Раздел про нравственность ученого-невежды, который впал в фитну по причине своего знания. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел про нравственность ученого-невежды, который впал в фитну по причине своего знания.

2019-05-27 133
Раздел про нравственность ученого-невежды, который впал в фитну по причине своего знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Уже объяснили мы, приведя сообщения от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и имамов мусульман – да помилует их Аллах – каковы качества людей, чье знание только внешнее, и не принес Аллах им пользы этим знанием.

 

Они те, кто посредством знаний ищут похвалы, показухи, споров и препирательств, и ищут денег от богатых, и сидения с правителями и их сыновьями – чтобы завоевать высокий статус в этом мире.

 

Такой сам себя называет ученым, в то время как его нрав – нрав грубого невежды, а сам он – фитна для всех, кто подвержен фитнам. Его язык – язык ученых, а его деяния – деяния глупцов.

 

И если кто-то скажет: упомяни еще шариатские тексты об этом, чтобы мы остерегались этого! То мы ответим ему: мы приведем их, ин ша Аллах.

 

52 Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто изучил знание не ради Аллаха, и не хотел им Лика Аллаха – пусть приготовит себе место в Огне» (Передал его ат-Тирмизи).

 

53 Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не изучайте знание с целью хвалиться им перед учеными, или препираться с глупцами, или чтобы занимать почетное место в маджлисах. А кто так сделает – то пусть остерегается Огня!» (Передал его Ибн Маджах).

 

54 Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто получал знания, чтобы спорить с учеными, и препираться с глупцами, и обернулись лица людей к нему – то Аллах ввергнет его в огонь» (Передал его ат-Тирмизи)

 

55 Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Самый сильный человек наказанием в Судный День – знающий, кому не принесло пользы его знание» (Передали его аль-Бейхакы и ат-Табарани)

 

56 Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «В последние времена будут те, кто много поклоняются, не имея знаний, и знающие нечестивцы» (Передал его также Абу Нуейм, и сказал: «Хадис отвергаемый)

 

57 Сказал Суфьян ас-Саури (Один из муджтахидов Ислама. У него был свой мазхаб, которому следовали, пока это не было запрещено Бейбарсом в 8 веке хиджры и люди не были ограничены на 4): «Говорилось – прибегайте к Аллаху от фитны много поклоняющегося невежды, и фитны знающего нечестивца. Воистину их фитна – та, в которую легко может впасть любой»

 

58 Сказал Макхуль аш-Шами (Один из имамов и факихов людей Шама, табиин): «Судный День не придет, пока не наступит такое положение, что ученые будут хуже, чем гниющий труп осла»

 

59 Сказал аль-Аузаи (один из муджтахидов Ислама. У него был свой мазхаб, которому следовали, пока это не было запрещено Бейбарсом в 8 веке хиджры и люди не были ограничены на 4): «Раньше говорилось: горе тем, кто получают фикх не для поклонения, и тем, кто делают запретное дозволенным аргументируя сомнительными доводами»

 

60 Сказал Вахб Ибн Мунаббих (Один из табиинов, в прошлом иудей, принявший Ислам и знавший сообщения Бану Исраиль): «Сказал Аллах, порицая ученых народа Исраиля: «Вы получаете фикх не ради религии, а знания не для действий по ним, и зарабатывайте мирские блага теми делами, которые делают ради будущей жизни. Вы одеваете овечьи шкуры, пряча волчьи души! Вы боитесь соринку, которая попадет в ваши напитки, но не боитесь гор харама которые вы проглатываете. Вы затрудняете людям религию, делая ее подобной горам, и чрезмерно удлинняете молитву, и одеваете белые одежды – и крадете деньги сирот и вдов. Клянусь моим величием, я поражу вас фитной, из-за которой подведет мнение умного человека из вас, а мудрость мудреца из вас!»

