Организационно-управленческое обеспечение — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организационно-управленческое обеспечение

2018-01-14 421
Организационно-управленческое обеспечение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот тип обеспечения конкретизируется: а) разработкой разно­уровневой инновационной сети, в рамках которой происходит раз­витие исследовательской деятельности (можно выделить следующие уровни такой сети: уровень отдельного учебного подразделения, организованного по предметно-тематическому признаку; уровень учебного подразделения; региональный уровень; федеральный уро­вень; уровень межгосударственных контактов); б) разработкой и координацией системы проектов по всем уровням обеспечения ис­следовательской деятельности учащихся; в) разработкой норматив­ной документации, регламентирующей развитие исследовательской деятельности на всех уровнях.

Рекомендуем!

А. Оценивание учебно-исследовательской деятельности стар­шеклассников Классификации исследовательских умений

Классификация 1

1. Видеть противоречия.

2. Формулировать проблему.

3. Ставить цель и задачи исследования.

4. Выдвигать гипотезу исследования.

5. Определять предмет и объект исследования.

6. Выбирать и использовать методы исследования.

7. Собирать и анализировать информацию.

8. Самостоятельно планировать деятельность по этапам.

9. Апробировать гипотезу.

 

10. Оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия.

11. Обосновывать собственную точку зрения.

12. Оценивать свою деятельность.

13. Рефлексировать.


Исследовательские технологии обучения старшеклассников

Классификация 2

• Умение работать с рекомендованной литературой.

Умение работать с литературными источниками — основа на­учного исследования. Необходимо читать материал последова­тельно, досконально изучить все термины и понятия. Для того чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практи­ческое объяснение.

• Умение правильно выработать методологию исследования.

• Умение критически осмысливать материал, представленный в книге.

Для того чтобы убедиться, что то или иное положение в книге верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять поня­тия и явления, делать собственные выводы, определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо научить детей ста­вить себе следующие вопросы:

• Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?

• Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

• Умение четко и ясно излагать свои мысли.

Каждое положение исследования необходимо излагать после­довательно, не перескакивая с одной проблемы на другую.

Классификация 3

1. Умение выделять главное, анализировать, обобщать, делать вы­воды.

2. Читать графическую информацию о явлении, планировать про­ведение эксперимента.

3. Использовать научные методы познания и описания явлений, характерные для естественнонаучного цикла дисциплин: мо­делирование, реальный и мысленный эксперименты.

4. Читать графическую информацию о явлении на языке знаков и символов (слов, формул, образов).

5. Планировать свою деятельность, связанную с изучением цикла естественнонаучных дисциплин, планировать проведение экспе­римента.


 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Исследовательские технологии обучения старшеклассников


 


6. Высказывать гипотезы о возможных причинах несовпадения результатов эксперимента с тем, что предсказывает теория.

7. Формулировать вопросы но существу обсуждаемой проблемы, участвовать в дискуссии.

8. Интерпретировать полученные результаты своей интеллектуаль­ной деятельности, делать выводы о совпадении (или несовпаде­нии) результатов эксперимента с тем, что предсказывает модель.

9. Высказывать гипотезы о возможных причинах несовпадения результатов эксперимента с тем, что предсказывает теория.

10. Производить приближенные оценки величин, характерные для

различных разделов естествознания. 11: Представлять результаты работы в удобной для восприятия

форме.

Б. Методики оценивания исследовательских умений школьника Методики самоанализа исследовательских умений школьника (О. Б. Даутова)

Оцените, как вы владеете исследовательскими умениями по 7-балльной шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Умения Самооценка
  Я умею выдвигать идеи  
Мыследеятельностные Я умею определить проблематику  
Я умею ставить цель и формулировать задачи  
Я умею выдвигать гипотезы  
Я умею подобрать способ или метод исследования  
Я умею планировать свою деятельность  
Я умею провести самоанализ работы  
Информационные Я умею структурировать информацию, выделять главное  
Я умею находить информацию в различных источниках  
Я умею представлять информацию в различных формах  
Я умею упорядочивать информацию  

Окончание таблицы

 

 

 

 

  Умения Самооценка
Презентационные Я умею построить устное сообщение о проделанной работе  
Я умею выбирать способы и формы наглядной презентации (продукта) результатов деятельности  
Я умею наглядно представить свои результаты работы  
Я умею подготовить письменный отчет о проделанной работе  
    Я умею слушать и понимать других  
Я умею выражать себя  

Экспертиза исследовательских умений школьника (О. Б. Даутова)

Экспертный лист № 1

ФИ_____________________________________________

Класс

 

 

 

 

 

