Исторические трактовки государства и становление его современного понимания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Исторические трактовки государства и становление его современного понимания

2019-07-12 554
Исторические трактовки государства и становление его современного понимания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В современном мире насчитывается около 200 государств, самому "старому" из которых более двух тысячелетий (Япония с неизменной императорской формой правления), а самому "юному" - всего лишь несколько месяцев (Южный Судан). А всего в истории человечества насчитывалось свыше трех тысяч государств с самыми различными формами правления, территориального устройства и политическими режимами.

В далеком прошлом государство и общество практически не разделялись, более того, их отождествляли, воспринимая как органическое единство, имеющее одно высшее начало. В Древнем Китае, например, считалось, что государство является земным продолжением Неба, которое распростерло над Поднебесной свою власть. Небо рассматривалось верховной всеобщностью, универсальным регулятором, в котором соединены разум, целесообразность, добродетель и высшая справедливость, руководящая государством. Властные связи уподоблялись семейным отношениям, где главным условием было беспрекословное подчинение младших старшим. Подобным образом представления о государстве как воплощении небесного царства формировались в Египте, Вавилоне, Персии, Индии и в других странах Древнего Востока.

Европейская наука о государстве закладывалась в античном обществе. В сознании мыслителей Древней Греции преобладали возвышенные представления о государстве как выразителе общих для всех свободных членов общества интересов (Платон), воплощении общего блага и справедливости (Демокрит), сообществе совершеннейшей жизни (Аристотель). Именно государство, по мнению последнего, является приучающей человека к добродетели школой.

Практицизм римлян сказался в определении ими целей государства. Оно уже не рассматривалось, как в греческих постулатах, сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан. Его задачи более приземленные - быть союзом людей, желающих жить вместе. Марк Туллий Цицерон подчеркивал: "Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов". Древний Рим утверждал образ государства как определенным образом интегрированной и упорядоченной территории, где царят организованность, дисциплина и иерархия.

В Средневековье Фома Аквинский вновь воскрешает идею об "общем благе" как высшей государственной цели, которая может быть достигнута соблюдением всеми предписанной Богом обязанности подчиняться правителям, олицетворяющим собой государство. Предпочтение в выборе формы государства следует отдать монархии, которая должна блюсти порядок, установленный Богом.

Никколо Макиавелли одним из первых отметил несовпадение территорий проживания народов с государственными границами и сформулировал стратегию объединения политически раздробленной Италии на основе наличия следующих необходимых условий: сильный лидер; сильная национальная армия; единые символы, воссоздающие единую национальную идею; психологическое единство.

До Макиавелли для обозначения государства использовалась конкретная терминология, не обладавшая формально обобщенной понятийной силой: "полис", "полития", "цивитас", "империя", "земля", "королевство", "княжество", "деспотия", "халифат", "ханство", "республика", "правление" и др. Основатель политической науки, занявшись изучением реальной организации государства, отходит от классической традиции широкого значения государства и использует специальное понятие для обозначения верховной власти - "stati", выводя его, вероятнее всего, от лат. "status" как устройство, структура, порядок или состояние*(30).

Уже светское понимание государства, также связывая его суть с сознательными проявлениями человеческой воли ради достижения общего блага, сосредотачивается на юридической основе высшей власти, которая призвана гарантировать равенство людей и их особый суверенитет. Государство определяется Гуго Гроцием как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Джон Локк отстаивал убеждение в том, что государство - это совокупность людей, объединенных в одно целое под воздействием ими же самими установленного закона, создавших судебную инстанцию, которая правомочна добиваться улаживания конфликтов между ними и карать преступников. Государство, по его мнению, тем и отличается от иных форм коллективности (семей, господских имений, хозяйственных артелей), что только оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общего блага создавать законы, вводить санкции для регулирования отношений и сохранения собственности, а также право применять силу для соблюдения этих законов и защиты государства от нападения извне.

Несколько позднее на фоне социальных потрясений, вызванных последствиями буржуазных революций, заметны усилия внедрить вместо идей общественного согласия концепции, в соответствии с которыми государство является воплощением универсального разума, справедливого закона, нравственности и т.п. Оно представляет собой высшую действительность нравственной идеи (Г. Гегель), союз множества людей под управлением правовых законов (И. Кант), верховный человеческий союз, образующий единое, постоянное и самостоятельное начало (Б.Н. Чичерин).

Субъективизм таких позиций очевиден современным исследователям истоков государствоведения, он связан со стремлением выявить понятие государства не в его исторической действительности, а в идеале, через идеальные цели, которые государство должно преследовать в своем предназначении и воплощением которых обязано задаваться. В реальности государство чаще всего не является нравственным идеалом, далеко не всегда стремится к общему благу или к счастью всех своих подданных. Его назначение, указывалось в европейском государственном праве на рубеже XIX-XX вв., - служить практическим задачам: политическим, правовым и культурным. И соответственно для определения государства необходимо избирать те очевидные признаки, которые "не возбуждают споров" (Е.Н. Трубецкой).