 

61 Сказал Фудейль Ибн Ияд (Один из великих аскетов саляфов, известный своей праведностью и мудростью): «Есть два типа ученых – ученый дунья и ученый будущей жизни. Ученый этой дунья – его знание на языке, а ученый будущей жизни – его знание скрыто. Так ищите же ученых будущей жизни, и остерегайтесь ученых дунья – пусть они не оттолкнут вас своим злом от прямого пути!», и прочитал аят: «Воистину, многие ученые и аскеты поедают имущество людей не по праву и сбивают с пути Аллаха» (Ат-Тауба, 34).

 

Затем сказал: «Многие из ваших ученых – их одежда больше похожа на одежды персидских царей, чем на одежду Мухаммада. Воистину Пророк (мир ему) не строил себе высоких домов, однако он был возвышен посредством знаний, которые были посланы ему. И ученых много, а мудрецов мало, а ведь цель знаний – постижение мудрости. И кому дана мудрость – тому дано великое благо»

 

Скажу: слова Фудейла: «Факихов много, а мудрецов мало» - значат, а Аллах знает лучше - что мало кто из знающих защитил свои знания от искушений этого мира, и имеет намерение получить награду в будущей жизни, и также значит, что многие из знающих впали в фитну по причине своих знаний. А его слова: «Мудрецов мало» - то есть, как будто он говорит: «Как мало тех, кто своим знанием добивается награды в будущей жизни!»

 

62 Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто изучил какие-то науки, которыми следует добиваться награды Аллаха – лишь затем, чтобы получить посредством них блага этого мира, не почувствует даже запаха Рая в Судный День»

 

63 Сказал Абдуллах Ибн Мас’уд: «О, если бы знающие защищали бы свое знание, и обучали бы ему только тех, кто его достоин! Тогда они были бы господами своей эпохи. Но они обучали знанию тех, кто хочет дунья, чтобы они добились посредством знания этих мирских благ. И они унизили знание перед людьми дунья! Я слышал, как ваш Пророк сказал: «Кто все свои устремления направит к одному – к будущей жизни, Аллах избавит его от устремлений к дунья. А у кого же множество влечений к разным удовольствиям этого мира, не будет для Аллаха разницы в какой из долин этого мира он погибнет».

 

64 Сказал Вахб Ибн Мунаббих обращаясь к Ато аль Хурасани: «Ученые до нас, имея свои знания, не нуждались в мирских благах других людей. Они не поворачивались к их мирским благам, а богатые люди сами предлагали им свои мирские блага, чтобы обучиться их знанию. В наши же дни ученые обучают богатых людей своему знанию ради того, чтобы взять из их богатства! И богатые люди стали с презрением относиться к их знанию, увидев, что они сами его не уважают. Поэтому, остерегайся дверей правителей! Рядом с их дверьми фитна, подобная в размере пастбищам верблюдов! И всякий раз, когда ты придешь к правителям и возьмешь от них мирские блага – уменьшится из твоей религии та же доля».

 

Скажу: если опасались за ученых и знающих в те времена, что введут их в искушение мирские блага – то, что же говорить про эти наши времена? Лишь к Аллаху мы обращаемся за помощью! Сколь же страшная фитна постигла ученых, а они к ней беспечны.

65 Сказал Хишам ад Даставаи: «Дошло до меня из изречений Исы Ибн Марьяма, что он сказал: «Как же будут считаться знающими те, чей способ пропитания гневит Аллаха, и кто сам себя унижает, в то время как он знает про знание Аллаха и Его Мощь? Как же будет считаться знающим тот, кто обвиняет Аллаха за то предопределение, что Аллах ему уготовил, и недоволен ничем, что с ним происходит? Как же будет считаться знающим тот, кто вовсю идет к будущей жизни, а сам думает только о мирском? Как же будет считаться знающим тот, кого мирская жизнь заботит намного больше, чем будущая? И как же будет считаться знающим, кто собирает разные слова, чтобы болтать ими, а не действовать по ним?»