Умения Не вла­деет — 0 баллов Владеет не в до­статоч­ной сте­пени — 1 балл Владеет в полной мере — 2 балла
Мыследеятельностные Выдвижение идеи      
Проблематизация      
Целеполагание и формулирование задачи      
Выдвижение гипотезы      
Постановка вопроса (поиск гипотезы)      

 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Исследовательские технологии обучения старшеклассников


 


Окончание таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Умения Не вла­деет — 0 баллов Владеет не в до­статоч­ной сте­пени — 1 балл Владеет в полной мере — 2 балла
  Формулировка предположения (гипотезы)      
Обоснованный выбор способа или метода      
Планирование своей деятельности      
Самоанализ и рефлексия      
Информационные Структурирование информации, выделение главного      
Прием и передача информации      
Представление информации в различных формах      
Упорядоченное, хранение и поиск информации      
Презентационные Построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе   -  
Выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности      
Подготовка письменного отчета о проделанной работе      
Коммуникативные Слушать и понимать других      
Выражать себя      
Общее количество баллов  

Экспертный лист № 2

Оцените работу по следующим критериям.

Каждый критерий оценивается до 2 баллов: не владеет — 0 бал­лов; владеет не в достаточной степени — 1 балл; владеет в полной мере — 2 балла:

1) степень самостоятельности;

2) степень осмысления использованной информации;

3) уровень сложности и степень владения использованными ме­тодиками;

4) оригинальность идеи, способа решения проблемы;

5) осмысление проблемы и формулирование цели исследования;

6) уровень организации и проведения презентации: устного сооб­щения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядно­сти;

7) творческий подход в подготовке объектов наглядности презен­тации;

8) социальное и прикладное значение полученных результатов.

 

ФИ                 Итого
                     

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Пример урока — исследования «Белковая пища с точки зре­ния химии».

Учебная цель урока: на основе приобретенных знаний по химии и биологии и результатов, полученных в ходе исследовательской работы, сделать вывод о роли аминокислот для полноценного бел­кового питания.

1. Учитель формулирует проблему, подводит учащихся к понима­нию темы и цели исследования, направляет деятельность уча­щихся в русло исследовательской работы.

2. Ученики самостоятельно планируют и выполняют исследова­тельскую работу, консультируются с учителем. На каждом эта­не исследовательской работы получают оценку учителя (пра­вильно или неправильно).


 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Исследовательские технологии обучения старшеклассников


 


Полезные советы

Рекомендуем ознакомиться с журналом «Исследовательская ра­бота школьников». Журнал адресован всем, кто задумывается о роли науки и образования в современном мире, занимается развитием исследовательской деятельности учащихся в различных предмет­ных областях и формах организации образовательной деятельнос­ти. Учащиеся — это не определенный ограниченный возраст, а жизненная позиция. Исследование — универсальный способ по­знания действительности, который способствует развитию и бы­тию личности в современном динамично изменяющемся мире. Основная цель журнала — содействие проникновению исследова­ния и исследовательской технологии в массовую образовательную практику. Важно, чтобы журнал смог стать объединяющим звеном для всех педагогов, ученых-специалистов, учащихся, для которых продуктивная деятельность в области творческого исследования стала ценностью. Журнал нацелен на развитие взаимодействия между академической и вузовской наукой, системой базового и дополнительного образования, центрами развития исследователь­ской деятельности учащихся.

Литература

Выпускная экзаменационная работа: путь от индивидуальной иссле­довательской темы до публичной защиты. СПб: Изд-во ОИ НМЦ ВРОО, 2000.

Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вер­бум-М, 2001.

Додгодворова Е. Ю., Пригодич Е. Г., Ходос Е. А. Социально-экономи­ческие проблемы: исследование, решение, действие // Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Обшествознание». М:, 2004.

Зайченко О. М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Метод, рекомендации. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

Исследовательская работа школьников. Научно-мегодический и инфор­мационно-публицистический журнал. http://www.issl.dnttm.ru/

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.


Концепция профильного обучения на старшей ступени общего обра­зования // Вестник образования. Декабрь 2002 г.

Образовательные результаты / Под ред. О. Е. Лебедева. СПб.: Специ­альная литература, 1999.

Подготовка ученического реферата по истории: Метод. рекомендации. СПб.: СПбГУПМ, 2000.

Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. М., 1985.

Скаткин М. Н. Советская педагогика. 1968. № 7; 1973. № 6.

Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьни­ков в профильном обучении: Учеб.-метод. пособие для учителей. СПб., 2005.

Стратегия модернизации содержания общего образования. М., 2001.

Чернякова Н. С. Наука как феномен культуры: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.



