Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Шаг 2. Строится контроль за усвоением этих задач

2018-01-14 272
Шаг 2. Строится контроль за усвоением этих задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Формулируются задачи обучения: Конструируются критерии
оценки.

• Контрольные задания составляются с целью определить уро­
вень усвоения, закрепить усвоенное, диагностировать трудно­
сти.

Конструируется эталонный контроль (по критериям резуль­
тативности обучения).


 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Технология модульного обучения


 


Шаг 3. Конструируется учебный материал, помогающий обу­чающемуся освоить тему (опора на идею соответствия структуры учебного материала структуре дидактических целей модуля).

Для разработки модуля необходимо, прежде всего, структури­ровать информацию как на уровне целей, так и на уровне содержа­ния учебного материала в модульных программах, модулях и учеб­ных элементах. Структура целей определяет структуру учебного материала в каждом конкретном модуле.

Соответствие структуры учебного материала структуре дидак­тических целей модуля

 

Интегрирующая дидактическая цель Информационный блок модуля
    УЭ — 0 УЭ — n
ЧДЦ1 ЧДЦ 2 УЭ --- 1 УЭ — 2
чдц 1.1 чдц 1.2 ЧДЦ 2.1   УЭ -- 1.1 УЭ --1.2 УЭ — 2.1  
чдц 1.1.1   чдц 2.1.1 чдц 2.1.2 УЭ -- 1.1.1   УЭ — 2.1.1 УЭ — 2.1.2

Примечания: ЧДЦ — частные дидактические цели; УЭ -- учебные элементы.

Рекомендуем!

Реализация принципа индивидуализации в модульном обучении предполагает конструирование карты самостоятельной работы по освоению модуля каждым обучающимся. Представленные матери­алы, разработанные С. В. Колесовой, являются одним из возмож­ных вариантов составления подобных карт.

Обобщенная модель маршрутного листа освоения модуля

 

Название модуля  
Виды деятельности Срок исполнения
Изучение нового учебного материала Зачет по опорному конспекту (ОК)  

Окончание таблицы

 

Название модуля
Виды деятельности Срок исполнения
Зачет по листу взаимоконтроля (ЛВК) Обучающие самостоятельные работы Проверочные самостоятельные работы Консультация по самостоятельной работе Отчет о выполнении самостоятельной работы Контрольная работа по самостоятельной работе Итоговая контрольная работа по содержанию всего модуля  
Творческие задания По желанию

Освоение модульных программ реализуется через освоение ot­дельных модулей. Изучение модулей строится но специальной орга-шпационной схеме процесса обучения, обеспечивающей возмож­ность конструирования учащимися своих индивидуальных учеб­ных маршрутов. Отметим, что индивидуализация осуществляется в рамках общей организационной схемы.

Общая организационная схема процесса модульного обучения имеет 22 степени свободы, что обеспечивает обучающемуся воз­можность выбора и конструирования индивидуального пути осво-ения модуля.

Каждый вид деятельности, представленный в маршрутном лис-те, имеет несколько степеней свободы:

 

Изучение нового учебного материала Под руководством преподавателя; самостоятельно с консультацией преподавателя; полностью самостоятельно (3 степени свободы)
Зачет по ОК Устно; письменно; и устно, и письменно (3 степени свободы)
Устный зачет по ЛВК В группе; индивидуально преподавателю; индивидуально другому студенту, сдавшему зачет на «отлично» (3 степени свободы)

 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Технология модульного обучения


 


 
Задания Репродуктивного уровня; конструктивного уровня; творческого уровня. Самостоятельная организация его выполнения: индивидуально; в группе; выполнять каждый день понемногу; выполнять иногда большими частями; выполнять все к концу освоения модуля (8 степеней свободы)
Контрольная ра­бота по самостоя­тельной работе Соответствует уровню выбранного самостоятель­ного задания
Консультация по самостоятель­ной работе Спрашивать о том, что не удалось выполнить; отвечать на вопросы, консультировать (2 степени свободы)
Итоговая контрольная работа Репродуктивного, конструктивного или творческо­го уровня усвоения: можно начать с репродуктивного и прийти к твор­ческому; можно начать с конструктивного и прийти к твор­ческому; можно начать с репродуктивного и прийти к кон­структивному; можно выполнить работу только одною уровня (4 степени свободы)

Такая организационная схема процесса обучения позволяет каж­дому обучающемуся развивать познавательную самостоятельность и организованность, формирует активную позицию и ответствен­ность за результат обучения.

