Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2018-01-14 | 272 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
• Формулируются задачи обучения: Конструируются критерии
оценки.
• Контрольные задания составляются с целью определить уро
вень усвоения, закрепить усвоенное, диагностировать трудно
сти.
• Конструируется эталонный контроль (по критериям резуль
тативности обучения).
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Технология модульного обучения
Шаг 3. Конструируется учебный материал, помогающий обучающемуся освоить тему (опора на идею соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).
Для разработки модуля необходимо, прежде всего, структурировать информацию как на уровне целей, так и на уровне содержания учебного материала в модульных программах, модулях и учебных элементах. Структура целей определяет структуру учебного материала в каждом конкретном модуле.
Соответствие структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля
Интегрирующая дидактическая цель | Информационный блок модуля | ||||||
УЭ — 0 | УЭ — n | ||||||
ЧДЦ1 | ЧДЦ 2 | УЭ --- 1 | УЭ — 2 | ||||
чдц 1.1 | чдц 1.2 | ЧДЦ 2.1 | УЭ -- 1.1 | УЭ --1.2 | УЭ — 2.1 | ||
чдц 1.1.1 | чдц 2.1.1 | чдц 2.1.2 | УЭ -- 1.1.1 | УЭ — 2.1.1 | УЭ — 2.1.2 |
Примечания: ЧДЦ — частные дидактические цели; УЭ -- учебные элементы.
Рекомендуем!
Реализация принципа индивидуализации в модульном обучении предполагает конструирование карты самостоятельной работы по освоению модуля каждым обучающимся. Представленные материалы, разработанные С. В. Колесовой, являются одним из возможных вариантов составления подобных карт.
Обобщенная модель маршрутного листа освоения модуля
Название модуля | |
Виды деятельности | Срок исполнения |
Изучение нового учебного материала Зачет по опорному конспекту (ОК) |
Окончание таблицы
|
Название модуля | |
Виды деятельности | Срок исполнения |
Зачет по листу взаимоконтроля (ЛВК) Обучающие самостоятельные работы Проверочные самостоятельные работы Консультация по самостоятельной работе Отчет о выполнении самостоятельной работы Контрольная работа по самостоятельной работе Итоговая контрольная работа по содержанию всего модуля | |
Творческие задания | По желанию |
Освоение модульных программ реализуется через освоение otдельных модулей. Изучение модулей строится но специальной орга-шпационной схеме процесса обучения, обеспечивающей возможность конструирования учащимися своих индивидуальных учебных маршрутов. Отметим, что индивидуализация осуществляется в рамках общей организационной схемы.
Общая организационная схема процесса модульного обучения имеет 22 степени свободы, что обеспечивает обучающемуся возможность выбора и конструирования индивидуального пути осво-ения модуля.
Каждый вид деятельности, представленный в маршрутном лис-те, имеет несколько степеней свободы:
Изучение нового учебного материала | Под руководством преподавателя; самостоятельно с консультацией преподавателя; полностью самостоятельно (3 степени свободы) |
Зачет по ОК | Устно; письменно; и устно, и письменно (3 степени свободы) |
Устный зачет по ЛВК | В группе; индивидуально преподавателю; индивидуально другому студенту, сдавшему зачет на «отлично» (3 степени свободы) |
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Технология модульного обучения
Задания | Репродуктивного уровня; конструктивного уровня; творческого уровня. Самостоятельная организация его выполнения: индивидуально; в группе; выполнять каждый день понемногу; выполнять иногда большими частями; выполнять все к концу освоения модуля (8 степеней свободы) |
Контрольная работа по самостоятельной работе | Соответствует уровню выбранного самостоятельного задания |
Консультация по самостоятельной работе | Спрашивать о том, что не удалось выполнить; отвечать на вопросы, консультировать (2 степени свободы) |
Итоговая контрольная работа | Репродуктивного, конструктивного или творческого уровня усвоения: можно начать с репродуктивного и прийти к творческому; можно начать с конструктивного и прийти к творческому; можно начать с репродуктивного и прийти к конструктивному; можно выполнить работу только одною уровня (4 степени свободы) |
Такая организационная схема процесса обучения позволяет каждому обучающемуся развивать познавательную самостоятельность и организованность, формирует активную позицию и ответственность за результат обучения.
|
В процессе освоения учебного материала модуля учащийся имеет возможность работать в «своем» темпе, так как прохождение контрольных параметров имеет только нижнюю временную границу: не позднее указанного срока. Если ученик способен освоить материал быстрее, он проходит контрольные этапы раньше.
Если ученик выбирает путь самостоятельного освоения модуля, ему предоставляется карта самостоятельной работы.
Карга самостоятельной работы по усвоению модуля (название модуля)
Внимательно ознакомься с картой самостоятельной работы и распредели свою нагрузку! Для выполнения заданий у тебя будет НС более... часов.
