Государственно-правовая идентификация личности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Государственно-правовая идентификация личности

2019-07-12 206
Государственно-правовая идентификация личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В государственно-организованном обществе его официальная нормативная система представляет собой определенным (властным) образом взаимосвязанное построение правил поведения личности в данной совокупности общественных отношений. Личность является основной "действующей персоной" в связке, вынесенной в заголовок настоящей главы.

В специальных энциклопедических источниках личность трактуется развернуто, прежде всего, как общежитейский и научный термин, означающий: (а) лицо (от лат. persona) в широком смысле слова, т.е. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; (б) член общества (от лат. personalitas) в совокупности его социальных и психологических черт. При всей очевидности терминологического различия оба понятия нередко употребляются как однозначные, хотя уже в античности было обращено внимание на несовпадение реального поведения человека и его "сущности", какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы осознания вины и ответственности. В то же время государство как особая суверенная власть, определенная устанавливать порядок в обществе, оставляет проблему самосознания личности за ее внутренним (нравственным) миром, обращаясь к внешним проявлениям человеческого поведения, к проблемам правомерности и противоправности в поступках индивида, указывая на меру его вины и ответственности в случае нарушения публичного порядка.

Положение личности в государстве определяется совокупностью самых различных факторов, среди которых немаловажное значение имеет степень развитости гражданского общества, состоящего из негосударственных самоуправляющихся общностей людей (семейных, религиозных, корпоративных, экономических и иных институтов), которые могут и должны защищать их непосредственные интересы независимо от государственной власти. В не меньшей степени положение личности зависит как от непосредственных характеристик самого государства (его типа, формы правления в стране, государственного устройства, государственно-политического режима), так и от состояния и действенности правовых институтов и учреждений государства, призванных закреплять права личности и обеспечивать их реализацию.

Государство посредством правовых средств "ведет" человека в течение всей его жизни, начиная от регистрации государственными органами факта рождения и заканчивая улаживанием наследственных дел ушедшего в "мир иной". Государство устанавливает гражданское состояние лица, фиксирует степень его юридической принадлежности к стране постоянного проживания или временного пребывания, определяет правовое положение личности с объемом формально или фактически ей принадлежащих прав и свобод, предоставляет возможности для обучения, профессиональной деятельности, отдыха и иного рода занятий.

Личность выступает объектом правового воздействия со стороны государства в качестве:

- человека как понятия, раскрывающего его внегосударственное и внетерриториальное положение, исходя из признания человека неотъемлемой частью исторически вечной природы, не зависящей от национальных и государственных границ;

- гражданина как юридически обобщенного понятия, выражающего правовые взаимосвязи государства и человека, в силу чего последний подпадает под действие законов, которые действуют в пределах данной страны, что, в свою очередь, ведет к необходимости подчинять собственное поведение установленным в государстве юридическим рамкам дозволенного и запрещенного;

- индивида как конкретизирующего понятия, которым раскрывается отдельное взятое лицо в совокупности его собственных биологических, социальных и правовых характеристик, с присущими ему определенным культурным уровнем, психологической, мыслительной и иной самостоятельностью.

Личность как носитель прав и обязанностей представляет собой обобщающую юридическую категорию и способна объединить в себе терминологические образы лица, пребывающего в определенных взаимосвязях с государством и подпадающего под правовое воздействие, а именно как субъекта права, субъекта правоотношений, обладателя прав, свобод и ответственности, правового статуса в целом, носителя правосознания и правовой культуры, законопослушной личности или правонарушителя и т.п.

В теории сложились подходы, по-разному трактующие положение личности в государстве. Наиболее распространенными среди них являются этатизм, либерализм и демократизм.

Этатизм (от франц. etate - государство) оправдывает засилие государства во всех сферах общественной жизнедеятельности, его абсолютизацию в решении вопросов публичной и частной жизни людей. Государственное управление становится избыточным и чрезмерно жестким в отношении личности, ее права и свободы ограничиваются. Личность используется как инертное средство достижения этатистских устремлений, ей отказывают в естественном праве на самостоятельное волеизъявление и самоутверждение. В качестве оправдания процессов огосударствления всех форм социальной жизни избирается постулат о приоритете принципов государственной необходимости и государственной целесообразности, иных высших целей государства, достижение которых якобы в интересах общества и граждан, хотя государственные функции явно переходят грань оптимальных взаимоотношений между государством и личностью.

