Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2018-01-14 | 396 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
1. Задачи на воспроизведение знаний:
• узнавание;
• воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий;
• воспроизведение определений, норм, правил, воспроизведение текста.
2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции:
• определение фактов (измерение);
• перечисление и описание фактов;
• перечисление и описание процессов и приемов деятельности;
• анализ и синтез;
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
• упорядочивание (классификация, категоризация);
• определение отношений (причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, польза и т. д.);
• абстракцию, конкретизацию, обобщение;
• манипуляцию с неизвестными параметрами и их поиск по правилу, алгоритму, формуле.
3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции:
• трансформацию (объяснение смысла, значения);
• индукцию;
• дедукцию;
• аргументацию;
• оценку.
4. Задачи на порождение речевых высказываний:
• сочинение обозрения (конспекты, проспекты);
• сочинение доклада, отчета;
• самостоятельные письменные работы, проекты.
5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление:
• применение на практике;
• решение проблемных ситуаций;
• целеполагание и постановка вопросов;
• эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эмпирических данных;
• эвристический поиск на базе логического мышления.
6. Задачи, предполагающие рефлексию:
• позволяющие освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действий опознания, запоминания;
• рефлексивные действия, связанные с построением текста;
• построение стратегий совместного и индивидуального решения;
• выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.
|
Характеристика технологии
организации самостоятельной
работы обучающегося
Мы различаем технологию организации самостоятельной работы в широком и узком смысле. В широком смысле технология включает описание этапов деятельности как педагога, так и обучающеюся.
Технология организации самостоятельной работы обучающегося
В узком смысле это технология деятельности ученика. Учащийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.
Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимся), деятельностный — собственно этап осуществления самостоятельной работы обучающимся (опосредованное руководство, осуществляемое на основе педагогической поддержи и консультирования), рефлексивный (осуществляется совместно с обучающимся), аналитический.
Графически технологию организацию самостоятельной работы в широком смысле можно представить следующим образом:
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Первый этап — подготовительный, задачей этапа выступает моделирование и проектирование деятельности обучающегося и разработка методических и программных материалов для организации самостоятельной работы.
Подготовительный этап
Шаг 1. Скорректировать учебные программы, добавив дополнительные разделы: темы для самостоятельной работы, сопровождение и контроль за самостоятельной работой (с указанием организационных форм самостоятельной работы), примеры типовых заданий для самостоятельной работы.
Шаг 2. Разработка УМК по предмету.
Шаг 3. Отобрать виды учебной работы, соответствующие основным целям и задачам учебной программы.
Шаг 4. Разработка заданий для самостоятельной работы.
|
Шаг 5. Рассчитать количество часов и сумму баллов, которые должен набрать обучающийся в ходе выполнения самостоятельной работы.
Шаг 6. Разработать технологическую карту самостоятельной работы ученика с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможности выбора.
Второй этап — этап целеполагания, в задачу которого входят совместное целеполагание и составление технологической карты самостоятельной работы.
Этап целеполагания
Шаг 1. Предъявление обучающемуся технологической карты самостоятельной работы с целью выработки плана.
Третий этап - деятельностный. Особенностью данного этапа является то, что учащийся и педагог меняются ролями. Учащийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Преподаватель же выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика. Он
Технология организации самостоятельной работы обучающегося
отвечает учащемуся только на те вопросы, которые у него вызывают затруднения и требуют вмешательства педагога.
Под образовательным запросом мы понимаем запрос педагогу от обучающегося по поводу того, что он самостоятельно не может решить учебную задачу или проблему.
Типы образовательного запроса:
• информационный — по поводу расширения информационной базы (не хватает источников информации для решения проблемы);
• ресурсный - по поводу ресурсной базы (не хватает ресурсов для решения проблемы);
• технологический (нет технологии, тактики, стратегии для решения проблемы);
• учебный — имеется затруднение в решении учебной задачи (от педагога требуется коррекция деятельности обучающегося);
• психологический — ученик не может выполнить задачу в силу отсутствия психологического ресурса (неадекватная самооценка, неверие в свои силы, пессимизм, отчуждение от учебной работы, снижение или отсутствие мотивации, дидактогения и т. д.). В данной ситуации он нуждается в психолого-педагогической поддержке;
• временной — не хватает времени и энергии для решения задачи.
Согласно запросу обучающегося и выстраивается консультационная работа.
Деятельностный этап | |||
Шаг 1 | Осуществление самостоятельной | учебно-познава- | |
тельной деятельности. Шаг 2. Сравнение деятельности по эталону или по критериям. Оценивание выполненной работы. В случае несовпадения — | |||
шагЗ. Шаг 3. Шаг 4 | Коррекция деятельности. Оценивание выполненной | работы, | полученного об- |
разовательного результата. |
|
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Технология организации самостоятельной работы обучающегося
Четвертый этап — рефлексивный. Задача этапа — оценивание учебных достижений обучающегося.
