Модель 1. Обучение исследованию — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Модель 1. Обучение исследованию

2018-01-14 317
Модель 1. Обучение исследованию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: не столько достижение результата, сколько освоение са­мого процесса исследования.

Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной дея­тельности ученика во внеурочное время.

Шаг 1. Столкновение с проблемой.

Шаг 2. Сбор данных - «верификация».

Шаг 3. Сбор данных - экспериментирование.

Шаг 4. Построение объяснения.

Шаг 5. Анализ хода исследования.

Модель 2. Приглашение к исследованию (Д. Шваб)

Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поиско­вого мышления.

Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности учащихся во время урока.

Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.

Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.

Шаг 3. Выделение трудностей учебной) познания как проблемы исследования.

Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследо­вательской процедуры.


Модель 3. Систематическое исследование (по Микаэлису)

Цель: формирование научного мышления, синтез процесса ис­следования и его результатов.

Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследо­вания и разработка решения осуществляются учащимся самосто­ятельно. Реализуется на третьей ступени обучения под руковод­ством научных руководителей — преподавателей вуза и педаго­гов школы.

Шаг 1. Определение проблемы.

Шаг 2. Выдвижение гипотезы.

Шаг 3. Выбор источников информации.

Шаг 4. Анализ и синтез данных.

Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопро­сы и проверки гипотезы.

Шаг 6. Интерпретация данных в их соотнесении с социальны­ми, экономическими, политическими и духовными процессами.

Учитывая рассмотренные варианты, мы предлагаем обобщен­ную поисковую модель урока:

 

Компонент Сущность
Цели Создание условий для «выращивания» нового знания, получения конкретного образовательного продукта. Организация поисковой учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Предполагаемый результат Образовательный продукт
Содержание, возможные методы Задачи-проблемы, проблемные вопросы. Проблемное изложение, рассуждающее изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа поис­ково-исследовательского типа, творческие работы, моделирование
Взаимодействие, связи Обучающийся — образовательный ресурс
Деятельность обучающеюся Поисковая

 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Исследовательские технологии обучения старшеклассников


 


               
   
   
 
 
 
   
 


Окончание таблицы

 

Компонент Сущность
Позиция обучающегося Исследовательская
Контроль По продукту деятельности: анализ письменных тек­стов, продуктов деятельности
Тип урока •.Урок-лаборатория; • урок-экспертиза; • урок — творческий отчет; • урок изобретательства; • урок — «патент на открытие»; • урок открытых мыслей; • урок фантастического проекта; • урок — защита исследовательских проектов; • урок-исследование

Данная модель может конструироваться учителем в двух вари­антах: как организация индивидуальной учебно-исследовательской деятельности и как организация групповой учебно-исследователь­ской деятельности.


Вариант 2. Организация групповой учебно-исследовательской деятельности


 


 
 


Вариант 1. Организация индивидуальной учебно-исследовательской

деятельности


 

Компонент Сущность
Цели Создание условий для организации хруплового вза­имодействия с целью выполнения учебно-исследо­вательской работы
Предполагаемый результат ЗУН, опыт решения задачи в совместной деятельно­сти, коммуникативная компетентность, образователь­ный продукт
Содержание, возможные методы Задачи-проблемы, проблемные вопросы
Взаимодействие, связи Регулярные прямые и обратные связи между всеми субъектами (от 2 до 7 человек)
Позиция обучающегося Интерактивная, исследовательская
Контроль По продукту деятельности: оценивание проекта, учебного исследования, текстов и т. д.

 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


 


Исследовательские технологии обучения старшеклассников


 


Окончание таблицы

 

Компонент Сущность
Тип урока Урок-кооперация; урок выполнения группового про­екта; урок выполнения учебно-исследовательской работы

Важной педагогической проблемой при организации данного типа урока выступает распределение ролей в исследовании. Исследователь-координатор:

1. Задает вопросы по теме.

2. Формулирует, выдвигает гипотезу.

3. Предлагает план исследования и уточняет предмет исследо­вания.

4. Работает с теоретической и справочной литературой для вы­страивания аргументации и сбора информации.

5. Сравнивает данные с различных точек зрения.

6. Делает обзор необходимой литературы и анализ текстов (вы­деление главной мысли, аргументов).

7. Делает обобщения, выводы.
Организатор коммуникации:

1. Задает вопросы по теме.

2. Организовывает и представляет данные в различных форма­тах с ориентацией на конкретную аудиторию.

3. Интерпретирует различные точки зрения.

4. Выстраивает дискуссию.

5. Аргументированно представляет свою точку зрения.

6. Редактирует текст.

7. Использует различные жанры коммуникации.
Организатор и участник принятия решений:

1. Анализирует конкретные случаи и устанавливает их связь с более общими решениями.