Подобные характеристики свойственны для государств с тоталитарными или авторитарными режимами, в которых публичная власть стремится к установлению полного контроля над поведением людей. Фундаментальные права человека в таких условиях не признаются вообще либо, если формально фиксируются под давлением мирового сообщества, не соблюдаются в повседневной жизни.

Либерализм (от лат. liberalis - свободный) стоит на позиции принципиального антиэтатизма, подчеркивая отрицательную роль излишнего государственного регулирования в обществе, и исходит из признания государством приоритетности прав и свобод личности. Пределы самовыражения личности - рамки законов как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. Основная идея либерализма состоит в недопущении государством каких-либо действий, которые могли бы посягать на свободы личности, ее безопасность, право выражать свои взгляды и мнения.

Либерализм обязывает государственную власть признать:

- первичность личности в сравнении с обществом и его властными институтами, в силу чего провозглашается абсолютная ценность личности. А человек получает право жить не для государства, а для себя и своих близких, активно вовлекаться во все сферы частной жизни;

- равенство всех людей от рождения;

- факт существования неотчуждаемых прав человека, прежде всего таких как право на жизнь, свободу и собственность;

- собственно создание государства как результат консенсуса (согласия) равных меду собой людей в целях защиты их естественных прав;

- договорный характер взаимоотношений между государством и личностью, что определяет их равное положение как сторон соглашения, подразумевающего взаимные права и обязанности;

- необходимость ограничения объема и сфер деятельности государства в целях недопущения вмешательства в частную жизнь человека и его правомерные действия в сфере общественной жизни.

Демократизм соизмерим с либерализмом, поскольку также исходит в определении положения личности и государства из признания верховенства закона в государстве, равенства всех перед законом и приоритета неотчуждаемых естественных прав и свобод человека. В то же время данному подходу свойственны меньшая степень фетишизации личности, большее внимание к взаимным правам и обязанностям личности и государства, практицизм в установлении системы гарантий прав личности, позволяющий выстраивать цивилизованный социальный порядок в рамках равновесных отношений правового государства и гражданского общества.

Демократический порядок предполагает существование режима, которому свойственны народовластие, легитимность процессов создания и функционирования важнейших государственных органов и институтов, идеологическое и политическое многообразие, определяющее возможность и гарантированность высказывания мнений и суждений людей, и, конечно же, признание самого широкого спектра прав и свобод личности. Именно в демократическом государстве личность имеет тот необходимый объем гарантированных государством прав, который дает ей возможность быть действительно свободной.

Широкая разработанность в юридической литературе проблемы прав личности тем не менее характеризуется дискуссионностью в отношении формулировки самого понятия принадлежащего индивиду права. Уместно остановиться на обобщающем определении, в основе которого учитываются позиции авторов (Н.В. Витрук, А.С. Мордовец, И.В. Ростовщиков и ряд других), акцентирующих внимание на юридической закрепленности и гарантированности возможностей личности обладать и пользоваться соответствующими социальными благами. Права личности следует рассматривать как совокупность естественно возникающих или властно устанавливаемых возможностей поведения индивида, юридически фиксированный объем которых обусловлен развитием общества и государства.

Определение передает дуалистическую сущность прав личности, т.е. признание сосуществования в них двух взаимообуславливающих начал. Первое отражает фактическую закрепленность за человеком при рождении притязаний на общие для всех людей условия существования. Права человека рассматриваются естественно возникающими и неотъемлемо, на основе законов природы, ему присущими вне зависимости от того, в каком обществе человеку "посчастливилось" появиться на свет и какой государственной власти он вынужден подчиняться. Такие права в силу своей прирожденности не нуждаются в государственном признании, они не отчуждаемы и не должны нарушаться государством. Более того, степень их соблюдения становится критерием уровня цивилизованности и демократии в обществе и государстве.

Идея прав человека, выдвинутая и отстаиваемая естественно-правовым учением, и практика их законодательного воплощения соединяются вместе исторически не столь давно - два с небольшим столетия тому назад в период буржуазных революций, провозгласивших новые либеральные ценности, которые впоследствии были названы правами человека первой волны, или первого поколения. К ним отнесены гражданские (личные) и политические права, предоставляющие человеку личную свободу, неприкосновенность и свободу действий в частной и публичной жизни.