Кейс-технология


КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А.Дистервег


в профильном обучении кейс-технологии позволит сфор­мировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей про­фессиональной деятельности, как способность к сотрудни­честву, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.


 


На любом производстве к вновь пришедшему выпуск­нику вуза, имеющему даже «красный» диплом, руководство обращается с одной и той же фразой: «Теперь вы можете забыть, чему вас там, в институте, учили, и начнем учиться заново!». И каждый начинает задумываться: «А зачем тогда все это было? Зачем бессонные ночи перед экзаменами? Зачем многочасовые лабораторные и практические рабо­ты, результатами которых я так гордился!». Многие педа­гоги, придя в школу, также задумываются над этим, столк­нувшись с проблемами своих учеников и не имея на них ответа.

Налицо одна из проблем нашей системы образования, причем не только высшего, но и среднего. Высокая теорети-зированность учебных курсов, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности.

На помощь приходит технология анализа конкретных си­туации или, как говорят на Западе, технология case-study или кейс-метод.

Задачи, которые призвана решать школа в условиях про­фильного обучения, характеризуются тем, что уже в средней школе вводятся технологии, используемые в высшей школе, обеспечивая подготовку выпускников к следующей ступени образования. Однако актуальность технологии анализа конк­ретной ситуации для профильной школы определяется еще и тем, что данная технология предполагает решение конкрет­ных профессиональных проблем, что дает возможность осу­ществить так называемые профессиональные пробы, позво­ляя ученику «примерить на себя» ту или иную профессию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение


Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г., поэтому не­редко ее называют гарвардским методом. В ведущих школах биз­неса Западной Европы кейсы стали активно использоваться в 60-е гг. В России данная технология стала внедряться лишь послед­ние 3-4 года.

Характеристика кейс-технологии

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении учащихся предшествует разработка конкретного при­мера или использование готовых материалов с описанием ситуа­ции реальной профессиональной деятельности.

Кейс-технологии за счет ориентации на конкретные, практи­ческие проблемы, которые призваны решать специалисты очень многих сфер деятельности, позволяют повышать мотивацию уче­ния у учеников, так как им становится понятным, зачем, в какой ситуации может пригодиться тот или иной учебный материал, как применить его в конкретной практической деятельности. Приме­нение данной педагогической технологии дает возможность раз­вивать очень важные интеллектуальные навыки у учащихся, кото­рые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в про­фессиональной деятельности.


 



4 Зак. 687



Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Кейс-технология


 


Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидак­тических принципов:

1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет осо­бенностей познавательных стилей и потребностей, в процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать соб­ственные возможности, дополнять и развивать групповое суж­дение.

2. Вариативность, данный метод предполагает возможность опо­ры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.

3; Обеспечение обучающихся широким набором наглядных мате­риалов, которые касаются задач, решаемых в кейсах, это приоб­ретает очень важное значение в связи с недостаточным количе­ством материалов, используемых в рамках УМК по учебным предметам, либо с большим количеством информации о пред­мете изучения, но неумением ее использовать и анализировать и делать выводы.

4. Прагматизм в обучении, ибо большой теоретический мате­риал, предоставляемый для обучения, не всегда хорошо ло­гически структурирован и тем самым затрудняет его усвое­ние, к тому же не всегда соблюдается важное соотношение существенной информации для усвоения и так называемой «воды», а обучающийся редко может самостоятельно «от­делить зерна от плевел». При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск инфор­мации, которая позволит решить проблему, ответить на воп­росы.

5. Активность обучения обеспечивается непосредственным вовле­чением обучающихся в решение «реальных» проблем.

6. Самоменеджмент, т. е. умение работать с информацией.

7. Успешность в обучении, которая обеспечивается за счет опоры на сильные стороны обучающихся.

8. Проблемность, проявляющаяся в опоре на конкретные пробле­мы, возникающие в реальной практике жизни, науки, образова­ния, бизнеса.


Функции, типы и примеры кейсов

 

 

 

Название доминиру­ющей функции кейса Тип кейса Характеристика функций кейса Примеры
Тренинг Трениро­вочный Тренировка обуча­емых навыков дея­тельности в изменя­ющихся ситуациях Химия: тренировка практических навыков получать разный ре­зультат в химических реакциях в зависимо­сти от разных условий
Обучение Обуча­ющий Овладение знаниями относительно дина­мичных развива­ющихся объектов Анатомия: организм человека и животного
Анализ Аналити­ческий Выработка умений и навыков аналити­ческой деятельности Анализ явлений и объектов любой науки и практики
Иссле­дование Исследова­тельский Получение нового знания относительно развивающихся объектов Исследовательский проект
Система­тизация Системати­зирующий Систематизация ситуационного знания Разнообразные стати­стические материалы. География: анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе
   
Прогнози­рование Прогности­ческий Получение сведений о развитии данной системы Прогноз событий. Литература: прогноз развития событий в литературном произ­ведении. Экология: возможные последствия решения экологических проблем

 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Кейс-технология


 


Условия эффективного применения технологии кейс-стадии

 

Наличие у учащихся Профессиональная готовность преподавателя
Базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследова­ния научных и производственных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организа­ции учебного процесса; предварительной самостоятель­ной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии К формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию класса на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения

Каковы требования к хорошему кейсу?