В процессе освоения учебного материала модуля учащийся име­ет возможность работать в «своем» темпе, так как прохождение контрольных параметров имеет только нижнюю временную гра­ницу: не позднее указанного срока. Если ученик способен освоить материал быстрее, он проходит контрольные этапы раньше.

Если ученик выбирает путь самостоятельного освоения моду­ля, ему предоставляется карта самостоятельной работы.


Карга самостоятельной работы по усвоению модуля (название модуля)

Внимательно ознакомься с картой самостоятельной работы и распредели свою нагрузку! Для выполнения заданий у тебя будет НС более... часов.

 

Самостоительная работа Работа в аудитории
  Теория Практика
     

Карта самостоятельной работы студента заканчивается следу­ющими задачами: • перечисли, что обязательно нужно знать и уметь в результате

освоения данного модуля; ■ в соответствии со своим ответом составь карточку с текстом ито­говой контрольной работы.

Затем обучающиеся обмениваются такими карточками и выпол­няю!' контрольные задания в качестве зачетных.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

О. Н.Журавлева [1999]

курса истории России (11 класс)

Часть I. Россия в начале XX столетия (1900-1916)

Модуль 3 Последнее десятилетие Российской империи (1907-1916)
Модуль 2 Первая революция в России (1905-1907)

Модуль 1

Российское

государство

(конец 90-х гг. XIX в. -

начало 1900-х гг.)

Часть 11. Российское общество в период с 1917 по 1920 г.

Модуль 5 Гражданская война и интервенция в истории страны (1918-1920)
 

Модуль 4 Россия в 1917 г.


Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Технология модульного обучения


 


Часть III. Советская страна в 20-30-е гг. XX в.

Модуль 6 Модуль 7

Советское государство СССР

в 20-е гг. в конце 20-х -1930-е гг.

 

 

№ урока Тема Часы Форма занятий
  Введение в изучение курса истории России XX в., темы «Россия в начале XX столетия (1900-1916)»   Вводная лекция, консультация
  Основные тенденции социально-экономического и политического развития Российской империи в конце XIX - начале XX в.   Обзорная лекция
  Российская государственность к началу XX столетия. Внутренняя политика само­державия в 1900-1904 гг.   Лекция + сообщения учащихся
  Характерные черты развития отечественной экономики на рубеже XIX-XX вв. Реформы С. Ю. Витте   Лекция с элементами дискуссии
  Общественно-политическое развитие России: 1900-1904 гг.   Лабораторно-практическое занятие
 
  Социальная структура россий­ского общества к началу XX в. Быт и нравы россиян в начале столетия   Семинар
  Император Николай II: человек и государственный деятель   Дискуссия
  Основные направления внешней политики России конца XIX -начала XX в. Русско-японская война 1904-1905 гг.   Конференция

Окончание таблицы

 

 

№ урока Тема Часы Форма занятий
  Особенности и противоречия исторического развития страны накануне первой революции   Практикум по решению познавательных задач
 
  Итоговый контроль   1 Зачет

Планируемые результаты обучения по материалу модуля «Российская империя в начале 1900-х гг.»

Учащиеся должны:

Усвоить и применять понятия, термины: Модернизация. Моно­полизация. Индустриальное общество. Промышленный подъем. Тен­денция исторического развития. Многоукладность экономики. То­варность сельского хозяйства. Протекционизм. Конвертируемость. Патриархальность. Структура государственной власти. Полити­ческий террор. Репрессивный аппарат. Имперская национальная по­литика. Средние слои. Меценат. Российская интеллигенция. Граж­данское общество. Оппозиция. Радикализация общества. Меньше­визм, большевизм. Эсеры. Общенациональный политический кризис. Историческая альтернатива.

