем знаний для руководителей и специалистов энергослужб предприятий(организаций), а также для специалистов по охране труда, контролирующихэлектроустановки, регламентируется учебными программами в образовательныхпрофессиональных учреждениях.
Представляютинтерес разработанные в МИЭЭ учебные программы для указанного контингентаслушателей, в которые дополнительно по каждому разделу учебной программывключены вопросы для их подготовки к проверке знаний норм и правил работы.
С цельюоблегчения усвоения учебного материала по каждому вопросу указано, в какомнормативном документе и в каком из его разделов излагается данный материал [15]. Таким образом значительноповышается эффективность процесса обучения и проверки знаний слушателей.
Что же касаетсяучебных программ по нормам и правилам работы в электроустановках для обучения ипроверки знаний остального электротехнического и электротехнологическогоперсонала непосредственно на предприятиях (организациях), то они должныразрабатываться с учетом специфики конкретного производства и утверждаться ворганах Госэнергонадзора.
В качествепримера ниже приводится такая учебная программа для электротехнического иэлектротехнологического персонала на предприятиях текстильной и легкойпромышленности, которая утверждена в Центргосэнергонадзоре.
Программасостоит из введения, в котором показана специфика работы электроустановок напредприятиях указанных отраслей промышленности, и восьми разделов, отражающихосновные требования действующих норм и правил работы в электроустановках(МПБЭЭ, ПТЭЭП, ПУЭи др.).
Учебнаяпрограмма
«Нормы и правилаработы в электроустановках»
для электротехнического и электротехнологического персоналапа предприятиях текстильной илегкой промышленности
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечениерациональной и безопасной эксплуатации электроустановок на предприятияхтекстильной и легкой промышленности является острой проблемой, котораяобусловлена спецификой работы электрооборудования и недостаточной высокойпрофессиональной квалификацией электротехнического и электротехнологическогоперсонала на предприятиях данных отраслей, в том числе:
наличием особоопасных помещений (например, красильных, сушильных, гладильных и производств схимически активной средой);
большимразнообразием видов ручных электрических машин, электроинструмента(электроутюги, электрорезаки, электродрели и т.п.) и светильников местногоосвещения (подсветки на машинах и станках);
|
скученностьюпроизводственного оборудования и наличием доступных к прикосновению токоведущихчастей для производственного персонала;
отсутствием набольшинстве предприятий обученного и аттестованного электроперсонала иработников на электротехнологических установках, что усугубляет проблемуэлектробезопасности.
Если дляответственных за электрохозяйство, их заместителей и специалистов по охранетруда, контролирующих электроустановки, созданы и функционируют учебные центрыпо обучению и аттестации в комиссиях Госэнергонадзора, то для электриков,электрослесарей, бригадиров и электротехнологических работников такие возможностиотсутствуют.
Настоящаяпрограмма предназначена для электротехнического и электротехнологическогоперсонала при проведении обучения непосредственно в условиях производства.
Содержаниепрограммы
Раздел 1. Действующие нормы и правила Госэнергонадзорапри работах вэлектроустановках.
Межотраслевыеправила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатацииэлектроустановок (МПБЭЭ).
Правилатехнической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).
Правилаустройства электроустановок (ПУЭ) с включением разделов 1, 6и 7 седьмого издания.
Правила примененияи испытания средств защиты, используемых в электроустановках (ППИСЗ).
Нормы и правилаработы как система организации рациональной и безопасной эксплуатацииэлектроустановок.
Раздел 2. Общие положения действующих норм иправил при работах вэлектроустановках.
Область ипорядок применения МПБЭЭ, ПТЭЭП, ПУЭ и ППИСЗ. Общие требованиянорм и правил работы в электроустановках. Общие положения по устройству иэксплуатации электроустановок.
Термины иопределения, применяемые в нормах и правилах Госэнергонадзора.
Обеспечениевыполнения норм и правил работы в электроустановках.
Раздел 3. Требования к персоналу и его подготовке.
Задачиперсонала, ответственность и надзор за выполнением норм и правил работы вэлектроустановках.