 

66 Сказал Фудейль Ибн Ияд: «Аллах любит знающего, когда он скромен, и ненавидит гордеца. Кто проявлял скромность ради Аллаха – Аллах даст ему мудрость».

 

67 Сказал Малик Ибн Динар: «Вы сейчас живете в смутном времени, в котором не видит кроме как обладатель ясного понимания. Вы сейчас в том времени, когда люди напыжились, и раздули языки в своих ртах, и добиваются мирских благ посредством дел, которыми добиваются награды в будущей жизни. Остерегайтесь же за себя, чтобы эти люди не обманули вас своими шубухатами!»

 

О знающий, ты что, тот знающий, что кормится за счёт своего знания, и надменничает? Если бы это знание ты требовал ради Аллаха – это было бы видно по тебе и твоим деяниям» если кто то скажет: опиши нам нравы тех знающих, чьи знания являются доводом против них – так, чтобы мы, когда увидели тех, кого считают знающими – посмотрели на их нравы, и если увидим такие нравы, которые не подобает иметь знающим людям – будем сторониться таких «знающих», и поймём, что они прячут мерзкие нравы которые еще хуже чем те, что они выявили, и поймём, что они являются фитной, и будем остерегаться чтобы не впасть в такую же фитну, да наставит нас Аллах?

 

Будет отвечено: да, мы упомянем их нравы таким образом, что, когда услышит их тот, кого считают знающим – посмотрит на себя, и подумает над своим состоянием – и, если увидит в себе какую-то черту из этих плохих черт, попросит прощения у Аллаха, и быстро вернется к более уместным для знающих нравам, которые приближают его к Аллаху, и станет отстраняться от тех нравов, что отдаляют его от Аллаха. Первая из этих черт: такой человек требует знание, будучи невнимательным и беспечным, и его интересуют только те разделы в знаниях, которые интересуют его страсти. Если кто-то спросит: как это?

 

Будет отвечено: его намерение в требовании знаний не такое, что его обязанность, изучить знания, чтобы поклоняться Аллаху соблюдая обязательства, и оставлять запретное – однако его намерения – чтобы больше людей узнало, что он студент шариатских знаний.

 

И поэтому, он устремляется к тем видам знаний, которые если он заучит или узнает – то он получит почет у творений посредством этого, и такие знания ему легко требовать.

 

А те виды знаний, что обязательны ему лишь в плане исправления того, что между ним и между Аллахом, чтобы изучить их и действовать по ним – ему тяжело изучать их, и он сознательно оставляет их – при том, что крайне нуждается в них.

 

И ему тяжело пропустить уроки в тех знаниях, которые он хочет получить – и он заставляет себя проявлять в них усердие – но легко ему, изучив эти знания, не действовать по ним.

 

И это великая беспечность с его стороны!

 

Когда он пропустит что-то из знаний – он грустит, и сокрушается по своей потере, а когда не действует по ним – даже не задумывается! Лучше ему было бы грустить по тому знанию, которое он уже получил, и оно стало доводом против него, ведь он не действовал по нему. Это, было бы лучше для него, чем сокрушаться, и получать знания ради показухи, и препираться ради споров.

 

А Диспуты такого человека касательно знания несут ему лишь грех, а его цель в этих диспутах – прославиться красноречием, и подловить соперника на ошибке. А если его соперник был прав – он злится от этого и не доволен этим.

 

И он усердствует в своем поведении, и его радует то, что радует шайтан, и он не любит то, что любит Милостивый. Он удивляется, если кто-то не проявил справедливость в споре к нему, в то время как сам он ведет себя в спорах преступно, и зная свою ошибку, доказывает ее, и не признается в ней – боясь, что его будут порицать за его ошибку.

