Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-07-12 | 191 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Господствующие позиции юридического позитивизма и его ответвлений в юридическом мировоззрении двух последних столетий в настоящее время уже не столь явно просматриваются. Более заметным становится стремление к поиску общих подходов, в результате чего появляется некоторое объединяющее правопонимание, соответствующее современному уровню развития государства, права и юридической науки. Считается, что на этом процессе сказывается и возросшее влияние международного права на право внутригосударственное, и идущие интеграционные сдвиги в жизни мирового сообщества, и возросшее внимание к идее правового государства. Происходящее позволило соединить определяющее для позитивизма формальное право с представлением о праве как системе прав и свобод человека, являющимся столь непререкаемым для естественно-правовой теории (В.А. Туманов).
Для современных теорий, обращающихся к сущности и назначению права, ныне характерно обращение либо к модернизации уже устоявшихся концепций, либо к поиску новых подходов к правопониманию или же стремление объединить наиболее общие учения о праве.
Осовременивание юридического позитивизма, в частности, находим в его более сложной версии, предлагаемой английским юристом Гербертом Хартом (1907-1992) в работе "Понятие права".
Во-первых, он различает два вида правовых норм: первичные и вторичные. Именно первичные нормы представляют права или устанавливают обязанности людей в обществе. Вторичные (их Харт называет "нормами признания") определяют тех, кто может создавать первичные нормы, а также порядок ведения, признания, изменения или их отмены. К примеру, вторичными нормами являются те конституционные положения, которые регламентируют структуру, образование и деятельность законодательного органа, либо положения, которыми упорядочиваются правоотношения частных лиц.
|
Во-вторых, признается, что сама по себе норма как требование определенного поведения еще не приобретает характера общеобязательности на основании только того, что издавший ее орган того желает. Необходимо, чтобы такая команда была легитимной и издавалась властью. А власть можно приобрести только на основании других норм, которые, в свою очередь, признаются всеми, на кого власть распространяется.
Примитивные общества характеризуются наличием только первичных норм. Они общеобязательны в силу практической приемлемости и целесообразности. Но в данном случае право в его современном понимании отсутствует, поскольку в таких обществах невозможно отличить правовые нормы от иных социальных правил и требований. Лишь при появлении вторичных норм в обществе возникает то, что позитивисты называют правом. Такое право, по Харту, - правило признания, которое позволяет законы прошлого считать действительными в настоящем.
Проблема данной концепции состоит в сложности проверки легитимности норм признания, поскольку они считаются окончательными. Но в любом случае такие нормы являются единственными нормами, общеобязательная сила которых основывается на их изначальном принятии людьми, т.е. без принуждения, в силу необходимости. Харт в отличие от традиционных позитивистов, настаивавших на императивности права в силу монопольности власти суверена, пытается определить конституционные основы, лежащие в основе сути права и его норм.
Критик правового позитивизма Харта, один из ведущих представителей англо-американской правовой мысли Рональд Дворкин считает, что право не исчерпывается нормами, оно должно включать также принципы, политические установки и другие требования. Им следует как законодатель, так и правоприменитель во всех случаях, когда они вынуждены выходить за рамки уже существующих правовых норм.
|
По словам Дворкина, право - это прежде всего толкование, система принципов интерпретации законодательства и правоприменения. Нельзя просто применять закон, его необходимо конкретизировать в контексте принципов, актуальных в данной ситуации, и давать содержательную интерпретацию этим принципам, принимая во внимание предыдущую практику их толкования. Такое отношение к нормам закона обеспечивает предсказуемость и формальную корректность правоприменительных решений, что, в свою очередь, гарантирует равенство прав и обязанностей, создает в обществе более благоприятный климат и повышает уровень моральной легитимированности политики.
Примером попыток новых подходов к правопониманию служит либертарно-юридическая теория (B.C. Нерсесянц, В.А. Четвернин и др.), которая противопоставляется и позитивизму и традиционному естественно-правовому учению, пытаясь не совмещать их воззрения. Однако, и на это обращается внимание в современных научных изданиях, данная теория составлена, по сути, из отдельных положений известных школ правовой мысли. Право рассматривается как нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Основные постулаты либертарного правопонимания сводятся к признанию права нормами и требованиями свободы людей, к различению права и закона, формализации идеологии естественных и неотчуждаемых прав человека, выведению сущности государства к власти, подчиненной праву.