Самостоительная работа | Работа в аудитории | |
Теория | Практика | |
Карта самостоятельной работы студента заканчивается следующими задачами: • перечисли, что обязательно нужно знать и уметь в результате
освоения данного модуля; ■ в соответствии со своим ответом составь карточку с текстом итоговой контрольной работы.
Затем обучающиеся обмениваются такими карточками и выполняю!' контрольные задания в качестве зачетных.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
О. Н.Журавлева [1999]
курса истории России (11 класс)
Часть I. Россия в начале XX столетия (1900-1916)
Модуль 3 Последнее десятилетие Российской империи (1907-1916) |
Модуль 2 Первая революция в России (1905-1907) |
Модуль 1
Российское
государство
(конец 90-х гг. XIX в. -
начало 1900-х гг.)
Часть 11. Российское общество в период с 1917 по 1920 г.
|
Модуль 5 Гражданская война и интервенция в истории страны (1918-1920) |
Модуль 4 Россия в 1917 г.
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Технология модульного обучения
Часть III. Советская страна в 20-30-е гг. XX в.
Модуль 6 Модуль 7
Советское государство СССР
в 20-е гг. в конце 20-х -1930-е гг.
№ урока | Тема | Часы | Форма занятий |
Введение в изучение курса истории России XX в., темы «Россия в начале XX столетия (1900-1916)» | Вводная лекция, консультация | ||
Основные тенденции социально-экономического и политического развития Российской империи в конце XIX - начале XX в. | Обзорная лекция | ||
Российская государственность к началу XX столетия. Внутренняя политика самодержавия в 1900-1904 гг. | Лекция + сообщения учащихся | ||
Характерные черты развития отечественной экономики на рубеже XIX-XX вв. Реформы С. Ю. Витте | Лекция с элементами дискуссии | ||
Общественно-политическое развитие России: 1900-1904 гг. | Лабораторно-практическое занятие | ||
Социальная структура российского общества к началу XX в. Быт и нравы россиян в начале столетия | Семинар | ||
Император Николай II: человек и государственный деятель | Дискуссия | ||
Основные направления внешней политики России конца XIX -начала XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг. | Конференция |
Окончание таблицы
№ урока | Тема | Часы | Форма занятий |
Особенности и противоречия исторического развития страны накануне первой революции | Практикум по решению познавательных задач | ||
Итоговый контроль | 1 Зачет |
Планируемые результаты обучения по материалу модуля «Российская империя в начале 1900-х гг.»
Учащиеся должны:
Усвоить и применять понятия, термины: Модернизация. Монополизация. Индустриальное общество. Промышленный подъем. Тенденция исторического развития. Многоукладность экономики. Товарность сельского хозяйства. Протекционизм. Конвертируемость. Патриархальность. Структура государственной власти. Политический террор. Репрессивный аппарат. Имперская национальная политика. Средние слои. Меценат. Российская интеллигенция. Гражданское общество. Оппозиция. Радикализация общества. Меньшевизм, большевизм. Эсеры. Общенациональный политический кризис. Историческая альтернатива.
|
Знать даты: 1894-1917 — правление Николая II; 80-е гг. XIX -нач. XX в. — период капиталистической индустриализации в России; 1899-1903 — мировой валютно-финансовый и экономический кризис. 1902 г. — образование ПСР; 1903 г. II съезд РСДРП; 1904-1905 — русско-японская война.
Называть: Промышленные и финансовые монополии. Органы государственной власти империи, их функции. Выступления рабочих, крестьян, национальных районов. Формы и методы деятельности ПСР, РСДРП. Основные изменения, происходящие в образе жизни, в ценностных ориентациях представителей различных слоев общества. Сражения русско-японской войны, ее итоги. Различные подходы к оценке государственной деятельности С. Ю. Витге.
Характеризовать (описывать): место России на геополитической карге мира и в контексте мировой истории; экономическое развитие страны на рубеже XIX-XX вв.; политический строй Российской
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Технология модульного обучения
империи в начале столетия; изменения в сословно-классовой структуре российского общества начала XX в.; основные социальные движения (рабочее, крестьянское) и особенности политических течений (консервативного, либерального, радикального).
Мотивы и результаты деятельности исторических личностей: Николая II, С. Ю. Витте, К. П. Победоносцева, В. К. Плеве, С. Зубатова, П. Д. Святополк-Мирского, П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. Чернова, Г. Гершуни, В. И. Ульянова (Ленина), С. О. Макарова.
Объ яснять: задачи, возможные пути модернизации общества, особенности ее российского варианта; сущность капиталистической индустриализации в России, ее основное содержание и итоги к началу XX в.; особенности и тенденции социально-экономического и политического развития России как среднеразвитой страны «второго эшелона» мировой индустриальной цивилизации; роль объективных и субъективных факторов в углублении общенационального политического кризиса начала XX в.; сущность противоречий, сложившихся в обществе.
