Судебная впасть в современном государстве — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Судебная впасть в современном государстве

2019-07-12 291
Судебная впасть в современном государстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Судебная власть является независимой ветвью государственной власти, призванной рассматривать и разрешать в особой процессуальной форме юридические споры.

Третейское участие в решении спорных жизненных ситуаций, связанных с нарушением права или оспариванием прав, востребовано вместе с возникновением государства. Со временем правосудие как форма защиты права и как одно из древнейших и необходимых средств реализации властных полномочий перестает быть привилегией носителя верховной власти и переходит в руки особого лица - судьи, чье положение и объем компетенции определяется специальным законодательством. Особый статус судей фиксируется конституционно. Так, судебная власть определяется как "страж свободы личности" (ст. 66 Конституции Французской республики), подчеркивается, что "правосудие отправляется именем народа" (ст. 101 Конституции Итальянской республики), "исходит от народа" (ст. 117 Конституции Испании)

Судебная власть формируется и функционирует в соответствии с принципами, предполагающими:

- юридическое равенство всех перед законом и судом;

- независимость судей и их подчиненность только закону;

- несменяемость судей;

- право на судебную защиту;

- право на рассмотрение дела судом присяжных;

- гласность судебного процесса;

- презумпция невиновности;

- право на апелляцию и т.д.

Решение споров о праве осуществляется судьей единолично или судебной коллегией, состоящей из судей-профессионалов и привлекаемых (к уголовному процессу, в частности) присяжных заседателей, чья роль состоит в определении виновности или невиновности подсудимого.

Особые полномочия судьи, его роль в человеческих судьбах, в разрешении вопросов, нередко имеющих общегосударственное значение, предопределяют повышенные требования к нему самому. Судья должен иметь жизненный опыт (традиционно предусмотрен возрастной ценз для занятия судебной должности), быть профессионалом (с высшим юридическим образованием и определенным стажем работы по юридической специальности), обладать незапятнанной репутацией и т.п.

В связи со сложностью и разнообразием дел, имеющих юридическую подоплеку, судебная система подразделяется на суды общей и специальной юрисдикции. Выделяют административные, гражданские, уголовные, ювенальные (по делам несовершеннолетних), транспортные, социальные, финансовые и другие суды. Особое место в судебной системе отведено конституционным судам, контролирующим соответствие конституции законов и иных нормативных правовых актов.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1. Существуют ли отличия в понятиях "механизм" и "аппарат" государства?

2. Перечислите основные признаки государственных органов

3. По какому основанию выделяют общие, региональные и местные органы власти?

4. Почему глава государства может быть представлен как универсальный государственный орган?

5. В чем различия взглядов на разделение властей у Джона Локка и Шарля Монтескье?

6. Что означает понятие "бикамерализм"?

7. Назовите институты современной системы сдержек и противовесов.

8. Дайте характеристику основных функций законодательной власти.

9. Как Вы понимаете принцип несменяемости судей?

 

Дополнительная литература к теме

 

Конституция Российской Федерации. М., 1993 (и послед. офиц. изд.).

Конституция зарубежных государств: Учеб. пособие. 7-е изд., перераб. и доп. / Сост. В.В. Маклаков. М., 2006.

Гармоза П.В. Власть как категория юридической науки // Государство и право. 2008. N 5.

Гончаров В.В. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации // История государства и права. 2008. N 16.

Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2010.

Колбая С.Г. Отрешение президента от должности: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Журнал российского права. 2004. N 4.

Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2004. N 1.

Крылова Е.Г. Принцип разделения властей в организации государственной службы // Государство и право. 2007. N 11.

Радько Т.Н. Механизм государства: Лекция. М., 2002.

Тимошина Н.П. Реализация принципа разделения властей в государствах с различными формами правления // Право и политика. 2008. N 9 (105).

Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей // Российский судья. 2007. N 10.

Чиркин В.Е. Законодательная власть. М., 2008.

Чиркин В.Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. 2009. N 7.

 

Глава 9. Форма государства

 

9.1. Понятие и содержание формы государства

 

За 60 веков со времени появления первых государственных образований историей выделено значительное число сменявших друг друга самых разнообразных режимов государственной власти, основанных на различных принципах ее организации, приемах и методах практической реализации или распределения по территории. Восточные деспотии, древние империи, античные и феодальные республики, абсолютные монархии Средневековья, более поздние конфедерации, союзы и унии, диктатуры и демократии современности... - это не столько формальные определения устройства отдельных стран, сколько их характеристики, дающие нам представление о сути государственной власти, процессах ее формирования, закрепления и конкретных проявлениях в жизни.

Процесс смены государственных форм продолжается и сегодня. Лишь в последние десятилетия мы стали непосредственными свидетелями краха тоталитарных и авторитарных режимов в Центральной и Восточной Европе, Южной Америке, Африке и Азии, распада таких федеративных союзов, как Союз Советских Социалистических Республик, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Чехо-Словацкая Федеративная Республика. И в эти же годы возникают новые федерации (в частности, в Бельгии, Эфиопии и на Балканах), происходит объединение государств (ГДР и ФРГ), присоединение к государствам иных частей (Гонконг и Макао к Китаю), ряд сепаратистских образований заявляют о своей государственности, но не находят поддержки в мировом сообществе.