Характеристикаадминистративно-технического, оперативного, ремонтного, оперативно-ремонтногоэлектротехнического персонала. Характеристика электротехнологическогоперсонала.
Группы поэлектробезопасности и условия их присвоения.
Раздел 4. Оперативное управление электрохозяйством.
Система иорганизация оперативного управления электрохозяйством предприятия.
Оперативноеобслуживание и осмотры электрохозяйства.
Оперативныепереключения. Порядок переключений вэлектроустановках.
Раздел 5. Порядок и условия безопасного производстваработ в электроустановках.
Категория работв электроустановках, их характеристика.
Организационныемероприятия, обеспечивающие безопасность работ. Ответственные за безопасностьпроведения работ, их права и обязанности. Порядок организации работ по наряду,распоряжению или выполняемых в порядке текущей эксплуатации согласно перечню.Состав бригады.
Техническиемероприятия, обеспечивающие безопасность работ со снятием напряжения.
Мерыбезопасности при выполнении отдельных работ (при работах с ручнымэлектроинструментом и электрическими машинами, переносными светильниками, наэлектродвигателях, коммутационных аппаратах, трансформаторах, на кабельных ивоздушных линиях электропередачи, конденсаторах и т.д.).
Раздел 6. Заземление и защитные меры электробезопасности.
Видыпромышленных электросетей в отношении мер электробезопасности. Способывыполнения заземления.
Общие требованияПУЭ к мерамзащиты от поражения электрическим током. Виды и способы защит от прямого икосвенного прикосновения в электроустановках напряжением до 1 кВ.
Заземляющиеустройства электроустановок напряжением до 1 кВ в сетях с глухозаземленнойнейтралью.
Изоляцияэлектроустановок. Основные меры по обеспечению электробезопасности:
заземлениеэлектроустановок;
устройствазащитного отключения (УЗО);
применениедвойной или усиленной изоляции;
выравниваниепотенциалов;
уравниваниепотенциалов;
защитноеэлектрическое разделение цепей с применениемразделительныхтрансформаторов;
использованиемалых напряжений и др.
Раздел 7. Правила применения и испытания средствзащиты, используемых вэлектроустановках.
Областьприменения Правил. Порядок, классификация и Правила применения и испытаниясредств защиты. Порядок их содержания.
Контроль засостоянием средств защиты и их учет.
Техническиетребования к отдельным видам средств защиты. Нормы и сроки эксплуатационных иприемо-сдаточных испытаний средств защиты.
Раздел 8. Правила освобождения пострадавших от электрическоготока и оказания импервой медицинскойпомощи.
Практическиеусловия возникновения электропоражений. Действие электрического тока наорганизм человека. Порядок освобождения пострадавшего от токоведущих частей,находящихся под напряжением.
Правила оказанияпострадавшему первой медицинской помощи.
Несколькоспецифичными являются программа и процесс подготовки руководителей оперативногоперсонала и работников из числа оперативного, оперативно-ремонтного иремонтного персонала, которые должны предусматривать стажировку и проверкузнаний, а для руководителей оперативного персонала, работников из числаоперативного и оперативно-ремонтного персонала еще и дублирование.
В действующихПТЭЭП достаточно подробно регламентированы требования к порядку оформлениядопуска к стажировке и дублированию, к их продолжительности и объему споследующим допуском к самостоятельной работе в электроустановках.
Ответственностьза правильность действий обучаемого во время прохождения дублирования несут каксам обучаемый, так и обучающий его работник. Такое положение ПТЭЭП достаточносерьезно, поскольку во время прохождения дублирования обучаемому разрешенопроизводить оперативные переключения, осмотры и другие работы вэлектроустановках под надзором обучающего.
Практикапоказала, что рассмотренная система обучения и проверки знаний норм и правилработы в электроустановках достаточно эффективна и охватывает весь контингентспециалистов, осуществляющих все виды работ в электроустановках и проводящихнадзор за рациональным и безопасным их обслуживанием.
ГЛАВА6
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!