Таксономия учебных задач Д. Толлингеровой — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономия учебных задач Д. Толлингеровой

2018-01-14 337
Таксономия учебных задач Д. Толлингеровой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Задачи на воспроизведение знаний:

• узнавание;

• воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий;

• воспроизведение определений, норм, правил, воспроизведе­ние текста.

2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции:

• определение фактов (измерение);

• перечисление и описание фактов;

• перечисление и описание процессов и приемов деятельности;

• анализ и синтез;


Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения

• упорядочивание (классификация, категоризация);

• определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза и т. д.);

• абстракцию, конкретизацию, обобщение;

• манипуляцию с неизвестными параметрами и их поиск по правилу, алгоритму, формуле.

3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции:

• трансформацию (объяснение смысла, значения);

• индукцию;

• дедукцию;

• аргументацию;

• оценку.

4. Задачи на порождение речевых высказываний:

• сочинение обозрения (конспекты, проспекты);

• сочинение доклада, отчета;

• самостоятельные письменные работы, проекты.

5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление:

• применение на практике;

• решение проблемных ситуаций;

• целеполагание и постановка вопросов;

• эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эм­пирических данных;

• эвристический поиск на базе логического мышления.

6. Задачи, предполагающие рефлексию:

• позволяющие освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действий опознания, запоминания;

• рефлексивные действия, связанные с построением текста;

• построение стратегий совместного и индивидуального решения;

• выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.

Характеристика технологии

организации самостоятельной

работы обучающегося

Мы различаем технологию организации самостоятельной работы в широком и узком смысле. В широком смысле технология включа­ет описание этапов деятельности как педагога, так и обучающеюся.


Технология организации самостоятельной работы обучающегося

В узком смысле это технология деятельности ученика. Учащийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятель­ности на основе рефлексии.

Технология организации самостоятельной работы включает не­сколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществ­ляется совместно с обучающимся), деятельностный — собственно этап осуществления самостоятельной работы обучающимся (опосредо­ванное руководство, осуществляемое на основе педагогической поддержи и консультирования), рефлексивный (осуществляется со­вместно с обучающимся), аналитический.

 

Графически технологию организацию самостоятельной работы в широком смысле можно представить следующим образом:


Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения

Первый этап — подготовительный, задачей этапа выступает мо­делирование и проектирование деятельности обучающегося и раз­работка методических и программных материалов для организа­ции самостоятельной работы.

Подготовительный этап

Шаг 1. Скорректировать учебные программы, добавив до­полнительные разделы: темы для самостоятельной работы, со­провождение и контроль за самостоятельной работой (с указа­нием организационных форм самостоятельной работы), при­меры типовых заданий для самостоятельной работы.

Шаг 2. Разработка УМК по предмету.

Шаг 3. Отобрать виды учебной работы, соответствующие основным целям и задачам учебной программы.

Шаг 4. Разработка заданий для самостоятельной работы.

Шаг 5. Рассчитать количество часов и сумму баллов, кото­рые должен набрать обучающийся в ходе выполнения самосто­ятельной работы.

Шаг 6. Разработать технологическую карту самостоятель­ной работы ученика с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможности выбора.

Второй этап — этап целеполагания, в задачу которого входят совместное целеполагание и составление технологической карты самостоятельной работы.

Этап целеполагания

Шаг 1. Предъявление обучающемуся технологической кар­ты самостоятельной работы с целью выработки плана.

Третий этап - деятельностный. Особенностью данного этапа является то, что учащийся и педагог меняются ролями. Учащий­ся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Преподаватель же выполня­ет роль консультанта по образовательному запросу ученика. Он


Технология организации самостоятельной работы обучающегося

отвечает учащемуся только на те вопросы, которые у него вызы­вают затруднения и требуют вмешательства педагога.

Под образовательным запросом мы понимаем запрос педагогу от обучающегося по поводу того, что он самостоятельно не может решить учебную задачу или проблему.

Типы образовательного запроса:

• информационный — по поводу расширения информационной базы (не хватает источников информации для решения про­блемы);

• ресурсный - по поводу ресурсной базы (не хватает ресурсов для решения проблемы);

• технологический (нет технологии, тактики, стратегии для ре­шения проблемы);

• учебный — имеется затруднение в решении учебной задачи (от педагога требуется коррекция деятельности обучающегося);

• психологический — ученик не может выполнить задачу в силу отсутствия психологического ресурса (неадекватная самооцен­ка, неверие в свои силы, пессимизм, отчуждение от учебной ра­боты, снижение или отсутствие мотивации, дидактогения и т. д.). В данной ситуации он нуждается в психолого-педагогической поддержке;

• временной — не хватает времени и энергии для решения за­дачи.

Согласно запросу обучающегося и выстраивается консультаци­онная работа.