Рефлексивный этап | |||||
Шаг | 1. Предъявление | педагогу | и/или | другим обучающимся | |
выполненной работы. | |||||
Шаг | 2. Оценивание выполненной самостоятельной | работы. | |||
Пятый этап — аналитический. Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы, вносит коррективы в учебные задания и т. д.
Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной, необходимо соблюдать требования, предъявляемые к организации самостоятельной работы.
1. Обеспечение правильного сочетания объемов урочной и внеурочной самостоятельной работы.
2. Методически правильная организация работы обучающегося.
3. Обеспечение обучающегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
4. Наличие ресурсного обеспечения, позволяющего обучающемуся выполнить задание на высоком качественном уровне.
5. Осуществление учета учебных и личностных достижений старшеклассников.
6. Разработка и внедрение в образовательный процесс мер, стимулирующих качественное выполнение самостоятельной работы.
Таким образом, повышение роли самостоятельной работы предполагает:
коррекцию учебных программ с целью увеличения доли самостоятельной работы обучающегося над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств; • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий обучения, активное
использование информационных технологий, позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;
|
• совершенствование системы текущего контроля работы обучающихся, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
• совершенствование методик проведения проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, поскольку именно эти виды деятельности в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению допрофессиональных задач.
Рекомендуем!
В данной рубрике мы представляем нетрадиционные приемы организации самостоятельной работы обучающихся.
I. Алгоритм составления творческой умственной карты (авторы Т. и Б. Бьюзен [2003])
1. Начните в ЦЕНТРЕ чистой страницы, немного развернув ее. Зачем? Чтобы предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях.
2. Используйте в качестве своей центральной идеи изображение. Почему? Потому что но своему творческому потенциалу образ стоит тысячи слов, он будет приятен глазу и способен концентрировать ваше внимание.
3. Повсюду используйте разные цвета. Зачем? Затем, что цвет стимулирует творческое мышление, помогает вам различать сферы творческой мысли, стимулирует визуальные центры мозга и захватывает внимание глаз, привлекает интерес.
4. Подсоедините к центральному образу главные ответвления и соедините ветви второго и третьего уровней с первым и вторым уровнями. Для чего? Поскольку мозг работает с помощью ассоциаций, то если эти ветви соединены на листе бумаги, они будут соединяться и в вашей голове и начнут искриться большим количеством творческих мыслей. Кроме того, это формирует и поддерживает основу структуры точ-
Раздел II. Ведущие технологии профильного обучения
Технология организации самостоятельной работы обучающегося
но так же, как ваш скелет, мышцы и соединительные ткани объединяют все ваше тело.
5. Ответвления делайте искривленными, а не прямыми. Почему? Потому что творческая умственная карта с прямыми линиями скучна для глаз! Ваш мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые вы чаще видите в природе.
6. Пишите по одному слову на строке. Почему? Потому, что, как вам известно, каждое отдельное слово или образ генерируют свой собственный огромный массив творческих мыслей. Когда вы используете по одному слову, каждое из них обладает лучшей способностью генерировать новые мысли. Написание фраз или предложений может замедлять срабатывание этого эффекта (внимательно рассмотрите умственные карты).
7. Повсюду используйте образы и изображения. Зачем? Затем, что изображения и символы легко запоминать, они стимулируют новые творческие ассоциации.
|
II. Приемы и стратегии учебной рефлексии
Прием «Плюс-Минус-Интересно» (автор Эдвард де Боно)
Смысл этого приема вполне очевиден: учить рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон (здесь можно вспомнить известную для всех менеджеров таблицу SWOT). Между тем его особенностью является третья часть «Интересно». Она направлена на целенаправленный поиск творческих, неоднозначных аспектов информации. Графа «Интересно» побуждает выйти за границы «хорошо плохо», «опасно-комфортно» и т. д. и сформулировать вопрос, направленный на дальнейшее развитие темы, на более углубленное знакомство с ней:
Плюс | |
Минус | |
Интересно |
Прием ПМИ часто используют для того, чтобы «набрать» первичный аналитический материал, позволяющий расширить пред-
ставления о предмете изучения. Некоторые коллеги используют ПМИ для своих пособий, учебников. Иногда указанную таблицу применяют для обратной связи.
Стратегия «Таблица-синтез» (составил И. О. Загашев)
Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает ученика к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания.
При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья — при просмотре содержания первых двух. При чтении текста можно предложить обучающимся читать в паре. Диалог, возникающий в процессе подобного парного чтения, может впоследствии перерасти в умение вести диалог с текстом.
Ключевые моменты текста (сообщения) | На чем остановилось внимание? | Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня? (Анализ) |
Вывод |
Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым обучающиеся во время изучения какой-то темы записывают свои мысли.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!