Объединительные позиции, которые заметны как в отечественной юриспруденции (В.В. Лазарев, М.Ю. Варьяс, А.В. Поляков и др.), так и в зарубежном правоведении (социальная теория права (Г. Берман, Л. Фридман, Г. Джонс), интегративная юриспруденция (Дж. Холл), коммуникативная теория (Ю. Хабермас, М. Ван Хоек) и иные направления), отражают стремление к учету многообразия правовых ценностей, к достижению компромисса между сложившимися научными школами, к выработке приемлемого общего подхода к пониманию сути права. Гарольд Берман, отражая складывающиеся тенденции в общей теории права, пишет о необходимости преодоления "заблуждений" по поводу исключительности классических направлений и концепций: "Нам нужна юриспруденция, которая интегрирует все три традиционные школы и выходит за их пределы. Такая единая юриспруденция подчеркивала бы, что в право надо верить, иначе оно не будет работать; а это включает не только разум, но также чувства, интуицию и веру".
|
Интегративный подход в современном правопонимании позволяет учесть и проанализировать то положительное, что есть в исторически сложившихся учениях и их современных интерпретациях - признание неотъемлемости прав человека, социологические и психологические аспекты права, воздействие на него экономики и политики, значение юридической техники для оформления правовых положений и многое другое.
В то же время заметно и стремление к отказу от поисков и выработки единой системы морально-юридических принципов современной жизни. Движение за правовой полицентризм, оформившееся в начале 1990-х годов в Европе, отвергает, например, подход с позиции единых ценностей в вопросах морали и права. Исходные начала такой позиции - в признании того, что у различных групп населения могут быть различные взгляды на право, и они придерживаются своих особых норм поведения. Правовой полицентризм выступает за развитие юридической терпимости в обществе и за легитимацию различных "нормативных" социальных групп, предоставление им и их объединениям возможности придерживаться их собственных нравственных начал при соблюдении правовых основ общества и государства.
Обращение к различных подходам в правопонимании создает впечатление, будто вовсе не существует или существует мало положений, которые бы кем бы то ни было не оспаривались. Дискутируют о том, что есть право, выражает ли оно чью-то волю, где его искать, чем оно отличается от иных явлений, чем обеспечивается его действие и т.п. Однако нельзя не признать, что подобная полемика была всегда свойственна процессу правопонимания. Анализ учений о праве обнаруживает много ценного и приемлемого в каждом из них. И в связи с этим возникает соблазн объединить в единое понятие все признаки, например, более всего отвечающие интересам правоприменительной практики. Опасность одна: где гарантии, что этот выбор не будет субъективен, что он не объединит все недостатки, все пороки?
|
Следуя интегративным тенденциям, нецелесообразно настаивать на том, что тот или другой признак права является неприемлемым или, напротив, существенным, необходимым, без которого права вообще нет. По-видимому, есть такие качества, отсутствие которых делает право несовершенным, ущербным, консервативным, реакционным и т.д. Вряд ли в действительности мыслимо вполне совершенное право, но уж если и искать существенные признаки права, то делать это надо отдельно по отношению к содержанию и к форме права. И тогда справедливые меры свободы будут характеризовать содержание права, а формальным свойством существенного характера будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны главенствующей структуры данного социума.
Право всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требует разных изменений и неодинаковой трансформации в зависимости от условий места и времени. Поэтому в научных целях и в интересах эффективного правотворчества и правоприменения следует приветствовать разные подходы к праву, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия.
Контрольные вопросы по теме
1. Чем характеризуется научная категория "правопонимание"?
2. Есть ли различия в правопонимании у западных и восточных цивилизаций?
3. В чем суть "универсальной юридической истины", отстаиваемой естественно-правовым учением?
4. Каковы различия между религиозным и светским идеализмом в правопонимании?
5. Когда возникает юридический позитивизм и в чем его суть?
6. Дайте характеристику "чистой теории права" Ганса Кельзена.
7. Как рассматривают право представители социологической юриспруденции?
8. К какому направлению юридической мысли следует отнести историко-материалистическую теорию права?
9. Что характерно для современных теорий, обращающихся к сущности и назначению права?
10. Является ли правовой полицентризм научной теорией?
Дополнительная литература к теме
Антонов М.В., Поляков А.В. Грани современной теории права, или Есть ли будущее у "нормативного позитивизма"? // Правоведение. 2008. N 3.
Байтин М.И. Сущность права: Современное нормативное правопонимание на грани двух веков. М., 2005.
Воротилин Е.А. Естественное право и формирование юридического позитивизма // Государство и право. 2008. N 9.
Дворкин Р. О правах всерьез: Пер. с англ. М., 2005.
Куницын А.С. Возрождение естественного права в России на рубеже XIX-XX вв. // История государства и права. 2008. N 17.
Лапаева В.В. Либертарная концепция права В.С. Нерсесянца (К 70-летию со дня рождения) // Государство и право. 2008.
Мартышин О.В. Нужна ли философия права как самостоятельная юридическая дисциплина? // Государство и право. 2009. N 11.
Пищулина А.В. Проблема определения современных подходов к понятию "юридический позитивизм" // Вестник Московского университета. Серия "Право". 2009. N 3.
Харт Г.Л.А. Понятие права: Пер. с англ. СПб., 2007.
Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности, философия права и позитивное право // Право и политика. 2000. N 8.
|
|
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!