Осознать: закономерность вступления России в начале XX в. в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу (модернизации); огромное влияние процесса модернизации на все сферы социальной жизни (социально-экономическую, политическую, культурную, духовную) и на последующее развитие страны; взаимообусловленность особенностей российского варианта модернизации и глубоких противоречий, нарастающих в обществе, поставленном в ситуацию исторического выбора; гуманность, конструктивность реформистского пути преобразования российской действительности начала века, актуальность положительного опыта сотрудничества власти и общества.
|
Понимать необходимость анализа документальных, в том числе альтернативных источников для наиболее полной интерпретации исторических событий, процессов изучаемой эпохи.
На базе предъявленных знаний учащиеся должны уметь: Самостоятельно:
• на основе данных тематической карты, схемы реконструировать социально-экономические и политические процессы в стране, ход и итоги военных действий;
• уметь объяснять и применять изученные понятия;
• давать характеристику и оценку деятельности исторических личностей;
• подготовить и грамотно оформить самостоятельную творческую работу;
• выступить с сообщением по избранной теме;
• логически выстраивать монолог, аргументировать свое мнение.
Под руководством учителя:
• планировать индивидуальную и коллективную познавательную деятельность, выделять опорные знания в объеме материала всей темы;
• определять причинно-следственные связи исторических событий, явлений;
• выявлять характерные черты, особенности социально-экономического и политического развития страны в изучаемый период;
• анализировать и сопоставлять альтернативные точки зрения, интерпретировать исторический факт;
• извлекать и систематизировать знания из различных источников (документальных, статистических, а также из мемуарной, публицистической, художественной литературы), участвовать в семинаре, ученической конференции с элементами диспута, дискуссии;
• проводить самоконтроль, самоанализ уровня усвоения матери
ала но определенному вопросу.
Литература
Андреев В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.
Журавлева О. Н. Проектирование технологии модульного обучения: Из опыта работы. СПб., 1999.
Колесова С. В. Система и технология модульно-развивающего обучения // Технологии развивающего обучения. СПб., 2002.
Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модульного обучения. Барнаул, 1994.
Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.
Юцявичене П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989.
Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
Технология организации самостоятельной работы обучающегося
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того чтобы передавать им ненужные знания.
П. Фани, Л. Мамфолд
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир», — мысль, принадлежащая великому немецкому педагогу А. Дистервегу. По сути — это идеал, к которому стремятся все педагоги. Идеал, недостижимый для тех, кто лишает ученика свободы, самостоятельности, ответственности. Там же, где выбор, творчество, поиск, исследование, — там появляются интерес, воля, умения и готовность к саморазвитию, к самоизменению, к творческому преображению себя и мира.
Сущность самостоятельной работы
Понятие самостоятельной работы имеет различное значение. Сегодня существует достаточно широкое понимание самостоятельной работы:
• вид деятельности,
• метод обучения,
• форма организации деятельности,
• средство обучения и т. д.
Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства педагога, а с другой - как сред-
ство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации.
Основными признаками самостоятельной работы учащихся принято считать:
• наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
• проявление умственного напряжения обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
• проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;
• наличие результатов работы, которые отражают свое понимание проблемы;
• владение навыками самостоятельной работы.
Определим цели самостоятельной работы в профильном обучении. Основной целью организации самостоятельной работы старшеклассников выступает самостоятельная деятельность. Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы (Г. М. Коджаспирова, 1998).
Помимо основной цели самостоятельная работа направлена на решение дидактических задач. Основной смысл дидактических задач самостоятельной работы состоит в следующем:
• мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
• повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
• научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
• способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности старшеклассников;
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
• способствовать развитию допрофессиональной компетентнос
ти старшеклассников;
• формировать у обучающихся системное мышление на основе
самостоятельной работы над выполнением индивидуальных
творческих заданий по учебным дисциплинам и т. и.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполага
ет прохождение учеником следующих этапов.
Этапы выполнения самостоятельной работы
Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы.
Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.
Шаг 3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.
Шаг 4. Выбор адекватного способа действий, ведущего крещению задачи (выбор путей и средств для ее решения).
Шаг 5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.
Шаг 6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.
Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.
Одна из самых трудных проблем при организации самостоятельной работы — проблема разработки заданий. При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать дидактические требования:
• примерные нормы времени для выполнения задания;
• логику и структуру учебного материала;
• практическое назначение задания;
• характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
• постепенное нарастание сложности и проблемности.
Для разработки заданий для самостоятельной работы необходимо изучить различные подходы к классификации.
Технология организации самостоятельной работы обучающегося
По частно-дидактической цели можно выделить три типа самостоятельных работ:
• формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания — работа с учебником, конспектом, лекцией и др.;
• формирование знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты и т. д.;
• создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий учебно-исследовательского характера. Классификация самостоятельной работы:
• но дидактической цели их применения: познавательные, практические, обобщающие;
• по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-ис-следовательские, исследовательские (творческие);
• по методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику;
• по типам решаемых задач (здесь возможны разные классификации, например, типы задач: познавательные, творческие, исследовательские).
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!