Раздел о том, как следует вести Диспуты, если появилась нужда в этом. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел о том, как следует вести Диспуты, если появилась нужда в этом.

2019-05-27 126
Раздел о том, как следует вести Диспуты, если появилась нужда в этом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Знайте, да помилует вас Аллах, и наставит нас и вас к благому пути – что разумный ученый, которому Аллах дал понимание религии и принес пользу его знаниями – не стремится спорить и препираться.

 

Также он не стремиться подавить в знаниях никого – кроме того, кто заслуживает того чтобы его подавили исцеляющим его заблуждение знанием.

 

И если в какой-то момент, возникла нужда в диспуте с кем-то из заблудших, чтобы отстранить его посредством истины от той лжи, которую он исповедует, и по причине, которой он вышел из джамаата мусульман, то в таком случае его победа над заблудшим будет благодатью для мусульман, а диспут будет вынужденным, а не по его собственному предпочтению.

 

И это потому, что свойство разумного ученого – не сидеть без нужды с приверженцами нововведений и не спорить с ними.

 

Что же касается диспута касательно знания и фикха и всех остальных наук, то не следует их вести. И если скажет кто-то: а если есть нужда в познании затруднительного вопроса, из-за множества разногласий ученых вокруг него – разве нет нужды посидеть с учеными и подискутировать с ними, чтобы узнать верное слово в данном вопросе? И ведь если он не будет диспутировать, то не узнает его должным образом?

 

То будет отвечено: под этим предлогом и вошёл враг к душам, следующим своим страстям, и сказал: «Если ты не будешь спорить и препираться – ты не достигнешь понимания». И таким образом, Иблис сделал этот предлог доводом на дозволение запрещенных споров и препирательств, которые могут привести к дурному концу и от которых предостерегал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и предостерегали нас имамы мусульман.

 

Передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Кто оставит споры, в то время как он прав – Аллах возведет ему дом в центре Рая» (Передал его ат-Тирмизи).

 

И от Муслима Ибн Ясара (один из факихов табиинов) передается, что он сказал: «Остерегайтесь споров! Споры указывают на невежество ученого, и посредством них шайтан добивается его ошибки».

 

И передается от аль Хасана аль Басри, что он сказал: «Мы не видели факиха, который бы препирался. Он распространяет мудрость Аллаха, и если она принята – то хвалит Аллаха, а если отвергнута – тоже хвалит Аллаха»

 

И передается от Муаза Ибн Джабаля, что он сказал: «Если ты любишь брата, то не препирайся с ним, не делай зла ему и не шути над ним».

 

И говорили мудрые люди: препирательства рождают ревность и соперничество в сердцах братьев и меняют единство на раскол, а симпатию на отчужденность.

 

И передается от Абу Умамы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всякий раз, когда люди впадали в заблуждение после прямого пути – к ним приходили споры» (Передал ат-Тирмизи).

 

Поэтому, разумный мусульманин опасается, что споры повредят его религии.

 

А если же скажут: так что же делать в тех науках, где есть затруднение в понимании?

Будет отвечено: если все действительно так и он хочет понять затруднительный для него раздел знаний, ему надлежит отправиться к ученому, про кого он знает, что он искренний, а его знания и понимание и разум в высокой степени.

 

Пусть обратиться к нему с просьбой совместно обсудить этот вопрос, желая этим получения пользы. И нужно сказать ему: «Я совместно обсуждаю с тобой данный вопрос, желая понять истину, а не желая победить тебя».

 

Затем же следует придерживаться справедливости в обсуждении данного вопроса и это желая, чтобы твой оппонент был прав, и не желая подловить его на ошибке – точно также, как любишь этого для себя, и не любишь чтобы подловили на ошибке тебя. И следует также сказать оппоненту: «Если мы в обсуждении данного вопроса хотим каждый лишь выявить свою правоту и показать друг другу как ошибаемся – то такое обсуждение для нас харам, потому что это нрав, которым не доволен Аллах»

 

И если он спросит: «Как же нам тогда обсуждать этот вопрос и диспутировать вокруг него?»

 

Надо сказать: «Проявляя искренность друг к другу».

 

А если он спросит: «Как это?» То скажи ему: «Есть вопрос, который мы обсуждаем, и я говорю, что эта вещь халяль, а ты говоришь: «Харам». Следовательно, нам обоим надо говорить, желая безопасности от греха, и я должен хотеть, чтобы либо истина разъяснилась мне по причине твоих слов – и я тогда последую за твоими словами, либо же тебе разъяснилась по причине моих – и ты последуешь за ними – если они соглашаются с Кораном, Сунной и иджма. И если у нас будет такое намерение – я надеюсь, что будут хорошие последствия у нашего обсуждения, и мы придем к истине, и шайтан не сможет ничего добиться от нас.

 

И такой разумный ученый, если вдруг, в каком-то маджлисе начнет возражать ему тот, от кого он знает желание диспутов ради споров, препирательств и победы – то он не имеет права вступать с ним в диспут, ведь он знает, что тот хочет лишь отвергнуть его слова и помочь своему мазхабу – и поэтому, если ты даже приведешь ему все доводы, которые любой человек обязан принять – он не примет это, однако будет защищать свои слова. А тот, чьи намерения таковы – есть опасность от его фитны, а последствия спора с ним будут плохими.

 

И также будет сказано тому, кто диспутирует ради победы и споров: «Расскажи мне, если я например, следую мазхабу имама Малика, а ты – мазхабу иракцев и есть какой-то вопрос между нами, где я говорю, что это халяль, а в твоём мазхабе, что это - харам. И ты просишь меня, чтобы я диспутировал с тобой из-за этого, и ты не намереваешься в этом диспуте отказаться от своего слова, и считаешь, что я должен согласиться с твоим мнением. А если я буду также намереваться лишь опровергнуть тебя, но не отказываться от своего мнения, как ты - намереваясь опровергнуть мое, то тогда нет вообще смысла в диспуте и наилучшим будет просто промолчать, и остаться каждому на своем мнении. Так будет безопаснее для нас и ближе к истине».

 

И если он скажет: «Как же это?» Будет отвечено: «Ты хочешь, чтобы я ошибся, и был на ложном мнении и не был наставлен к истине, а когда выявится это – станешь радоваться и торжествовать. И мое намерение будет такое же касательно тебя. Кем же мы тогда будем? Плохими людьми, лишенными благоразумия – а наше знание будет доводом против нас, а невежда будет иметь больше оправданий, чем мы».

 

И еще хуже всего этого – то, что в таких спорах одна из сторон может аргументировать против своего оппонента Сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а его оппонент станет беспечно отвергать ее, чтобы не проиграть в споре.

 

И его оппонент может привести ему достоверную Сунну от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а этот будет отвечать: «Это не имеет основы», или «Я не говорю в соответствии с этим» - отвергая Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), своим мнением, без различения.

 

И также бывает в таких спорах, что одна из сторон аргументирует словом одного из сподвижников, а его оппонент отвергает это и не поворачивается к его доводу – и всё это ради того, чтобы возвысить свое мнение – даже не останавливается перед тем, чтобы отвергать Сунны и асары. И к качествам невежд относятся споры, препирательства, желание победить в споре. Просим у Аллаха защиты от людей с такими намерениями!

 

А к качествам знающего человека относятся разум и искреннее отношение к своим оппонентам, и поиск пользы для себя и для других. Да сделает Аллах больше таких людей среди ученых, и даст им пользу их знаниями, и украсит их мягкостью и мудростью

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.