2. Оценивает необходимость и достаточность данных для при­нятия решения.

3. Принимает решение на основе имеющейся информации.
Дизайнер-оформитель презентации:

1. Оформляет полученные результаты в виде буклета.


Итак, представим этапы технологии с позиции педагога.

Этапы технологии

Этап 1. Выбор темы исследования.

Этап 2. Составление инструкции. Инструкция выдается уча­щимся за проведение исследования с тем, чтобы они продума­ли гипотезу и ход исследования. Ответ на каждое задание уче­ник может написать в этой же инструкции, для чего в ней пре­дусмотрено место. Таким образом, из инструкции в процессе работы получается полноценный отчет.

Этап 3. Проведение работы. Задача учителя сводится к роли наблюдателя и консультанта.

Этап 4. Оценивание работы учащихся. Оценивание работ учащихся проводится по критериям, заранее согласованным с учащимися.

Как выбрать тему исследования?

Данные рекомендации могут быть представлены старшекласс­нику.

ПРАВИЛА ВЫБОРА ТЕМЫ

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований. Назовем их условно правилами выбора темы иссле­дования:

1. Тема должна быть вам интересна, должна увлекать вас. Исследовательская деятельность, как и всякое творчество, воз­можна и эффективна только на добровольной основе.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести ре­альную пользу участникам исследования.

Идея должна быть такой, в которой вы максимально реализуе­тесь как исследователь, раскроете лучшие стороны своего ин­теллекта, получите новые полезные знания, умения и навыки. Задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент
неожиданности, необычности.

Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному. Оригинальность в данном случае следует пони-


 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Исследовательские технологии обучения старшеклассников


 


мать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные пред­меты и явления.

Кроме этого, выбирая тему, надо учитывать желания и возможнос­ти. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее ре­шения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой «исследовательской базы», невозможность собрать необходимые дан­ные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает «пустословие». А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, ос­нованного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Источник в сокращении: http://cobr.kts.ru/drevo/col.htm

Приведем примерные темы (по обществоведению):

1. Загадка III тысячелетия - когда же оно началось (в 2000 г., в 2001, 11 сентября 2002)?

2. Актуальные вопросы современности: почему растет актуаль­ность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале XX в.?

3. Новые профессии: чем обусловлено их появление?

Поддержка

учебно-исследовательской

деятельности старшеклассника

Научно-методическое обеспечение учебно-исследовательской деятельности старшеклассника предполагает реализацию следую­щих функций: а) трансформация исходного научного предметного материала в соответствии с разобранным целеполаганием иссле­довательской деятельности учащихся как способа организации образовательного процесса; б) разработка различных форм и спо­собов участия субъектов развития исследовательской деятельнос­ти в реализации учебного процесса.

Педагогу необходимо учитывать все факторы, влияющие на эф­фективность учебно-исследовательской деятельности старшекласс­ника (факторы выявлены О. Б. Даутовой).


Факторы, влияющие на эффективность учебно-исследователь­ской деятельности старшеклассника

I. Знание о деятельности и предполагаемом результате

1. Существуют ли стандарты деятельности?

2. Ознакомлен ли ученик с результатом, который от него ожи­дается, и стандартами деятельности?

3. Считает ли ученик стандарты выполнимыми?
II. Поддержка, оказываемая при выполнении заданий

1. Может ли ученик легко определить действия, приводящие к требуемому результату?

2. Может ли быть задание выполнено без пересечения с други­ми заданиями?

3. Логичен ли процесс и этапы деятельности?

4. Соответствуют ли деятельности ресурсы (время, источники, информация и др.).

III. Навыки, умения

1. Обладает ли ученик навыками и знаниями, необходимыми для выполнения деятельности?

2. Знает ли ученик, почему эта деятельность важна?

IV. Обратная связь

1. Получает ли ученик информацию о своей деятельности?

2. Информация, которую он получает: точна, своевременна, кон­кретна, проста для понимания?

V. Индивидуальные способности

1. Пригоден ли ученик для деятельности физически, интеллек­туально, эмоционально?

VI. Последствия

1. Поддерживают ли они выполнение ожидаемой деятельности?

2. Оказываются ли последствия имеющими смысл для уче­ника?

3. Своевременны ли последствия?

Информационно-коммуникативное обеспечение

Ведущими функциями данного вида обеспечения выступают: а) соорганизация различных типов сообществ но межпрофессио­нальному и позиционному профилям; б) разработка способов трансляции инновационного опыта; в) разработка различного рода


 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения

коммуникативных средств (собственно текущая информация, раз­личного рода пособия, нормативные документы и др.).


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.