Знать даты: 1894-1917 — правление Николая II; 80-е гг. XIX -нач. XX в. — период капиталистической индустриализации в Рос­сии; 1899-1903 — мировой валютно-финансовый и экономический кризис. 1902 г. — образование ПСР; 1903 г. II съезд РСДРП; 1904-1905 — русско-японская война.

Называть: Промышленные и финансовые монополии. Органы государственной власти империи, их функции. Выступления рабо­чих, крестьян, национальных районов. Формы и методы деятель­ности ПСР, РСДРП. Основные изменения, происходящие в образе жизни, в ценностных ориентациях представителей различных слоев общества. Сражения русско-японской войны, ее итоги. Различные подходы к оценке государственной деятельности С. Ю. Витге.

Характеризовать (описывать): место России на геополитической карге мира и в контексте мировой истории; экономическое разви­тие страны на рубеже XIX-XX вв.; политический строй Российской


Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Технология модульного обучения


 


империи в начале столетия; изменения в сословно-классовой струк­туре российского общества начала XX в.; основные социальные движения (рабочее, крестьянское) и особенности политических те­чений (консервативного, либерального, радикального).

Мотивы и результаты деятельности исторических личностей: Ни­колая II, С. Ю. Витте, К. П. Победоносцева, В. К. Плеве, С. Зубатова, П. Д. Святополк-Мирского, П. Б. Струве, Г. В. Плеханова, В. Черно­ва, Г. Гершуни, В. И. Ульянова (Ленина), С. О. Макарова.

Объ яснять: задачи, возможные пути модернизации общества, осо­бенности ее российского варианта; сущность капиталистической ин­дустриализации в России, ее основное содержание и итоги к началу XX в.; особенности и тенденции социально-экономического и поли­тического развития России как среднеразвитой страны «второго эше­лона» мировой индустриальной цивилизации; роль объективных и субъективных факторов в углублении общенационального полити­ческого кризиса начала XX в.; сущность противоречий, сложившихся в обществе.

Осознать: закономерность вступления России в начале XX в. в стадию постепенного перехода к индустриальному обществу (мо­дернизации); огромное влияние процесса модернизации на все сфе­ры социальной жизни (социально-экономическую, политическую, культурную, духовную) и на последующее развитие страны; взаи­мообусловленность особенностей российского варианта модерни­зации и глубоких противоречий, нарастающих в обществе, постав­ленном в ситуацию исторического выбора; гуманность, конструк­тивность реформистского пути преобразования российской действительности начала века, актуальность положительного опыта сотрудничества власти и общества.

Понимать необходимость анализа документальных, в том числе альтернативных источников для наиболее полной интерпретации исторических событий, процессов изучаемой эпохи.

На базе предъявленных знаний учащиеся должны уметь: Самостоятельно:

• на основе данных тематической карты, схемы реконструировать социально-экономические и политические процессы в стране, ход и итоги военных действий;

• уметь объяснять и применять изученные понятия;


 

• давать характеристику и оценку деятельности исторических лич­ностей;

• подготовить и грамотно оформить самостоятельную творческую работу;

• выступить с сообщением по избранной теме;

• логически выстраивать монолог, аргументировать свое мнение.

Под руководством учителя:

• планировать индивидуальную и коллективную познавательную деятельность, выделять опорные знания в объеме материала всей темы;

• определять причинно-следственные связи исторических собы­тий, явлений;

• выявлять характерные черты, особенности социально-экономи­ческого и политического развития страны в изучаемый период;

• анализировать и сопоставлять альтернативные точки зрения, ин­терпретировать исторический факт;

• извлекать и систематизировать знания из различных источников (документальных, статистических, а также из мемуарной, публи­цистической, художественной литературы), участвовать в семина­ре, ученической конференции с элементами диспута, дискуссии;

• проводить самоконтроль, самоанализ уровня усвоения матери­
ала но определенному вопросу.

Литература

Андреев В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.

Журавлева О. Н. Проектирование технологии модульного обучения: Из опыта работы. СПб., 1999.

Колесова С. В. Система и технология модульно-развивающего обуче­ния // Технологии развивающего обучения. СПб., 2002.

Лаврентьев Г. В., Лаврентьева Н. Б. Слагаемые технологии модуль­ного обучения. Барнаул, 1994.

Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996.