Следует также учитывать и наличие около 200 автономных образований, входящих в унитарные и региональные государства, а также не менее 400 внутригосударственных образований, являющихся самостоятельными составными частями федераций (от 83 - в Российской Федерации и до двух - в Федерации Сент-Китс и Невис, расположенной в Карибском море).

Создаются новые формы соединения государств (Содружество Независимых Государств, Союзное государство Белоруссии и России, Таможенный союз), а прежние сообщества постепенно превращаются в новые государственные формирования, которым современные исследователи еще ищут подобающие названия (примером этому служит Европейский Союз после Маастрихтского (1992), Амстердамского (1997) и Лиссабонского (2007) договоров).

Исторически складывающаяся совокупность признаков, реально отличающих одно государство от другого либо, наоборот, объединяющих их в одну группу, практически зависит от множества факторов. Среди них:

- принципиальные задачи и цели, которые ставит перед собой государственная власть;

- уровень демократической зрелости самого общества, способного противостоять диктатуре и авторитаризму;

- значение культуры, исторических и национальных традиций народа;

- влияние религиозных убеждений, разделяемых большинством населения;

- природные и климатические условия проживания;

- степень вовлеченности масс в решение дел государства, в процесс устройства и формирования органов власти всех уровней, а также в процесс контроля за ее функционированием.

Форма государства нередко прописывается в официальном названии, определяющем его политические, религиозные, национальные, территориальные основы и иные предпочтения. В частности: Исламская Республика Иран; Суверенное демократическое королевство Лесото; Конституционная демократическая социальная монархия Марокко; Боливарианская Республика Венесуэла; Федеративная Демократическая Республика Эфиопия; Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия; Социалистическая Республика Вьетнам.

О выборе устройства государства говорят его важнейшие законодательные акты, прежде всего конституция. В высшем законе страны, в главах, содержащих принципы или основы государственного строя, закрепляются:

- определенный порядок образования и организации высших органов власти и управления (страна провозглашается монархией или же государством с республиканской формой правления);

- внутренняя структура государства, характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей, степень их самостоятельности и уровни взаимоотношений между собой (конституируются унитаризм или же федерализм как виды формы территориального устройства страны);

- совокупность методов и средств осуществления государственной власти и их воплощения в государственном строе (государство как бы идентифицируется, поскольку политический режим, установленный в стране, непосредственно связан с изменениями в иных формах государства).

В качестве примеров конституционного закрепления форм государства можно привести принципиальные нормы основных законов различных по видам государственной формы стран - участников мирового сообщества.

Так, Конституция (Основной закон) Эстонской Республики объявляет страну демократической республикой, где носителем верховной власти является народ (ст. 1). А в последующей статье подчеркивается, что "по своему государственному строю Эстония единое государство, административно-территориальное деление которого устанавливается законом". Таким образом, в положениях первых статей Основного закона речь идет об унитарном государстве с демократическим режимом осуществления власти на основе республиканской формы правления.

Конституция Итальянской Республики устанавливает, что Италия представляет собой демократическую республику (ст. 1), единую и неделимую, но признающую автономии и содействующую их развитию (ст. 5). В данном контексте Конституция, устанавливая демократический режим и правление в виде республики, подчеркивает сложный состав итальянского государства, имеющего в своем составе отдельные территориальные автономии, что накладывает отпечаток на характер взаимоотношений между центром и составными частями государства.

В свою очередь, Конституция Бельгии, отмечая и закрепляя приверженность подданных монархической форме правления (ст. 85: "Конституционные полномочия Короля наследственны в прямом, природном и законном потомстве..."), поправкой 1993 г. фиксирует новое государственно-правовое состояние государства: Бельгия провозглашается "федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов" (ст. 1).

Четче ответы на вопросы об устройстве государства даны в Конституции Украины:

- "статья 1. Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное правовое государство;

- статья 2. Украина является унитарным государством...;

- статья 5. Украина является республикой".

Ряд стран более конкретно указывает не только на форму государственного устройства и правления, но и на ее вид, закрепленный конституционно. В частности, в Конституции Республики Казахстан прямо утверждается, что Казахстан "является унитарным государством с президентской формой правления" (ст. 2).

Но что же означает признание страны республикой или монархией? Как отражается территориальная организация публичной власти на порядке ее осуществления на местах? Почему возможен тоталитаризм в одной стране, а другое государство остается приверженным демократическим устоям? На эти и им подобные вопросы ответы может дать раскрытие сути формы государства и ее составных сторон.

Форма государства - это совокупность способов организации и устройства публичной власти, отражающие особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры и национальной самобытности народа.

Данная характеристика, сложившись в силу соединения различных как объективных, так и субъективных обстоятельств, олицетворяет государство, представляя его как синтез государственного правления, государственного устройства и государственно-политического режима. Их соотношение в одном, конкретно взятом государстве не является постоянным, заданным на века, оно видоизменяется, а изменчивость во взаимосвязях зависит от многих причин, требующих специального рассмотрения и анализа.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.