Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Проектные технологии обучения старшеклассников

2018-01-14 471
Проектные технологии обучения старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 


Всякое знание превращать в деяние. В. Н. Сорока-Росинский


«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», — так можно сформулировать основной тезис метода проектов.

Современная ситуация требует не простого фрагментар­ного использования проектных технологий в обучении стар­шеклассников, а их доминирования в образовательной прак­тике над репродуктивными методами.


 


Историческая справка

Метод проекта зародился во второй половине XIX в. в США. Основоположником является американский философ Джон Дьюи (1859-1952). Дж. Дьюи считал, что опыт и знание ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов. За­тем идеи проектной деятельности реализовывали в практике пос­ледователи Дьюи Уильям Килпатрик и Елена Паркхерст (США, начало XX в.). Метод приобрел известность в различных странах, в том числе и в России, где использовался в школьном и вузовском обучении.

В 20 - 30-е гг.прошлого столетия советские педагоги считали, что критически переработанный, он сможет научить ученика не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применить эти знания на практике. Идеи Дж. Дьюи развивали С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко. В 1931 г. метод проектов был осужден, так как школа не могла обеспечить необходимого объема знаний для дальнейшего обучения.



Раздел III. Сквозные технологии современной школы


Проектные технологии обучения старшеклассников


 


В конце XX в. интерес к идеям Дьюи возрос в связи с развитием активных методов и форм обучения, развивающих творческие спо­собности учащихся.

Основная идея - организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизнен­ного опыта.

Характеристика технологии

С точки зрения учащегося проект — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому. Это дея­тельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; направить знания и умения на решение проблемы, поставленной в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер; принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения педагога - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, а именно, учить:

• поиску нужной информации;

• планированию и целеполаганию деятельности;

• проведению исследования (выдвижению гипотезы, анализу и обобщению);

• практическому применению знаний, умений и навыков в раз­личных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

• умению готовить материал для проведения презентации в на­глядной форме.

Проектная технология это последовательная совокупность учебно - познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучаю­щихся с обязательных презентацией этих результатов.

Основные принципы проектирования:

• добровольность;

• учет возрастных, психологических, творческих особенностей учащихся;

• учет региональной специфики;


 

• интеграция учебной и внеклассной деятельности;

• системность.

Цели проектирования в профильном обучении:

• развитие творческого потенциала личности учащегося, самосто­ятельности;

• развитие интеллектуальных умений делать обоснованные вы­воды, аргументировать выдвигаемые положения, решать про­блему и др.;

• развитие умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зре­ния, уважительно относиться к чужому мнению.

В процессе выполнения проекта расширяется понимание, оп­ределяются, конкретизируются, углубляются знания социальных явлений и процессов.

Развиваются умения:

• анализа ситуации;

• поиска и отбора необходимой информации;

• моделирования ситуации;

• рассмотрения стратегий и вариантов действий;

• принятия решений;

• выбора стратегии поведения;

• коммуникативных навыков;

• отделения фактов от оценок и мнений;

• проведения социологических исследований;

• умения работать с источниками. Оформляется отношение к ценностям:

• ответственного принятия решений;

• терпимости;

• компромиссу;

• активности участия в общественной жизни;

 

• сознательному отношению к процессам, протекающим в об­ществе;

• стремлению к образованию и самообразованию в предмет­ной области;

• готовности к улучшению общественной жизни.

5 Зак. 687 129


Раздел III. Сквозные технологии современной школы


Проектные технологии обучения старшеклассников


 


Возможные эффекты проектирования

На примере обществоведческого образования

• Обучающий: знание новых теорий, понятий и др.

• Воспитательный: воспитание толерантного отношения к представителям других этносов, религий, уважения к соб­ственной культуре и культурам других народов; развитие ак­тивной социальной, политической позиции.

• Институциональный: появление органов школьного само­управления, учебных научных обществ, социологических ла­бораторий.

• Административный: взаимодействие различных участни­ков образовательного процесса.

На примере экономического образования

• Обучающий: знание новых теорий, понятий, экономических эффектов и др.

• Воспитательный: формирование потребительской, культу­ры, воспитание этических основ бизнеса, становление ак­тивной позиции в экономической сфере.

• Институциональный: появление экономических (марке­тинговых) лабораторий, учебных научных обществ.

• Административный: взаимодействие различных участни­ков образовательного процесса.

На примере правового образования

• Обучающий: знание новых теорий, понятий, правовых ак­
тов и др.