 

Деятельностный этап    
Шаг 1 Осуществление самостоятельной учебно-познава-
тельной деятельности. Шаг 2. Сравнение деятельности по эталону или по критери­ям. Оценивание выполненной работы. В случае несовпадения —
шагЗ. Шаг 3. Шаг 4 Коррекция деятельности. Оценивание выполненной работы, полученного об-
разовательного результата.    

 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Технология организации самостоятельной работы обучающегося


 


Четвертый этап — рефлексивный. Задача этапа — оценивание учебных достижений обучающегося.

 

Рефлексивный этап        
Шаг 1. Предъявление педагогу и/или другим обучающимся
выполненной работы.        
Шаг 2. Оценивание выполненной самостоятельной работы.
           

Пятый этап — аналитический. Педагог анализирует получен­ные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные за­дания и т. д.

Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной, не­обходимо соблюдать требования, предъявляемые к организации са­мостоятельной работы.

1. Обеспечение правильного сочетания объемов урочной и вне­урочной самостоятельной работы.

2. Методически правильная организация работы обучающегося.

3. Обеспечение обучающегося необходимыми методическими ма­териалами с целью превращения процесса самостоятельной ра­боты в процесс творческий.

4. Наличие ресурсного обеспечения, позволяющего обучающему­ся выполнить задание на высоком качественном уровне.

5. Осуществление учета учебных и личностных достижений стар­шеклассников.

6. Разработка и внедрение в образовательный процесс мер, стиму­лирующих качественное выполнение самостоятельной работы.

Таким образом, повышение роли самостоятельной работы пред­полагает:

коррекцию учебных программ с целью увеличения доли са­мостоятельной работы обучающегося над изучаемым матери­алом, включение тем, выносимых для самостоятельного изу­чения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств; • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий обучения, активное


использование информационных технологий, позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;

• совершенствование системы текущего контроля работы обуча­ющихся, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

• совершенствование методик проведения проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, поскольку имен­но эти виды деятельности в первую очередь готовят их к само­стоятельному выполнению допрофессиональных задач.

Рекомендуем!

В данной рубрике мы представляем нетрадиционные приемы организации самостоятельной работы обучающихся.

I. Алгоритм составления творческой умственной карты (ав­торы Т. и Б. Бьюзен [2003])

1. Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую сво­боду ветвиться во всех направлениях.

2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображе­ние. Почему? Потому что но своему творческому потенциа­лу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и спосо­бен концентрировать ваше внимание.

3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам разли­чать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.

4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями. Для чего? Поскольку мозг работает с по­мощью ассоциаций, то если эти ветви соединены на листе бумаги, они будут соединяться и в вашей голове и начнут искриться большим количеством творческих мыслей. Кроме того, это формирует и поддерживает основу структуры точ-


 




Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения


Технология организации самостоятельной работы обучающегося


 


но так же, как ваш скелет, мышцы и соединительные ткани объединяют все ваше тело.

5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Поче­му? Потому что творческая умственная карта с прямыми ли­ниями скучна для глаз! Ваш мозг гораздо сильнее привлека­ют искривленные линии, которые вы чаще видите в природе.

6. Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что, как вам известно, каждое отдельное слово или образ генери­руют свой собственный огромный массив творческих мыс­лей. Когда вы используете по одному слову, каждое из них обладает лучшей способностью генерировать новые мысли. Написание фраз или предложений может замедлять сраба­тывание этого эффекта (внимательно рассмотрите умствен­ные карты).

7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимули­руют новые творческие ассоциации.

II. Приемы и стратегии учебной рефлексии

Прием «Плюс-Минус-Интересно» (автор Эдвард де Боно)

Смысл этого приема вполне очевиден: учить рассматривать яв­ления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрица­тельных сторон (здесь можно вспомнить известную для всех ме­неджеров таблицу SWOT). Между тем его особенностью является третья часть «Интересно». Она направлена на целенаправленный поиск творческих, неоднозначных аспектов информации. Графа «Интересно» побуждает выйти за границы «хорошо плохо», «опас­но-комфортно» и т. д. и сформулировать вопрос, направленный на дальнейшее развитие темы, на более углубленное знакомство с ней:

 

Плюс  
Минус  
Интересно  

Прием ПМИ часто используют для того, чтобы «набрать» пер­вичный аналитический материал, позволяющий расширить пред-


ставления о предмете изучения. Некоторые коллеги используют ПМИ для своих пособий, учебников. Иногда указанную таблицу применяют для обратной связи.

Стратегия «Таблица-синтез» (составил И. О. Загашев)

Данная стратегия используется для развития рефлексивного вос­приятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.

При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впос­ледствии перерасти в умение вести диалог с текстом.

 

Ключевые моменты текста (сообщения) На чем остановилось внимание? Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (Анализ)
     

 

Вывод
 
 
 
 

Бортовые журналы — обобщающее название различных при­емов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во вре­мя изучения какой-то темы записывают свои мысли.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.