Первые же попытки легализации прав и свобод личности были осуществлены еще в начале XIII в. в Англии. Так, в ст. 9 Великой хартии вольностей 1215 г., отразившей борьбу сословий с единоличной властью монарха, провозглашено, что "ни один свободный человек да не будет схвачен, ни посажен в тюрьму, ни лишен насильственным образом пользования принадлежащей ему землею, вольностями и привилегиями, ни поставлен вне закона, изгнан и подвергнут какому-либо иным образом разорению, иначе как в силу законного решения равных ему лиц или по закону страны". Именно в силу нежелания короля соблюдать указанные вольности англичане создали в том же столетии парламент как представительный и законодательный орган, разделявший верховную власть в государстве и отстаивавший первенство прав свободных подданных, а в последствии принявший мирового значения Habeas Corpus Act 1679 г. и Билль о правах 1689 г., которыми утверждались личная неприкосновенность и судебная защита личных прав.

В Новое время происходит конституционное закрепление первого поколения прав человека на основе провозглашения юридического равенства пред законом, т.е. распространения личных и политических прав и свобод на всех граждан в демократическом государстве. Именно этот принцип нашел свое отражение в Декларации независимости США 1776 г., которая выделяет "самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Несколько позже в Европе французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. подтверждает, что "люди рождаются и остаются свободными и равными в правах", а "осуществление естественного права каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочих членов общества теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом".

Декларация выстраивает систему "естественных, неотчуждаемых и священных прав человека", ставшую образцом для их последующего изложения в конституционных актах, - право на личную свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; право на равенство перед законом ("все граждане равны перед законом и потому все одинаково допускаются на все общественные посты, места или должности, соответственно своим способностям и без иных различий, кроме различий в их добродетелях и талантах"); право на свободу мнений и их выражения ("всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, неся ответственность за злоупотребления этой свободой в случаях, установленных законом"); право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания ("ни один человек не может быть обвинен, задержан или заключен иначе, как в случаях, определенных законом, при соблюдении процедуры, предписанной законом"); право на участие в государственных делах ("все граждане имеют право принимать участие лично или через своих представителей в создании закона"); право на свободу мысли, совести и религии ("никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных, если их проявление не нарушает общественного порядка, установленного законом").

Предоставление личных и политических прав сопровождается возложенными на государство обязательствами не ограничивать сферу проявления индивидуальных свобод человека, которые рассматриваются негативными, поскольку должны быть обеспечены правом на защиту от государственного или какого-либо иного вмешательства.

В первой половине XX в. осознанная государствами необходимость социально-экономической защиты личности ведет к формированию второго поколения прав человека, или позитивных прав и свобод, нормативное закрепление которых требует от государства не только их охраны, но и активной положительной поддержки процессов организационного, материального и иного обеспечения. К социальным, экономическим и культурным правам отнесены: право на труд, справедливые и благоприятные условия труда; право на свободу выбора сферы и формы деятельности; право на приемлемый жизненный уровень, социальное обеспечение, отдых и досуг; право на охрану и помощь семье, матерям и детям; право на свободу творчества; право на образование и приобщение к культурной жизни общества и ряд других.

Третье поколение прав человека основывается на солидарности людей, осознающих свою принадлежность к единой человеческой общности на Земле. Современные права на мир и международную безопасность, на общее наследие человечества, на благоприятную природную среду и на свободное и разумное распоряжение своими естественными богатствами и ресурсами, на свободу доступа и пользования информацией, на свободу международного общения могут быть реализованы в рамках свободных действий людей, объединенных в ассоциации и общности, и потому получили название коллективных. Их осуществление не должно ограничивать рассмотренные выше права и свободы людей или им противоречить, более того эффективное осуществление коллективных прав может и должно способствовать и эффективной реализации индивидуальных прав человека.

Второе начало, определяющее двойственный характер прав личности, связано с внутригосударственным юридическим признанием человека гражданином государства и в силу этого объектом государственной защиты и охраны. Права гражданина определяются законодательством страны и всей правовой системой государства, стремящегося выстроить собственную схему взаимоотношений со своими гражданами.

В основном государство выделяет политические правомочия собственных граждан, реализующих их возможности участвовать в государственном управлении и в общественной жизни (право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности, право на свободу митингов, собраний и демонстраций и т.п.), а также социальные и экономические права.