 

Тем, кого он любит, он дает послабляющие фетвы, а тем, к кому равнодушно относится – устрожающие. Он может порицать некоторые мнения, затем же, когда к нему за хукмом и фетвой обратился тот, кого он любит – он приводит им те мнения, которые ранее порицал.

 

Что касается его учеников – то если он увидит от кого-то из них потенциальные мирские пользы, то ему легко обучать его, а если же он видит, что от кого-то другого нет мирских польз - ему тяжело обучать их. Он надеется на награду за знание, в то время как не действовал по нему, и не боится, что будет спрошен за то, что оставил действия Он надеется, что Аллах его вознаградит за ненависть к тем, о ком он думает, что они скрывают плохое, но не полагает, что Аллах гневается на него из-за его подлизывания к тем, кто открыто совершает зло.

 

Он произносит мудрые слова, и думает, что он по этой причине мудрец – но не боится, что устанавливает над собой великий довод, ведь он не действовал по этим словам. Если его знание становится больше – он начинает еще больше похваляться и что-то изображать из себя.

 

Если он действительно нуждается в каком-то знании (ради будущей жизни) – он отворачивается от него с отвращением. Если в его время много ученых, и люди считают их учеными – он хочет, чтобы его тоже упоминали среди них. А если ученым послали вопрос, а ему не послали – он хочет, чтобы его также спрашивали, как и их. А ведь лучше было бы ему хвалить Аллаха за то, что его не спросили, а другие избавили его от этой ответственности.

 

Когда до него доходит, что кто-то из знающих или ученых ошибся, а прав был он – он радуется ошибке других – в то время как следовало бы ему расстроиться за них. Если кто-то из знающих умирает – он тайно радуется, ведь люди теперь будут больше нуждаться в его знании.

 

Если его спрашивают, о чем то, чего он не знает – ему неприятно сказать: «Я не знаю», однако он начинает натужно напрягаться, чтобы дать хоть какой-то ответ. Если он знает про кого-то, что он более полезен мусульманам чем он, ему неприятно, что он вообще жив, и он не побуждает мусульман обращаться к нему.

 

И если он высказал какое-то мнение и за ним последовали люди, и благодаря этому мнению стали его уважать, а потом он понял, что он ошибся – ему ненавистно покаяться от этой ошибки и объявить о ней, и он твердо стоит на этом мнении и аргументирует в пользу мнения, об ошибочности которого он знает – чтобы его последователи не отвернулись от него.

 

Он подлизывается со своим знанием к правителям и богатым людям, чтобы получить власть и богатство – и подыскивает себе для этого ложное религиозное оправдание. С теми же, у кого нет власти и богатства, либо же он не знает про их высокое положение – он ведет себя гордо, и лишает их знания, и тоже подыскивает себе для этого ложное религиозное оправдание.

 

Он считает себя знающим или ученым, в то время как его деяния – деяния глупцов. Любовь к дунья, похвала людей, почет у богатых и правителей обольстили его. Он украшает себя знанием также, как украшают себя красивой одеждой ради привлекательности в дунья – но не украшает свое знание действиями по нему.

 

И кто поразмыслит над этими чертами характера и поймёт, что некоторые эти вещи в нём есть – должен постесняться Аллаха, и быстро вернуться к истине.

 

И я упомяну некоторые асары от саляфов, чтобы знающий взял для себя пример – ин ша Аллах.

Что касается наших слов: «Он украшает себя знанием, но не украшает свое знание действием по нему» - то сказал Хабиб Ибн Убейд: «Изучайте знание и понимайте его, и получайте пользу от него. И не изучайте его ради того, чтобы украшаться им. Если ты долго проживешь, то увидешь, что знанием начнут украшаться, как украшаются красивой одеждой».

 

68 Сказал Таус Ибн Кейсан – один из близких учеников Ибн Аббаса, муфассир и факих, табиин. Сказал: «Если ты обучаешься, то обучайся для себя, ведь доверие и правдивость уже ушли от людей».


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.