Юцявичене П. А. Основы модульного обучения. Вильнюс, 1989.

Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.



Технология организации самостоятельной работы обучающегося


ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Надо помогать людям эффективно учиться, вместо того чтобы передавать им ненужные знания.

П. Фани, Л. Мамфолд

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальней­шей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир», — мысль, принадлежащая великому немецко­му педагогу А. Дистервегу. По сути — это идеал, к которому стремятся все педагоги. Идеал, недостижимый для тех, кто лишает ученика свободы, самостоятельности, ответственно­сти. Там же, где выбор, творчество, поиск, исследование, — там появляются интерес, воля, умения и готовность к само­развитию, к самоизменению, к творческому преображению себя и мира.

Сущность самостоятельной работы

Понятие самостоятельной работы имеет различное значение. Се­годня существует достаточно широкое понимание самостоятельной работы:

• вид деятельности,

• метод обучения,

• форма организации деятельности,

• средство обучения и т. д.

Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без не­посредственного вмешательства педагога, а с другой - как сред-


ство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную де­ятельность, средство формирования у них методов ее организации.

Основными признаками самостоятельной работы учащихся при­нято считать:

• наличие познавательной или практической задачи, проблемно­го вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;

• проявление умственного напряжения обучаемых для правиль­ного и наилучшего выполнения того или иного действия;

• проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе решения поставленных задач;

• наличие результатов работы, которые отражают свое понима­ние проблемы;

• владение навыками самостоятельной работы.

Определим цели самостоятельной работы в профильном обуче­нии. Основной целью организации самостоятельной работы стар­шеклассников выступает самостоятельная деятельность. Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень са­мостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки проблемы до осуществления кон­троля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим по­исковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ори­ентации и коррекции с передачей всех функций самому обучаю­щемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы (Г. М. Коджаспирова, 1998).

Помимо основной цели самостоятельная работа направлена на решение дидактических задач. Основной смысл дидактических задач самостоятельной работы состоит в следующем:

• мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;

• повысить ответственность обучающихся за свою учебу;

• научить обучающихся самостоятельно добывать знания из раз­личных источников;

• способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности старшеклассников;


 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения

• способствовать развитию допрофессиональной компетентнос­
ти старшеклассников;

• формировать у обучающихся системное мышление на основе
самостоятельной работы над выполнением индивидуальных
творческих заданий по учебным дисциплинам и т. и.
Выполнение любого вида самостоятельной работы предполага­
ет прохождение учеником следующих этапов.

Этапы выполнения самостоятельной работы

Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы.

Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.

Шаг 3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.

Шаг 4. Выбор адекватного способа действий, ведущего кре­щению задачи (выбор путей и средств для ее решения).

Шаг 5. Планирование (самостоятельно или с помощью пре­подавателя) самостоятельной работы по решению задачи.

Шаг 6. Реализация программы выполнения самостоятель­ной работы.

Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной рабо­ты, оценивание полученных результатов.

Одна из самых трудных проблем при организации самостоятель­ной работы — проблема разработки заданий. При разработке зада­ний для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать дидактические требования:

• примерные нормы времени для выполнения задания;

• логику и структуру учебного материала;

• практическое назначение задания;

• характер познавательной деятельности, направленной на выпол­нение тех или иных самостоятельных заданий;

• постепенное нарастание сложности и проблемности.

Для разработки заданий для самостоятельной работы необхо­димо изучить различные подходы к классификации.


Технология организации самостоятельной работы обучающегося

По частно-дидактической цели можно выделить три типа само­стоятельных работ:

• формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем пла­не то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания — работа с учеб­ником, конспектом, лекцией и др.;

• формирование знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдель­ные этапы лабораторных работ и практических занятий, типо­вые курсовые проекты и т. д.;

• создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий учебно-исследовательского характера. Классификация самостоятельной работы:

• но дидактической цели их применения: познавательные, прак­тические, обобщающие;

 

• по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-ис-следовательские, исследовательские (творческие);

• по методам научного познания: теоретические, эксперименталь­ные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику;

• по типам решаемых задач (здесь возможны разные классифика­ции, например, типы задач: познавательные, творческие, иссле­довательские).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.