• Воспитательный: формирование правовой культуры, пре-
одоление правового нигилизма, воспитание уважения к за-
конам, развитие гражданственности молодежи.

• Институциональный: появление в школе новых органов власти и возможности школьников участвовать в общезна-чимых решениях.

• Административный: взаимодействие различных участии- ков образовательного процесса. Автор: С. В. Кошкина.


Какими бывают проекты?

Актуальным является вопрос о типологии проектов. Одна из самых распространенных классификаций проектов основана на области знаний; так, различают монопредметные, межпредметные и надпредметные проекты.

Монопредметный проект осуществляется в рамках одного пред­мета, укладывается в классно-урочную систему.

Приведем примеры монопредметных проектов (на примере ли­тературы):

• Образы цветов в творчестве А. С. Пушкина.

• Словарь природных понятий у А. С. Пушкина: цветы, явле­ния стихий.

• Этикет, моды, праздники пушкинского времени.

• Символика цвета в произведениях Гаршина.

• Цветовая лексика в поэме М. Лермонтова «Демон».
• Образ луны в лирике И. Бунина.

• Хронотоп в урбанистический период ранней лирики В. Мая­ковского.

• Функция чисел в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя.

 

• Образ солнца в лирике К. Бальмонта. На примере обществознания:

• Номер газеты.

• Личная программа развития: мой первый проект.

• Дополнение к учебнику.

• Словарь терминов.

• Составление кейсов.

• Кодекс чести школы.

Межпредметный проект предполагает использование знаний по двум и более предметам. Межпредметные проекты решают про­блему интегрированного обучения, осознания учащимися межпред­метных связей.

На примере филологических исследований (литература и фран­цузский язык):

• «Пиковая дама» А. С. Пушкина в переводе П. Мериме (срав­нительно-сопоставительный анализ).


 




Раздел III. Сквозные технологии современной школы


Проектные технологии обучения старшеклассников


 


• Французская речь в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

• Сравнительный анализ басен Ж. де Лафонтена и И. А. Кры­лова.

На примере философско-филологических исследований (в жанре эссе):

• Маленькие трактаты «О прекрасном» (ужасном, трагическом;
о лжи; об истине...).

На примере литературно-математических трактатов:

• «Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональ­
ное. Проблема числа и смысла в литературе и математике
XIX в.».

Темы для групповых исследований, позволяющие установить межпредметные связи (литература — этнография — история — психология):

• Региональные различия в одежде русского крестьянства XIX в. по материалам литературы.

• Образ Бабы-Яги в русских сказках.

• Этнические особенности. Их причины и закономерности.
Надпредметный проект выходит за рамки школьных предметов.

Например, «Роль Интернета в современной жизни человека».

Вторая типология основана на приоритетном виде деятельно­сти:

При выполнении информационных проектов предполагается оз­накомление участников проекта с конкретной информацией, ее ana-лиз и обобщение. В силу того, что она может быть разноуровневой, целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы:


I — проводит социологические исследования;

II — занимается изучением материалов средств массовой ин­
формации;

III — входит во взаимодействие с компетентными специалиста­ми для получения взвешенной, аналитической информации.

Важно определить примерный перечень источников информа­ции:

• средства массовой информации;

• библиотеки;

• научные работники, преподаватели вузов, специалисты, учителя;

• юристы;

• административные органы (департаменты, отделы, комитеты и т. п.);

• законодательные органы;

• другое.

Приведем пример информационного проекта «Москва и моск­вичи».

Задача проекта: расширение кругозора учащихся но иностран­ному языку, обществознанию, истории, географии, мастер-классу, экологии, курсу «Беседы о музыке» и др.

Общий замысел: на основе изучения истории Москвы, ее исто­рических памятников, биографий выдающихся москвичей, а так­же практических умений ученики по своему выбору составляют и «издают» путеводитель по Москве.

Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Примеры:

• документ, созданный на основе полученных результатов иссле­дования;

• npoграммы действий, рекомендации, направленные на ликви­дацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, орга­низации);

• проект закона;

• справочный материал;

• словарь;

• учебное пособие;

• проект школьного двора, зимнего сада и т. д.


 




Раздел III. Сквозные технологии современной школы

Ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участни­ки принимают на себя определенные роли, обусловленные харак­тером и описанием проекта. Это могут быть литературные персо­нажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или иг­ровые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале вы­полнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

Также проекты различают по времени их осуществления: крат­косрочные (2-8 часов), среднесрочные (10-17 часов), долгосроч­ные, требующие значительного времени для выполнения.

Рассмотрим основные этапы проектирования (на примере реа­лизации социального проекта).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.