Исходными характеристиками, определяющими особые черты государства, были признаны:

- власть, самостоятельная и исключительная на определенном пространстве;

- народ - совокупность лиц, подчиненная высшей власти;

- территория, на которую распространяется юрисдикция высшей власти*(31).

Собирательным прагматическим воззрением этой эпохи на государство может послужить определение, приведенное известным энциклопедическим словарем в конце XIX в.: государство - это "организация оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти"*(32).

Данная триада в последующем столетии присутствует в определениях государства постоянно, варьируясь в зависимости от политических воззрений составителей, тоталитарной или общедемократической фразеологии и тех задач, которые перед исследователями ставили. Особо выделяется период заидеологизированного государствоведения, для которого характерным было политическое оформление понятийного аппарата и безраздельное господство позиции, рассматривавшей государство как орудие политической власти в классовом обществе. Государство объявлялось особой территориальной политической организацией, в которой материализуется публичная и суверенная власть господствующего класса, призванная обеспечить условия такого господства над всем населением.

Современные трактовки государства основываются на его видении в качестве законной и особой организации всего общества, призванной координировать интересы различных групп и слоев населения, разрешать возникающие социальные противоречия и с помощью механизма легализованного принуждения проводить в жизнь "общие дела".

Отметим, что следует различать два зачастую смешиваемых и нередко используемых как синонимичные понятия - "страна" и "государство". Понятие "страна" скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории), другим факторам и в силу этого носит менее официальный характер. Вполне возможны случаи, когда одна страна могла быть представлена двумя и более государствами (Германия до 1990 г. состояла из ГДР, ФРГ и Западного Берлина; Йемен был объединен в единое государство также в 1990 г.; Корея до сих пор разделена на КНДР и Республику Корея, и т.д.). Подобное различие существует, в частности, в европейских языках. Так, в английском языке используются слова "country", которое ближе к понятию "страна", и "state" (государство). Хотя в определенном контексте, как и в русском языке, они могут выступать как взаимозаменяемые.

История восприятия, понимания и толкования сути государства показывает, что это неоднозначное, сложное и противоречивое явление, познание которого не допускает простых либо годных на любые случаи определений, чаще всего раскрывающих существующие, но лишь отдельные признаки государства.

 

Определение государства

 

Подкрепленные идеологическим плюрализмом, утвердившимся в цивилизованных странах, многие определения государства в трудах современных юристов носят отпечаток индивидуальности, отражая тенденции к самовыражению их авторов. Чаще всего такие дефиниции пространственны и схематичны, поскольку стремление внести в них всю сумму государственных характеристик сказывается на объеме определения.

В качестве примера приведем "инструментальное" определение государства, данное одним из наиболее авторитетных исследователей проблем современного государствоведения: "государство - это универсальное политическое сообщество и одновременно организация в обществе, обладающая публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия (включая социально-политический арбитраж), выражающая прежде всего (но не только) интересы доминирующего социального слоя (класса) и выполняющая общие для общества задачи. Эта организация строится на основе специальных органов, выделения управленческого персонала, использования институтов гражданства и права"*(33).

Весьма убедительная формулировка понятия, хотя вряд ли ее следует рекомендовать для запоминания в учебном процессе ввиду громоздкости, вызванной вполне объяснимым желанием собрать воедино совокупность необходимых показателей этого явления.

К тому же следует учитывать, что далеко не все принципиальные признаки государства могут быть сконцентрированы в одном, даже непомерно широком определении. Очевиден вывод: определение государства должно быть достаточно компактным, универсальным и формализованным дабы дать представление о важнейшем политико-правовом феномене, которое тем не менее требует отдельного и развернутого анализа его сущностных черт - признаков.

При выработке определения государства следует учитывать возможное употребление его понятия в различных смыслах, что, в свою очередь, ведет и к разнобою в дефинициях.

Так, политологический подход к понятию государства рассматривает его с точки зрения власти как возможности подчинять своей воле других, заставлять других соопределять свое поведение с волей властвующего. Отсюда преобладание в определении отличительных черт государственной власти как таковой, ее отделение от иных властных институтов общества. В то же время публичная власть является составной частью общей характеристики государства, не подменяя собой иные его признаки.

Социологическое понимание государства обращено прежде всего к связям между государством и обществом, что фиксируется в определении роли государства как особой организации общества, призванной и способной на институциональном уровне представлять общество в целом и выступать его имени.

Общедемократическое определение государства выводится на основе соответствия установленного в стране государственно-политического режима принципам народовластия, разделения властей, верховенства закона, приоритета прав человека. В таком значении речь может идти высшем этапе в развитии государственности, закрепленным понятием "правовое государство".

Функциональный подход к определению государства сфокусирован на механизме осуществления государственной власти, который представляет собой особую систему государственных органов и учреждений, созданных в целях обеспечения основных направлений деятельности государства.

Собственно юридическая трактовка определения государства, основываясь на его теснейших связях с правом, рассматривает государство главным образом с юридических позиций как субъект права, также сужая параметры его целостной сущностной характеристики.

Учитывая вышеуказанные подходы, остановимся на формализованном определении государства как особой организации публичной власти, суверенно распространяющей ее на всю территорию и население посредством юридически обязательных велений.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.