В этой связи нельзя не учитывать экономические возможности государства, его традиции и традиции общества, специфику существующих в мире государственно-политических режимов, приверженность или пренебрежение отдельными государствами идеалами свободы и демократии, а также то, что конкретное государство является исторически преходящим явлением. Человечество на протяжении многих веков было свидетелем появления, разных форм функционирования и распада сотен и тысяч государственных образований, что неизбежно сказывалось на правовом положении подданных и граждан, нередко и в одночасье лишенных государственного покровительства и дарованных государством прав, превращенных в беженцев, вынужденных переселенцев или в перемещенных лиц.

Юридические связи человека и государства, порождающие взаимные права и обязанности, закрепляются в институте гражданства, представляющим собой процедуру и состояние, которыми определяется устойчивая правовая связь гражданина с конкретным государством.

Наиболее распространенным путем обретения гражданства является филиация, т.е. признание ребенка гражданином в силу факта самого рождения путем записи в книге актов гражданского состояния. Таким способом гражданином становится новорожденный при наличии у него либо права крови (лат. jus sanguines), которое устанавливается по гражданству родителей (либо одного из них) вне зависимости от того, где ребенок родился; либо права почвы (лат. jus soli) - по месту рождения ребенка. Так, согласно Поправке XIV к Конституции США, "всякий, родившийся в Соединенных Штатах... считается гражданином Соединенных Штатов и того Штата, в котором имеет постоянное место жительства". Признание гражданства по принципу территории в настоящее время рассматривается более предпочтительным в силу своей демократичности. В частности, в странах Евросоюза (в Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии) новое законодательство о гражданстве постепенно внедряет правило, согласно которому если хотя бы один из родителей появился на свет в данном государстве, пусть даже его (ее) отец и мать - иностранцы, дети будут считаться гражданами этого государства.

Гражданство может приобретаться путем натурализации - приемом в гражданство государственными органами в соответствии с установленной законом процедурой (в случаях индивидуальной перемены гражданства, вступления в брак с иностранцем либо усыновления иностранца).

Возможно получение гражданства по международному договору в результате урегулирования проблем, связанных с массовым переселением, территориальными изменениями, оптацией (выборе гражданства при переходе территории от одного государства к другому), репатриацией (подтверждением гражданства возвратившимся в страну лицам, оказавшихся в силу разных причин на территории других государств) и т.п.

Гражданство получают и в силу распада государства, когда его отдельные части обретают независимость со всеми вытекающими из этого политико-правовыми последствиями (трансферт).

Все еще встречается практика пожалования в гражданство (подданство) путем "высочайшего дарования" от имени монарха. Возможны случаи лишения гражданства человека в силу занятия им неприемлемой, с точки зрения властей, деятельностью (чаще всего политической), однако подобная практика в демократических государствах не допускается либо прямо запрещается конституцией страны.

Существует и восстановление в гражданстве (реставрация гражданства) как возможность для лица, которое состояло в гражданстве государства, но затем в силу различных причин утратило юридическую принадлежность к стране прежнего проживания или пребывания, возвратить его по упрощенной процедуре.

Первоначально изложенные в естественно-правовой доктрине концепции ограничения притязаний государства по своему усмотрению определять объем прав и свобод человека со временем нашли свое повсеместное конституционное закрепление в большинстве государств. Данному процессу способствовало постепенное признание мировым сообществом того, что ни при каких обстоятельствах люди, где бы они ни находились, не должны лишаться своих фундаментальных прав, которые им принадлежат от рождения и не связаны с местом жительства и пребывания.

Признание современными государствами необходимости выполнения взятых на себя обязательств законодательного оформления прав человека и их обеспечения внутригосударственными средствами защиты и охраны, по сути, удаляет основу противоречий между двумя крайними подходами в правопонимании - естественно-правовой доктриной, ставящей права человека выше государства, и позитивизма, прогосударственного учения, трактующего такие права из воли государства.

В юридической теории, в законотворчестве и в правоприменении последовательно оформляются результаты обоюдного процесса, основанного как на осознании незащищенности естественных прав человека вне государственного закрепления, так и на преодолении отстраненности позитивистского учения от нравственных, личностных, социальных и иных ценностей, во многом определяющих права и свободы человека и гражданина. Их близость и связанность практически подтверждается совместным закреплением в специальных разделах или главах важнейших юридических актов государств, и прежде всего в конституциях, обладающих высшей юридической силой и верховенством в отношении иных нормативных правовых актов.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.