 

Требования к хорошему кейсу Развернутая характеристика хорошего кейса
Фабула, история, ситуация Реальная, интересная, жизненная
Конфликт Напряженность, психологичность, неоднозначность, профессиональность
Проблема Сложность и скрытый характер проблемы
Концепция Должна быть основой кейса
Действия Многовариантность, реальность, напряженность
Персонажи Привлекательны, обладают выраженными личност­ными качествами
Решения Возможность принятия решений, их многовариант­ность, неоднозначность, наличие риска
Опыт Концентрируется в содержании
Информация Информативность и многоплановость
Объем Краткость

Как найти ситуацию для кейса?

Виды ситуаций

1. Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессионального языка и умения иденти­фицировать проблему в кейс-технологии, общий объем не бо­лее одной страницы.

2. Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Име­ют определенные расчетные или нормативные параметры, по­зволяющие провести анализ и найти однозначный ответ. Эти ситуации главным образом предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Данный тип задач может иметь несколько уровней сложности в зависимости от исходной степени структурирования представленного в ситуа­ции материала. Например, наличие избыточной информации, отсутствие четкой формулировки проблемы и поставленной за­дачи, неочевидность алгоритма, необходимого для решения име­ющейся проблемы в ситуации, и т. д.

3. Функциональные ситуации. Характерны наличием проблем, ле­жащих в четко очерченной функционально-предметной облас­ти, что требует от слушателя знания теоретических разделов со­ответствующей дисциплины. Наряду с числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения. В таких ситуаци­ях обычно заранее известно правильное решение, но оно не ис­ключает наличия альтернативных, не менее привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени до­казательности выбранного решения. Тем самым функциональ­ные ситуации ориентированы на развитие инноваций через пред­метное знание.

4. Стратегические ситуации. Не имеют, да и не могут иметь одно­значного решения из-за невозможности определить влияние не­стабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций, так как множе­ство противоречивых критериев выбора не позволяет окончатель­но оценить эффективность выдвигаемого решения. Привлекатель­ность же таких ситуаций состоит в том, что они ориентированы


 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Кейс-технология


 


на формирование инноваций через концептуальное знание и тем самым работают на формирование ключевой компетенции.

Любой вышеназванный вид проблемной ситуации может быть построен разными способами в зависимости от способа оформле­ния текста, содержащего проблему, скрытые вопросы.

1-й способ заключается в представлении ситуации в виде новой и сложной информации для обучаемых. Данный способ предпо­лагает в процессе работы обучаемых над кейсом с целью заостре­ния внимания к новым объектам или их свойствам искать ответ на вопросы: «Что это значит?», «О чем говорит (свидетельствует) дан­ная информация (факты) и т. п.?».

2-й способ создания проблемной ситуации — рассмотрение про­тиворечивой информации, разные взгляды на один и тот же воп­рос. Для того чтобы выявить проблему, необходимо обнаружить противоречивый характер связи между явлениями и установить природу противоречия или понять, что данное противоречие лишь кажущееся.

3-й способ состоит в создании проблемной ситуации через не­полное представление содержания, причем сложность данной ситуации будет различна в зависимости от того, есть ли указание на то, что данное содержание полно или обучающийся должен сам понять это и заняться поиском материала. Осознавая проблемную ситуацию, обучаемый должен выделить или самостоятельно най­ти его части и синтезировать их в единое целое.

Примечание: речь может идти не о полноте всего объекта или системы в целом, а лишь о неполноте одной из характеристик, фун­кций или одного из условий и т. п.

4-й способ заключается в построении своеобразных загадочных ситуаций, когда определенная информация отсутствует, не ука­заны субъекты или объекты данной ситуации, но даны их характе­ристики, условия и т. п., или наоборот, дан сам объект, но не указа­ны его характеристики, условия, функции и т. п. Понимание дан­ной проблемной ситуации заключается в обнаружении того, что предмет мысли не выражен в ответе на вопрос: «О чем здесь гово­рится, каковы характеристики данного объекта, каковы условия про­текании данного процесса и т. п.?».



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.